Главная стр 1
скачать


Государственный Университет - Высшая Школа Экономики

Факультет государственного и муниципального управления

Реферат по ППС на тему:

«Большой наказ Екатерины II », подготовленный в связи с образованием «Уложенной комиссии (1767 г.)», - как одна из самых ярких форм проявления политики «просвещенного абсолютизма» в правлении императрицы.

Выполнила:,

1 курс, 193 группа

Москва, 2006 г.

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

«Просвещенный абсолютизм» как общее явление XVIIIв. 5

Проявление политики 7

«просвещенного абсолютизма» в России 7

«Уложенная Комиссия» 9

«Большой Наказ императрицы» 12

Заключение 15

16

Приложение 16



«НАКАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, ДАННЫЙ 16

ЗАМЕЧАНИЯ ДИДРО НА «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II ДЛЯ ДЕПУТАТОВ КОМИССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКОНОВ 18

Библиография 19



Введение1


Дворцовый переворот 28 июня 1762 г., положивший конец непродолжительному царствованию Петра III, возвел на трон супругу лишившегося власти (а вскоре и жизни) императора – Екатерину II, которая, по словам Н.М. Карамзина «была истинной преемницей величия Петрова и второй преобразовательницей новой Росси»2. Перт III – «Случайный гость русского престола», как писал В.О. Ключевский3, - «мелькнул падучей звездой на русском политическом небосклоне, оставив всех в недоумении, зачем он на нем появился». Совершенно иной жребий выпал на долю жены и преемницы низвергнутого монарха. Немецкая принцесса, ставшая волей судьбы супругой отпрыска российского императорского дома, а по родословной являющаяся ему троюродной сестрой, проложила себе в итоге путь к самой вершине власти с помощью гвардейских штыков на фоне всеобщего недовольства политикой ее мужа. Екатерина II, оказавшись во главе огромной державы, вписала яркие страницы в историю своего нового Отечества. В.О. Ключевский называл Екатерину «последней случайностью на русском престоле»4, объясняя это тем, что она замыкает собой ряд исключительных явлений в политической жизни российской империи XVIII века. И действительно, с самого начала того столетия носителями верховной власти у нас были люди, либо необычные, как Петр Великий, либо случайные, каковы были его приемники и преемницы, даже те из них, кого назначала на престол в силу закона Петра I предыдущая случайность, как было с ребенком Иваном VI и с Петром III.

«Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много; и я считала, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных к благу этого государства, к его процветанию и к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его»- так писала императрица о себе и о России, - стране, в которой она прожила более полувека и которая стала для нее настоящей родиной5.

Но путь великой императрицы к престолу оказался непрост. Первые годы пребывания в России Екатерина II не могла найти себе пристанище. Как ни была она гибка, как ни гнулась под русские придворные нравы и вкусы, окружающие чувствовали и давали ей понять, что она им не ко двору, не их поля ягодка. Наедине она обливалась слезами, но из гордости старалась не показывать своих страданий, не жаловаться на свое унижение, чтобы не стать предметом обидного сострадания. Настоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой Екатерина встретила в книге. Сначала она без разбора читала романы; потом ей попались под руку сочинения Вольтера, которые произвели решительный перелом в выборе ее чтения: она не могла от них оторваться и не хотела, прибавляет она в письме к самому Вольтеру, читать ничего, что не было так же хорошо написано и из него нельзя было бы извлечь столько пользы. Потом Екатерина еще глубже познакомилась с трудами тех, кто был в то время властителями дум образованной Европы, - Ш. Монтескье, Вольтера, Д,Аламбера, Дидро, Тацита и других. Она читала труды по истории Англии, Германии, Франции, сочинения известных экономистов и юристов, которые впоследствии оказали значительное влияние на ее политическое мировоззрение. Екатерина размышляла, сравнивала прочитанное с российской действительностью, делала выписки, вела дневник, в который заносила свои мысли. В этом дневнике Великая княгиня записывала идеи, воспринятые ею из сочинений французских философов-просветителей и сдобренные недюжинным честолюбием6:

«Хочу повиновения законам, а не рабов;

власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным;

снисхождение, примирительный дух государя сделают более, чем миллионы законов, а политическая свобода даст душу всему.

Часто лучше внушать преобразования, чем их предписывать;

лучше подсказывать, чем указывать» и т.д.

Екатерина II еще не раз откроет свой дневник и воспользуется всеми этими записями, когда будет пытаться урегулировать российское законодательство.

