Главная стр 1
скачать
Выставка «Химия в искусстве».
Цель:
Углубление и расширение знаний учащихся в области химии, формирование умений работать с дополнительной литературой, расширение интереса к предмету, осуществление эстетического воспитания, формирование химического языка.

Данная выставка помогает увидеть и почувствовать красоту науки и самого процесса познания, побуждает развивать свои знания в области химии, подталкивает к процессу самообразования, а также раскрывает весь спектр межпредметных связей, представляя целостную картину мира.



Экспозиции:

  1. Цирк.

  2. Архитектура.

  3. Живопись.

  4. Кино.

На экспозиции, посвященной цирку, были показаны: несгораемый платок, образование теней, молний, таинственными чернилами, бенгальскими огнями, загорание огня без спичек.

На экспозиции посвященной живописи, были представлены репродукции картин известных художников, отражающих различные типы живописи и заостряющих внимание на физических явлениях и химических реакциях, различные виды пигментов, коллекция окрашенных растительными красителями тканей, которая была сделана учащимися в ходе подготовки к выставке, опыты с люминесценцией.

На экспозиции посвященной кино, мы продемонстрировали дымовые шашки, коллекцию кристаллов, «вулкан на столе», кинопленку, процесс появления крови без пореза и внезапных слез.

Последняя экспозиция была посвящена архитектуре и скульптуре. На ней мы показали различные глины, цветные стекла, витражи, изделия из хрусталя, кварц, горный хрусталь, минералы, входящие в состав фарфора, изготовленный учащимися серебряный стеклянный цветок, гипсовые фигурки и мраморные статуэтки, а также фотографии памятников архитектуры нашего города.


Подготовка к выставке:
За месяц до проведения выставки были созданы рабочие группы учащихся, произведен выбор экспозиций. Каждая группа начала подбор материала по химии в своей области искусства.

После обсуждения и коррекции материала, началось оформление технических карт (см. Приложение. Таблица № 1 ) и сдача правил по технике безопасности.

Затем учащиеся притупили к выполнению экспериментальной части работы, необходимо было подобрать оборудование и реактивы для опытов, проделать эксперимент, убедиться в его наглядности и зрелищности.

К опытам были подобраны вопросы и соответвующее описание.



Химия и цирк.

Эксперимент.

Демонстрация фото фокусника, изо рта которого вырывается пламя.

Демонстрация несгораемого платка.

Небольшой платочек погружают в раствор силиката натрия (смешивают силикатный клей с водой в отношении 1:10), хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок пинцетом, погружают в стакан с фцетоном (можно брать этиловый спирт, денатурат, бензин и другие легко воспламеняющиеся жидкости), вынимают и тут же поджигают над пламенем спиртовки или с помощью лучинки. Ацетон быстро сгорает, а платочек остается невредимым. После опыта платочек простирывают в теплой воде и его снова можно использовать по назначению.



Демонстрация бенгальских огней.

Демонстрация таинственных чернил.

Демонстрация опыта «Огонь без спичек».

На асбестовую сетку ставится небольшая фарфоровая чашечка (можно часовое стекло) с небольшим количеством смеси перманганата калия с серной кислотой. На фарфоровую чашечку и вокруг нее накладывают сухие личинки, имитирующие костер. Для зажигания полученного костра смачивают кусок ваты "водой" (этиловым спиртом) и выжимают над ним так, чтобы капли попали в чашечку. Спирт (можно брать денатурат) воспламеняется, поджигая затем лучинки



Демонстрация опыта «Золотой дождь».

Готовят равные объемы 3%-ного раствора иодида калия и 4%-ного раствора ацетата свинца. Перед опытом растворы доводят до кипения и горячими сливают вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца, который хорошо растворим в горячей воде, но весьма мало в холодной (менее 0.1%). Осадок образуется в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета. Размеры их зависят от скорости охлаждения, чем медленнее охлаждается тем крупнее кристаллы.


Химия и кино.

Эксперимент.

Демонстрация кинопленки.

Демонстрация дымного пороха.

Состав: нитрат калия -75пр

Сера -12пр

Уголь -26пр



Демонстрация нитроклетчатки (бездымного пороха).

В 50 мл горячего раствора, представляющего смесь концентрированных азотной и серной кислот (осторожно) в отношении 1:2, вносят с помощью стеклянной палочки комочек распушенной ваты и оставляют на 5-10 минут. Продукт реакции (нитроклетчатка) вынимают палочкой, промывают под краном водой, избегая слипания волокна в плотный комочек, отжимают и высушивают в сушильном шкафу или на солнце. Во время подсыхания полученные комочки нужно распушить. После полного высыхания можно проверить характер горения нитроклетчатки. Для этого немного вещества помещают на асбестовую сетку и поджигают лучинкой. Для сравнения рядом поджигают кусочек



Демонстрация дыма без огня.

