Главная стр 1
скачать
Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым

изучением отдельных предметов

г. Белой Холуницы Кировской области

Утверждаю:

Директор


ГОУ СОШ с УИОП

г. Белой Холуницы

Кировской области
______Н.В. Кашина

Приказ № ___от___2010 г.


Рабочая программа

кружка

«Физика и окружающий мир»

в 1 классе (34часа)

на 2010-2011 учебный год

Составитель:

Бадьина Галина Александровна,

учитель физики

высшей квалификационной категории

г. Белая Холуница

2010
1. Пояснительная записка
Физика является базовым предметом для технического образования после школы. Социальный спрос на технические специальности неуклонно возрастает, это требует качественной подготовки учащихся по предмету. Наилучший результат может дать обучение физике с первого класса.

Данный кружок позволит повысить познавательный интерес к предмету и приобрести конкретные практические навыки. В ходе  изучения наглядно демонстрируется  значимость физики для познания явлений окружающего мира и законов природы.

Программа охватывает все основные  темы общего курса физики.

В предлагаемом варианте программы, начиная с самого первого года изучения физики, реализуется возможность непрерывного пропедевтического действия на обучающихся с целью дальнейшей профориентации в области точных наук.

Основная идея кружка заключается в соединении достаточно серьезной физики и игры, игрушек, занимающих ребенка с самых первых лет его жизни.

Игрушка — это первое, что берет в руки маленький человек, стремясь постичь окружающий его мир. Поэтому она должна быть увлекательной и несложной. С другой стороны, чтобы удивить, нужно быть привлекательнее и интереснее всего окружающего, привычного.

Разбираясь в принципах работы игрушек, можно лучше понять и одну из самых серьезных наук — физику, которая коренным образом изменила быт человека за последние несколько десятков лет.

Чрезвычайно важно, пользуясь школьным курсом физики, попробовать «раскусить» секреты их работы, усовершенствовать или придумать что-нибудь новое.


2. Основные задачи кружка.


  • Предоставить возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений;

  • дать систему научных представлений о природе;

  • дать систему универсальных учебных действий;

  • создавать возможность интенсификации процесса обучения;

  • создавать ситуации успешности для учащихся;

  • обеспечивать деятельностный подход в обучении;

  • создавать благоприятные условия для развертывания учебной деятельности ученика, развития его мыслительных операций;

  • предоставить возможность достижения обучающимися установленных стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

  • развивать способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;



3. Содержание  кружка.

(34 часа)

(Теоретические вопросы / Практическая часть)

 

Механика. Принципы работы бытовых механизмов. Виды механических движений. Инерция. Силы в природе. Весы. Катапульта. Реактивное движение. Ракета. Рычаг. Центр тяжести твёрдых тел. Условия равновесия тела.



Атмосферное давление. Ветер. Пневматические механизмы.

Присоски. Сила воды. Турбины.

Тепловая физика. Тепловые явления. Термометр. Три состояния вещества. Отвердевание, плавление, кипение. Диффузия. Влажность. Кипение. Вопросы безопасности в тепловых процессах. 

Звуковые явления. Музыкальные инструменты. Эхо. Рупор. 

Электричество. Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Техника безопасности  в работе с бытовым электричеством.   

Магнитные явления. Использование магнитов в быту.  Магнитные полюсы.

Оптика. Оптические явления. Отражение света. Преломление света. Призма. Линзы. Радуга. Инерция зрения. Солнечные часы.

№ п/п

Тема занятия

Содержание




Теория

Практика




1.

Механика

Виды механических движений. Инерция. Силы в природе. Весы. Катапульта. Реактивное движение. Ракета. Рычаг. Центр тяжести твёрдых тел. Условия равновесия тела.

Изготовление вертолёта, катапульты, катушки – ползушки, катера с реактивным двигателем, весов.




2.

Гидро и

аэростатика



Атмосферное давление. Ветер. Пневматические механизмы.

