Главная стр 1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009/2010. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6-7 КЛАСС.


1. Богиней правосудия в Древней Греции являлась:

а) Фемида;

б) Афина;

в) Артемида.


2. Слово «право» в переводе с латинского означает:

а) обязанность, необходимость;

б) правда, справедливость;

в) ограничение, невозможность.


3. В Древней Греции и Древнем Риме правом голосовать обладали:

а) свободные мужчины;

б) женщины;

в) рабы;


г) все граждане;

д) иностранцы;

е) богатые и знатные граждане;

ж) все перечисленные категории.


4. Какие предметы находились в руках у богини правосудия в греческой мифологии?

а) меч и кошелёк;

б) меч и весы;

в) книга и часы;

г) часы и весы.
5. Заполните пропуск в ряду:
А. Большая семья - ________ - Племя - Племенной союз
Б. В Египте – ном, в Древней Греции – полис, в России – область, в США - ______.
6. Что означает слово «демократия»?
7. Последовательное расположение общественных слоёв или служебных званий от низших к высшим, в порядке подчинения называется _______________.
8. Основным законом Российской Федерации является ____________.
9. Назовите древнекитайского философа и государственного деятеля, который считал, что мир может быть восстановлен лишь тогда, когда люди научаться следовать строгим правилам поведения.
10. Как называется форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборному органу?
11. Именно эту греческую богиню должны, видимо, больше всего бояться преступники.
12. Как вы думаете, что искал Диоген днём с огнём в толпе людей?
13. Как назывался бы наш министр обороны в Древней Греции?
14. Как называлась администрация древнегреческих городов государств? Нужно заметить, что администрация проявляла чудо, обеспечивая порядок среди далеко не кротких древних греков. Иначе бы искусство управления государством не стали бы называть точно также.
15. Назовите восьмое слово первого куплета гимна Российской Федерации.
16. Назовите фамилию, имя и отчество третьего президента Российской Федерации.
17. Внимательно посмотрите на Герб Российской Федерации. Всё ли на месте или что-то не так? Объясните.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009/2010. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.


1. Малолетними по российскому законодательству счи­таются дети:

а) с момента рождения до 14 лет; б) с 6 до 14 лет;

в) с 8 до 14 лет; г) с 10 до 14 лет.

2. Несовершеннолетними по российскому законодательству являются лица:

а) с 8 до 18 лет; б) с 10 до 18 лет;

в) с 14 до 18 лет; г) с 18 до 30 лет.

3. Административная ответственность наступает:

а) с 10 лет; б) с 14 лет;

в) с 16 лет; г) с 18 лет.

4. Соотнесите названия видов чувств и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) аффект

1) общее состояние пережива­ний человека

б) эмоции

2) особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в пережива­ниях

в) чувства

3) физиологическая реакция организма в ответ на напряжен­ную и неожиданную обстановку

г) стресс

4) отношения к миру, людям, событиям

д) настроение

5) бурная кратковременная эмоциональная реакция в от­вет на сильный раздражитель

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

д


















5. Гражданскими правами человек обладает:

а) с момента рождения; б) с 14 лет;

в) с 18 лет; г) с 20 лет.

6. К гражданским (личным) правам относятся:

а) право на объединение для защиты своих интересов;

б) право избирать и быть избранным;

в) право на неприкосновенность жилища;

г) право обращаться лично в государственные органы.

7. Политическими правами являются:

а) право на жизнь;

б) право на мирные собрания, митинги, шествия;

в) право на выбор места жительства;

г) право на личную неприкосновенность.

8. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с
ним права и возможности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) 6 лет

1) право участвовать в выборах в органы государственной власти

б) 14 лет

2) получение паспорта гражданина РФ

в) 16 лет

3) покупка продуктов или игрушек

г) 18 лет

4) право трудоустройства

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г













9. Уголовная ответственность с 14 лет наступает за совер­шение следующих преступлений:

а) убийство; б) разбой;

в) похищение человека; г) угон автомобиля;

д) все перечисленное.


10. Выберите правильные ответы: Конвенция о правах ребенка

а) принята в 1989 году; б) не была подписана Россией;

в) была принята ООН; г) считает ребенком любого человека до 14 лет;

д) закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение.


