Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Урагубская средняя общеобразовательная школа МО Кольский район

Мурманской области

Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор МОУ Урагубская СОШ

_______Т.А. Наследникова ___________Е.В. Сенкевич

«_____»__________20 г. «____»_____________20 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 – СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

Учитель: Беликова Ольга Борисовна

Год составления: 2012-2013 учебный год

Класс - 3

Общее количество часов по плану – 102

Количество часов в неделю - 3

Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, в полном соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом общего образования. подпись учителя)

Рассмотрена на заседании МО

_________________________________________________________

«______» _____________20____г. Протокол № ______

Руководитель МО _________ О.Г. Гаранина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс литературного чтения Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творческому и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важнейших и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребёнка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

Курс литературного чтения для начальных классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяет ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему за, казалось бы, обычными словами возникает целый мир, который начинает волновать читателя, будить воображение, заставлять его размышлять.

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в её содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувствительного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приёмы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно – ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературе;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

К концу 3 класса по чтению:

навыки чтения


  • правильное, сознательное, выразительное чтение текста со скоростью не менее 70 слов в минуту;

  • уметь переходить с одного вида чтения на другой;

  • чтение целыми словами;

  • соблюдение логических пауз, постановка правильного ударения в словах;

  • отчетливое произношение трудных слов.

работа с текстом

  • подробный, выборочный пересказ прочитанного;

  • осмысление взаимосвязи описываемых событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением;

  • самостоятельное деление текста на законченные смысловые части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом;

  • уметь составлять план прочитанного, словесное рисование картин к произведению;

  • самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, изображающих действующих лиц, природу, описание событий;

  • сопоставление, осмысление, оценка поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей;

  • понимание образных выражений, умения их использовать в речи.

работа с книгой

  • ориентировка в учебной книге;

  • самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании;

  • отыскивание произведений близких по тематике:

  • самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ





Дата

Тема урока

Д / З

1.





1 четверть

Самое великое чудо на свете. Рукописные книги Древней Руси. Научно-познавательная беседа.


6-7 отв. на вопр.



2.




Первопечатник Иван Фёдоров.

8-12

3.




Урок – путешествие в прошлое. Урок - презентация




4.




Устное народное творчество. В /Ч Песенки, потешки, считолочки.




5.





Русские народные песни. Работа над выразительным чтением.

14-15наиз.

по выбору



6.




Докучные сказки. Народный промысел.

18-21соч. докуч. сказку

22-27 пересказ



7.




Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чтение по ролям.

8.




«Иван – царевич и серый волк». Русская народная сказка. Деление на смысловые части.

28-39 вопр.

9.





«Иван – царевич и серый волк». Анализ особенностей языка русской народной сказки.

28-39 перес. от люб. лица



10.





Как научить читать стихи. Введение в мир поэзии.

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».



60-63 наизусть


11.




Настроение поэта в своём произведении. Ф.И. Тютчев «Листья».

63 иллюстр.

наизусть




12.




Русские народные сказки. Урок – конкурс. В / Ч



13.




«Сивка – бурка». Русская народная сказка. Знакомство с произведением.

40-49 делен. на части

14.




«Сивка – бурка». Анализ характеров.

40-49 переск.

15.





Урок – викторина. (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

сочинить сказку
64-65 выучить наиз. по выбору

16.




А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Работа над

выразительным чтением. Образные выражения. Стихи А.А. Фета.



17.




И.Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно…». Выразительное чтение.

66-67 иллюс. наизусть отр.


18.




И.Никитин «Встреча зимы». Использование сравнений, образных описаний.

68-71 выраз.

19.




Творчество И.З.Сурикова «Детство». Анализ текста.

72-75 наиз.


20.




Стихи поэтов 19 – 20 века для детей. В / Ч




21.




Описание природы в произведении И.З.Сурикова «Зима».

76-77 наизусть

22.




Урок – путешествие в литературную страну. Внеклассное чтение.

