Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
Проблемно-ориентированный анализ

преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях управления образования администрации Шебекинского района.

за 2010-2011 учебный год.
В течении 2010-2011 учебного года работа велась по основному направлению: основы безопасности жизнедеятельности, основы военной службы, основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности являлась подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Для реализации деятельности решались следующие задачи:

-методическое обеспечение научно-методической деятельности образовательных учреждений;

-внедрение новейших достижений в здоровьесберегающих технологиях и безопасности жизнедеятельности;

-повышение качества обучения на уроках ОБЖ;

- подготовка к олимпиаде по ОБЖ;

-организация работы по проведению учебных сборов по основам военной службы с обучающимися юношами 10-х классов;

-подготовка материалов экзаменов по предмету ОБЖ;

-повышение эффективности подготовки учащихся для участия в районных и областных слётах «Школа безопасности» и соревнованиях;

-повышение качества проведения смотра строя и песни.

Общими задачами учебного предмета выступали:

- вооружение учащихся психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а так же навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Согласно поставленным целям решение данных задач осуществлялось через:

-изучение состояния работы в школе по предмету ОБЖ в рамках проведения мониторинга, аттестации школы;

-проведение РМО и семинаров, консультации для преподавателей-организаторов ОБЖ;

-организация и проведение соревнований, слётов;

- организация и проведение школьной и районной олимпиады по учебному предмету;

-подготовка и раздача методических рекомендаций;

-обобщение опыта работы преподавателей-организаторов ОБЖ;

-разработка методических материалов по учебному предмету;

-анализ проведённых соревнований, слётов, смотров.



Для решения данных задач было сделано следующее: проведены заседания РМО преподавателей-организаторов ОБЖ, олимпиада, смотр строя и песни юнармейских отрядов и кадетских классов, «День защиты детей» и соревнования «Школа безопасности» во всех школах, участие в региональных соревнованиях кадетов-спасателей МЧС «Школа безопасности» и полевом лагере «Юный спасатель», консультации для преподавателей-организаторов ОБЖ, проведёно инструктивно-методическое (вводное) занятие с преподавателями-организаторами и учителями ОБЖ по порядку организации проведения учебных сборов с обучающимися юношами 10-х классов по основам военной службы, проведены учебные сборы по основам военной службы, осуществлялся ежедневный контроль качества организации и проведения учебных сборов. Изучалось состояние преподавания предмета ОБЖ в школах города и района, изучался опыт работы преподавателей-организаторов ОБЖ, изучалось наличие учебно-материальной базы и технического обеспечения предмета ОБЖ в школах.


Позитивные тенденции

Причины позитивных тенденций

Организация обучения на уроках ОБЖ проходит по мере обеспеченности школ учебниками, учебно-методическими пособиями, оборудованием, снаряжением и профессионального уровня педагогов.

Способность преподавателей-организаторов ОБЖ использовать имеющуюся учебно-материальную базу и перестраиваться по мере необходимости на обучение учащихся в рамках требования стандартов обучения.



Негативные тенденции



Причины

негативных тенденций



Необходимые меры по

корректировке

негативных тенденций


Недостаточный уровень подготовки преподавателей по разделу ОБЖ «Основы военной службы».

Отношение руководителей ОУ к ОБЖ как к «второстепенному» предмету и отсутствие с их стороны должного контроля за качеством преподавания предмета.



Малая комплектность юношей в 10-х классах. Недостаточная укомплектованность учебно-материальной базы.

Отсутствие в школах необходимого количества финансовых средств на приобретение учебно-материальной базы по курсу ОБЖ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.



Реализовать районную целевую программу материальной поддержки общеобразовательных учреждений в плане поэтапного учебно- материального и технического обеспечения школ. Активизировать работу руководителей ОУ по отбору преподавателей-организаторов ОБЖ из числа опытных специалистов. Скорректировать систему и значительно повысить уровень оплаты труда преподавателей – организаторов и учителей ОБЖ.