11. Как называлась администрация древнегреческих городов государств? Нужно заметить, что администрация проявляла чудо, обеспечивая порядок среди далеко не кротких древних греков. Иначе бы искусство управления государством не стали бы называть точно также.
12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В труде, учении,______(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________(2) – ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные _______(3) организма являются лишь _________ (4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у чело­века могут выработаться различные свойства - ___________(5) и черты ха­рактера в зависимости от хода его жизни и_________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А. особенность

Б. способности

В. личность

Г. игра

Д. общество



Е. задатки

Ж. общение

З. деятельность

И. группа



Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6




















13. Продолжите фразу:

«Свобода одного человека заканчивается там, где … » (М. Бакунин)



14. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного относятся к понятию потребитель. Найдите и укажите термин, Выпадающий из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой полис.

15. Верны ли следующие суждения?


А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны



16. Соотнесите между собой науки и высказывания, в рамках которых они прозвучали:

1. Философия

А. «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» (Ас-Самарканди)

2. Экономика

Б. «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить» (Э. Севрус).

3. Социология

В. «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. А. Бердяев)

4. Политология

Г. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)

5. Правоведение

Д. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна»

(А. П. Сумароков)



Запишите в таблицу выбранные буквы.

1.

2.

3.

4.

5.

















18. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления

(по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)

Мужчины
Женщины



Совесть не позволила Из отвращения к поступку
Страх наказания Неловко перед людьми

Из принципиальных соображений По нерешительности

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009/2010. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9-11 КЛАСС.


1
12
. Выберите верный ответ (один или несколько):


1.1. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется

а) активным избирательным правом;

б) классическим избирательным правом;

в) пассивным избирательным правом;

г) консервативным избирательным правом.

1.2. С точки зрения эмпириков, критерием истины является

а) теоретическое доказательство;

б) согласие с ранее полученными знаниями;

в) опыт;


г) соглашения ученых.

1.3. Фискальной политикой называется:

а) политика распределения расходов;

б) политика установления налогов с населения;

в) политика регулирования экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов;

г) политика регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения

1.4. Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе:

а) владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы;

б) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы;

в) обладать властью над другими членами группы;

г) уметь мотивировать к деятельности других членов группы

1.5. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является

а) регуляция и фиксация цен на потребительском рынке;

б) кредитно-денежная политика;

в) формирование планов производства для предприятий;

г) регулирование зарплаты во всех секторах экономики.

1.6. К отраслям частного права относятся

а) конституционное право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) финансовое право;

д) гражданское право.



1.7. Французский философ Ш. Монтескье обосновал необходи­мость:

а) имущественного и социального равенства;

б) разделения властей;

в) ограничения частной собственности;

г) революционного переустройства общества.

1.8. К невербальному общению относятся:

а) беседа по телефону;

б) подбадривающая улыбка;

в) жест приветствия;

г) диалог драматических персонажей;

д) пантомима.



2
7
. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

2.1.Общество влияет на естественную среду обитания человека.

2.2. Капиталом может быть как установка по добыче нефти, так и простая иголка

2.3.Показатели предписанного статуса: пол, возраст, образова­ние, квалификация

2.4. Организации и объединения, созданные без вмешательства властных органов составляют организационную основу гражданского общества.

2.5. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

2.6. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения.

2.7. К. Маркс считал, что в классовом обществе социальные кон­фликты исторически неизбежны.


4





3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
3.1. Сознательное, бессознательное, подсознательное.

3.2. Зарплата, рента, процент, гонорар.


6





4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
4.1. Нехватка калорийного и рационального питания; истощение разрабатываемых месторождений угля, нефти, газа; нестабиль­ность ряда политических режимов; значительный прирост насе­ления Земли, опережающий рост экономического благосостоя­ния.

4.2. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление.


4





5. Заполните пропуски в ряду.
5.1. Платон – «Государство»; _____________ - «О духе законов»; Ф. Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

5.2. Неолитическая революция (появление земледелия и ското­водства) - возникновение аграрного общества; _______________________ - возникновение индустриального общества; научно-техническая революция - возникновение постиндустриального общества.


20



6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«___(1), по мысли датского философа Серена Кьеркегора, - это прежде всего ___(2). ____(3) жизненного пути, ___ (4) обстоятельств, по­ступков. Но прежде всего - выбор самого себя, ответ на вопрос: какую жиз­ненную ___ (5) избрать? С. Кьеркегор намечает три основных варианта: эстетический, этический, религиозный. Для эстетика жизнь - это и пережи­вание природы, и ___ (6) общения с другими, и наслаждение любовью. Он глубоко чувствует ___ (7) мгновения, умеет радоваться «здесь и теперь» Но «эстетическая жизнь» распадается на моменты, разрозненные эпизоды, в ней прошлое, настоящее и будущее не связаны между собой. Такая жизнь не приносит ___ (8); предельный вариант эстетика - тиран, кото­рому все подвластно, все дозволено (у Кьеркегора это римский император Нерон). Казалось бы, он должен быть счастлив. Однако, увы, он несчастней­ший из людей, ему страшно, и вокруг ___ (9)... Погоня за наслаждениями ___ (10) и бесплодна, а впереди - депрессия, тоска, ужас».