Демонстрация запаха аммиака.

Демонстрация опыта «рана без пореза».

Демонстрация кристаллов.

Демонстрация «вулкана».

Демонстрация взаимодействия иода и алюминия.
Химия и живопись.

Эксперимент.

Демонстрация табличек с типами живописи.

Энкаустика, Темпра, Фреска, Пастель, Акварель, Гуашь, Масло

Демонстрация запаха фенола и гуаши.

Демонстрация индиго

Демонстрация ализарина

Демонстрация коллекции минеральных пигментов.

Охра (Гидратированные оксиды железа)

Умбра (оксид марганца)

Сажа (древесный уголь)

Малахит (минерал из коллекции)

Железный сурик (оксид железа (III) с примесью силиката алюминия)

зелень травяная.

Демонстрация получения оксида хрома (III).

Демонстрация получения сульфата бария.

синего цвета лазурит

Берлинская (или Прусская) лазурь

Демонстрация получения Берлинской лазури.

Демонстрация индикаторов.

Демонстрация минерала флюорита CaF2

Демонстрация люминофоров.
Химия и архитектура.

Эксперимент.

Демонстрация различных горных пород, входящих в состав фарфора.

каолина,

глины,

кварца,


полевого шпата.

Демонстрация оксидов

Оксид хрома (III) придает стеклу зеленый оттенок,

Оксид никеля – от фиолетового до желтого,

Оксид меди (II) окрашивает стекло в синий цвет,

Оксид меди (I) – в красный цвет и т.д.

Молочное стекло образуется при добавлении полевого и плавикового шпата.



Демонстрация цветных стекол и витражей.

Демонстрация посеребренного стеклянного цветка.

Демонстрация кварца.

Демонстрация мозаик из смальты.

Демонстрация гипсовых фигурок, сделанных учащимися, и парафина. Демонстрация горных пород.

Показ фотографий.

Демонстрация опыта взаимодействия мрамора и соляной кислоты.

Показ фотографий. Чугунное литье.

Показ фотографий. Бронзовые скульптуры.

Химия и цирк.

Вы любите цирк?

А что в цирке вам нравится больше всего?

Какой цирк без фокусов?

Хотелось ли вам, придя домой, попробовать повторить то, что вы видели в цирке?

Заглянем за кулисы цирка. Фейерверки, хлопушки, яркие вспышки бенгальских огней. Все очаровывает нас.

Затаив дыхание, мы смотрим на фокусника, изо рта которого вырывается пламя.
Демонстрация фото.
А знаете, как это делается?

Все оказывается достаточно просто, ведь вещество, что используется для этого, относится к классу эфиров, веществ летучих, которые легко воспламеняются, а данный диэтиловый эфир имеет низкую температуру воспламенения 360 С. Температура человека 36,60С. Эфир быстро испаряется и легко сгорает, и если соблюдать определенные правила, не успевает причинить неприятности организму.


Пред вами несгораемый платок.
Демонстрация несгораемого платка.
Небольшой платочек погружают в раствор силиката натрия (смешивают силикатный клей с водой в отношении 1:10), хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок пинцетом, погружают в стакан с фцетоном (можно брать этиловый спирт, денатурат, бензин и другие легко воспламеняющиеся жидкости), вынимают и тут же поджигают над пламенем спиртовки или с помощью лучинки. Ацетон быстро сгорает, а платочек остается невредимым. После опыта платочек простирывают в теплой воде и его снова можно использовать по назначению.

Вы спросите, почему платок не сгорел. Предварительно мы обработали его раствором силикатного клея.

Вы любите Новый год?

Каждый из вас знает, как здорово в Новый год зажигать бенгальские огни и жечь петарды.

Мы, как настоящие фокусники приготовили для вас несколько таких огней.
Демонстрация бенгальских огней.
А, кто скажет, почему они разноцветные?

Оказывается, все зависит от веществ, используемых в основе смесей для петард и бенгальских огней.

Присутствие цинка определяет зеленый цвет,

ионы натрия окрашивают пламя в желтый цвет,

Стронция – в красный и т.д.

Есть на нашей выставке необыкновенные таинственные чернила. Они невидимые.

Хотите попробовать написать такими чернилами?
Демонстрация таинственных чернил.

Хотите знать, в чем фокус?

Таинственные чернила – это раствор фенолфталеина.

Кто объяснит, почему след от чернил малиновый?

На лист бумаги заранее был нанесен раствор гидроксида натрия, затем лист высушили, а при соприкосновении с раствором фенолфталеина окраска его поменялась на малиновую от присутствия гидроксид ионов.
Бывая в цирке, мы не раз видели, как фокусник легким взмахом руки зажигает огонь.