Низкий уровень знаний учащихся. Слабое ориентирование в вопросах безопасности.

Не обеспеченность школ учебниками, методическими пособиями и программами.

Приобретение школами учебников, программ, методических пособий.

С 1 сентября 2010 года был внедрен региональный базисный экспериментальный учебный план, реализующий основную образовательную программу начального общего образования.

В начальной школе преподавание предмета осуществлялось за счет времени регионального компонента из расчета 1 часа в неделю во 2-4 классах. Образовательный процесс осуществлялся по программе группы авторов: Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т. Смирнов, М.В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова – М.: «Просвещение» 2006г.). Использовался учебно-методический комплект авторов Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. Учебно-методический комплект дополнялся рабочими тетрадями для 3-4 классов, пособием для учащихся и для учителя авторов Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова.

В основной школе, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования в 8 классе учебный предмет изучался в объеме 1 часа в неделю. Преподавание предмета в 5-7 и 9 классах реализовывалось в рамках регионального компонента ОБУП по 1 часу в неделю в каждом классе. В учебном процессе использовались следующие авторские образовательные программы:



  1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2006.

  2. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, - М.: Дрофа 2006г.

УМК были представлены двумя линиями:

  1. Под редакцией А.Т. Смирнова (Изд-во «Просвещение»);

  2. Авторов В.Н. Латчука, С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова (Изд-во «Дрофа»).

На ступени среднего (общего) образования учебный предмет преподавался на базовом и профильном уровнях. На базовом уровне в 10-11 классах по 1 часу в неделю. На профильном уровне (оборонно-спортивный) из расчета 4 учебных часов в неделю (140 часов в год) в 10-11 классах (по 2 часа в каждом классе). В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» с обучающимися юношами 10-х классов проводились учебные сборы по основам военной службы. На базовом и профильном уровнях учебный материал изучался совместно юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы». В это время с девушками 10-11 классов проводились занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А.Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, М.В. Маслов).

В учебном процессе на базовом и профильном уровнях реализовывались следующие авторские образовательные программы:



  1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы – А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнев – М.: Просвещение 2006г.;

  2. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (10-11 классы, профильный уровень). Авторы программы – А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнев – М.: Просвещение 2006г.;

  3. Программа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек» (10-11 классы). Авторы программы – А.Т. Смирнов, П.П. Ижевский, Б.О. Хренников, М.В. Маслов – М.: Просвещение 2006г.

Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом и профильном уровне в старшей школе использовался учебно-методический комплект под редакцией А.Т. Смирнова.

Показатели итоговых оценок по курсу ОБЖ:



п/п

МОУ

количество учащихся в школе 1-11 классы.

итоговая оценка по курсу ОБЖ

оценка за учебные сборы по ОВС (юноши 10 классов)