78-79 вопр.

23.




А.С.Пушкин. Знакомство с биографией и творчеством поэта. «Уж небо осенью дышало…»

82-86 наиз.

24.




А.С.Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета».

86-87 наиз. по выбору

25.




А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Первичное чтение.

92-100

26.




А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Характеры героев.

100-108

27.




А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Чудеса в произведении.

108-118

28.




Читаю стихотворение и слышу сказку (литературные стихи-сказки). В / Ч




29.




А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Юмор в произведении. Образные выражения. Сравнение с народными сказками.

119-129

30.




А.С.Пушкин «Зимнее утро». Работа над выразительным чтением.

88-89 наиз.

31.




А.С.Пушкин «Зимний вечер». Настроение поэта в произведении.

90-91 наиз.

32.




Л.Н.Толстой. Беседа о творчестве писателя. Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя).

148-151 подг. сообщ. о Л.Н.

33.




Сатира в произведении И.А.Крылова «Мартышка и очки».

132-135 наизусть

34.




Ёмкость художественного слова при передаче отношений автора к героям произведения Л.Толстого «Акула».

152-156 пересказ по плану

35.




Особенности басни И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна». Мораль басни.

136-137 наизусть

1.





2 четверть
Развивающий час по басням И.А.Крылова. В / Ч




2.




Л.Н.Толстой «Прыжок». Анализ поступков героев.

156-159 перес

от имени мал.



3.




Взаимоотношения человека и животного в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка». (Быль)

160-161 рис. пересказ

4.




Характер героев в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

137-139 наизусть

5.




Красота природы в рассказах Л.Н.Толстого. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

162-163 выраз. чтение

6.




М.Ю.Лермонтов. Знакомство с творчеством писателя. «Горные вершины…»

140-144 под. сообщ. об ав.

7.




М.Ю.Лермонтов «Утёс». Работа над выразительным чтением.

146 наизусть

8.




Настроение поэта в своём произведении. М.Ю.Лермонтов «Осень».

147 наизусть

9.




Про эту книгу (книги-самоделки из материалов периодической печати). В / Ч

Оформить

книжку-самоделку



10.




Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»).

164-166 вопросы

11.




Д.Н.Мамин-Сибиряк «Присказка к Алёнушкиным сказкам». Знакомство с творчеством.

180-182 выраз. чтение

12.




Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост». Анализ особенностей авторской сказки.

183-187 пер. от имени зайца

13.




Изображение красоты природы в лирике Н.Некрасова «Славная осень!..»

168 наизусть

14.




Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Сравнение с произведениями других поэтов.

169-170 наиз. отрывок

15.




Авторское отношение к герою произведения. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

170-172 выраз. чтение

16.




Описание природы в произведении К.Д.Бальмонт «Золотое слово».

173 по ролям

17.




Что говорят стихи (поэзия С.Я.Маршака). В / Ч




18.




Образные выражения в произведении И.А.Бунина «Детство», «Полевые цветы».

174-176 выразительно

19.




И.А.Бунин «Густой ельник у дороги». Работа над языковыми средствами произведения.

176-177

20.




Развивающий час (урок-обобщение).

178 вопросы

21.




О чём рассказывают журналы? В / Ч



22.





Особенности литературной сказки. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

188-195 читать, вопр.

23.







В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев произведения. Чтение по ролям.

Придумать

сказку



24.






Проверка техники чтения.



25.





Чтение стихотворений о зиме. В / Ч


26.





В.Ф.Одоевский. Знакомство с творчеством

196-207



27.






В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко».


196-207 иллюстриров.


28.




Урок – КВН (обобщающий урок по 1 части учебника).

209-213 вопросы








Дата

Тема урока

Д/З

1.





3 четверть

М. Горький «Случай с Евсейкой». Первичное чтение. Работа по содержанию.


4-11 отв. на вопросы



2.




М. Горький «Случай с Евсейкой». Чтение по ролям.

4-11 кр. переск.



3.