Присоски. Сила воды. Турбины.



Изготовление вертушки, модели турбины.

3.

Теплота

Тепловые явления. Термометр. Три состояния вещества. Отвердевание, плавление, кипение.

Изготовление термометра.

4.

Звук

Звуковые явления. Музыкальные инструменты. Эхо. Рупор.

Изготовление музыкального инструмента

5.

Электричество

Электрические явления. Молния. Электрический звонок. Телефон.

Изготовление телефона.

6.

Магнетизм

Магнитные явления. Магнитные полюсы. Магниты в доме.

Изготовление игры «Рыболов». Наблюдение взаимодействия магнитов.

7.


Оптика

Оптические явления. Отражение света. Преломление света. Призма. Линзы. Радуга. Инерция зрения. Солнечные часы.

Сделать солнечные часы.

Наблюдение отражения и преломления света.

Получить изображения с помощью линзы.


4. Учебно – тематический план


п/п


Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Механика

6

1

5

2.

Гидро и аэростатика

10

6

4

3.

Теплота

2

1

1

4.

Звук

1

1

1

5

Электричество

2

1

1

6.

Магнетизм

2

-

2

7.

Оптика

10

6

4

5. Методическое обеспечение




№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Приёмы и методы,

дидактические материалы,

техническое оснащение


Форма подведения итогов

1.

Предмет изучения физики.

«Захочу – и полечу».



Беседа,

практикум



Презентация «Что изучает физика». Изготовление вертолёта из бумаги.

Сделать вертолёт из бумаги.

2.

Явление инерции. Ленивые колёса.

Демонстрация опытов

Презентация «Полезна или вредна инерция».

Рефлексия

3.

Силы в природе. Сильнее самого себя. Гроза старинных крепостей.

Практикум

Наборы материалов для конструирования катапульты и катушки - ползушки

Сделать катапульту и катушку – ползушку.

4.

Рычажные весы.

Практикум

Наборы материалов для конструирования весов.

Сделать самодельные весы

5.

Реактивное движение.

Импульс.


Практикум

Изготовление катера с реактивным двигателем

Сделать катер

6.

Равновесие. Центр тяжести тела. Почему тела катятся вверх.

Практикум

Изготовление коробки с сюрпризом

Сделать коробку с сюрпризом

7.

Воздух «работает».

Пневматические механизмы.

Присоски.


Беседа, демонстрация опытов

Презентация «Атмосферное давление»

Рефлексия

8.

Зачем кораблю паруса

Практикум

Презентация «Почему дует ветер». Изготовление вертушки

Сделать вертушку

9.

Похождения «невидимки»

беседа

Презентация «Применение атмосферного давления»

Рефлексия

10.

Этот удивительный воздушный шар

Демонстрация опытов

Презентация «Воздухоплавание»

Рефлексия

11.

О плавающих и тонущих

Демонстрация опытов

Наборы материалов для

исследования условия плавания тел.



Рефлексия

12.

Сила воды. Модель турбины.

Практикум

Наборы материалов для изготовления турбины

Сделать модель турбины

13.

Плавание тел. Искусный ныряльщик.

Демонстрация опытов

Презентация «Плавание тел».

Рефлексия

14.

Исследования морских глубин

Беседа

Презентация «Исследования морских глубин»

Рефлексия

15.

Цветы на поверхности воды.

Практикум

Наборы материалов для

Изготовления цветов.



Сделать

Цветы для демонстрации силы воды



16.

Вода поднимается вверх

Демонстрация опытов

Наборы материалов для

демонстрации капиллярного явления



Рефлексия

17.

Термометр из бутылки

Практикум

Конструирование термометра

Сделать термометр

18.

Как образуются снег и лёд

Демонстрация опытов

Презентация «Три состояния вещества».

Рефлексия

19.

Звук. Поющие стаканы. Рупор.

Практикум

Наборы материалов для

Изготовления музыкального инструмента



Сделать музыкальный инструмент

20.

