Главная стр 1
скачать

Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендована

методическим советом

_________________

Протокол №___ от «__»_____2013г.



Утверждаю:

Директор МОУ «Сторожевская СОШ» А.М.Захаренко

«__»_________2013г.


Разработка

«Психолого-педагогическое сопровождение

в рамках введения ФГОС ООО»

c. Сторожевск

2013 год

Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения в МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

· формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности школьной психологической службы:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

· изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

· формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

· разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Меняющейся системе образования остро необходима новая концепция измерения и оценки. Предлагаемую мониторинговую модель, направленную на оценку сформированности УУД в 5-9 классах, следует рассматривать как первый шаг в данном направлении. Этот шаг нуждается в широкой апробации и соответствующей доработке – как по общей организации процедуры, так и по необходимому и достаточному набору заданий.


I этап (5 класс)

Переход учащегося на новую ступень образования
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.


1

четверть
2

четверть

3

четверть

4

четверть

консилиум



Диагностический

минимум по адаптации

Углубленная

диагностика

консилиум



Коррекционно-развивающая работа по адаптации


В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:



1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с ООП (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы консилиума), обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления, в рамках внеурочной деятельности может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология» 1И.В. Дубровиной, программа Селевко.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

II этап.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 6-8 классов

Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации школы.


1 четверть
2 четверть
3 четверть

4 четверть


Итоговый

консилиум


Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе
Углубленная

диагностика УУД совместно с педагогами


Корр.-развивающая работа по формированию УУД

Наиболее продуктивной может быть развивающая работа с учащимися, предусматриваемая в рамках внедрения ФГОС ООО (1 час в неделю в сетке часов во II половине дня).



III этап.

Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся 9-х классов
В рамках этого этапа предполагается:

1 четверть




2 четверть




3 четверть




4 четверть

Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута




Проведение профильных элективных курсов




Диагностика сформированности УУД соответствующих требованиям ФГОС ООО




Консилиум по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута

  1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;

  2. Проведение профильных элективных курсов;

  3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;

  4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;

  5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса повысит его эффективность. Положения и рекомендации психолога - основа проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей. Это позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Список литературы


  1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.

  2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.

  3. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М. Митиной М.: 2010 .

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.

  5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.

  6. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008.


1











скачать


Смотрите также:
Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский»
828.23kb.
Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский»
392.52kb.
Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский»
122.65kb.
Администрация коркинского муниципального района
61.59kb.
Администрация муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский»
5677.43kb.
Должностная инструкция заведующего отделом образования администрации муниципального района «прилузский»
870.85kb.
Администрация муниципального образования пчевжинское сельское поселение киришского муниципального района
199.1kb.
Постановление От 23 сентября 2011 года №47 «По содержанию дорог»
81.67kb.
Ориентировочный объем капитальных вложений необходимый для модернизации, переоборудования и т п. млн руб
78.67kb.
Заказчик: Администрация Сусанинского муниципального района Костромской области
884.75kb.
Заказчик: Администрация Сусанинского муниципального района Костромской области
5220.5kb.
Публичный доклад муниципального общеобразовательного учреждения
302.04kb.