Главная стр 1
Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 14 г.Сызрани




Внеклассное мероприятие

по теме:

« Вербное воскресение. Великий пост».







Разработал:

учитель начальных классов Михайлова О.В.




2008-2009 г.
Цели:

  • сообщить о смысле Великого поста, о неделях Великого поста, раскрыть смысл праздника Вербное воскресение;

  • развивать речь, память;

  • воспитывать любовь и уважение к православным обычаям и традициям.

Оборудование: презентация, мультимедийное, букетики вербы, лампадка, свеча, икона.

Ход мероприятия:

Музыка. Дети входят под музыку и садятся полукругом. Чтение под музыку. (музыка в презентации)





1 ученик. Каждый год с нетерпением ждёшь весны. И всё равно она приходит неожиданно. Просто однажды замечаешь, что солнце не светит откуда-то с высоты, но его свет разлит повсюду. Небо, облака, дома, люди просто купаются в солнечных лучах.

2 ученик. И ещё замечаешь, что снег, недавно такой белый, пушистый, стал серой ледяной коркой, которая из последних сил сжимает его.

3 ученик. А потом приметы весны с каждым днём становятся заметнее: серая корка тает и весёлыми ручейками убегает в большие реки, перезвон капели сообщает: « Динь-дон, вес-на приш-ла!»

4 ученик. И пусть под ногами слякоть, в ботинках хлюпает вода, а прохожие хлюпают носами - мелочи! Ведь это весна пришла, и все готовы терпеть недолгую распутицу, за которой - тепло, свет, красота.

Учащиеся читают стихи.

5 ученик

Солнце светит, тает снег, падают капели.

К нам в скворечник два скворца утром прилетели.

Сели рядышком они и запели звонко:

«Хороша весною ты, милая сторонка».

6 ученик

Здесь родной скворечник наш, лес и поле наши,

Здесь и травы зеленей, здесь и солнце краше!

Ничего нет на земле Родины чудесней!

Мы о ней сейчас поём, ей слагаем песни.
Песня « Над весенними лесами». ( Песня в презентации)

Над весенними лесами,

Над бескрайнею землёй,

Над широкими полями,

Журавли летят домой.

Их приветствуют долины

И просторные луга.

Их ласкает свежий ветер,

Милой речки берега.

7 ученик. Вместе с весной в жизнь приходит Великий пост. Его ожидаешь, старательно изучая церковный календарь.

8 ученик. И всё же он начинается как-то вдруг. Дела, суета, весёлая масленица…

Над весенними лесами,

Над бескрайнею землёй,

Над широкими полями,

Журавли летят домой.

Улыбается им солнце,

И журчит для них ручей,

И нигде они не встретят

Своей родины милей.

9 ученик. И вот уже аналои в храме одеваются в чёрное… Прощённое воскресение… Вдруг остро осознаёшь, что сердце покрыто серой ледяной коркой. Хочется вырваться…
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о Великом посте и празднике Вербное воскресение. К какому празднику готовит нас пост?

Ответ учащихся: К празднику Воскресения Христова. Пасхе.

Учитель: Что такое пост?

Ответ учащихся: Это время, когда народ готовиться к встрече праздника.

Учитель: Как люди постятся?

Ответ учащихся: Стараются отказать себе в удовольствиях.

Учитель: Великий пост установлен в напоминание, о каком событии?

Ответ учащихся: О сорокадневном посте Иисуса Христа.

Учитель: Вспомните, что вы знаете об этом?

Ученик. После Крещения Иисус Христос отправился в пустыню, чтобы приготовиться к служению. В пустыне он пробыл 40 дней. Там он молился и постился.

Учитель: Ребята готовили постные блюда (конкурс на лучшее блюдо)

Каждый ученик рассказывает о приготовлении своего блюда



Учитель: На уроках мы с вами много нового узнали о днях Великого поста. Ребята нам будут читать стихотворения. Мы с вами должны, догадаться о каких событиях идёт речь?

Игра «Отгадай»

10 ученик.

Поутру печальный звон

Растревожил крепкий сон.

Полный грусти серебристой,

Нынче – понедельник Чистый.

Учитель: Какой понедельник называется Чистым?

Ответ учащихся: Первый понедельник Великого поста.

11 ученик.

Накануне в Воскресенье

Совершался чин прощенья,

В подражание святым

Мы друг другу все простим.

Учитель: О каком дне идёт речь?

Ответ учащихся: Прощеное воскресенье.

12 ученик.

С понедельника говея,

Будем Критского Андрея

Покаянный петь канон

И творить земной поклон.

Будет семь недель поста –

Благодати полнота!

Славим Господа Христа!



Учитель: Сколько недель идёт Великий пост?

Ответ учащихся: 7 недель.

Звучит музыка.



