Главная стр 1
скачать
Самоанализ

профессиональной деятельности

учителя географии первой квалификационной категории,

МОУ – Бочанихинской основной общеобразовательной школы

Дымура Любовь Анатольевны

Тема: «Активизация познавательной активности и использование ИКТ – технологии на уроках географии»



Педагогические задачи

1.Создавать необходимые условия для развития способностей и талантов ребенка.

2. Научить их самостоятельности.

3.Развить умение найти себя в нашей трудной, но прекрасной жизни.

4.Научить их любить себя и окружающий мир.

5.Создать ситуацию успеха каждому ученику на каждом уроке.

6.Уважать мысли, чувства и права своих питомцев, признавать его неповторимость.

7.Повышать качество работы: совершенствуя положительное; развивая достигнутое; преодолевая недостатки; предупреждая ошибки

Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заниматься поиском ответа на известный вопрос: «Быть или быть?»

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают расширить в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

В своей работе использую технологии:

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. (Приложение №1)

1). Проблемное обучение – обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

2) Технология исследовательского обучения

3). Технология модульного обучения

4). Тестовые технологии

5). Кейс технологии – способствуют развитию навыков анализа и критического мышления, демонстрации различных точек зрения и.т. д…

6).Компьютерные технологии

1). Проблемное обучение

Цель данной работы – показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.

Исследовательские проекты. Создание картографического проекта на основе художественного описания. Последние годы ознаменованы развитием гуманистической географии, которая немыслима без учета фактора искусства, особенно литературы. Появляются работы, анализирующие русскую и иностранную литературу с географической точки зрения. Какие же произведения попадают в поле зрения географов? В первую очередь формирующие наши географические чувства и представления или картины мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий.

Пример 1. Информационные, познавательные проекты. В 8 классе провожу конкурс презентаций по теме «Жемчужина Восточной Сибири - озеро Байкал». Перед учащимися ставится проблема: выяснить, в чем уникальность озера Байкал? Одновременно в ходе добычи, обработки информации учащиеся осваивали знаниевый компонент. Над проектом дети работали в группах. Результаты были удивительны. Так ученики выяснили причину разнообразия местных ветров; при работе с научной литературой был обнаружен местный ветер "фролиха", другая группа попыталась объяснить появление морского животного нерпа в озере; дана топонимика названия озера, гипотезы образования котловины, были составлены тесты. Презентации начала составлять 3 года назад с 5-9 классы некоторые из них выставлены на СД – диске, приложение №2.

В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом. (Презентация. Приложение № 2)

2).Модульное обучение - возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Сегодня учебный процесс в школе продолжает сохранять старые формы и методы работы, которые время от времени “украшаются” нестандартными подходами (диспутами конференциями, деловыми играми, групповой работой и т.д.). Однако, преобладающим методом является объяснительно-иллюстративный, который не обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс. (Презентация. Приложение № 3)

3).Тестовые технологии. Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний учащихся и убедилась в определенных их преимуществах

Конечно, в своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но чаще всего разрабатываю их самостоятельно.

Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.

Чаще всего я использую тесты с выборочными ответами. Они дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.

Учащийся, получив контрольную программу-тест, результаты заносит в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матрицы. В 9 классе составляю технологическую карту (Приложение №4)

4). Кейс – технологии Я думаю, что специальная образовательная кейс-технология, где ученик получает определенный набор материалов и заданий и имеет возможность спокойно над ними подумать, а потом отправить (или сдать) выполненную работу проверяющему, очень эффективна.
Ведь многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребенок способен работать в коллективе.
Первая цель, которая достигается с помощью этих способов, - углубленное изучение предмета.
Второй - является подготовка к олимпиадам, поэтому в качестве примера кейса можно брать модуль одной из тем учебника и продумывать под него задания. (Приложение №5)

Компьютерные технологии. География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и как ни какой другой предмет нуждается в постоянном процессе актуализации.

На современном этапе достижение результата в обучении географии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально. «Свежие» новости, различные образовательные, в т.ч. географические сайты, поджидают учителя на страницах Интернета, наглядные, методически грамотные электронные учебники предлагают уже готовый материал урока с 5 по 9 класс. Интересен и насыщен разнообразной информацией в области географии Сайт компании Кирилл и Мефодий (www.km.ru), содержащий разнообразную образовательную информацию для учителей и их учеников; привлекают сайт газеты «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии» (http://geo.1september.ru), GeoPort.ru: страноведческий портал (http://www.geoport.ru) и т.д. Уже накоплен достаточный опыт по использованию информационно – компьютерных технологий в образовательно-воспитательном пространстве школы. Урок географии сегодня оснащен компьютером проектором и экраном для аудиторного просмотра информации. Основным элементом, получившейся образовательной модели, стал компьютер.

Практика показала, что использование электронных изданий и ресурсов на основе реализации только объяснительно-иллюстрационного метода мало эффективно. Поэтому, обучение с использованием ИКТ должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного метода с другими – презентационным, проблемным, проектным, исследовательским.

Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы - поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации материала - осуществляется во внеурочное время. Презентации, подготовленные учащимися по темам: Приложение №7 на СД – диске.

