Главная стр 1
скачать
МБОУ лицей № 4 г. Данкова

Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса.
« Русские посиделки». Литературная композиция.

Учитель

Мартынова Е. Г.

2013

Цели :
Образовательная: познакомить  с разнообразными   жанрами  устного народного творчества, показать красоту, выразительность, напевность русского  языка, формировать навыки публичного выступления.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, любви к этносу своего народа, интереса  к русской  литературе.

Коррекционная: коррекция и  развитие  устных речевых способностей, познавательной активности,  вовлечение в словарный запас слов и выражений, свойственных устному народному творчеству.

Оборудование:  мультимедийная  установка, слайды, ноутбук. 
Ход мероприятия
Организационный момент.                                                                                  Приветствие всех присутствующих.                                                                                         Вступительное слово  учителя                                                       Устное народное творчество – это начало всех начал. Сказки и былины,  пословицы, поговорки, загадки и потешки, скороговорки и народные песни – не просто  преданья старины глубокой. С них начиналась  мудрость всей  будущей  Литературы.  Сегодня мы подводим итоги, обобщаем наши знания, умения, полученные на уроках литературы по теме «Устное народное творчество». Добрый день, красны девицы, да добры молодцы Добрый   день, гости званые, да желанные! Добро пожаловать на праздник   наш – русские посиделки На Руси посиделки начинались с Покрова / 14 ноября/, когда первый снег покрывал землю. Обычно это были долгие зимние вечера. Где-нибудь в просторной крестьянской избе собиралась молодежь, и начиналось веселье: песни, пляски, рассказы бывалых людей, игры. На посиделках не только веселились, но и работали. Те, кто помоложе - вышивали, вязали, постарше   пряли и ткали. В старину все делали своими руками. Наши предки умели  хорошо трудиться и весело отдыхать: пели русские песни, водили хороводы, слушали рассказы, байки, пословицы, поговорки, потешки, загадывали загадки. / Дети исполняют русскую народную песню «Ходила младешенька  по борочку».                                                                                                          Ведущая :       Здесь и красные девицы,    

                         Добры молодцы кругом – все уселись за столом

                          Будет здесь вам всем приятно побывать в гостях у нас,

                          Песни русские попеть, в русский пляс с душой пуститься,

                          Пирогов отведать вкусных, и чайку напиться всласть.                                       Дети  /хором/: Всем мы рады вам сердечно.                              Ученик: А где же пироги?                                                                                      Ученик: Будут вам и пироги, а сейчас посидим рядком, поговорим ладком.                    / девочка  вносит пироги  /                                                                  Ученик: Вот и пироги вам вкусные, да пышные! / ставит на стол /                  Ведущая: Гостеприимство – характерная национальная черта русского народа. Много пословиц и поговорок о русском хлебосольстве, гостеприимстве.                                                                                          Ученик:  Высоких гостей  у нас на Руси встречают хлебом и солью -                                  Хлеба вам, да соли, да счастливой доли.                                        Ученик: Хоть не богат, а гостям рад.                                                                     Ученик: Что есть на печи, на стол мечи.                                                              Ученик: Красна изба не углами, а пирогами.                                                       Ведущая: Что же такое пословица?                                                                       Ученик: Мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Их сложил трудовой народ на протяжении веков.                                                                   Ведущая: Что ценится в них? / хорошая дружная работа, мастерство человека, высмеивают болтунов и лентяев/.                                                         Давайте вспомним их, кто их больше знает?                                                      Ученик: Лодырь, да бездельник - им праздник и в понедельник!                      Ученик: Живи своим трудом, а не чужим добром.                                              Ученик: Не ищи правды в других,  коли в тебе их нет.                                      Ученик: Заработанный ломоть лучше краденого каравая.                                Ученик: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.                                

 Ведущая: Вспомните пословицы о животных.                                                  

 Ученик: Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.                                                                                                                                                                Ученик: Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит.                                                                                                                                                    Ученик: Корова во дворе, так и еда на столе.                                                     Ученик: Выкормил змейку на свою шейку.                                                        Ученик: Волка ноги кормят.                                                                                   Ученик: Змея меняет шкуру, но не натуру.                                                       Ученик: Сцена с пропажей  кокошника - Я знаю волшебное слово, и сейчас мы найдем, у кого он. Смотрите, на воре и шапка горит. Настя надевает кокошник.   Начинается хоровод  под музыку «Во поле березка стояла».                                