«Просвещенный абсолютизм» как общее явление XVIIIв.7


Сам термин «просвещенный абсолютизм» (или «просвещенный деспотизм») начал применяться в научной литературе для обозначения своеобразия политического курса ряда европейских правительств второй половины XVIII века еще в 30-х гг. минувшего столетия. Феномен «просвещенного абсолютизма» по-разному трактовался теми или иными авторами. Среди исследователей до сих пор нет единого мнения по вопросу о причинах и содержании этой политики, о влиянии проводившихся в ее контексте реформ на дальнейшее развитие европейских народов. В «просвещенном абсолютизме» усматривали то чистую социальную демагогию, сводившуюся на практике к осуществлению мероприятий, мало что менявших в жизни общества, то важный симптом эволюции европейских монархий к правовому государству, или, наконец, специфическую государственно-политическую форму абсолютистского режима на завершающем этапе его развития, непосредственно предшествующую конституционной монархии и отвечающую «социальному поиску в движении к новой правовой системе и к новой идейно – политической культуре» (О.А. Омельченко).8

Таким образом, «просвещенный абсолютизм» – это явление общеевропейское. Философы-просветители с позиции свободного разума остро критиковали сохранившиеся в европейском обществе средневековые институты, и они охотно поддерживали контакты с теми или иными представителями власти, с самими монархами, рассчитывая при их содействии перестроить существующее общество на началах разума. В Европе это направление было представлено такими яркими личностями, как король прусский Фридрих II, шведский Густав III, император Австрии Иосиф II и другие. Конечно, в каждой из монархий система «просвещенного абсолютизма» проявлялась с разной степенью последовательности и всегда отнюдь не в полном объеме. Правители использовали теоретические конструкции французских философов для модернизации существующих социально-экономических и политических структур, приведения их в соответствие с «духом времени».

Эпоха «просвещенного абсолютизма» была пронизана идеями французских просветителей и характеризовалась появлением нового класса буржуазии, открыто заявлявшего о своих претензиях на экономическую и политическую власть, остро критиковавшей деспотических правителей и засилье католической церкви. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.

Еще в XVII веке западноевропейскими мыслителями, такими как Т. Гоббс (1588-1679 гг.), Ж. Локк (1632 – 1704 гг.) и Ж-Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.), была сформулирована знаменитая теория общественного договора, согласно которой государство создано людьми, договорившимися между собой о передаче государству части своих прав, с тем, чтобы оно их защищало. Так вот просветители поддерживали традиции рационализма XVII века и на основании их теории сделали вывод, что, следовательно, государство возможно усовершенствовать с помощью удобных и хороших законов, способных обеспечить всеобщее счастье и благоденствие. Мудрый и просвещенный законодатель, действуя на основе точных знаний о положении дел в стране, постепенно совершенствует законы, а через них и общество. Таков был идеал правления, который виделся правителям – сторонникам «просвещенного абсолютизма».



Проявление политики

«просвещенного абсолютизма» в России9


Некоторые историки полагают, что элементы политики «просвещенного абсолютизма» обозначились еще в царствование Елизаветы ведь идеи Просвещения нашли себе немало сторонников среди образованной части дворянства. Действительно, существуют различные точки зрения на то, в какой период времени «просвещенный абсолютизм» зародился в России и каковы были его хронологические рамки. Наиболее принятой является точка зрения М.А. Федосова, который ведет отсчет эпохи с 1762 года (т.е. с начала царствования Екатерины II) вплоть до 1815 года.

Екатерина II вступила на российский престол, имея сложившееся четкое представление и о способах построения законной самодержавной монархии, которую необходимо обновлять с учетом новых исторических реалей, и о принципах, которыми она собиралась руководствоваться в управлении страной, и соответственно о тех целях, которые, опираясь на эти принципы, она надеялась достичь. Идейную основу этой программы, а следовательно, и внутреннюю политику того времени составляли принципы Просвещения XVIII века. И именно с русской императрицей просветители установили самые близкие отношения. Их установлению способствовало два обстоятельства: благодаря крепостническому режиму, глухой грамотности населения и общей отсталости Россия представлялась просветителям страной, где реализация их идей должна была принести самые ощутимые плоды; кроме того, Екатерина оказалась прилежной ученицей просветителей, намеревавшийся энергично претворить их идем в жизнь. Гримму она писала: «Я люблю нераспаханные земли – поверьте, это лучшие земли…Я годна только для России».10 А в переписки с Вольтером и Дидро она рассуждала о задуманных ею преобразованиях в России, чтобы из дикой страны превратить ее в могущественную монархию (между прочим, французские просветители с восторгом принимали ее начинания, пророчествую ей успех и славу). Так, например, в письмах к Вольтеру Екатерина рисует фантастические картины народной жизни в России: например, в её империи все и всем довольны; нет крестьянина, который бы не ел курицы, когда ему захочется; везде поют благодарственные молебны и пляшут. Неудивительно, что слава о Звезде Севера, «благодетельнице всех народов», как называл Екатерину Вольтер, быстро распространяется в Европе.