а) предопределенность

б) тактика

в) удовлетворение

г) личность

д) индивидуальность

е) радость

ж) ценность

з) пустота

и) восторг

к) бессмысленно

л) бесполезно



м) выбор

н) стратегия

о) знание

п) тишина
7
8
. Соотнесите названия экономических направлений с их основными положениями.



Экономисты

Сущность их экономической политики

  1. Меркантилисты




  1. Протекционисты




  1. Физиократы

А) Считали, что национальное богатство заключается в деньгах, а прибыль создается в сфере торговли.

Б) Предлагали контролировать ввоз и вывоз денег (золота, серебра)

В) Предлагали ограждать внутреннего рынка от проникновения на него иностранных товаров

Г) Считали, люди всем обязаны природе, главным образом сельскому хозяйству, которое кормит людей, дает сырье для промышленности.

Д) Предлагали контролировать ввоз и вывоз товаров

Е) Предлагали, чтобы правительство не способствовало накоплению денег или товаров, а заботилось об увеличении доходов от эксплуатации земли, контролировало сферу производства.

Ж) Предлагали поощрение национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции через установление высоких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров.

З) Предлагали контролировать сферу сельскохозяйственного производства.




8
6
. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:


8.1. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодо­рожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.
А. Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации?

Б. Если да, то какие именно?
8.2. Гражданин Т. Обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность.

А. Какой принцип в данном случае нарушает следователь?

9
24
. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10.Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.

Ответы к заданиям II этапа республиканской олимпиады

по обществоведению

2011/2012 учебный год

11 класс
I тур


1. На Востоке – миросозерцание, внутреннее сосредоточение человека, его уход от внешнего мира, подчиненность власти, которая определяет строй жизни.

На Западе – активный разум, идеи, интересы человека, людей, которые устанавливают для государства правовые основы как гарантию свободы.

Для Востока характерны такие черты, как покорность богам и судьбе, безропотное исполнение воли жрецов, чиновников, царя. Человек подобен ничтожной песчинке перед лицом богов и природы. Восточный тип культуры ученые назвали закрытым, или консервативным.

На Западе основой всего является активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Наиболее яркий пример – античные Греция и Рим. История античности наполнена именами великих личностей в разных сферах жизни. Большое внимание на Западе уделялось индивидуальной свободе человека и вполне нормальным считалось его стремление к прибыли и личной выгоде. Западный тип культуры ученые назвали открытым, или динамичным.

И на Востоке, и на Западе присутствуют свои сильные стороны, важные для бытия человека и общества. Каждый из цивилизационных типов прошел великий исторический путь и создал множество духовных и материальных ценностей.

У Востока, возможно, духовная концентрация и некоторая отрешенность от земных преходящих страстей и выгод, почитание природы. У Запада – целенаправленная активность разума, свобода человека и его духа, уважение к праву. (40 баллов)


2. 1) Идеи играют огромную роль в жизни общества и отдельных личностей, во многом определяют направление и характер исторического процесса. Идеи коренятся, отражают многообразные и противоречивые общественные и личностные интересы, убеждения, традиции и верования народов. Идеи являются главным материалом целеполагания, построения картин мира как на индивидуально-групповом уровне, так и на государственном, национальном, цивилизационном и общечеловеческом ярусах мировоззрения, они раскрывают и наполняют смысл бытия на вышеуказанных ступенях общественного сознания.

Из истории известно много примеров, подтверждающих изложенные суждения: знаменитые теории Просвещения стали фундаментом конституционно- политического развития стран Запада, а позже и всего мира; идеи Великой Французской революции оказали огромное воздействие на ход мировой истории, ускорив становление буржуазно-демократического общества; религиозный ренессанс 2 пол. ХХв. в странах мусульманского Востока, особенно исламская революция в Иране, один из основных факторов глобальных международных отношений в последние десятилетия.

2) Идеология и идеи связаны самым тесным образом, поскольку идеология – система идей, отражающих на различных уровнях артикуляции и обобщения групповые, классовые, национальные и глобальные интересы, стремления и убеждения касательно миропонимания, целей и способов общественно-политической эволюции, места и роли государства, личности, социальных групп и партий в основных сферах жизнедеятельности социума.