 Ведущая: А теперь о загадках. В каждой загадке – народная мудрость.  Кто верно угадает, тот свой ум прославляет.                                                             Ну-ка, гости дорогие, проверьте свою находчивость и сообразительность. Давайте разгадывать загадки.                                                                                 Ученик  Две веселые сестрицы, на все руки мастерицы

               Сделают из ниточек носки и рукавички.                                              Ученик:  Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

 Ученик:                 Бьют меня палками, мнут меня камнями,

                            Держат меня в огненной пещере, режут меня ножами.

                             За что меня так губят?  За то, что любят!



Ученик:                  Идут 4 братца  навстречу старшому:

                              Здравствуй, большак, - говорят.

                              Здорово! Васька - указка, Мишка – середка,

                              Гришка – сиротка,  да крошка – Тимошка.



Ведущая: А кто из вас скороговорки говорить горазд?

Ученик:              Шел Егор через двор,

                              Нес Егор с собой топор, шел Егор чинить забор.             Ученик:                   Дождик, дождик – не дожди

                               Не дожди ты, подожди.

Ведущая:  А теперь, поговорим о русских народных  сказках.                                   Народные сказки не записывались, а хранились в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом этих сказок был народ.                                                                                                    -   Какими словами начинались сказки?  / ответы  детей/                                                    -   Какие виды сказок вы знаете? / ответы детей /                                                                 -    Как называется эта сказка? Послушайте:

Ах ты, Петя – простота! Сплоховал  немножко.                                                                  Не послушался Кота, выглянул в окошко. /«Петушок-Золотой  гребешок»/      - В какой сказке вы прочли про эту красавицу?                                                    ...Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит./ Сказка о царе Салтане/.

 Ведущая:  Посмотрите пантомиму. Отгадайте, кто автор этой сказки? Ответы/                

-  А теперь, посмотрите и отгадайте, как называется этот жанр                устного народного творчества?

          Федул, что губы надул?                      

Кафтан прожег.

А велика ли дыра?

Да один ворот остался.

Фома, что  из лесу не идешь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда.

Да он не идет,

Ну, так сам иди.

Так он меня не пускает.  

          Сын, сходи за водой,

          Живот болит.

           Сынок, иди кашу есть,

           Что ж, раз мать зовет,

            Надо идти!                                                                                                                     Быстро пролетело время. А теперь, гости дорогие,  как в старых добрых сказках, мы  приглашаем вас  отведать наши угощения. Чем богаты, тем и рады!



Литература.
Научно - популярные издания об устном народном творчестве.                     Аникин В.П.  К мудрости ступенька. М., 1988.                                           Русское народное поэтическое творчество под ред.Н. И.Кравцова М., 1971.

Пословицы русского народа  М., 1957.                                                                  Различные издания сборников пословиц.



Словарь В. Даля. 
скачать


Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса. «Русские посиделки»
64.41kb.
Внеклассное мероприятие класс Тема Русские посиделки
78.93kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Любители словесности"
68.12kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 10 класса. Устный журнал «Физика и лирика»
59.83kb.
Хмелькова Марина Ильинична, 43 года, учитель музыки, истории год разработки сценария -2012 год Бирюч, 2012 пояснительная записка сценарий выпускного вечера для 11 класса внеклассное мероприятие
235.44kb.
Внеклассное мероприятие «Страна Весёлого Детства»
117.7kb.
Внеклассное мероприятие "Город мастеров"
31.82kb.
Северные посиделки
76.18kb.
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов. Ученица 10 «А» класса Дёмина Анна представила работу на тему «Эликсир молодости»
8.71kb.
Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса Литературная игра «За всех в ответе»
166.03kb.
Внеклассное мероприятие для 1-го класса. Праздник День рождения класса
55.05kb.
Внеклассное мероприятие по предмету «Немецкий язык» в 8 классе. Квн «Рождественские встречи»
62.85kb.