Главная стр 1
скачать


Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл

Отдел правовой и жилищно-бытовой работы



В помощь профсоюзному активу
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СПОРЫ О ПРАВЕ НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ, ЗАНИМАЕМОЕ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

г. Йошкар-Ола

2013 г.

В настоящее время, несмотря на преобладание частной собственности и повсеместное развитие рынка коммерческой недвижимости, вопросы социального найма жилья по-прежнему актуальны для многих. Как известно, по договорам социального найма гражданам предоставляются жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, а судебные споры относительно различных вопросов в данной


сфере – один из самых распространенных видов жилищных споров.

Жилье по договору социального найма может быть предоставлено различным категориям граждан. Данные категории указаны в ст. 49 Жилищного кодекса РФ. Так, прежде всего, жилые помещения могут предоставляться малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а, кроме того, иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Электронная версия методички на сайте

Объединения организаций профсоюзов Республики Марий Эл: www.oop.ter12.ru


Право на жилое помещение, занимаемое по договору
социального найма

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Основания признания граждан таковыми перечислены в ст. 51 ЖК РФ. Так, к ним относятся граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

По общему правилу принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан о принятии на учет, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее – постановление № 14), ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. В связи с этим представляется, что нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.


Договор социального найма жилого помещения

Договор социального найма жилого помещения заключается только в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. № 315 был утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения. В данном документе зафиксированы основные положения, касающиеся прав и обязанностей сторон, порядка изменения, расторжения и прекращения договора и прочие условия. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно договору социального найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение. При этом, как следует из ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.

Круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся:

а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;

б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники, как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства, как по восходящей, так и нисходящей линии.

При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, необходимо руководствоваться п. 2, 3 ст. 9


Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами
(ст. 55 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя, необходимо исходить из того, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (ст. 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения
(п. 5 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (ст. 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (ст. 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (ст. 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (ст. 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (ст. 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (ст. 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (ч. 2 ст. 83 ЖК РФ).

Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (обязательства по сохранности жилого помещения и поддержанию его в надлежащем состоянии, по текущему ремонту жилого помещения, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя – других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наниматель должен использовать помещение только для проживания, обеспечивать его сохранность и надлежащее состояние, не производить переустройство и реконструкцию помещения без согласия наймодателя. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение.

Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.




Расторжение договора социального найма.
Выселение

Расторжение договора социального найма жилого помещения и выселение из него граждан по требованию наймодателя или органов государственной власти и органов местного самоуправления возможны лишь по установленным в ЖК РФ основаниям и порядке (ст. 29, 83, 85-91 ЖК РФ).

При этом применение положений Гражданского кодекса РФ к отношениям по расторжению и прекращению договора социального найма не допускается.

По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), суды должны учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение должно отвечать уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, необходимо принимать во внимание, прежде всего, уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, жилищные условия выселяемых в него граждан не должны быть ухудшены. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям ст. 89 ЖК РФ. В данном случае необходимо учитывать и требования Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

При рассмотрении иска наймодателя о расторжении договора социального найма жилого помещения и выселении нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма в связи с невнесением ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин (п. 1 ч. 4 ст. 83, ст. 90 ЖК РФ) суд должен будет установить, по каким причинам и в течение какого периода времени нанимателем и членами его семьи (дееспособными или ограниченными судом в дееспособности) не исполнялась обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. По смыслу п. 1 ч. 4 ст. 83 и ст. 90 ЖК РФ, обстоятельством, имеющим юридическое значение, является невнесение нанимателем и членами его семьи названных платежей непрерывно в течение более чем шести месяцев подряд.

К уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть, например, отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др. Заявленный иск не будет удовлетворен, если суд придет к выводу об уважительности причин невнесения платы нанимателем и членами его семьи за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более чем шести месяцев подряд.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 91 ЖК РФ наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи могут быть выселены из жилого помещения по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случаях, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.

К заинтересованным лицам, имеющим право обратиться в суд с требованием о выселении нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, в указанных случаях относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи (например, соседи по дому, коммунальной квартире). Обратиться в суд с иском о выселении нанимателя и (или) членов его семьи вправе также органы государственной жилищной инспекции, осуществляющие контроль за использованием жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями.

Актуальные вопросы предоставления жилых помещений
по договорам социального найма при выселении
из аварийных домов

В связи с созданием и началом активной работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Фонд) в ряде регионов предприняты попытки кардинально изменить ситуацию с ветхим и аварийным жильем. Многолетние усилия муниципалитетов не привели к сколько-нибудь заметному улучшению ситуации в этой области, даже при наличии финансовой и организационной поддержки субъектов Федерации. Пожалуй, впервые в новейшей истории органы местного самоуправления получили возможность за счет средств, выделяемых федерацией при условии софинансирования со стороны субъектов и самих муниципальных образований, осуществить снос аварийного жилищного фонда в таких масштабах. Но именно масштабы сноса и необходимого для этого расселения актуализируют тему выселения граждан с предоставлением иных благоустроенных жилых помещений в связи со сносом дома или признанием жилых помещений непригодными для постоянного проживания.