К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Знакомство с творчеством.

12-24 читать

4.




К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. Деление на части.

12-24 пересказ по плану

5.




«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники. В/Ч




6.




Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...»

Работа над выразительным чтением.



46-47 наиз. по желанию, иллюс.

7.




Саша Чёрный «Воробей», «Слон». Строфа. Эпитеты.

47-49 наиз. по выбору

8.




А.И. Куприн. Знакомство с творчеством.

25-29

9.




А.И. Куприн «Слон». Деление текста на части.

30-36 сост. план

10.




А.И. Куприн «Слон». Анализ характеров и поступков героев.

37-41 читать по ролям

11.




Урок-путешествие по «Былям-небылицам». Презентация

42-44 вопросы

12.




Образные выражения в произведениях А.А. Блока.

50-51 наизусть

13.




«Лес не школа, а всему учит». В/Ч




14.




А.А. Блок «Сны», «Ворона». Работа над выразительным чтением. Иллюстрирование.

51-54 выраз. чит.

15.




Описание природы в произведениях С.А. Есенина «Черёмуха».

55-56 наизусть

16.




Урок-викторина по теме «Поэтическая

тетрадь1»



56 вопросы

17.






Знакомство с творчеством М.М. Пришвина «Моя Родина».

58-59 выраз. чтен.

подгот. сообщ.об авторе



18.




И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Углубление знаний детей о диких животных.

60-67 выраз. чтение

19.




И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Деление на части. Характеристика героя.

60-67 придумать продолжение

20.




Знакомство с творчеством В.И. Белова «Малька провинилась».

68-70 переск. от имени Мальки

21.




В.И. Белов «Ещё про Мальку». Работа по содержанию.

70-72 прид.истор. про Мальку

22.




Твои защитники. В/Ч. Библиотечный урок.

подобрать стихи

выучить наизусть



23.




Особенности литературной сказки В.В. Бианки «Мышонок Пик».

73-74 чтение по ролям

24.




В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана. Использование мультимедиа

75-78 пересказ

25.




В.В. Бианки «Мышонок Пик». Пересказ с продолжением.

79-82 отвечать на вопросы

26.




Б.С. Житков «Про обезьянку». Первичное чтение.

83-89 читать

27.




Б.С. Житков «Про обезьянку». Работа по содержанию.

90-97 вопросы

28.




Б.С. Житков «Про обезьянку». Составление сжатого рассказа.

83-97 пересказ

29.




Мама – главное слово. В/Ч

наизусть стихи о маме

30.




А.Л. Барто «Разлука». Работа над выразительным чтением.

114-115 наизусть

31.




Юмор и сатира в произведении А.Л. Барто «В театре». Видео-урок.

115-117 выразит. читать

32.




В.Л. Дуров «Наша Жучка». Взаимоотношения человека и животного.

98-100 пересказ по плану

33.




Бережное отношение к природе в произведении В.П. Астафьева «Капалуха».

101-104 переск.от имени глухарки

34.




В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Чтение по ролям.

105-108 подг.сооб. о животных

35.





Знай и люби родную природу. В/Ч

энциклопедии, справочники

36.





Урок-конференция «Земля – наш дом родной».

109-110 вопросы

37.





Знакомство с творчеством С.Я. Маршака. Выразительное чтение. Сравнение.

112-113 наизусть по выбору

38.





С.В. Михалков «Если». Ударение в стихах. Рифма.

118-119 наизусть

1.





4 четверть

Особенности лирики Е.А. Благининой «Кукушка», «Котёнок».


120-121 наизусть по выбору



2.




«Крестики – нолики». (Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».)

122 вопросы

3.




Весёлые рассказы современных писателей о детях. В/Ч Презентация.

приготовить книги для выстав.

4.




Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Подбор пословиц, поговорок.

124-128 составить рассказ о бабушке

5.




А.П. Платонов «Цветок на земле». Воспитание уважительного отношения к пожилым людям.

129-136 отвечать на вопросы

6.