Для детального изучения при применении ИКТ – технологий мною изучено большое количество литературы. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Третий год в нашей школе учащиеся выбирают предмет география для сдачи ГИА. Информирование родителей учащихся выпускных классов и самих учащихся проводилось через родительские и ученические собрания, на которых они знакомились с перечнем нормативно-правовой документации, методическими рекомендациями по организации деятельности выпускников во время подготовки и прохождения ГИА. Помощь в информационном сопровождении ГИА выпускникам, родителям и педагогам оказывал оформленный в помещении стенд «ГИА-2010» и интернет «Государственная итоговая аттестация. Учащиеся сдают экзамен, подтверждая свои знания, и идут учиться дальше во вторую школу или в другие учебные заведения.

Системная работа в этом направлении на уроках географии позволила мне добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, дети на протяжении последних лет уверенно занимают призовые места в районных олимпиадах, в 2007году учащаяся 9 класса Утюпина Тамара заняла 3 место. Ежегодно даю открытые уроки для учителей и родителей. Приложение №8

Участвую в методической работе школы. Приложение№9

Я как педагог, не останавливаюсь на достигнутом. Постоянно совершенствую свои знания, свою работу. Постоянно ищу новые пути и методы обучения и воспитания детей повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. За последние годы прошла несколько курсов по совершенствованию своей квалификации. В межаттестационный период получила несколько грамот. Приложение № 10

Учитель географии: Дымура Любовь Анатольевна

Директор школы: Васина Н.И. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе





Наименование технологии

На уровне отдельных элементов

Апробация в экспериментальном режиме

Системное использование

(в течении нескольких лет)



1.

Проблемное обучение

Отдельные уроки по географии







2.

Технология исследовательского

обучения



Разработаны уроки исследования по географии




Системная работа с одаренными детьми над исследовательскими проектами

3.

Технология модульного обучения

Отдельные уроки по географии







4.

Тестовые технологии







Используются и разрабатываются тесты по всем курсам географии

5.

Кейс технологии




Иллюстративные учебные ситуации и учебные ситуации с формированием

проблемы





6.

Компьютерного

обучения








Разработаны презентации учителем и учащимися (2 года)

Результативность использования современных образовательных технологий, подтверждается динамикой учебных достижений учащихся, ростом мотивации к изучению предмета, возрастающим качеством творческих работ учащихся , желающих участвовать в предметных олимпиадах.







с. Бочаниха


2010год



Год и место рождения: 1961г. 12 сентября

с. Андреевка



Высшее. Закончила НГПУ, 1994г.
Учитель географии.
Учитель географии, биологии.
География (6 – 9классы – 8,5 часов), биология (5-

9 класс – 10 часов)



29 лет (из них 25 лет в данной школе)
10. 11. 05г.; первая квалификационная категория

(13 разряд)


«Активизация познавательной активности и

использование ИКТ – технологии на уроках

географии»
2007 год НИПК и ПРО «Модернизация естественно-

научного образования



School_Bochaniha@mail.ru

Директор школы: Васина Н.И. Приложение №8







Год

обуче-


ния

Класс

Кол-во

уч-ся


Успевают


Успев-ть

%


Качество

знаний


%

СОУ

%


«5»

«4»

«3»

«2»




2007- 2008

6

2

1

-

1

-

100

50

68

7

4

1

2

1

-

100

75

66

8

2

-

1

1

-

100

50

68

9

5

1

-

4

-

100

25

48

Итог




13

3

3

7

-

100

46,2%

46,2%

2008 -2009

6

2

-

1

1

-

100

50

50

7

6

1

4

2

-

100

83

83

8

4

-

2

2

-

100

50

50

9

2

-

1

1

-

100

50

50

Итог




14

1

8

6

-

100

64,3%

64,3%

2009 – 2010

6

4

-

2

2

-

100

50

50

7

2

-

2

-

-

100

95

95

8

6

1

4

2

-

100

83

83

9

2

-

-1

1

-

100

50

50

Итог




14

1

9

5

-

100

71,4%

71,4%

Директор школы: Васина Н.И. Приложение №8

Открытые уроки


Предмет

Класс

Педагогическая технология

тема

Дата проведения

Кол- во учителей посетивших

География

6

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др. методов

«Породы

слагающие земную кору»



2007- 2008

12

География

8

Использование компьютерных технологий

«Природно-территориальный комплекс России»

2008-2009

9

География

9

Урок изучение нового материала с использование компьютерных технологий

Агро-

промышленный

комплекс России


2009-2010

7

Приложение № 9

Участие в методической работе школы.


Тема выступления

Где заслушивалась

Дата

«Технология использования тестов на уроке географии с учетом уровня подготовленности учащихся».

Педагогический совет школы

2007год

«Методика и технология внеклассных мероприятий»

Методический Совет школы

2008год

Методика проведения Кейс технологий

Педагогический совет школы

2009год.

«Использование Интернет- ресурсов в преподавании географии».

Методический совет

школы





скачать


Смотрите также:
«Активизация познавательной активности и использование икт технологии на уроках географии»
163.68kb.
Уроках образовательной области «Технология»
270.17kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием икт
64.54kb.
Развитие познавательной активности на уроках географии через использование форм самостоятельной работы
294.71kb.
Программа профессионального самообразования
104.92kb.
Использование проектного обучения на уроках технологии как средства формирования познавательной активности обучающихся II ступени обучения
307.55kb.
Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики
114.04kb.
Высшее, закончила в 1983 году игпи, высшая категория Тема по самообразованию: «Использование икт как средство познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
64.89kb.
Урок-игра «Знатоки географии»
104.94kb.
Использование мультимедиа на уроках профессиональной подготовки как средство повышения познавательной активности учащихся
44.8kb.
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в 5-8классах
28.51kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
132.09kb.