отл

хор

уд

неуд

колич. учащихся

отл

хор

уд

1

СОШ №1 с УИОП

1057

704

353

-

-

30

9

21

-

2

СОШ №2

291

184

99

8

-

13

7

6

-

3

СОШ №3

440

164

172

104

-

5

3

1

1

4

СОШ №4

661

252

238

100

71

9

5

4

-

5

СОШ №5

755

332

328

22

73

22

10

12

-

6

СОШ №6

304

190

95

19

-

3

3

-

-

7

Б-Городищенская СОШ

102

41

57

4

-

-

-

-

-

8

Б-Колодезянская СОШ

102

36

44

22

-

2

-

2

-

9

Б-Троицкая СОШ

276

149

99

28

-

4

1

3

-

10

Белянская СОШ

208

107

70

31

-

5

5

-

-

11

Вознесеновская СОШ

222

125

97

-

-

1

1

-

-

12

Графовская СОШ

133

65

54

14

-

6

4

2

-

13

Купинская СОШ

266

125

107

34

-

13

11

2

-

14

М-Пристанская СОШ

573

428

121

24

-

9

6

1

2

15

Максимовская СОШ

99

24

38

37

-

5

4

1

-

16

Мешковская СОШ

102

41

57

4

-

1

1

-

-

17

Муромская СОШ

115

71

20

24

-

2

-

2

-

18

Н-Таволжанская СОШ

479

455

24

-

-

16

13

3

-

19

Первоцепляевская СОШ

163

88

75

-

-

4

4

-

-

20

Поповская СОШ

84

42

32

1

9

2

-

2

-

21

Ржевская СОШ

212

48

25

139

-

6

6

-

-

22

Булановская ООШ

64

45

7

7

5

-

-

-

-

23

В-Березовская ООШ

50

35

14

-

1

-

-

-

-

24

Дмитриевская ООШ

52

27

14

8

3

-

-

-

-

25

Зиборовская ООШ

20

10

10

-

-

-

-

-

-

26

Зимовская ООШ

22

9

8

2

-

-

-

-

-

27

Козьмодемьяновская ООШ

29

16

10

3

-

-

-

-

-

28

Кошлаковская ООШ

48

34

11

3

-




-

-

-

29

Красноалександровская ООШ

35

10

12

13

-

-

-

-

-

30

Крапивенская ООШ

21

3

8

10

-

-

-

-

-

31

Красненская ООШ

84

40

25

19

-

-

-

-

-

32

Краснополянская ООШ

47

24

17

6

-

-

-

-

-

33

Маломихайловская ООШ

45

19

19

8

-

-

-

-

-

34

Никольская ООШ

41

16

16

9

-




-

-

-

35

Середнянская ООШ

25

2

11

12

-

-

-

-

-

36

Стариковская ООШ

52

27

14

11

-

-

-

-

-

37

Чураевская ООШ

41

18

18

5

-

-

-

-

-

38

ООШ №7

49

22

21

6

-

-

-

-

-

39

НШ/ДС г.Шебекино

161

116

42

3

-

-

-

-

-

40

Батрацкая НШ/ДС

нет информации




Всего:

7 530

4144

2482

740

162

158

93

62

3

Качество знаний обучающихся по учебному предмету составляет 88%.

Во исполнение постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Белгородской области от 15 июля 2010 года № З/П-2 «Об организации работы по снижению уровня алкоголизации среди несовершеннолетних, пресечения незаконной реализации спиртосодержащей и пивной продукции несовершеннолетним» в 2010-2011 учебном году в рамках преподавания предмета ОБЖ во 2-х-9-х классах был введен дополнительный модуль антиалкогольного воспитания.

Анализ итогов сдачи экзаменов:

В соответствии с приказом управления образования «О порядке окончания 2010-2011 учебного года и проведение государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Шебекинского района и города Шебекино» проведены экзамены по ОБЖ.

Анализ экзаменов показал, что большинство учащихся школ имеют только базовый уровень подготовки, а иногда и этого нет. Поверхностные знания в теоретической подготовке выявлены у учащихся всех школ.

Следует отметить, что качество знаний, умений и навыков, учащихся по ОБЖ соответствует программным требованиям. Результативность образовательного процесса по предмету характеризуется 100% успеваемостью, качество знаний по сравнению с предыдущим годом снизилось на 0,8%. Анализ итогов экзаменов показал, что из-за отсутствия учебников, неукомплектованности учебно-материальной базы, иногда низкого уровня качества проведения уроков, учащиеся затрудняются широко раскрыть тот или иной вопрос. Некоторые педагоги не работают по определённой теме самообразования, не знают, как обобщить и оформить опыт своей работы, испытывают затруднения в использовании новых педагогических технологий в своей работе, межпредметных связей и проведении самоанализа урока.

Анализ экзаменов по ОБЖ показал, что уровень качества знаний остаётся выше среднего. Но отношение к предмету ОБЖ, в том числе к экзаменам не серьёзное (учащиеся считают, что сдать экзамен по ОБЖ намного проще, чем любой другой).