А.П. Платонов «Ещё мама». Воспитание любви и уважения к матери.

137-143 чтение по ролям

7.




Позиция автора в произведении М.М. Зощенко «Золотые слова».

144-149 читать

8.




М.М. Зощенко «Золотые слова». Чтение по ролям.

150-153 пересказ

9.




М.М. Зощенко «Великие путешественники». Деление на части.

154-164

10.




М.М. Зощенко «Великие путешественники». Характеры героев в произведении.

154-164 краткий пересказ

11.




«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» (книги о человеке-умельце, о машинах и вещах, которые он изобрёл.) В/Ч




12.




Юмор в произведении Н.Н.Носова «Федина задача».

164-169 выразит. читать

13.




Н.Н. Носов Телефон». Инсценирование.

169-172 чтение в лицах

14.




Творчество В.Ю. Драгунского «Друг детства».

173-175 под. друг. рассказы Драгунс.

15.




Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

176 вопросы

16.




По страницам детских журналов. Ю.И. Ермолаева «Проговорился».

178-181 подготов. журналы для выставки

17.





Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». Составление вопросов по тексту.

181-183 чтение в лицах

18.





Комиксы. В/Ч

подобрать матер.

19.




Юмор в произведениях Г.Б. Остера «Вредные советы».

183-184 выразит. читать

20.




Г.Б. Остер «Как получаются легенды». Выразительное чтение.

184-186 придум. легенду

21.




Творчество Р. Сеф «Весёлые стихи». Составление весёлых стихов.

186-188 выразит.

22.




Читательская конференция «По страницам детских журналов».

прочитать журн., которые понрав.

23.




«Любимые книги – любимые писатели». В/Ч




24.




Мифы и легенды Древней Греции «Храбрый Персей.

190-195 читать

25.




«Храбрый Персей». Деление текста на части. Работа по содержанию.

196-199 пересказ

26.




Мифы, легенды, предания (урок-игра «Поле чудес» по теме «Мифология»). В/Ч




27.





Проверка техники чтения.




28.





Знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

200-207 читать

29.





Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Деление на смысловые части.

208-215 придум. вопросы

30.





Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Составление иллюстраций к тексту.

краткий пересказ по плану

31.





Развивающий час по теме «Зарубежная литература».




32.





Викторина (обобщающий урок за курс 3-го класса).




33.






Урок – размышление «О чём я хочу читать летом».




скачать


Смотрите также:
Беликова Ольга Борисовна Год составления: 2012-2013 учебный год Класс 3 Общее количество часов по плану 102 Количество часов в неделю 3 рабочая программа
178.59kb.
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по русскому языку для 9 класса
596.05kb.
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 2013 2014 учебный год Количество часов 102 часа за год, 3 часа в неделю
95.38kb.
Рабочая программа по литературе класс- 7 Всего часов на учебный год -70 Количество часов в неделю -2 Учитель: Беспалова
309.09kb.
Рабочая программа по литературе класс- 9 Всего часов на учебный год -105 Количество часов в неделю -3 Учитель: Беспалова
441.92kb.
Учебный план на 2011 2012 учебный год начальное общее образование учебные предметы Класс Количество часов в неделю
123.43kb.
Журавлев Николай Борисович Количество часов по учебному плану 70 2012/2013 учебный год пояснительная записка Данная программа
143.45kb.
Рабочая программа по истории на 2011-2012 учебный год 6 «А» класс 2 часа в неделю количество часов в год 68 Учитель
349.9kb.
Рабочая программа по геометрии 9 класс на 2009 2010 учебный год количество часов в неделю 2 всего 68 часов
290.34kb.
Рабочая программа по истории Класс: 8 Итого: 68 часов в неделю: 2 часа 2012-2013 учебный год ( 26 часов )
450.08kb.
Рабочая программа по истории класс IX всего часов на учебный год 70 Количество часов в неделю 2 Учитель: Лисицкая
409.73kb.
Уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2
182.65kb.