Главная стр 1
скачать

    Вопросы к экзамену по психологии и педагогике

    Психология

  1. Предмет и объект психологии. Основные отрасли современной психологии.

  2. Сравнительный анализ научной и житейской психологии.

  3. Место психологии в системе наук. Задачи психологии.

  4. Донаучный этап развития психологических воззрений. Развитие психологии в структуре философии.

  5. Психология как самостоятельная наука. Возникновение экспериментальной психологии.

  6. Основные направления в психологии ХХ века (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ и др.).

  7. Становление и современное состояние отечественной психологии.

  8. Природа психики. Возникновение и развитие психики.

  9. Биологические предпосылки возникновения сознания. Развитие сознания.

  10. Структура сознания и бессознательное в психике человека.

  11. Методы исследования в современной психологии. Методы интроспекции, наблюдения, метод опроса.

  12. Особенности психологического эксперимента. Метод тестов.

  13. Поведение и деятельность. Структура деятельности.

  14. Потребности и мотивы, их психологическая характеристика.

  15. Виды и развитие человеческой деятельности. Понятие о ведущей деятельности и ее влиянии на психическое развитие человека.

  16. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки, их особенности.

  17. Группы и коллективы. Социально-психологическая характеристика малых групп. Формальная и неформальная группы.

  18. Структура малой группы. Характеристика социальных ролей в группе. Руководство и лидерство в группе.

  19. Понятие личности в психологии. Личность как целостная функционально-динамическая система психических особенностей человека.

  20. Структура личности. Направленность и устойчивость личности.

  21. Индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности. Активность личности.

  22. Понятие формирования личности в психологии и педагогике.

  23. Понятие о темпераменте и его природа. Типы темперамента.

  24. Свойства темперамента. Темперамент и личность.

  25. Понятие о характере. Структура характера.

  26. Закономерности формирования характера. Характер и темперамент.

  27. Понятие о способностях. Классификация способностей.

  28. Природа человеческих способностей. Развитие способностей. Способности и талант.

  29. Общая характеристика внимания. Виды внимания.

  30. Основные свойства внимания. Индивидуальные особенности внимания.

  31. Понятие об ощущениях. Физиологическая природа ощущений. Виды ощущений.

  32. Основные закономерности сенсорной сферы человека.

  33. Сущность восприятия, его основные свойства.

  34. Особенности (феномены) восприятия. Иллюзии восприятия.

  35. Эмоции и чувства в жизни человека. Функции эмоций.

  36. Психические состояния, их особенности.

  37. Формы переживания чувств. Способы регуляции сферы чувств.

  38. Воля и регуляция поведения человека.

  39. Волевые качества личности и их формирование.

  40. Память, ее значение в жизни и деятельности человека. Виды памяти.

  41. Процессы памяти, их особенности. Условия успешного запоминания.

  42. Мышление и речь. Виды мышления и мыслительные операции.

  43. Формы мышления. Индивидуальные особенности мышления.

  44. Воображение, характеристика и основные виды.

  45. Творческое воображение, его значение в жизни и деятельности человека.

Педагогика

  1. Предмет и основные проблемы исследования педагогики.

  2. Основные педагогические идеи.

  3. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

  4. Общие принципы дидактики и их реализация.

  5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы.

  6. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части.

  7. Психологические проблемы обучения и воспитания.

  8. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

  9. Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики.

  10. Воспитание и образование - предмет педагогики. Основные понятия и категории педагогики.

  11. Исторические предпосылки возникновения педагогической теории.

  12. Место педагогики в системе общенаучных знаний о человеке и обществе.

  13. Связь педагогики с философией, психологией, социологией, физиологией и другими науками об обществе и человеке.

  14. Система педагогических наук. Отрасли и разделы педагогики. Дошкольная педагогика, педагогика школы, профессиональная педагогика, педагогика высшей школы. Специальная, сравнительная, социальная педагогика.