Согласно идеям мыслителей, просвещенный монарх должен был выражать правильно понятые интересы большинства граждан, а его самодержавная власть – ограничиваться разумными законами. Рядом с монархом должны были находиться философы, советы которых соответствовали бы истинным пожеланиям общества. Таким образом, по мнению идеологов Просвещения, для процветания государства и подданных государям достаточно было усвоить истину, открытую философами, и, пользуясь властью и правильными законами, претворить их в жизнь. Под таким сильным влиянием просветительской философией Монтескье, Беккария, Вольтера, Гримма, Дидро и других французских энциклопедистов в начальный период своего царствования Екатерина II стремилась провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы»11 людей, которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, внедрить широкое народное образование, искоренить крепостное право. Императрица стремилась предстать просвещенным монархом, философом на троне, а вся ее внутренняя политика была направлена к сохранению самодержавия и усилению дворянства. Своей целью она поставила создание регулярного государства, которое должно было реализовать идею «всеобщего блага» через развитую законодательную систему, обеспечивающую полноту прав и взаимных обязанностей власти и народа. Роль своего рода гаранта законности, осуществляющего функцию контроля и одновременно воспитателя и просвещения народа, отводилось рационально организованному аппарату управления, основанному на принципе разделения властей. И поскольку основным инструментом преобразования европейских монархов были законы, то и Екатерина II решила упорядочить российское законодательство, провести так называемую кодификацию. Она хотела выработать новые законы и с их помощью внедрить в Россию новые общественные отношения.

«Уложенная Комиссия»12


В правлении Екатерины II остро встала проблема законодательства Российского государства. Это объяснялось тем, что главным действующим кодексом законов империи оставалось Соборное Уложение 1649г., в котором за сто с лишним лет накопилось огромное количество указов, в которых трудно было разобраться. Эта сложность и запутанность законодательства также приводила и к различным злоупотреблениям при разборе судебных дел. К примеру, только в одной Юстиц–коллегии лежало до 6 тысяч нерешенных дел. Попытки обновить Уложение, заменить его сводом законов, соответствующих эпохе, делались и при Петре, и после него. Однако специальные комиссии, собиравшиеся для этой цели, в их числе и проработавшая более семи лет елизаветинская комиссия 1754 г., не имели успеха.

Екатерине пришлось лично занялась подготовкой нового законодательства. Прежде всего она ознакомилась с текстом Соборного Уложения и поняла, что составляющие его основу старинные русские, византийские и литовские правовые документы не соответствуют требованиям времени.

Своё внимание императрица сосредоточила на новейших сочинениях по теории права. Первым из них был труд французского просветителя Ш. Л. Монтескье (1689— 1755) «О духе законов». В нём автор изложил теорию возникновения законов под влиянием естественных и социальных условий. По его мнению, законы «должны соответствовать физическим свойствам страны, её климату... положению, размерам, образу жизни её народов...».

Философ создал учение о происхождении и сущности государства. Он утверждал, что на государстве «лежит долг обеспечить всех граждан верными средствами к жизни», что оно должно исходить из блага народа, которое есть «верховный закон».

Монтескье считал, что государство справедливо по природе. Несправедливости и произвол присущи не государству, а его правительствам и должностным лицам. Мыслитель развил также идею, принадлежащую английским философам XVII в., о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях их равновесия.

Другим источником для законодательного творчества Екатерины был опубликованный в 17б4 г. трактат «О преступлениях и наказаниях» итальянского юриста Ч. Беккариа (1738-1794). Это произведение немало способствовало смягчению европейского уголовного права.

Беккариа выступал с решительным протестом против суровых норм средневекового законодательства, так как оно допускало в качестве средств наказания смертную казнь, жестокие истязания, конфискацию имущества. Беккариа обосновал принцип защиты прав личности, необходимость проведения государственной политики по предупреждению преступлений, недопустимость наказаний за политические и религиозные убеждения.

Опираясь на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина приступила к формулированию общих принципов будущего свода законов Российской империи. Этому всепоглощающему труду она отдала полтора года. Шутливо называя свои занятия «законобесием», императрица тратила на них по 15 часов в сутки.