3) Однозначного ответа быть не может, поскольку это зависит от специфики исторического развития данного народа, его цивилизационного ареала, но допустимо предложить следующий ряд важных идей: гуманизм, патриотизм, принцип плюрализма и народовластия, свобода совести и мысли, принцип правового и социального государства, уважение национальной культуры и традиций, толерантность, равенство и солидарность между народами, принцип коэволюции природы и общества. (40 баллов)


3. Темп экономического роста 11% (номинального ВВП). Очень высокие темпы роста. Но они не учитывают роста цен.

Темп экономического роста 2,9% (реального ВВП). Данный показатель корректирует темпы роста ВВП с учетом роста цен.

Темп инфляции в 2004 г. – 14,4%, в 2005 – 8%. Тенденции к сокращению.

Численность безработных сокращается, численность экономически активного населения растёт, что является благоприятным явлением. Уровень безработицы в 2004 г. составлял 1,9%, в 2005 г. – 1,5%. Тенденция к сокращению. (25 баллов)


4. 1) В данном высказывании можно выделить следующие глобальные проблемы:

а) демографическую;

б) ограниченности ресурсов;

в) уровня развития «Севера» и «Юга»;

г) отрицательных последствий развития НТР.

2) Основной экономической проблемой из перечисленных является проблема ограниченности ресурсов, что неизбежно определяет пределы экономического роста.

3) Варианты решения двух из названных глобальных проблем должны основываться на реальных возможностях человеческого сообщества, достигнутых в современности. (25 баллов).
Максимальное количество баллов за этот тур – 130.

Ответы к заданиям II этапа республиканской олимпиады

по обществоведению

2011/2012 учебный год

11 класс
ІІ тур
Часть А.
1. а (1 балл)

2. а (2 балла)

3. г (2 балла)

4. в (2 балла)

5. 1-г, 2-а, 3-е, 4-б, 5-д (6 баллов)

6. а (2 балла)

7. а (2 балла)

8. 1-д, 2-а, 3-г, 4-б (5 баллов)

9. г (2 балла)

10. б (2 балла)

11. 1-б, 2-в, 3-а, 4-д (5 баллов)

12. а (1 балл)

13. в (2 балла)

14. б (2 балла)

15. в (2 балла)

16. б (2 балла)

17. а (2 балла)

18. б (2 балла)

19. а (2 балла)

20. в (2 балла)

21. б (2 балла)

22. б (2 балла)

23. а (2 балла)

24. б (2 балла)

25. а (2 балла)

26. г (2 балла)

27. а (2 балла)

28. 1Б 2В 3А 4Г (4 балла)

29. в (2 балла)

30. 1в 2г 3а 4б (4 балла)

31. б (2 балла)

32. в (2 балла)

33. а (2 балла)
Часть Б.
34. 1б 2г 3в (4 балла)

35. натурфилософия (3 балла)

36. тактичность (3 балла)

37. коэволюция (3 балла)

38. чрезвычайных (3 балла)

39. А Б Д (5 баллов)

40. монетаризм (3 балла)

41. а в д б г (5 баллов)

42. инфантилизм (3 балла)

43. Дж. Кейнс (3 балла)

44. 1Вд 2Ав 3Да 4Бб (10 баллов)

45. 1Аа 2Ба 3Бв 4Вв 5Ав 6Вг (12 баллов)

46. 1-г, 2-а, 3-и, 4-д, 5-б, 6-е, 7-з, 8-ж (10 баллов)

47. 1) верховенство права; 2) приоритет основных прав и свобод личности; 3) взаимная ответственность личности и государства; 4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 5) принцип плюрализма; 6) свобода СМИ и контроль общества за деятельностью госаппарата; 7) признание народа единственным источником политической власти, что проявляется в его праве посредством выборов и референдумов самому решать коренные вопросы государственного и общественного развития (полноту, точность, глубину решения творческо-проблемного задания оценивает комиссия) (18 баллов).


Максимальное количество баллов: часть А – 72 балла, часть Б – 85 баллов, итого – 157 (при точных и развёрнутых ответах).

14



  1. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний:




Высказывания

Имена мыслителей

А. «В соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает».

Б. «Рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни».

Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов».

Д. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Е. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».


1. Г. Гегель

2. О.Конт.

3. М.Вебер

4. А.Смит.

5. К.Маркс, Ф. Энгельс.

6. Ж.Руссо.

7.О.Шпенглер

8. Ж. П. Сартр

9. Ф.Вольтер.