В 2010-2011 учебном году:



-качество знаний - 88%

-успеваемость - 99,9 %.


Позитивные тенденции

Причины позитивных тенденции

Высокий % качества знаний при 99,9% успеваемости

Сдача экзамена оценивается по теоретическим и практическим вопросам. Большинство учащихся с практическими вопросами справляются на отлично



Негативные тенденции

Причины

негативных тенденций



Необходимые меры

по корректировке

негативных тенденций


Низкий уровень теоретических знаний учащихся

Отсутствие учебников, конспекты очень сжатые, учебные пособия по сдачи экзаменов по ОБЖ дают не полные и короткие ответы.

Приобретение учебников, дополнительно проводить консультации в 9, 11 классах при подготовке к экзаменам



Результаты олимпиады школьников по ОБЖ:

В соответствии с приказом управления образования администрации Шебекинского района от 11 октября 2010г. № 2010 «О подготовке муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2010 – 2011 учебном году» 5 декабря 2010 года на базе СОШ №6 проходила районная олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности.

В олимпиаде приняли участие 22 учащихся 7-8-х классов, 24 учащихся 9-х классов и 17 учащихся (всего 63 из 71 заявленного) из 30-ти школ города и района (20-ти средних и 10-ти основных школ). Из числа средних школ, по причине несвоевременного предоставления администрацией школы заявки, не приняли участие в олимпиаде учащиеся Вознесеновской СОШ (директор Шибаев А.Н.). Из числа основных школ не приняли участие в олимпиаде учащиеся Зимовской ООШ (директор Бирюков Ф.П.), Козьмодемьяновской ООШ (директор Аксенова Л.В.), Красноалександровской ООШ (директор Хлынов Е.А.), Маломихайловской ООШ (директор Супрунова Л.А.), по причине болезни, Середнянской ООШ (директор Рыжкова О.В.), Стариковской ООШ (директор Жилина М.И.), ООШ №7 (директор Бочарникова Г.А.). Прибывший для участия в муниципальном этапе, учащийся 7-го класса Верхнеберезовской ООШ (директор Мотузова Н.А.), не был допущен к участию, так как не был заявлен заранее.

Наибольшее количество баллов (максимальный балл – 170) среди учащихся 7-8-х классов набрали: Васильченко Н.И., 8 класс МОУ «СОШ №5 с УИОП» (директор Воротеляк В.С.), 129 баллов; Титова М.А., 7 класс МОУ «Чураевская ООШ» (директор Котова Е.И.), 128 баллов; Недобывайлова Д.А., 8 класс МОУ «Крапивенская ООШ» (директор Горбунова И.Ю.), 127 баллов. Среди учащихся 9-х классов (максимальный балл – 230): Азаров В.В., МОУ «СОШ №5 с УИОП» (директор Воротеляк В.С.), 165 баллов; Москвичева А.С., МОУ «Масловопристанская СОШ» (директор Сивых Е.И.), 160 баллов; Покотилова В.В., МОУ СОШ №1 с УИОП» (директор Подколзина М.П.), 159,5 баллов. Среди учащихся 10-11 классов (максимальный балл – 230): Нарожний В.В., 11 класс МОУ «Купинская СОШ» (директор Селютина Н.В.), 154 балла; Каторгин Д.И., 10 класс МОУ «СОШ №2» (директор Безматная С.П.), 151 балл; Снурников М.И., 11 класс МОУ «Первоцепляевская СОШ» (директор Тимофеева Е.И.), 148 баллов.