13 ученик. Чувствуется тепло Божьего присутствия, оно всюду. Корка понемножку начинает таять, а сердце согревается. Где-то внутри рождаются слёзы покаяния. Эти слёзы рождаются в миллионах сердец, их крохотные ручейки сливаются в реки и текут. Но не вниз, а, вопреки закону тяготения, вверх – к престолу Милосердного Господа.

14 ученик. На душе становится легко. А пост идёт, и весна идёт. С каждым днём всё вокруг становится прекраснее. В сердце вселяется радость.

Учитель: Каждое воскресение Великого поста имеет своё название. Ребята расскажут и объяснят названия воскресений.

15 ученик. 1 неделя (седмица). Торжество Православия. В этот день вспоминается, как закончилось гонение на святые иконы. Созвали Церковный Собор и на нём установили, что православные люди поклоняются не доскам, а тем, кто изображён на иконах.

16 ученик. 2 неделя (седмица). Во второе воскресенье вспоминается святой Григорий Палама. Он был знаменитым Богословом и очень образованным человеком. Григорий вырос при дворе императора, где служил его отец. Он мог бы поступить на службу к императору, но его влекло к духовной жизни, и он стал монахом.

17 ученик. 3 неделя (седмица).

Будем с радостью поститься

И от всей души молиться.

На святой Крестопоклонной

Морем света озаренный

Батюшка выносит в храме

Крест, украшенный цветами.

И молитву распевая,

Крест поклонный величая.

Третью неделю называют Крестопоклонной. Всю неделю верующие поклоняются Кресту.


18 ученик. 4 неделя (седмица). В четвёртое воскресение поста вспоминается святой Иоанн Лествичник. Он получил такое прозвание за свою книгу «Лествица». В этой книге говорится о том, как следует жить и угодить Богу.

19 ученик. 5 неделя (седмица). В пятое воскресение празднуется память Марии Египетской. В молодости она совершила много грехов. Однажды она увидела множество людей, которые куда-то шли. Марии стало любопытно, и она пошла за ними. Так подошли к большому храму. Все люди заходили туда, но невидимая сила преградила путь Марии и не впустила её в храм. Она поняла, что грехи не дают ей зайти в храм. Упала Мария перед иконой Богородицы и стала просить прощения за свои грехи. После этого Мария ушла в пустыню и стала вымаливать у Бога прощения. Только после 47 лет пребывания в пустыне она обрела мир и близость к Богу.

20 ученик

В дни Великого Поста.

В день апрельский мы с весною

Благовещенье встречаем

И на волю всей семьей

Божьих птичек выпускаем.

Птички радостно взлетают,

Птичью песенку поют,

Нас с весною поздравляют

И приветы с неба шлют.



Учитель: О каком празднике говорится?

Ответ учащихся: Благовещение.

Учитель: Какого числа Православная Церковь отмечает праздник Благовещение?

Ответ учащихся: 7 апреля.

Учитель: О каких событиях мы вспоминаем в этот день.

Ответ учащихся: Архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что у неё родится Иисус.
21 ученик. 6 неделя (седмица). За неделю до праздника Святой Пасхи, Православная Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Какие же события вспоминаются в этот день?
Фильм о Вербном воскресении

(приготовили дети)
Учитель: Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? У священников ветхозаветной церкви, полных зависти и злобы ко Христу, было уже решено отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город. Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня?

Ответ учащихся: В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира. Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых. «И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.
Учитель: Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа. Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?

Ответ учащихся: Люди в праздничных одеждах встречают Христа у городских ворот с ветвями финиковых пальм в руках, некоторые дети забрались на дерево, и срывают ветки, другие дети постилают эти ветки и свои одежды на дороге перед шагающим осликом. Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только Самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.

22 ученик

Одеждою и пальмами

Украшена дорога.

Какое ликование!

Какая благодать!

Торжественно, со славою.

Встречают люди Бога,

Чтобы потом Его...

Распятию предать!

Учитель: В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.

23 ученик

Вербочки пушистые,

Серо-золотистые

В Воскресенье Вербное мы приносим в храм,

Веточки узорные,

В храме освященные,

Дома, по обычаю, ставим к образам.

24 ученик

Входит в Иерусалим

Иисус, Давидов Сын,

Славой осиянный.

И бежит за Ним народ,

Устилая вербой Вход,

И кричит: «Осанна!»

Учитель: С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья.


Песня « Тихий апрельский денёк»

1-й куплет

Пасмурный грустный денёк,

Тихий апрельский дождик,

Мокнет жёлтый песок

И серый асфальтовый коврик.

Ветви деревьев блестят,

Роняя прозрачные слёзы.

Ветер в весеннем саду

Нежно колышет лозы. (2 раза)

2-й куплет

Пасмурный грустный денёк,

Тихий апрельский дождик,

Мокнет жёлтый песок

И серый асфальтовый коврик.