В декабре 1766 г. был издан Манифест о созыве Комиссии для составления проекта нового Уложения и принято положение о выборах в Комиссию. В переписке с Вольтером императрица не раз заявляла, что хочет, чтобы народ повиновался законам, а не был рабом. И письма французским энциклопедистам не были только лишь игрой или лицемерием со стороны Екатерины. Таким образом идею привлечения сословий к законодательной работе (в данном случае к работе «Уложенной Комиссии») императрица переняла именно у просветителей. Итак, в соответствии с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян) для сочинения проекта нового Уложения. Общее количество избранных депутатов составляло 564 депутата: 28 от высших государственных учреждений, 161 – от дворян, 206 – от городов, 167 – от сельского населения (54 - от казаков, 79 - от государственных крестьян, 34 - от ясачных). Возраст для дворянских и городских депутатов был установлен не моложе 25 лет, для крестьян – не моложе 30. Согласно воле императрицы, депутаты получили полное содержание на время работы в Комиссии. В дальнейшем, в случае совершения преступления, они освобождались от смертной казни, телесных наказаний и конфискации имущества. Предусматривались суровые кары для обидчиков депутатов.

Для дворян и горожан были установлены одностепенные выборы (дворяне от каждого уезда, а горожане от каждого города по одному депутату, независимо от численности населения). Для крестьян же были выборы трёхстепенные: каждый погост избирал особого поверенного, они избирали уездного поверенного, а последние – из своей среды выдвигали депутата от провинции. Почти все депутаты от городов принадлежали к различным слоям купечества. При этом каждый депутат получал наказ от своих избирателей. Таким образом, всего в Комиссию поступило 1465 наказов, и подавляющая часть из них были крестьяне.

Летом 17б7 г. в Грановитой палате Кремля начались заседания Комиссии. Во главе Комиссии был поставлен маршал-председатель генерал А.И. Бибшов. Также большое влияние на ее деятельность оказывал генерал – прокурор князь П.А. Вяземский – правая рука императрицы во внутренней политике этих лет. Большая комиссия выбрала несколько подкомиссий – дирекционную, подготовительную и несколько специальных кодификационных. Каждое заседание открывалось прочтением «Большого наказа» императрицы, подготовленного специально для «Уложенной Комиссии», но в ходе заседаний важное не отделялось от второстепенного: о средствах, помогающих при обморожении, говорили с не меньшим пылом, чем о правах купечества, а вопросы гигиены обсуждали вслед за проблемами управления инородцами. Случалось, что важный законопроект не получал одобрения из-за невнятной речи чтеца: одна половина депутатов его не расслышала, а другая не поняла. Путаница, беспорядок и медлительность губили то разумное, что удавалось сделать на заседаниях.

Неожиданно для Екатерины и ее приближенных в центре обсуждения оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты – дворяне Г. Коробьин и Я. Козельский, крестьяне И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников, однодворец А. Маслов –выступали с критикой отдельных сторон крепостничества. Например, Маслов предлагал передать крепостных крестьян в особую коллегию, которая выплачивала бы из крестьянских податей жалованье помещику. Это фактически бы означало освобождение крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов высказывался за четкую регламентацию крестьянских повинностей. Большинство же депутатов, напротив, выступало с защитой крепостничества и требованием расширения их собственных сословных прав, привилегий, групповых интересов.

Екатерина стала понимать, что её замысел кончился ничем: гармоничного соединения теории с практикой — «Наказа» с желаниями общества — не получилось. Депутаты не были готовы к восприятию принципов, предложенных императрицей: сказались отсутствие традиций правовой и политической культуры, откровенный консерватизм большинства депутатов. Кроме того, интересы сословий часто не совпадали, а компромисса найти не удавалось.

В свою наиболее острую и завершающую стадию дебаты ступили весной 1768 г., когда депутаты стали обсуждать вопрос о положении крестьянства и причинах побегов.


В декабре 1768г. под предлогом начавшейся русско-турецкой войны разочарованная императрица подписала указ о роспуске комиссии. Она решила пойти другим путем и избрать политику уступок дворянству, чтобы, опираясь на его поддержку, стабилизировать общество, создать могучий государственный аппарат для проведения внутренней и внешней политики.

