Главная стр 1
скачать
52. БИОЭТИКА

“Если люди подрались, и один поранил другого... Он (поранивший) должен сделать все, чтобы тот (раненный) совершенно вылечился. (Исход 21:19) Отсюда мы видим, что врач должен лечить.” (Талмуд)


Излечение болезни – важная составляющая этического идеала иудаизма. В Торе сам Б-г говорит: “Я Господь, целитель твой”. (Исход 15:26); в своей утренней молитве евреи прославляют Б-га как “целителя всякой плоти”. Поскольку иудаизм учит евреев не полагаться на чудо, они видят во враче “инструмент”, которым пользуется Б-г для излечения больного.
Медицина всегда поднимала вопросы этического характера. В прошлом эти вопросы были сравнительно несложными, как, например, следует ли бежать из города, охваченного эпидемией, или должен ли человек есть некашерную пищу, если она рекомендована врачом для исцеления. Возможности, открывшиеся в результате развития современной медицины и хирургии, ставят гораздо более трудные вопросы. Некоторые из таких проблемных сфер затронуты в данной главе.

АУТОПСИЯ (ВСКРЫТИЕ ТРУПА)

С аутопсией связан ряд галахических проблем. Евреям запрещено уродовать тело покойного, извлекать из него пользу или откладывать похороны. Однако важнейший принцип сохранения жизни перекрывает такие соображения. Определяющее суждение по этому вопросу принадлежит раву Иехезиэлю Ландау (1713-1793), разрешившему аутопсию, если она дает информацию, позволяющую вылечить другого больного, находящегося здесь же. В наши дни, когда существует возможность моментальной связи и быстрого перемещения во все точки планеты, многие раввины считают, что определение “находящийся здесь же” включает весь земной шар.
Раввины также распространяют это решение на проведение аутопсии тела человека, страдавшего от загадочной, малоизученной болезни (в случае, если больной перед смертью согласился на это), поскольку информация, полученная при вскрытии, может помочь другим пациентам. Если умерший не давал такого согласия перед смертью, группа раввинов может разрешить вскрытие с согласия ближайшего родственника.
В соответствии с законом, вскрытие должно быть проведено, если этого требуют органы следствия. Евреи, естественно, подчиняются этому закону.

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Пересадка органов бывает двух типов: от живого донора и от тела умершего. Должен ли человек жертвовать орган, например, почку, другому? Вопрос здесь, по сути, о том, может ли человек подвергать свою жизнь опасности, чтобы спасти другого. Большинство раввинов согласны с тем, что это допустимо, если жизнь реципиента в опасности (или может оказаться в опасности), а сам донор здоров и согласен на пересадку органа. Нельзя, однако, принуждать человека подвергать свою жизнь такому риску.
Пересадка органов умершего человека, например, сердца, легких, роговой оболочки глаза, сталкивается с теми же трудностями, которые были упомянуты в связи с аутопсией. Раввины согласны с мнением, что этими соображениями можно пренебречь для спасения жизни, т.е. тогда, когда определенный пациент ожидает пересадки органа. Многие раввины относят пересадку органов глаза к категории спасающих жизнь, поскольку слепой человек постоянно рискует оказаться в ситуации, опасной для жизни.
Даже самая серьезная необходимость в пересадке органа является достаточным основанием для проведения такой операции, только когда донор умер. Это особенно важно при пересадке сердца, поскольку ее осуществление возможно только непосредственно после смерти донора. Несмотря на то, что реципиент в отчаянии ждет такой возможности, нельзя убивать одного пациента, каким бы безнадежным ни было его состояние, чтобы спасти жизнь другому.

АБОРТ


В ценностной системе иудаизма аборт вызывает больше возражений, чем предохранение от беременности. Последнее мешает выполнению воли Б-га (р.10), аборт же уничтожает потенциальную жизнь. Уничтожение жизнеспособного зародыша запрещено как евреям, так и неевреям.
С другой стороны, иудаизм не приравнивает жизнь плода, жизнь лишь потенциальную, к жизни матери – реально живущего человека. Следовательно, аборт разрешен, если беременность становится опасной (или может стать таковой) для жизни матери, или если очень вероятно, что беременность окажет на женщину тяжелое психологическое воздействие. Некоторые раввины допускают аборт в случае, если ясно, что ребенок будет столь недоразвитым, что никогда не сможет функционировать как человек. Однако иудаизм ни в коем случае не допускает прекращения беременности, если она препятствует, например, карьере женщины.
- митинг сторонников запрета абортов, США. В какой мере такие мероприятия соответствуют учению иудаизма? На плакатах: “Закрыть американские лагеря смерти”, “Аборты убивают детей”

БЕСПЛОДИЕ



В связи с особым значением, которое евреи предают созданию семьи (р.53), раввины подвергли рассмотрению все средства помощи бесплодным супругам. Они разрешили искусственное введение семени мужа (ни в коем случае не донора), при жестком контроле, обеспечивающем введение именно и только семени мужа. Некоторые даже разрешают мастурбацию (которая в обычных случаях строго осуждается), если нет другого способа получения семени для количественного анализа спермы или для введения семени в организм жены.
Искусственное оплодотворение (оплодотворение в лаборатории с последующим введением оплодотворенной яйцеклетки в матку женщины) – это еще очень новый способ преодоления бесплодия. Некоторые раввины приветствуют его появление, однако, настаивают на том, что и здесь должен осуществляться строжайший контроль. Никто из раввинов не считает допустимым введение женщине оплодотворенной яйцеклетки из матки другой женщины (искусственное материнство). Оплаченная “аренда” матки женщины может привести к различного рода злоупотреблениям. Одни женщины могут захотеть иметь детей без “неудобств” беременности, другие могут сделать беременность доходным бизнесом, зная, что они не будут в последствии обременены ребенком. Возможные психологические последствия для женщин в обоих случаях абсолютно непредсказуемы. Раввины усматривают в этом разрушение святости семьи и деторождения.
Многие раввины считают также нравственно недопустимым замораживание семени мужа для использования после его смерти, поскольку это означает намеренное произведение на свет сирот. Это может быть разрешено, только если мужчина проходит курс лечения (например, от рака), которое может привести к разрушению его спермы, и он надеется выжить благодаря этому лечению и вырастить своего ребенка.
Не менее важной является и моральная помощь и поддержка, оказываемая религиозными лидерами в этой сфере. Священники, пророки и раввины всегда давали благословение бездетным парам (см. Вторая книга царств 4:14-16). Сегодня раввины часто поощряют супругов продолжать поиски медицинских средств, даже если сами супруги склоняются к тому, чтобы отказаться от таких попыток.
скачать


Смотрите также:
Аутопсия (вскрытие трупа)
43.96kb.
Регламентированном «Правилами работы врача-специалиста в области судебной медицины при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения»
58.49kb.
Л. И. Божович Потребность в новых впечатлениях
67.49kb.
Задачи к зачету по Судебной экспертизе
66.58kb.
Понятие и общие условия расследования дтп 2 Понятие и виды дтп 2 Общие условия расследования дтп. Фазы дтп 3
207.45kb.