Основываясь на опыте выселения граждан из жилых домов в рамках реализации программ сноса ветхого и аварийного жилья, можно выделить три аспекта проблемы регулирования данных процедур. Все три связаны с невозможностью предоставления при выселении жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым (ст. 89 ЖК РФ). Условия финансирования со стороны Фонда предусматривают выделение денежных средств, необходимых для приобретения нового жилья в объеме, соответствующем площади подлежащих сносу аварийных домов. Разница в площади приобретаемого и сносимого жилья оплачивается за счет средств бюджетов субъектов Федерации, а в условиях финансирования с 2008 года – и за счет средств местных администраций. Воздействие рассматриваемых в настоящей статье факторов может увеличить долю финансирования за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Федерации до критических величин. В перспективе от этого зависит сама возможность реализации программ сноса ветхого и аварийного жилья, а также эффективность использования уже затраченных на программы средств, в том числе федеральных.

Остановимся на этих аспектах проблемы более подробно.

1. Согласно ст.ст. 85, 86, 87 ЖК РФ граждане могут быть выселены из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, если жилое помещение признано непригодным для проживания или в связи со сносом дома. Предоставляемое по таким основаниям другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому (п. 1 ст. 89 ЖК РФ) и отвечать требованиям п. 2 ст. 89 ЖК РФ по количеству комнат.

Пунктом 2 ст. 89 ЖК РФ установлено, что если гражданин занимал по договору социального найма квартиру или не менее чем две комнаты, он соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Во многих случаях выселение осуществляется на основании этих норм с предоставлением в целом аналогичного жилого помещения. Отличием будет являться благоустроенность предоставляемого жилья в противовес сносимому аварийному, а также большая общая площадь предоставляемого объекта, как правило, во вновь построенном жилом доме. Это обусловлено нормами и нормативами, действующими в настоящее время в отношении жилой недвижимости и ее потребительских свойств и характеристик. Однако, в ряде случаев применение норм ст. 89 ЖК РФ связано с существенными трудностями.

Рассмотрим пример. Семья из пяти человек проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв. м, жилой площадью
30 кв. м в доме, признанном аварийным, на основании договора социального найма. В отношении дома принято решение о сносе.

Анализируя норму п. 2 ст. 89 ЖК РФ буквально, можно сделать вывод о том, что если предметом договора найма являлось жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, то в таком случае гражданам должна быть предоставлена отдельная квартира равнозначной общей площади. Значит, в случае, когда занимаемая квартира имеет небольшую общую площадь, гражданину может быть предоставлена и однокомнатная квартира. Этот вывод, с одной стороны, весьма спорен. И большинство специалистов полагают, что количество комнат в предоставляемой квартире должно соответствовать количеству комнат в занимаемом жилом помещении. Однако, это не следует прямо из текста нормы, суды трактуют норму таким образом во избежание ухудшения жилищных условий граждан. С другой стороны, эта ситуация обусловлена невысоким уровнем юридической техники, присущим формулировкам указанной нормы Жилищного кодекса. Предметом найма в рассматриваемом случае является именно квартира как разновидность жилого помещения (п. 1 ст. 16 ЖК РФ), в противовес жилому помещению, состоящему из двух и более комнат. Количество комнат при этом не влияет ни на квалификацию предмета договора найма (предметом найма остается квартира), ни на изменение требований к альтернативному жилому помещению (норма закона формально устанавливает лишь требование о предоставлении жилого помещения в виде отдельной квартиры).

Когда же граждане проживают в двухкомнатной квартире по договору социального найма, но получили вторую комнату позднее, например, в результате ее освобождения и в порядке улучшения жилищных условий, зачастую предметом договора социального найма являются две комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире. Аналогичная ситуация возникает в результате перепланировки многокомнатной квартиры: появляется квартира, в отношении двух или более комнат в которой заключен договор социального найма. В результате, формально предметом договора социального найма выступает не отдельная квартира, а комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире. Следовательно, в процессе выселения должны быть предоставлены не менее чем две комнаты в коммунальной квартире. Однако, законодатель не оговаривает, в квартире с каким количеством комнат должны быть предоставлены эти две комнаты. Более того, благодаря формулировке ст. 89 ЖК РФ возникает "жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат в коммунальной квартире", которое при этом не является отдельной квартирой, а представляет собой два самостоятельных жилых помещения. Вероятно, в таком случае мы имеем дело с жилым помещением в виде части квартиры (подпункт 2 п. 1 ст. 16 ЖК РФ). Условие о том, что комнаты в предоставляемом "жилом помещении, состоящем не менее чем из двух комнат", должны быть изолированными, если они были изолированы в сносимом жилом помещении, также отсутствует.