Екатерина не смогла провести общую реформу законодательства, но работа Комиссии не пропала впустую. По сути дела, работа «Уложенной комиссии»- это первый образец представительного учреждения в России, сочетающий в себе европейский и отечественный политический опыт, опыт Земских соборов и европейских парламентов. Основными итогами непродолжительного существования комиссии стали: во-первых, осуществилась одна из задач комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состоящая в том, чтобы «лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа»,13 был собран огромный фактический материал о положении сословий в империи, остались протоколы заседаний, отразившие картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Во-вторых, деятельность «Уложенной Комиссии» способствовало распространению в России идей Просвещения, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной вольности, политических правах, веротерпимости, вреде применения пыток, равенстве всех подданных перед лицом Закона. И наконец, в-третьих, комиссия просто укрепила положение императрицы на троне.




«Большой Наказ императрицы»14


В качестве руководящего документа работы «Уложенной комиссии» Екатерина написала специальный Наказ. «Большой наказ императрицы» (его официальное название) стал ярчайшим образцом официального просветительства, над которым Екатерина II трудилась более двух лет. Он был проникнут духом либерализма и составлялся под влиянием трудов Монтескье «О духе законов», Беккариа «О наказаниях и преступлениях» Гельвеция и других французских просветителей. Основной текст «Наказа» содержит 20 глав, поделенных на 546 статей, из которых 245 – заимствованы из произведений Монтескье и 106 – из Ч. Беккариа. Яркое подтверждение тому посвященное изданию «Наказа» письмо Екатерины II к Д, Аламберу: вы «увидите, как там я на пользу моей империи обобрала президента Монтескье, не называя его».15 Кроме того императрица использовала труды немецких ученых Бильфельда и Юста, а также русское законодательство. «Наказ» исходил из положения о том, что верховная власть «сотворена для народа» и действует «к получению самого большего от всех добра».

Составительница наказа считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права прежде всего «самому правящему классу», каким было дворянство. Поэтому отныне дворяне получали жалование, сверх того, что подобается им на службе, дворяне пожизненное освобождались то смертной казни, телесных наказаний и прочих насильственных действий, имение дворянина не подлежало конфискации, кроме как за государственные долги, решение суда по делу дворян не приводилось в исполнение без благословения императрицы.


В «Наказе» впервые для русского человека декларировались равенство всех перед законом, его политическая свобода, недопустимость насилия и жестокости над ним и т.д.

В своих рассуждениях Екатерина II исходит из убеждения, что Россия – европейская страна, и что ее размеры обусловили единственно приемлемую для нее форму правления в виде абсолютной монархии. В «Наказе» самодержавная форма власти обосновывалась как наиболее приемлемая для России «ввиду обширного пространства Империи и разнообразия ее частей».16 Екатерина отметила: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства… Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и разорительно».17 Целью самодержавия императрица объявила благо всех подданных. Девизом «Уложенной комиссии» были слова: «Блаженство каждого и всех». Свобода граждан, или, как ее называла Екатерина, вольность, «есть право делать то, что законы дозволяют». Таким образом, равенство людей понималось как право каждого сословия овладеть дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостнх – свои. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию могли бы служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца.

Также Екатерина II понимала, что в более глубоких изменениях нуждалась и судебная система. «Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни, предлагал отделить судебную власть от исполнительной, высказывался в пользу веротерпимости, против рабства, за распространение просвещения между людьми, за подчинение жизни общества и государства разумным и гуманным законам.

Был упомянут в «Наказе» и вопрос крепостного права. Екатерина, воспитанная на идеях Просвещения, отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нем «человеческому роду нестерпимое положение». Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. Робкие пожелания выдвигались относительно того, чтобы «учредить нечто полезное для собственно рабов имущества», ибо «не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного»18.

В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявила: « Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать» Это объяснялось, по-видимому, стремлением Екатерины заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте «наказа» даже говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали. И даже в «Наказе» вопрос крепостничества оказался весьма противоречивым.

Первое издание «Наказа» вышло в 1776 г. Он издавался 7 раз общим тиражом около 5 тыс. экземпляров и приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.

Екатерине, однако, не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к русской действительности и преодолеть противоречия между реалиями феодальной структуры общества и по сути буржуазными догмами, исповедавшимися деятелями Просвещения. Так, вспомним идеи, воспринятые еще не будучи императрицей Екатериной II из сочинений французских философов-просветителей и записанные ею в дневнике (см. введение): «Наказ» постулировал «Блаженство каждого и всех», а также провозглашал, что равенство граждан всех состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам», в то время как эти постулаты противоречили сословному строю.