Свежая зелень травы

Ловко пригнулась к земле.

Будто бы хочет сказать:

«Весна, мы рады тебе».(2 раза)

Сценка


Автор: Тихие вешние сумерки…У Тани в руках, защищённая бумагой, свечка теплится. Вот и дом… Слава Богу добрались благополучно.

Таня: Не погасла, не погасла у меня!

Няня: Давай, Танечка, мы-то своей свечки лампадку зажжём. А я вербу тебе над постелью прибью… До будущей доживёт…

Таня: А почему, няня ты вербу Божьим деревом называешь?

Няня: Христова печальница она,- оттого и почёт ей такой, что в Церкви Божией с ней стоят…это в народе так сказывают. Раньше всех она зацветает- своих ягняток на свет Божий выпускает…

Таня: Расскажи, няня, про Божие дерево.

Няня: У нас в деревне сказывают…, что, как распяли Христа на кресте, пошёл гул по земле, стемнело небо, гром ударил, вся трава к земле приникла. Кипарис весь тёмный стал. Ива на берегу к самой воде ветви опустила, будто плачет, стоит. А верба не вынесла скорби - к земле склонилась и увяла. Три дня и три ночи прошли – воскрес Господь- Батюшка наш Милосердный. И шёл он тем путём, смотрит кипарис от горя потемнел, ива плачет стоит. Одна осина прежняя осталась. Завидела Его, задрожала своими листочками, да с той поры так и дрожит. Увидал Христос, что верба завяла, поднял Он её, и зацвела верба краше прежнего. Сказал Господь: « За великую скорбь будь вестницей моего воскресения. Зацветай раньше всех, ещё листвой не одеваючись.

Таня: Какая она славная вербочка… Няня, поставлю я её в воду … Пусть оживёт. А потом пересадим в палисадник её, хорошо?
25 ученик

На Руси, как снег растает,

И в природе - тишина,

Первой верба оживает,

Безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье,

В церковь с вербочкой идут,

После водоосвященья.

Окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем,

Со святынею в руках

Молят о благословенье,

С покаянием в сердцах.

Учитель: После Вербного воскресения идёт самая строгая неделя Великого поста. Православные люди много молятся на этой неделе, вспоминают о последних земных днях Иисуса Христа. Об этом мы с вами побеседуем подробнее на следующих уроках. А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и постарайтесь, вспомнив всё, о чем мы говорили с вами, составить короткий рассказ о событиях Входа Господня в Иерусалим и особенностях празднования этого дня православными людьми.

Вербное воскресенье

Мерно пост к концу стремится,

И перед Страстной седмицей,

В воскресенье в храм идём,

Вербочки в руках несём.

Вербы в храме освятим,

Дома у икон поставим.

Ныне Вход Господень славим,

В город Иерусалим.

Шёл Господь в священный град,

Шёл навстречу муки крестной.

Знал, что будет Он распят,

Знал, что в третий день воскреснет.


В конце праздника дети дарят родителям и гостям букетики вербы и поздравляют их с праздником.

Литература.

1. Детский православный календарь 2009 год.

2. « До первой звезды» Б. Ганаго

3. « Я иду на урок в начальную школу. Основы Православной культуры»

Пособие для учителя, Москва, 2001 год

4. Музыка на диске из серии « Детский праздник » песни о весне, Мамочка



моя. Д. Трубачёв, В. Трубачёва.
.


Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по теме: «Вербное воскресение. Великий пост»
114.58kb.
Воскресение Христово – праздник светлый и большой, Праздник истины и веры, связь меж небом и землей. Завершился пост Великий, Пасха вот-вот и придет, в каждом доме православном стол пасхальный уже ждет
141.75kb.
Внеклассное мероприятие «Страна Весёлого Детства»
117.7kb.
Внеклассное мероприятие "Город мастеров"
31.82kb.
Внеклассное мероприятие по предмету «Немецкий язык» в 8 классе. Квн «Рождественские встречи»
62.85kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 10 класса. Устный журнал «Физика и лирика»
59.83kb.
Внеклассное мероприятие в рамках «Месяца Добра и Милосердия»
49.7kb.
Внеклассное мероприятие по физической культуре «Мы за здоровый образ жизни»
99.81kb.
Внеклассное мероприятие по истории «Мамаев курган»
179.21kb.
Лекции диакона Андрея Кураева Великий Пост это пост с большой буквы
342.96kb.
Внеклассное мероприятие по английскому языку «Halloween» Ноябрь 2011 г. Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню памяти жертв фашизма
45.55kb.
Внеклассное мероприятие, по окружающему миру в 3 «Б» классе по теме: "По экологическим тропинкам…"
84.83kb.