Главная стр 1
скачать




Тема урока: «Возвышение Москвы»

Цели урока:

-определить причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения русских земель;

-продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами и документами; и

- формирование способности анализировать, сопоставлять, самостоятельно извлекать знания;



Задачи урока:

- раскрыть причины возвышения Москвы;

- показать роль московских князей в борьбе за объединение.

Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы.

Тип урока – урок введения новых знаний.

Оборудование: мультимедийный экран, медиа-лекция через презентацию, документы, карточки-анкеты, учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века» Н.И.Павленко, И.Л.Андреева 10 класс.

Основные даты: (на доске)

1325- 1340 гг. – княжение Ивана Даниловича Калиты

1327 г. – восстание в Твери

1340-1353 гг. – княжение Семена Гордого

1353 – 1359 гг. – княжение Ивана Красного

Ход урока.

I. Актуализация полученных знаний.

Слайд 1. На экране цитаты из русских летописей.

Учитель: Прежде чем познакомить вас с новой темой урока, давайте обратимся к отрывкам из древнерусских летописей.

В 1132 г. новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская»

Через сто лет уже галицкий летописец с тоской напишет: «Начнем же рассказывать о бесчисленных ратях и великих трудах, и частых войнах, и многих крамолах, и частых восстаниях, и многих мятежах».

Вопросы для беседы с учениками:

- О каком периоде истории повествуют летописцы?

- Что такое феодальная раздробленность?

- К какому периоду времени относятся слова летописцев?

- А можно ли было избежать феодальной раздробленности?



II. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока: крупные княжества продолжали дробиться после монгольского завоевания. Почему же русский народ стал задумываться о воссоединении своих земель? Тему сегодняшнего урока можно определить словами из «Сказания об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы»

Слайд2. «И почему было Москве царством быти? И хто то знал, что Москве государством слыти?»

Слайд 3. Тема урока «Возвышение Москвы». Записываем в тетрадь.

Формирование главной проблемы урока вместе с детьми.



Слайд 4. Проблема урока.

Почему Москва стала центром объединения русских земель?



Учитель: Ответить на этот вопрос нам поможет план урока.

Слайд 5. План урока.

  1. Предпосылки объединения.

  2. Возможные центры объединения

  3. Борьба Москвы и Твери.

  4. Правление Ивана Калиты и его наследников.

Далее изучение новой темы идет по плану.

1. Предпосылки объединения.

Учитель. В конце XIII- начале XIV вв. начинается процесс собирания русских земель в единое государство. Но сложились ли на Руси предпосылками объединения? На этот вопрос давайте ответим, используя учебника – открываем с.54.

Работа с учебником с. 54- 56. После чего ученики формируют предпосылки объединения на основе прочитанного.



Слайд 6.

Итоги подводятся с помощью схемы в презентации «Предпосылки объединения».

- какие предпосылки мы не назвали?

Обратить внимание на три главные, которые выделены в тексте. Записать в тетрадь.



  1. Возможные центры объединения.

Слайд 7. Работа с картой.

Учитель. Забудьте о том, что Москва стала центром объединения и попробуйте определить, какие города Руси имели шанс возглавить объединение?

Ответы детей у доски по карте.



Рассказ учителя по карте. Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения русских земель имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды. Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества: сильная оппозиция княжеской власти, борьба за власть между князьями, давление со стороны западных соседей.

Другим центром объединения могло стать Великое княжество литовское, возникшее в XIII в. при князе Миндовге. Оно объединило значительную часть русских земель. Русское население находило защиту от монгольского разорения под сильной властью литовских князей. Однако после заключения уний с Польшей и принятия католичества, Литва все больше попадала в зависимость от Польши, а в ее русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.

А что же способствовало возвышение Москвы? Познакомимся с мнениями историков. Используем рабочий лист 1, где цитируются «Лекции по русской истории» Платонова.

Работа с документом (рабочий лист 1) – класс делится на три группы по рядам.

Выдержки из документов разные. 1- Карамзин, 2- Соловьев, 3- Костомаров, Бестужев-Рюмин, Иловайский. После ученики делятся своими выводами.



Слайд 8. Результаты работы записываются в тетрадь.

  1. Удобство географического положения.

  2. Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье).

  3. Плодородные земли.

  4. Сочувствие духовенства.

  5. Политика татар, которая не могла своевременно заметить опасное усиление Московского княжества.

  6. Поддержка бояр и сочувствие населения.

  7. Личные способности первых московских князей.

Слайд 9.

Работа с картой. Вопросы ученикам для сравнения географического положения Москвы и Твери.

-Но одна лишь Москва располагала этим преимуществом?

-Можно ли утверждать, что географическое положение одного из этих городов было более выгодным?

- какие особенности географического положения Москвы и Твери были благоприятны для развития каждого из этих городов после монгольского завоевания?

Учитель обобщает: положение и Москвы, и Твери было выгодным. В первой четверти XIV в. между ними начинается борьба за великокняжеский престол.

3. Борьба Москвы и Твери.

Слайд 10. Рассказ учителя с помощью генеалогической таблицы.

Учитель: Москва и Тверь в XIV в.стали основными претендентами в борьбе за единство Руси. Оба княжества возникли в XIII в. Тверское княжество в 1247г. получил младший брат Александра Невского Ярослав Ярославович. Московское – в 70-х годах младший сын Александра Невского Даниил. Ярослав и Даниил стали родоначальниками тверской и московской династии.

