Главная стр 1
Аграфена Купальница (Аграфена Лютые Коренья)– народное название дня памяти св. мученицы Агриппины, отмечаемого 23 июня / 6 июля.

День Аграфены Купальницы открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (29 июня/12 июля). Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы (см. Иванов день).

В день Аграфены Купальницы впервые после долгой зимы людям разрешалось купаться в реках, ручьях, прудах и озерах.

Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти, оскверняющей их. Кроме того, считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.

В этот день снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. До Аграфены Купальницы этого нельзя было делать, так как, по поверью, на растениях обитали души предков, находившиеся на земле в период между Пасхой и Троицей. В этот день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и других лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.

В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику (Иван Купала), или как его начальный этап.

Так, ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников (Иван Купала):
                   "Ездил Иван по вулице,
                   Сбирал девок на гулянья,
                   Молодушек на Купальню.
                   Пока млада собиралась,
                   Пока у свекрови допрошуся,
                   Покуль свекру доложуся,
                   С милым ладом сговорюся,
                   Пока млада собиралась,
                   Все гулянья миновала.
                   Все цветочки посорвали,
                   Всю купальню притоптали".
                                  (Песни Псковской земли. 1989. № 153).

Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома - им пели корильные песни:


                   "Иван ходит по вулице,
                   Собирайтесь девки, бабы,
                   Собирайтесь на Купальну
                   Да кто пойдет - красавица,
                   Кто не пойдет - пень-колода
                   На дуб лезет, сучья ломит,
                   С дуба лезет, кору дерет,
                   Домик строит, крышу кроет".
                                  (Песни Псковской земли. 1989. № 141).

Ритуальный начин, основными участницами которого были молодые женщины и девушки, свидетельствовал о их руководящей роли в ряде обрядов купальского цикла (Иван Купала). Отсюда осмысление праздника Аграфены Купальницы, а также Ивана Купалы, как женского/девичьего праздника, что нашло отражение и в фольклоре:


                   "Как у нас в году три праздника:
                   Первый праздник Семик честной,
                   Другой праздник Тройцын день,
                   А третий праздник Купальница".
                                  (Смирнов В.А. 1981. С. 65).

                   "Березонька скрипела,


                   Всем девушкам кликала:
                   "Святая Купальница,
                   Всем девкам племянница!".
                                  (Смирнов В.А. 1981. С.66).

В функции девушек и женщин входили ритуальные обходы полей, деревень, домов, изготовление обрядовых блюд - каши и кулаги - и совместная трапеза, происходившая обычно в ржаных полях (Иван Купала).

Вечером девушки и парни собирались на берегах рек или озер и устраивали трапезы, главными блюдами которых были каша и яичница; собирали для гадания букеты из 12 трав, находили «иваньковский» цветок иван-да-марья; пели песни:

      Я по цветикам ходила,


      По лазоревым гуляла,
      Цвета алого искала.
      Не нашла цвета алого,
      Супротив мою милого.
      Эх, мой миленький хорош,
      Чернобров, душа, пригож.

Трапеза заканчивалась общим весельем молодежи, продолжавшимся до самого утра.

В западных и юго-западных губерниях Европейской России в течение всего дня деревенская молодежь по крестьянским дворам собирала дрова, солому, бочки из-под дегтя для разжигания костра, называвшегося ивановским, купальским, купайлой. Костры устраивали на возвышенных местах по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Прямо на земле или на деревянном помосте, козлах, втыкали длинную, до 10 – 15 м, жердь с поперечными перекладинами, на верху которой закрепляли колесо (дегтярную бочку или корзину). И колесо, и перекладины обматывали пучками соломы, а затем все это закладывалось дровами и хворостом Каждая деревня старалась сделать свой костер более ярким и более высоким, чем костер соседей. Сигналом к его зажиганию служил заход солнца, а вместе с ним и наступление Ивановой ночи, как считалось, таинственной и полной чудес.

Кукла «Кубышка-травница» изготавливалась на Аграфену-купальницу, наполняли куклу разными душистыми свежесобранными травами. Поскольку день этот связан с водой , сарафан куклы в голубых тонах, на голове венок, символ того, что на Аграфену девушки гадали, опуская венки из трав в воду. В руке у Аграфены букет из целебных трав, которые помогали от болезней.





Авторская кукла Аграфена Купальница – МАСТЕР – КЛАСС http://www.rukukla.ru/article/change/agrafena.htm



По материалам сети Интернет:

  1. http://traditio.ru/wiki/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

  2. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4255.htm


Смотрите также:
Аграфена Купальница
39.12kb.
«Отцы» и «дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди сочтемся» Пьеса А. Н. Островского «Свои люди сочтемся»
27.16kb.
Занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться»
42.29kb.