Нельзя не отметить, что «Наказ» стал не только крупнейшим актом государственной политики и законодательной доктрины своего времени, но и своеобразным выражением теории и политики «просвещенного абсолютизма». Французские мыслители после прочтения «Наказа» говорили, что разработанное императрицей пособие по составлению законов, в котором провозглашались нравственные и правовые принципы законотворчества, сделают ее имя «Надеждой человечества».19Частично это предсказание сбылось. Весь этот документ был пронизан самыми возвышенными и романтическими идеалами и был с восторгом принят россиянами. После ознакомления с наказом государыни очарованные депутаты постановили преподнести Екатерине II Алексеевне титул «Великой и Премудрой матери Отечества». Узнав об этом, Екатерина возмутилась: «Я им велела делать рассмотрение законов, а они делают анатомию моим качествам».

После роспуска «Уложенной комиссии» идеи «Наказа» не были забыты, их можно проследить и в «Учреждении о губерниях», и в «Жалованных грамотах» дворянству и городам, принятых после подавления крестьянских восстаний под предводительством Е. И. Пугачева.


Заключение


История правления Екатерины II — история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искажённого осуществления.

Первый период правления императрицы (до восстания Пугачева) часто называют политикой «просвещенного абсолютизма». Еще будучи великой княгиней, она познакомилась с концепцией французских философов. Став их поклонницей, Екатерина II после своего прихода к власти стремилась выступать в роли просвещенной государыни, способной облагодетельствовать подданных мудрыми законами. Поддерживая контакты с Вольтером, Дидро и другими тогдашними «властителями умов», она сумела создать о себе соответствующее впечатление и в европейском общественном мнении.

«Большой Наказ императрицы», подготовленный в связи с образованием в 1767г. Комиссии по разработке нового Уложения как документом, которым должны пользоваться и руководствоваться в своей деятельности депутаты Комиссии, - поистине модно считать эпогеем «екатерининского» абсолютизма. И пускай, из Екатерины не получился «мудрец на троне», т.к. Россия еще сама не была готова к переменам в законодательстве, но императрица внесла довольно много разумных предложений, которые в дальнейшем могли стать хорошим поспорьем. Также Екатерина проделала необходимые шаги, которые превратили Россию из наспех сколоченного государства Петра I в европеизированную державу.



Приложение

«НАКАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, ДАННЫЙ


КОМИССИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА НОВОГО УЛОЖЕНИЯ»

ИЗ ГЛАВЫ VI

41. Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу...

42. Для нерушимого сохранения законов надлежало бы, чтобы они были так хороши и так наполнены всеми способами, к достижению самого большого для людей блага ведущими, чтобы всяк несомненно был уверен, что он ради собственной своей пользы стараться должен сохранить нерушимые сии законы...

58. Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить. Но чтоб сие не служило отговоркою, что нельзя установить и самого полезнейшего дела; ибо если умы к тому ещё не приуготовлены, так приймите на себя труд приуготовить оные, и тем самым вы уже много сделаете.

60. Итак, когда надобно сделать перемену в народе великую к великому оному добру, надлежит законами то исправить, что учреждено законами, и то переменять обычаями, что обычаями введено. Весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями...

ИЗ ГЛАВЫ Х

178. Где законы ясны и точны, там долг судьи не состоит ни в чём ином, как вывесть наружу действие...

183. Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтоб всяк из граждан мог сказать, что он живёт под защитою законов; мысль, которая подаёт гражданам ободрение и которая больше всех угодна и выгодна самодержавному правителю, на истинную свою пользу прямо взирающему...

194. Человека не можно почитать виновным прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить зашиты своей прежде, нежели будет наказан...

ИЗ ГЛАВЫ XI

230. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а с другой стороны предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти...

255. Несчастливо то правление, в котором принуждены установить жёсткие законы...

ИЗ ГЛАВЫ XIII

294. Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении, или нерачительно производится...

ИЗ ГЛАВЫ XX

502. Повреждение всякого правления начинается почти всегда с повреждения начальных своих оснований...

506. Чтоб сохранить начальные основания учреждённого правления невредимыми, надлежит удержать государство в настоящем его величии: и сие государство разрушится, если начальные в нём переменятся основания...




ЗАМЕЧАНИЯ ДИДРО НА «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II ДЛЯ ДЕПУТАТОВ КОМИССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКОНОВ


Русская императрица, несомненно, является деспотом. Входит ли в намерения её сохранение деспотизма и на будущее, для её наследников, или же она намерена отказаться от него?

Если она сохраняет деспотизм для себя и для своих наследников, пусть составит свой кодекс так, как ей заблагорассудится, народ явится лишь свидетелем сего. Если же она желает отказаться от деспотизма, пусть отказ этот будет сделан формально, и, если он явится искренним, пусть совместно со своей нацией она изыщет наиболее надёжные средства к тому, чтобы воспрепятствовать возрождению деспотизма.