Внимательно посмотрите на генеалогическую таблицу, проанализируйте мой рассказ и сделайте вывод:

- чьи притязания на великое княжение были более законными?



Учитель: Тверское княжество постепенно превратилось в одно из сильнейших на Руси, тверские князья владели ярлыком на великое владимирское княжение. Михаил Ярославич был умным и хитрым политиком, проводил независимую от Орды политику. Юрий Данилович Московский активно включился в борьбу за великокняжеский ярлык. Не сумев победить Михаила в открытой борьбе, он четыре года прожил в Орде, плетя интриги, женился на сестре хана Узбека и вернулся в Москву с ярлыком. Позже он обвинил Михаила в смерти своей жены, за что тверской князь был вызван в Орду, где был убит. Через несколько лет сын убитого Михаила Дмитрий в Орде на глазах хана зарубил убийцу своего отца, но и сам был казнен ордынцами. Такая участь грозила многим русским князьям в годы золотоордынского ига, монгольские ханы использовали борьбу русских князей за власть в своих интересах.

- Какую роль в борьбе Москвы и Твери, по вашему мнению, могли сыграть ордынцы?



4. Правление Ивана Калиты и его наследников.

Учитель: Самым крупным и сильным княжеством Северо-Восточной Руси Москва стала при Иване Калите.

Слайд 11. Даты княжений записываются в тетрадь.

Учитель: рассмотрим несколько исторических ситуаций, чтобы выяснить в чем состояла политика князя, приведшая к усилению Москвы.

Слайд 12.

В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против беззаконного ордынского баскака Шевкала.

Князь Александр Тверской, несмотря на то, что владел великокняжеским ярлыком, встал на сторону восставших. В этой ситуации с точки зрения общерусских интересов другие русские князья должны были:


  1. Поддержать Александра Тверского

  2. Остаться в стороне

  3. Поддержать Орду

Слайд 13. Просмотр отрывка видеофильма - экранизация «Истории государства Российского» Карамзина. Беседа с учениками:

- Соответствует поведение князя нашим ожиданиям?

- как вы оцениваете действия Ивана Калиты?

- Можно ли оправдать его действия?



Слайд 14.

-Почему Иван Калита подавил антиордынское восстание?



Учитель подводит итог: подавив восстание в Твери, Иван Калита ослабил ее могущество и получил ярлык на великое княжение. Это давало ему право сбора дани с русских земель. Как князь расходовал средства? Рассмотрим следующую ситуацию.

Слайд 15.

После 1327г. Иван Калита получил право собирать ордынский выход с земель Северо-Восточной Руси. В 1339 – 1340 гг. в Москве велось активное строительство Кремля.

- Есть ли связь между этими событиями?

- Вспомнить, за что Иван Данилович получил прозвище «Калита»?



Учитель подводит итог: средства использовал на строительство и укрепление Москвы, а также для покупки земель. При Калите Москва значительно расширила свои владения.

Важным для возвышения Москвы было приглашение в Москву митрополита Петра, что сделало Москву религиозно-национальным центром.

-Давайте обобщим, какие успехи политики московских князей способствовали ее возвышению?

Слайд 16. Успехи политики московских князей. Записать в тетрадь.


  1. Им удалось взять верх в борьбе за великое княжение

  2. Проордынская политика способствовала собиранию сил и земель Руси

  3. Сумели привлечь на свою сторону церковь

Слайд 17. Мы рассмотрели все вопросы предложенного плана. Вернуться к плану урока.

III. Задание на дом на доске: § 6-7 с.54-61, по желанию – эссе на тему «Возвышение Москвы – это благоприятное стечение обстоятельств или закономерность?»

IV. Закрепление.

1. Самостоятельное выполнение тестов.

Проверка на слайдах 18-20.

Выставление оценок за урок. Сказать о том, что дети хорошо работали, были активны.



А теперь каждый оценит свою работу на уроке. На экране даны фразы, с которых можно начать предложение. Начнем с меня. Мне было интересно с вами работать, так как вы активно включались в работу и помогли мне сегодня провести урок.

Слайд 21. Рефлексивный экран.

  1. Было трудно…

  2. Я выполнял задания…

  3. Я понял, что…

  4. Теперь я могу…

  5. Я почувствовал, что…

  6. Я приобрел…

  7. Сегодня я узнал…

  8. Я научился…

  9. Было интересно…

  10. У меня получилось…

  11. Я смог…

  12. Я попробую…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось…

скачать


Смотрите также:
Возвышение Москвы. Освобождение от ордынской зависимости
80.38kb.
Программа Пересветова. Возвышение Москвы. Образование централизованного государства (15 век)
18.54kb.
«Возвышение Москвы»
80.74kb.
§ 14. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы
219.24kb.
Формирование единого государства. Возвышение Москвы Правление Ивана III правление Ивана VI
380.65kb.
14. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы
1805.11kb.
В президиум Московского городского суда
89.01kb.
Председателю Московского городского суда
97.13kb.
Методические рекомендации по организации работы
507.96kb.
Зонам охраняемого ландшафта, т е. в соответствии со ст. 58 Градостроительного Кодекса г. Москвы относится к территории объекта культурного наследия
46.27kb.
Закон города Москвы от 11 марта 1998 г. №6 Основы жилищной политики города Москвы
325.3kb.
Ветеринарные клиники Москвы
56.79kb.