1
24
1. Немецкий социолог М. Вебер (1864 – 1920) выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу, образец которой приводится ниже. Составьте в листе ответа аналогичную таблицу.


11.1. Запишите в первой строке таблицы наименования данных типов.

11.2. Перечень отличительных черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.
1.Вера в особые качества лидера.

2. Рационально разработанный закон.

3. Делегирование представителей в Законодательное собрание на основе принципа большинства.

4. Монарх и (или) глава религиозной конфессий.

5. Пророк, «сверхчеловек», герой.

6. Персонал, связанный с главой системой сословно-корпоративных связей.

7. Возведенная в закон воля лидера.

8. Избранное должностное лицо.

9. Профессиональная бюрократия.

10. Устоявшиеся вековые нормы.

11. Передача власти по наследству и (или) в силу сложившихся обычаев.

12. Должностные лица, лично преданные лидеру.



Тип политического лидера










Источник власти лидера










Тип административного персонала










Основной тип правовых норм











1
40
2.
Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них представлены четыре философские позиции.

12.1. Самостоятельно определите позиции.

12.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.
1. И седых стариков, и румяных юнцов –

Все одно ожидает в конце-то концов.

Задержаться в _________ никому не удастся –

Не помилует смерть ни детей, ни отцов.



(Омар Хайям)
2. Я в свет изшел, и ты1 со мною,

На мышцах нет моих заклеп;

Свободною могу рукою

Прияти данный в пищу хлеб.

Стопы несу, где мне приятно,

Тому внимаю, что понятно;

Вещаю то, что мыслю я;

Любить могу и быть любимым;

Творю добро, могу быть чтимым;

Закон мой - __________ есть моя.



(А.Н. Радищев)
3. Если жизнь облыжная вас не дарит дланями –

помогите ближнему, помогите дальнему!


Помогите встречному, все равно чем именно.

Подвезите женщину – не скажите имени.


Не ищите в Библии утешенья книжного.

Отомстите гибели – помогите ________________.



(А.А. Вознесенский)

4. Выйдь

    не из звездного

        нежного ложа,

            боже железный,

                огненный боже,

                    боже не Марсов,

Нептунов и Вег,

    боже из мяса-

        бог - ___________!

(В.В. Маяковский)

По 5 баллов за каждый правильный ответ.



9



13. Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

13.1. Опишите все изменения, показанные на диаграммах.

13.2. Вследствие какого процесса и почему в экономике происходят подобные изменения?

РЕШЕНИЯ.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009/2010. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6-7 КЛАСС.


Ответы:

1. а

2. б

3. г

4. б
5. Заполните пропуск в ряду:

А. Большая семья - Род - Племя - Племенной союз

Б. В Египте – ном, в Древней Греции – полис, в России – область, в США – Штат.

6. Власть народа.

7. Иерархия.

8. Конституция.

9. Конфуций.

10. Республика.

11. Немезида.

12. Человека.

13. Стратег.

14. Политика.

15. Страна.

16. Медведев Дмитрий Анатольевич.

17. Внимательно посмотрите на Герб Российской Федерации. Всё ли на месте или что-то не так? Объясните.

По 3 балла за найденную неточность.




1. Крест.

2. Третья корона

3. Герб Москвы.



4. Крест.
Всего 40 баллов.


1 Имеется в виду вольность.


Смотрите также:
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2009/2010. Школьный этап. 6-7 Класс
246.04kb.
Школьная олимпиада по обществознанию 2010-2011 учебный год 10-11 класс Время выполнения -1час. 20 мин. Задания с рядами
92.41kb.
Олимпиада по обществознанию школьный этап всероссийской олимпиады школьников 7 класс
270.82kb.
Всероссийская олимпиада школьников по истории Школьный этап 8 класс
51.48kb.
Олимпиада по литературе (школьный этап) 7 класс 2009-2010 учебный год
34.98kb.
Всероссийская олимпиада по литературе — 2011 Школьный этап 7 класс
84.39kb.
Олимпиада по обществознанию (школьный этап) 8 класс
155.67kb.
Олимпиада по обществознанию (школьный этап) 6 класс
106.45kb.
Олимпиада по литературе (школьный этап) 5 класс 2009-2010 учебный год
32.14kb.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2011-2012 год. Школьный этап. 7 класс. Задания части Выберите только один ответ из четырех возможных
99.24kb.
Всероссийская олимпиада школьников. I (школьный) этап История 7 класс Задания ученика
49.61kb.
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап История. 9 класс. Задания ученика
57.43kb.