  15. Этнопедагогика. Разделы педагогики: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, общие методики организации учебной и вне учебной работы, педагогическое мастерство.

  16. Предмет научного исследования в педагогике. Классификация методов научного исследования в педагогике.

  17. Эмпирические методы педагогического исследования: метод наблюдения, педагогический эксперимент, работа с научными фактами.

  18. Теоретические методы педагогического исследования: анализ и синтез, методы моделирования, метод формализации. Сравнительно-исторические методы педагогического исследования. Обработка и интерпретация научных данных в педагогическом исследовании.

  19. Применение системы методов в педагогических исследованиях. Понятие педагогического процесса как направленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанника, реализующего цели обучения и воспитания в условиях педагогической системы.

  20. Педагогический процесс как система.

  21. Структура педагогического процесса. Основные компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

  22. Функции целостного педагогического процесса: образовательная, воспитывающая, развивающая.

  23. Педагогическая деятельность и ее характеристика.

  24. Технологические правила педагогической деятельности.

  25. Закономерности и принципы педагогического процесса.

  26. Принципы формирования личности в процессе обучения и воспитания: ведущая роль обучения и воспитания по отношению к их развитию; сочетание в стимулировании разного рода деятельности школьников с возбуждением непосредственного интереса к делу; принцип оптимизации; сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; последовательности и систематичности в обучении и воспитании; принцип наглядности; принцип доступности; принцип прочности.

  27. Сущность воспитательного процесса как части целостного педагогического процесса.

  28. Доминирующие функции и специфические задачи.

  29. Критерии эффективности воспитательного процесса.

  30. Диалектика процесса воспитания.

  31. Личность воспитателя как важнейший субъективный фактор процесса.

  32. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию как необходимое условие воспитательного процесса.

  33. Формирование Я-концепции личности.

  34. Перевоспитание, его причины, технология.

  35. Современные отечественные концепции воспитания: официальный подход, альтернативные системы.

  36. Личностно-ориентированное воспитание.

  37. Зарубежные модели воспитания.

  38. Авторитарная, технологическая педагогика.

  39. Гуманистическая школа.

  40. Диагностика воспитания.

  41. Дидактика как наука, изучающая сущность и закономерности процесса обучения.

  42. Категории дидактики.

  43. Сущность процесса обучения как стимулирование и организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.

  44. Процесс обучения как двухсторонний. Преподавание как деятельность учителя и учение - деятельность учеников.

  45. Структура процесса обучения. Функциональные компоненты обучения: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.

  46. Системы и виды обучения.

  47. Сообщающее обучение. Проблемное обучение. Программированное обучение.

  48. Теория поэтапного формирования умственных действий. Развивающее обучение. Личностно-ориентированное обучение.

  49. Диагностика обучения. Проверка и оценка знаний учащихся. Функции, виды и методы контроля.

  50. Воспитательная функция оценки. Отметка. Безотметочное обучение. Неуспевающие учащиеся. Причины неуспеваемости.

  51. Средства преодоления неуспеваемости. Поиск более совершенных форм и методов контроля и оценки знаний, умений учащихся в современной школе.

  52. Научные основы определения содержания образования и воспитания.

  53. Факторы отбора содержания образования, образовательные программы определенного уровня и направления: общее и профессиональное образование.

  54. Содержание общего среднего образования.

  55. Учебные планы, учебники и учебные пособия. Государственный образовательный стандарт. Федеральный, региональный и школьный компоненты.

  56. Сущность и особенности учебной программы. Вариативность учебных планов, программ.

  57. Учебник и его основные функции.

  58. Подходы к определению содержания целостного педагогического процесса на современном этапе. Аксиологический и гуманистический подход.

  59. Содержание воспитания. Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек - универсальные ориентиры воспитания и самовоспитания, оценки и самооценки.

  60. Социальное и психолого-педагогическое содержание национальных и общечеловеческих ценностей.