Наименьшее количество баллов среди учащихся 7-8 классов набрали: Андрюшенко А.С. , 8 класс МОУ «Белоколодезянская СОШ» (директор Семиразова Г.И.), 52 балла; Чернобай А.А., 8 класс МОУ «Красненская ООШ» (директор Колтунова М.В.), 68 баллов; Антоненко А.В., 7 класс МОУ «Краснополянская ООШ» (директор Бочарникова Т.И.), 73 балла. Среди учащихся 9 классов: Песецкий А.П., МОУ «Красненская ООШ» (директор Колтунова М.В.), 82 балла; Мещеренко Д.С., МОУ «Зиборовская ООШ» (директор Григорова Е.А.), 84 балла; Кольцов С.А., МОУ «Новотаволжанская СОШ» (директор Сабадаш А.М.), 93,5 балла; Астапова С.М., МОУ «Большетроицкая СОШ» (директор Гищук В.И.), 93,5 балла. Среди учасщихся 10-11 классов: Таранникова А.Г., 11 класс МОУ «Максимовская СОШ» (директор Леонов А.И.), 57 баллов; Блинов А.С., 10 класс МОУ «Масловопристанская СОШ» (директор Сивых Е.И.), 57 баллов.

Олимпиадные задания состояли из двух частей - теоретической и практической.

В теоретической части заданий для учащихся 7-8-х классов наибольшие затруднения вызвали вопросы безопасности в природной среде, дорожной безопасности, применения средств индивидуальной защиты. В практической части заданий – навыки оказания доврачебной помощи пострадавшему и действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

В теоретической части заданий для учащихся 9-х классов наибольшие затруднения вызвали вопросы по определению классификации отравляющих веществ, по определению разрушающих факторов природных явлений, инфекционным заболеваниям, сигналам гражданской обороны. В практической части затруднения вызвали задания по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, применению средств пожаротушения и пользование средствами индивидуальной защиты.

В теоретической части заданий для учащихся 10-11-х классов наибольшие затруднения вызвали вопросы связанные с определением поражающих факторов радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных (биологических) средств, вопросы в сфере государственной системы обеспечения безопасности населения, характеристик защитных сооружений, определением видов ответственности военнослужащих, перечислением основных составных частей и механизмов автомата Калашникова и пользования им.

В состав жюри входили представители отдела военного комиссариата по г. Шебекино и Шебекинскому району и Шебекинского БРО ВДПО. Представители военного комиссариата отметили слабые знания учащихся 10-11 классов символики по принадлежности к видам, родам войск и служб Вооруженных сил РФ.



Всеми членами жюри была отмечена общая тенденция снижения уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся по предмету.
Список

победителей и призеров муниципального этапа олимпиады по ОБЖ


п/п

ФИО учащегося

Класс

Место

Школа

1.

Васильченко Никита Игоревич

8

I

СОШ №5 с УИОП

2.

Титова Марина Александровна

7

II

Чураевская ООШ

3.

Недобывайлова Дарина Алексеевна

8

III

Крапивенская ООШ

4.

Азаров Владислав Владимирович

9

I

СОШ №5 с УИОП

5.

Москвичева Анастасия Сергеевна

9

II

Масловопристанская СОШ

6.

Покотилова Виктория Владимировна

9

III

СОШ №1 с УИОП

7.

Нарожний Владимир Владимирович

11

I

Купинская СОШ

8.

Каторгин Денис Игоревич

10

II

СОШ №2

9.

Снурников Максим Игоревич

11

III

Первоцепляевская СОШ


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Анализ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях управления образования администрации Шебекинского района за 2010-2011 учебный год
1570.3kb.
Анализ работы му «Управление образования Администрации Гурьевского муниципального района» за 2010-2011 учебный год
1171.92kb.
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
278.13kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
286.82kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
251.37kb.
Анализ организации предпрофильной подготовки и профильного обучения за 2010-2011 учебный год
288.15kb.
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
129.05kb.
Рабочая программа «основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»
248.17kb.
Анализ работы Управления образования администрации Тайшетского района за 2009 2010 учебный год
4150.04kb.
Анализ работы за 2010/2011 учебный год
89.26kb.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
219.61kb.
Методическое пособие для учителя (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.)
211.05kb.