Электричество. Молния на столе.

Демонстрация опытов

Электрофорная машина. Султаны. Диски. Штативы.

Рефлексия

21.

Электрический ток. Электрический звонок. Телефон.

Демонстрация опытов

Наборы материалов для изготовления телефона

Сделать телефон

22.

Магниты. Магнитный рыболов

Игра

Наборы материалов для

изготовления игры «Рыболов»



Сделать игру

«Рыболов»



23.

Маленькая мышка с большой роднёй. Разборчивый гусь.

Практикум

Наборы материалов для

изготовления модели.



Изготовление модели для демонстрации

магнитных сил



24.

Лучи с сюрпризами.

Калейдоскоп



Демонстрация опытов

Презентация «Оптика».

Калейдоскоп



Рефлексия

25.

Перископ

Практикум

Наборы материалов для

изготовления перископа



Сделать перископ

26.

Призма преломляет

Демонстрация опытов

Призмы, источник света.

Рефлексия

27.

Волшебный фонарь. Танцующие тени.

Демонстрация опытов

Наборы «Оптика».

Рефлексия

28.

Огонь из льдины

Практикум

Линзы. Экраны. Лампочки на подставках.

Рефлексия

29.

Глаз не успевает

Игра

Наборы материалов для

изготовления альбома

«Как оживить солдатика»


Сделать альбом

«Оживший солдатик»



30.

Изысканное чудо природы - радуга

Демонстрация опытов

Наборы материалов для

наблюдения радуги.



Рефлексия

31.

Солнечные часы.

практикум

Наборы материалов для

изготовления солнечных часов



Сделать солнечные часы.

32.

Как изжарить яичницу на солнышке. Линзы.

практикум

Наборы материалов для

наблюдения изображений.



Получить изображения с помощью линз.

33.

Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами.

практикум

Наборы материалов для

наблюдения солнечных зайчиков.



Рефлексия

34.

Выходной тест

контроль




Тест


Список литературы.

 

1. Гальперштейн Л., Здравствуй, физика! — М.: Детская литература, 1973



  1. Зайцева Н. Ф., «Увлекательная физика».

  2. Зверев И. Д. «Оптика».

  3. Ланина И. Я. «Не уроком единым».

  4. Сибрук В.. Роберт Вуд

  5. Сикорук Л.Л.Физика для малышей, Москва, «Педагогика»,1979г.

  6. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. М. «Просвещение», 1990, стр. 103. .

  7. ж. "Физика в школе" №8,2001, с.75.




скачать


Смотрите также:
Бадьина Галина Александровна, учитель физики высшей квалификационной категории г. Белая Холуница 2010
142.63kb.
Рабочая программа по математике (профильный уровень) для 10 класса составлена на основе
1644.23kb.
Заболотнева Галина Александровна, учитель истории и права высшей квалификационной категории Проектная деятельность в педагогической деятельности современного учителя
58.21kb.
С. И. Щербунова заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории
475.54kb.
Баранникова Елена Петровна Учитель английского языка высшей квалификационной категории Возможности дистанционного обучения как элемента технологии открытого (сетевого) образования в средней школе
65.36kb.
Роль классного руководителя в обеспечении прав ребенка в школе
37.1kb.
Рабочая программа по биологии 5класс учитель: Рыбак Галина Феликсовна высшей квалификационной категории 2012г
332.91kb.
Методическая система Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся Иванова Ирина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории моу города Кургана «Гимназия №57»
44.01kb.
Дворникова Галина Витальевна, учитель физики высшей категории моу рсош №10 Песчанокопского района Ростовской области
175.66kb.
Дню космонавтики
67.1kb.
И. В. Русакова учитель начальных классов высшей квалификационной категории
167.1kb.
Из опыта работы. Травкова Ирма Александровна, учитель немецкого языка высшей квалификационной категории. Апрель, 2011год
547.11kb.