  61. Базовая культура личности как основа для дальнейшего развития школьников.

  62. Функциональный подход (по направлениям воспитательно-образовательной работы).

  63. Умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экономическое и правовое воспитание.

  64. Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания в формировании целостной личности.

  65. Назначение и функции методов обучения и воспитания. Метод, прием и средства обучения и воспитания.

  66. Подходы к классификации методов воспитания и обучения.

  67. Методы формирования личности: лекции, беседы, диспуты, конференции; словесные, наглядные, практические; репродуктивные; упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело; информационные, поисковые, дискуссионные.

  68. Методы стимулирования деятельности и поведения обучаемых: познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные воздействия; соревнования, поощрения, метод естественных последствий.

  69. Методы контроля в обучении; устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный); письменный опрос (письменные работы); практический.(лабораторные и практические работы); программированный (машинный и безмашинный); наблюдение. Оценка и отметка.

  70. Методы контроля за эффективностью обучения: педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников.

  71. Методы самовоспитания и самообразования: самоконтроль, самооценка, самопроверка, самоотчет, самоанализ.

  72. Понятие о формах организации педагогического процесса. Классификация форм обучения. Школьные и внешкольные. Массовые, комплексные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

  73. Классно-урочная форма организации обучения и ее особенности. Урок как основная форма организации учебной работы. Основные требования к уроку. Структура урока и его элементы. Типы уроков и особенности построения. Урок в современной школе.

  74. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке. Учебный диалог, дискуссия, дидактические игры. Лекционные и семинарские занятия, консультации. Экскурсии, практикумы, конференции как формы организации обучения.

  75. Домашняя самостоятельная работа учащихся: содержание и методы организации.

  76. Перспективы развития форм обучения.

  77. Формы организации воспитательного процесса. Классификация форм внеучебной воспитательной работы: массовые, групповые и индивидуальные; универсальные и специальные. Характеристика отдельных форм («воспитательных дел»). Коллективные творческие дела.

  78. Технология воспитательного дела Основные стадии (этапы) воспитательного дела: целеполагание, планирование, организация и подготовка, непосредственное осуществление дела, анализ достигнутых результатов. Многообразие форм воспитательной работы и условия эх эффективности.

  79. Проблема личности учителя в педагогике. Учитель в современном обществе.

  80. Общепедагогическая профессиограмма.

  81. Характерологические особенности личности учителя.

  82. Профессионально-педагогические знания. Общепедагогические навыки и умения.

  83. Психологический анализ труда учителя. Стандарт и творчество в педагогической деятельности.

  84. Педагогическое мастерство: содержание и пути формирования.

  85. Диагностика профессиональной компетентности учителя.

  86. Пути повышения профессиональной компетентности.

  87. Личностно-ориентированная направленность процесса овладения педагогическими знаниями, умениями и навыками, выработкой профессионально-личностных качеств учителя.

  88. Отражение индивидуальных особенностей личности учителя в стиле его работы

  89. Сущность, функции, формы, планирование работы классного руководителя.

  90. Психолого-педагогические вопросы самообразования и самовоспитания учителя.

скачать


Смотрите также:
Вопросы к экзамену по психологии и педагогике
95.59kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «История психологии»
24.57kb.
История психологии. Ответы на вопросы к экзамену 2010
791.53kb.
Вопросы к экзамену по «Основам общей психологии»
28.27kb.
Вопросы к экзамену по психологии воспитания
31.65kb.
Вопросы к государственному аттестационному экзамену по психологии
37.44kb.
Вопросы к экзамену по общей психологии
21.36kb.
Вопросы к экзамену по педагогике
24.89kb.
Кафедра общей психологии и психологии труда Вопросы к Государственному итоговому экзамену
45.37kb.
Вопросы к экзамену по "Клинической психологии "
47.37kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Психологическая экспертиза»
18.86kb.
Конкурс на лучшую научно-популярную статью по педагогике и психологии
34.58kb.