Разве это не удивительно, ведь в руках у факира спичек нет.

Кто из вас может похвастаться, что умеет зажигать огонь без спичек?
Демонстрация опыта «Огонь без спичек».
На асбестовую сетку ставится небольшая фарфоровая чашечка (можно часовое стекло) с небольшим количеством смеси перманганата калия с серной кислотой. На фарфоровую чашечку и вокруг нее накладывают сухие личинки, имитирующие костер. Для зажигания полученного костра смачивают кусок ваты "водой" (этиловым спиртом) и выжимают над ним так, чтобы капли попали в чашечку. Спирт (можно брать денатурат) воспламеняется, поджигая затем лучинки
Этот опыт основан на окислительно-восстановительном взаимодействии перманганата калия, серной кислоты (как окислителей) и этилового спирта (в качестве восстановителя).
С древних времен алхимики пытались получить золото?

Им это не удалось.

А мы смогли.
Демонстрация опыта «Золотой дождь».
Готовят равные объемы 3%-ного раствора иодида калия и 4%-ного раствора ацетата свинца. Перед опытом растворы доводят до кипения и горячими сливают вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца, который хорошо растворим в горячей воде, но весьма мало в холодной (менее 0.1%). Осадок образуется в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета. Размеры их зависят от скорости охлаждения, чем медленнее охлаждается тем крупнее кристаллы.
Правда, если разобраться в этом опыте, то окажется, что мы чуть-чуть обманули вас, здесь золота нет, просто так красиво блестят кристаллики иодида свинца в образовавшемся растворе.
Мы открыли вам лишь несколько секретов, остальные вы откроете сами, если серьезно займетесь изучением химии.


Химия и кино.
Театр начинается с вешалки, а фильм – с кинопленки.

Из чего сделана кинопленка?

Пластмасса, из которого изготовлена фото и кинопленка – полимер, это органическое высокомолекулярное соединение.
Демонстрация кинопленки.
Создание спецэффектов в кино – это особая сфера киноискусства.

Некоторые из самых простейших мы тоже умеем создавать.

Всем известно, что не один детектив не обходится без взрывов, выстрелов и погони. Основой таких взрывов является порох. Он бывает дымным и бездымным.
Демонстрация дымного пороха.

Состав: нитрат калия -75пр

Сера -12пр

Уголь -26пр

Как вы думаете, какой вид пороха сейчас горел?

Как вы догадались, что это дымный порох?

Почему этот опыт мы ставили в вытяжном шкафу?
Чтобы осуществить взрыв без дыма, необходимо взять обычную вату. Обработать ее смесью азотной и серной кислот и высушить.
Демонстрация нитроклетчатки (бездымного пороха).

В 50 мл горячего раствора, представляющего смесь концентрированных азотной и серной кислот (осторожно) в отношении 1:2, вносят с помощью стеклянной палочки комочек распушенной ваты и оставляют на 5-10 минут. Продукт реакции (нитроклетчатка) вынимают палочкой, промывают под краном водой, избегая слипания волокна в плотный комочек, отжимают и высушивают в сушильном шкафу или на солнце. Во время подсыхания полученные комочки нужно распушить. После полного высыхания можно проверить характер горения нитроклетчатки. Для этого немного вещества помещают на асбестовую сетку и поджигают лучинкой. Для сравнения рядом поджигают кусочек исходной ваты.

Можете ли вы похвастаться тем, что за несколько мгновений превратите лето в зиму?

А в кино это возможно.


Демонстрация дыма без огня.
Как часто мы видим, герой фильма плачет. Этим особо отличаются индийские фильмы.

Слезы вызвать очень просто.

Есть среди вас смельчаки?
Демонстрация запаха аммиака.
Резкие запахи вызывают раздражение слизистой оболочки носа, глаз и вызывают слезотечение.
Кстати в луковом соке содержаться некоторые из таких веществ, поэтому от лука текут слезы.
Итак, представьте, на экране драка. Героя фильма жестоко бьют кнутом или палкой. На его теле мгновенно появляются кровавые раны.

А среди вас есть любители острых ощущений?

Стоит ли сниматься в кино, чтобы получать такие телесные повреждения?

Оказывается, все безболезненно.

Используется обычная химическая реакция между солью железа и роданидом калия, в результате которой выпадает осадок красно-коричневого цвета, похожий на кровь.
Демонстрация опыта «рана без пореза».
Вы любите сказки, мультфильмы?

Чтобы создать такое кино необходимо множество рисунков, декораций.

Хотите побывать в пещере гномов?