Пусть тогда в первой же главе народ прочтёт непреклонную гибель тому, кто станет стремиться к деспотизму в будущем. Отказаться властвовать по произволу — вот что должен сделать хороший монарх, предлагая наказ своей нации.

Если, читая только что написанные мною строки, она обратится к своей совести, если сердце её затрепещет от радости, значит, она не пожелает больше править рабами. Если же она содрогнётся, если кровь отхлынет от лица её и она побледнеет, признаем же, что она почитает себя лучшей, чем она есть на самом деле...

Если предположить, что самые размеры России требуют деспота, то Россия обречена быть управляемой дурно. Если — по особому благоволению природы — в России будут царствовать подряд три хороших деспота, то и это будет для неё великим несчастьем, как, впрочем, и для всякой другой нации, для коей подчинение тирании не является привычным состоянием.

Ибо эти три превосходных деспота внушат народу привычку к слепому повиновению; во время их царствования народы забудут свои неотчуждаемые права; они впадут в пагубное состояние апатии и беспечности и не будут испытывать той беспрерывной тревоги, которая является надёжным стражем свободы...

Я говорил императрице, что если бы Англия имела последовательно трёх таких государей, как Елизавета Английская, то она была бы порабощена навеки...

Поэтому во всякой стране верховная власть должна быть ограниченной, и притом ограниченной наипрочнейше. Труднее, нежели создать законы, и даже хорошие законы, обезопасить эти законы от всяких посягательств со стороны властителя.



Библиография


  1. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М: Правда, 1990, 239-244с; 255 – 274с; 313 – 340с.

  2. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. – М : Юнити, 2004, 358-364с.

  3. Чумаченко Э.Г. История России 12 веков (IX – XX)– М : Юнити - Дана, 2002, 143-145с.

  4. История России ( Россия в мировой цивилизации) / под редакцией Радугина А.А./ учеб. пособие – М : Центр, 1998, 124-130с.

  5. История России с древнейших времен до 1861 года / под редакцией Павленко Н.И./ изд.2, исправ. – М: Высшая школа, 2001, 333-340с.

  6. Орлов А. С. и др. История России/учебник, 2-е изд. – М: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001, 155-163с.

  7. История России. Народ и власть /под редакцией Сальникова В.П./ 2-е изд., из лекций, прочитанных в российских университетах – СПб: фонд «Университет», Лексикон, 2001, 253 – 268с.

  8. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 года: пособие для вузов – М: Дрофа, 2004, 289-300с.

  9. Отечественная История: учебник под общей редакцией Р.Г. Пихои – М: издательство «РАГС», 2005, 214-222с.

  10. История Отечества : учебное пособие для студентов вузов под редакцией В.Н. Шевелева / изд. 2-е доп. и перер. – Ростов–на-Дону: Феникс, 2004, 268-280с.

  11. Колюгин А.И. Правители России /изд. 3-е исправ. – М: ЗАО «Фирма СТД», ЗАО «Славянский дом книги», 2006, 234-240с.

  12. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I : реформы в России XVIII века – М: РГГУ, 2001.

  13. У истоков российского консерватизма: Н.М. Карамзин: Учебное пособие под ред. А.А. Ширинянуа – М: издательство Московского университета, 1999, 137-201с.

  14. Исабель де Мадариага Россия в эпоху Екатерины Великой / перевод с англ. Н.Л. Лужецкой. – М: Новое литер. обозрение, 2002, 229 –300с.

  15. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории для студентов вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, 459-489с.

  16. Кацва Л.А. История Отечества – Москва: Аст-пресс школа,2004, 204-216с.

  17. Цирульников А.М., Цивилизации, М:Педагогика –Пресс, 2000, 400-405с.

  18. Журнал "Родина", №1,1993

.


1Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М: Правда, 1990, 239-244с., 255-287с.; Журнал "Родина", №1,1993; Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории для студентов вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, 460-470с.; История России ( Россия в мировой цивилизации) / под редакцией Радугина А.А./ учеб. пособие – М : Центр, 1998, 124с.

2 Цитата из: История России ( Россия в мировой цивилизации) / под редакцией Радугина А.А./ учеб. пособие – М : Центр, 1998, 124с.

3 Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М: Правда, 1990, 239-244с.

4 Там же, стр.255

5 Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории для студентов вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, 460с.