Совершенно очевидно, что целью законодателя было сохранение, как минимум, имеющейся обеспеченности граждан жильем, чтобы права граждан при выселении не были ущемлены. Но сделано это было крайне неудачно. В результате, несмотря на улучшение жилищных условий с точки зрения благоустроенности, потенциально возможно заметное ухудшение жилищных условий граждан по количественным показателям и с позиций удобства использования жилого помещения для проживания. В итоге граждане, ранее занимавшие целиком двухкомнатную квартиру с изолированными комнатами, могут быть в некоторых случаях выселены в однокомнатную квартиру или даже в многокомнатную коммунальную квартиру с предоставлением двух смежных комнат. Бесспорно, в таком случае жилищные условия граждан ухудшаются.

2. Действующий Жилищный кодекс допускает заключение самостоятельного договора социального найма в отношении комнаты в коммунальной квартире, в том числе в случае выселения. При этом статьей 89 предусмотрено предоставление при выселении жилого помещения, равнозначного по общей площади. Предметом первоначального договора социального найма выступало жилое помещение (комната) определенной площади, причем в договоре обычно указывается жилая площадь такого помещения. Жилая площадь комнаты - основная величина, характеризующая возможность ее использования для удовлетворения потребности человека в жилом помещении, непосредственно определяющая качество жизни нанимателя комнаты в коммунальной квартире. Исключение из кодекса такого жизненно важного параметра, как жилая площадь, неоднократно подвергалось критике, в том числе в среде специалистов-практиков. С точки зрения гарантий жилищных прав граждан, отсутствие нормы о недопустимости предоставления при выселении жилого помещения, жилая площадь которого меньше ранее занимаемого, является заметным упущением законодателя. Для ветхого жилищного фонда характерен очень высокий показатель соотношения жилой площади квартиры и общей. В большинстве случаев он не опускается ниже 75%. А в домах барачного типа, в отсутствие коммунальных удобств и связанных с ними помещений вспомогательного характера, этот показатель может достигать 90%. В современных же домах, даже массовых серий, жилая площадь квартир в среднем вдвое меньше общей площади, то есть коэффициент находится на уровне 50%. Таким образом, ориентируясь на занимаемую общую площадь (пропорционально занимаемой жилой площади), законодатель позволяет предоставлять жилые помещения, меньшие по размеру, чем граждане занимали до выселения. Возвращаясь к примеру коммунальной двухкомнатной квартиры, где общая площадь составляет 40 кв. м, предположим, что комнаты в этой квартире – по 15 кв. м каждая. Общая площадь, приходящаяся на каждую из комнат в расселяемой квартире, составляет
20 кв. м. В предоставляемой же квартире общая площадь – 62 кв. м, жилая – 32 кв. м (комнаты 19 и 13 кв. м). То есть тринадцатиметровая комната соответствует более чем 25 кв. м общей площади.
Таким образом, по признаку равнозначности общей площади, жильцам коммунальной квартиры в сносимом доме вместо 15 метров жилой площади может быть предоставлена комната площадью
13 кв. м. Формально, предоставляемое помещение по общей площади на четверть больше ранее занимаемого, фактически же жилищные условия граждан ухудшаются - новая комната будет меньше прежней на два метра. Считаем, что поскольку предметом договора социального найма в рассматриваемом случае является жилое помещение в виде комнаты, необходимо обязательно учитывать ее жилую площадь.

При расселении однокомнатных квартир разница в жилой площади ранее занимаемого и предоставляемого жилого помещения (квартиры) бывает еще более значительной.

3. Действие ст. 89 ЖК РФ распространяется на случаи выселения в связи со сносом дома. В то же время, если граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а соответствующие жилые помещения признаны непригодными для постоянного проживания, то альтернативные жилые помещения таким гражданам должны предоставляться вне очереди
(п.п. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ) и в размере не менее нормы предоставления (п. 5 ст. 57 ЖК РФ). При предоставлении жилых помещений необходимо также учитывать требования пункта 1 ст. 58 ЖК РФ, предусматривающего возможность заселения одной комнаты разнополыми гражданами, кроме супругов, только с их согласия, и пункта 6 ст. 57 ЖК РФ, устанавливающего, что комната по договору социального найма может быть предоставлена лишь в случае освобождения жилого помещения в коммунальной квартире.

Факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в ряде случаев влечет автоматическое признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания. Пункт 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения – непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (утв. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.) установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. То есть признание дома аварийным по указанным основаниям имеет следствием признание расположенных в нем жилых помещений непригодными для проживания в силу приведенной выше нормы.

Таким образом, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу по соответствующим основаниям, для применения последствий ст. 57 ЖК РФ не требуется оформление признания непригодными для проживания в отношении конкретных жилых помещений в таком доме.

С учетом изложенного, все более распространенной становится практика, когда при предъявлении органами местного самоуправления исков о выселении на основании ст.ст. 86, 87, 89 ЖК РФ в связи со сносом дома или признания его непригодным для проживания, судами удовлетворяются встречные исковые требования состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан о предоставлении по договорам социального найма благоустроенных жилых помещений с учетом нормы предоставления.

На практике это влечет существенное увеличение требуемой для выселения граждан общей площади. В расчет должны приниматься и норма предоставления, и разнополость граждан, и право на дополнительную площадь, и невозможность предоставления комнаты в коммунальной квартире, то есть необходимость предоставления отдельной квартиры. В приведенном выше примере с двухкомнатной квартирой, занимаемой семьей из пяти человек, потребуется предоставление, как минимум, трехкомнатной квартиры общей площадью от 70 до 90 кв. м, даже без учета возможного права на дополнительную площадь. Таким образом, согласно условиям финансирования со стороны Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, за счет средств федерального бюджета будет приобретено лишь 40 кв. м общей площади предоставляемого жилья. Дополнительные 30-50 кв.м. должны быть оплачены из средств бюджета субъекта Федерации. Если же это коммунальная квартира, речь может идти о предоставлении двух двухкомнатных квартир, что соответствует 100 и более квадратным метрам общей площади.


Типичные вопросы,
возникающие в судебной практике



Учитывается ли состав семьи нанимателя жилого помещения в доме, подлежащем сносу, а также размер занимаемой им жилой площади и другие заслуживающие внимания обстоятельства, при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома?
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом дома.

Из изложенного следует, что, поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55


ЖК РФ).

Должен ли суд при удовлетворении требования гражданина о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди определять срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, учитывая при этом наличие других внеочередников и время постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (действующим законодательством срок, в течение которого должно в этих случаях предоставляться жилое помещение, не определен)?

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.



ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.



Какой нормой права необходимо руководствоваться при рассмотрении требований о признании бывшего члена семьи (бывшего супруга) нанимателя жилого помещения по договору социального найма не приобретшим право пользования жилым помещением, если он был вселен в жилое помещение после заключения договора социального найма?

Имеет ли юридическое значение то обстоятельство, что ответчик не имеет собственного жилого помещения?
В соответствии со ст. 67 ЖК РФ, которая предусматривает права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наниматель жилого помещения в установленном законом порядке имеет право вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, перечень которых установлен ч. 1 ст. 70
ЖК РФ.

Порядок и правовые последствия вселения в жилое помещение, занимаемое нанимателем по договору социального найма, предусмотрены ст. 70 ЖК РФ.

Исходя из изложенного, если бывший член семьи нанимателя вселялся в жилое помещение с соблюдением требований, установленных ст. 70 ЖК РФ, то он считается приобретшим право пользования жилым помещением, следовательно, он имеет равные с нанимателем права и обязанности; если же он не вселялся в жилое помещение или вселялся с нарушением требований ст. 70 ЖК РФ, то его нельзя считать приобретшим право пользования жилым помещением.

То обстоятельство, что ответчик не имеет собственного жилого помещения, при решении данного вопроса правового значения не имеет.



Является ли непроживание в жилом помещении бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма основанием для признания его утратившим право на проживание?
В соответствии с ч. 4 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

В соответствии со ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.



Часть 3 ст. 83 ЖК РФ предусматривает, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства, договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Следовательно, бывший член семьи нанимателя может быть признан утратившим право на проживание в жилом помещении только на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в том случае, если он выехал на иное постоянное место жительства и тем самым добровольно отказался от своих прав и обязанностей, предусмотренных договором социального найма.





скачать


Смотрите также:
Актуальные вопросы и споры о праве на жилое помещение, занимаемое по договору социального найма
250.1kb.
Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
128.94kb.
Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
36.21kb.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
61.9kb.
Костромской области постановлеи е
532.88kb.
Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области
35.93kb.
Примерный перечень билетов по курсу «Жилищное право» Билет №1
26.35kb.
Сегодня право на получение жилья по договору социального найма имеет лишь ограниченный круг лиц льготных категорий
87.37kb.
Закон краснодарского края о порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве
524.05kb.
На 2011-2012 учебный год
21.03kb.
Законотворческая техника в уголовном праве: понятие и элементы
28.58kb.
Кодекс РФ (извлечения)
29.56kb.