Главная стр 1
скачать
А.Блок. Материалы к изучению творчества поэта.

А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к "сливкам" петербургской интеллигенции. Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. .

Первый сборник поэм Блока "Стихи о прекрасной даме", 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.

Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана.

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма "Двенадцать", 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.

Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.

О поэме Блок а «Двенадцать»

Блок не «за» и «не против» революции, он является свидетелем великой эпохи. В первой же главе поэмы возникают образы представителей «старого мира»- это не конкретные люди, а обобщенные образы-символы, социальные маски: буржуй, упрятавший нос в воротник, писатель – вития, товарищ поп, барыня в каракуле. Со всеми стихия расправляется жестоко: сбивает с ног, рвет одежду, загоняет в сугроб. И нечего жалеть, они свое отжили, поэтому ветер у Блока – несущий обновление, сметающий все старое на своем пути. Два мира противоборствуют - старый и новый. Используется прием контраста, это показывает разные стороны эпохи, в которой автор не расставляет акцентов. И это соответствует противопоставлению двух красок, двух цветов - белого, символизирующего новое, и черного, цвета уходящей и разрушаемой жизни. Мировая буря бушует во вселенной. В произведении само понятие «стихия» связана с образами природы (ветер, снег) и с тем, что происходит в человеческих душах. Важно отметить, что автор не идеализирует своих героев, а с максимальной точностью и достоверностью воспроизводит основные реалии эпохи, влияющие во многом на поступки и поведение героев. Когда Катька погибает от руки одного из красноармейцев, об этом переживает лишь Петруха.



Он признается, что был в нее влюблен, на это ему жестоко и хладнокровно отвечают: -Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжелее будет бремя Нам, товарищ дорогой! Преданные идеи революции, готовы совершить любой, даже жестокий поступок, находя оправдание в том, что они действуют на благо отечества. В конце поэмы библейскому образу Христа, несущему светлое, доброе и вечное, противопоставлен образ пса. Возможно, именно такой, построенной на идеях счастья и добра, виделась Блоку будущая Россия. В произведении существует ряд символов: 1)название «Двенадцать»- двенадцать апостолов- реальное число красноармейцев в отряде, связано с мистикой двенадцати часов, также двенадцать месяцев - конец цикла, двенадцать знаков зодиака. 2)имена героев (Петруха- апостол Петр, царь ПетрI, Петр Верховенский из романа «Бесы» Достоевского. 3)метель- эпоха перемен. 4)финальный образ. Блок финалом не доволен, не мог выбрать образ для завершения: Христос или антихрист. М. Волошин считал, что в финале Христос, а красногвардейцы не следуют за ним, а преследуют его. Павел Флоренский считал, что в финале антихрист и доказывал тем, что не крестятся красногвардейцы, называет поэму «Бесовидение в метель».

Автор рецензии Ирина Васильева
скачать


Смотрите также:
А. Блок. Материалы к изучению творчества поэта
25.38kb.
Гостева А. (науч рук. А. А. Фаустов). Балладные мотивы в русской поэзии рубежа XIX-XX вв
159.71kb.
Ее степей холодное молчанье
37.96kb.
Примерный план анализа стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)
23.29kb.
Викторина по уже ранее известным фактам биографии М. Ю. Лермонтова. 1 Вспомните название имения, где прошло детство поэта
84.03kb.
Урок-портрет в 10 классе по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого»
193.97kb.
Подготовка педагогов к развитию художественно-речевой активности и словесного творчества дошкольников и младших школьников
68.74kb.
Блок Африка б 2
144.44kb.
Ф. И. Тютчева Цели урока: Познакомить учащихся с биографией поэта. Заинтересовать его творчеством. Развивать умение выбирать главное в лекции
9.85kb.
Занятие 3, 4 блок, 4 класс по теме: «Сын или покоритель?»
143.72kb.
Программа «Пушкин и современность»
114.29kb.
Нравственный аспект в военной тематике творчества Высоцкого я не устаю в войне Война участвует во мне
80.95kb.