6Все последующие цитаты из: Журнал "Родина", №1,1993

7 История России. Народ и власть /под редакцией Сальникова В.П./ 2-е изд., из лекций, прочитанных в российских университетах – СПб: фонд «Университет», Лексикон, 2001, 253 – 255с.; История России ( Россия в мировой цивилизации) / под редакцией Радугина А.А./ учеб. пособие – М : Центр, 1998, 125-127с.; История России с древнейших времен до 1861 года / под редакцией Павленко Н.И./ изд.2, исправ. – М: Высшая школа, 2001, 333-340с.

8История России. Народ и власть /под редакцией Сальникова В.П./ 2-е изд., из лекций, прочитанных в российских университетах – СПб: фонд «Университет», Лексикон, 2001, 253 – 255с.


9 История России с древнейших времен до 1861 года /под редакцией Н.И. Павленко /изд.2, исправ. – М : «Высшая школа», 2001, 333с.; История России ( Россия в мировой цивилизации) / под редакцией Радугина А.А./ учеб. пособие – М : Центр, 1998, 124-127с.; Орлов А. С. и др. История России/учебник, 2-е изд. – М: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001, 155-160с.; Отечественная История: учебник под общей редакцией Р.Г. Пихои – М: издательство «РАГС», 2005, 214-222с.

10Цитата из: История России с древнейших времен до 1861 года /под редакцией Н.И. Павленко /изд.2, исправ. – М : «Высшая школа», 2001, 333с.

11 Цитата из: История России ( Россия в мировой цивилизации) / под редакцией Радугина А.А./ учеб. пособие – М : Центр, 1998, 126с.


12 Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории для студентов вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, 460-489с.; Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. – М : Юнити, 2004, 358-364с.; Кацва Л.А. История Отечества – Москва: Аст-пресс школа,2004, 204-216с.; Исабель де Мадариага Россия в эпоху Екатерины Великой / перевод с англ. Н.Л. Лужецкой. – М: Новое литер. обозрение, 2002, 229 –300с.; Колюгин А.И. Правители России /изд. 3-е исправ. – М: ЗАО «Фирма СТД», ЗАО «Славянский дом книги», 2006, 234-240с.

13 Цитата из: История России с древнейших времен до 1861 года /под редакцией Н.И. Павленко /изд.2, исправ. – М : «Высшая школа», 2001, 340с.


14История России с древнейших времен до 1861 года /под редакцией Н.И. Павленко /изд.2, исправ. – М : «Высшая школа», 2001, 334-336с.; Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества – М: Юнити, 2004, 359-365с.; У истоков российского консерватизма: Н.М. Карамзин: Учебное пособие под ред. А.А. Ширинянуа – М: издательство Московского университета, 1999, 137-201с.; Колюгин А.И. Правители России, изд. 3-е исправл., - М : ЗАО «Фирма СТС», ЗАО «Славянский дом книги», 2006

15 Цитата из: История России с древнейших времен до 1861 года /под редакцией Н.И. Павленко /изд.2, исправ. – М : «Высшая школа», 2001, 334с.


16 Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества – М: Юнити, 2004, 359с.

17 Все цитаты из «Наказа» Екатерины взяты из: У истоков российского консерватизма: Н.М. Карамзин: Учебное пособие под ред. А.А. Ширинянуа – М: издательство Московского университета, 1999, 137-201с.

18 Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества – М: Юнити, 2004, 360с.


19 Колюгин А.И. Правители России, изд. 3-е исправл., - М : ЗАО «Фирма СТС», ЗАО «Славянский дом книги», 2006


скачать


Смотрите также:
Большой наказ Екатерины II
261.65kb.
Задание №15. 7-11 классы: „Екатерина ii“ Годы правления Екатерины II: 1761-1791гг. 1762-1792гг. 1762-1794гг. 1762-1796г
15.18kb.
Конспект урока. Внутренняя политика Екатерины II
181.69kb.
Выберите правильный ответ. Представление о государственном и обществен­ном устройстве России Екатерины II выразилось в
94kb.
Урок «Именем Екатерины нареченный…»
89.43kb.
Екатерина II (годы жизни 1729-1796, даты правления 1762-1796)
35.84kb.
Наказ № Про проведення моніторингового дослідження рівня психічного розвитку випускників загальноосвітніх навчальних закладів
517.12kb.
«большой ринг»
380.85kb.
Екатерина II (1729 – 1796 гг.) Годы правления
227.95kb.
Маленький большой человек
40.62kb.
Урока по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир»
67.1kb.
Обязательные постановления по морскому порту «большой порт санкт-петербург»
1250.09kb.