Говорят там много драгоценных камней.

Но в фильме это тоже небольшой обман, ведь все драгоценности изготавливаются в результате обычных химических опытов по выращиванию кристаллов солей.

Образцы таких солей перед вами. Они выращены в школьной химической и физической лабораториях.


Демонстрация кристаллов.
Чтобы снять мультик «Волшебник изумрудного города» авторам потребовалось имитировать извержение вулкана.

Вот как это происходит в наших условиях.


Демонстрация «вулкана».
Мы продемонстрировали реакцию разложения бихромата аммония.

А вот как появляется Джин из кувшина.


Демонстрация взаимодействия иода и алюминия.

То, что вы сейчас видели всего лишь взаимодействие иода и алюминия, катализатором которого является вода.


Итак, чтобы снять кино, не обязательно вызывать землетрясение, избивать актеров до полусмерти, взрывать реальные постройки. Можно обойтись при помощи химических опытов.

Но кино – это не только спецэффекты и съемка, это монтаж, а также длительный процесс обработки кинопленки. А это само по себе физические и химические процессы на службе человека.



Химия и живопись.
История красителей – одна из интереснейших страниц истории химии.

Искусство крашения известно с давних времен народам Востока и Средиземноморья.

Философ Тиофил говорил: «Каждое искусство постигается постепенно, частями. Для живописи первое – приготовление красок».

Что же такое краски?

Оказывается, мел, охра, сажа, которые использовались художниками еще 30 тысяч лет назад для рисования и письма – не краски, а всего лишь пигменты.

Чтобы получить краску нужно смешать пигмент со связывающим веществом.

От этого вещества, оказывается, зависит тип живописи.

Энкаустика (здесь используется воск)

Темпра (связывающее вещество – эмульсия. Это может быть сок растений, кровь животных или яичный желток)

Фреска

Пастель

Акварель получают при смешивании пигментов с крахмалом.

В основе знакомой вам гуаши – фенол. Запах, которого, быстро узнается, стоит только открыть банку с этой краской.


Демонстрация запаха фенола и гуаши.

Масляная живопись на протяжении нескольких столетий является наиболее распространённой живописной техникой. Маслом писали Рембрандт и Тициан, Репин и Суриков.

Масляную краску готовят, растирая пигмент с льняным маслом, ко­торое вырабатывают из семян льна. Интересно, что не всякое масло под­ходит для приготовления красок. Секрет этой техники живописи как раз и кроется в особом составе масла: оно состоит из сложных эфиров ненасыщенных кислот — олеиновой, линолевой и линоленовой. На воз­духе масло высыхает, так как непредельные кислоты окисляются и полимеризуются. При этом образуется сухая прозрачная эластичная плён­ка, которая закрепляет пигмент. Она настолько прочна, что картина не испортится, если даже намокнет под дождём.

После того как картина написана, её оставляют для просушки. Древ­ние мастера сушили картины долго — до полугода, и лишь затем покры­вали их лаком — природными смолами, растворёнными в льняном масле. В наше время художники добавляют в краску вещества, катализирующие процесс окисления масла, ускоряя тем самым образование плёнки.
Пигменты, как известно, бывают минеральными и органическими.
Древние живописные работы основаны на органических пигментах.

Например, знаменитый античный пурпур (красный краситель), в который окрашены мантии царских особ, добывался из морских улиток. Глубоко ныряли за ними рыбаки в синие воды Средиземного моря. Чтобы выделить из желез улитки 1 г красного красителя, нужно было достать со дна моря 8 тыс. ракушек багрянки.

«Король красителей» - индиго попал в Европу из Индии, но был известен еще в Древней Греции.

В 1800 году Наполеон объявил премию в 1 млн. франков тому, кто откроет способ получения искусственного индиго. Но это смог осуществить только через 100 лет немецкий химик Адольф Байер.

А вот состав ализарина был установлен в 1869 году немцами Греббе и Либерманом.

Потребности современной промышленности слишком велики, и если бы не были получены искусственные красители, то многие виды животных уже давно бы не существовали в природе.

Поэтому сейчас так часто используют в живописи минеральные пигменты.

Перед вами коллекция минеральных пигментов.


Демонстрация коллекции минеральных пигментов.
Охра (Гидратированные оксиды железа)

Умбра (оксид марганца)

Сажа (древесный уголь)

Малахит (минерал из коллекции)

Железный сурик (оксид железа (III) с примесью силиката алюминия)
На банке с гуашью или акварелью можно прочитать – зелень травяная.

Что же это за пигмент?

Это оксид хрома (III) – основа росписи фарфора и керамики.

Получить его можно из бихромата аммония разложением.


Демонстрация получения оксида хрома (III).
В современной живописи часто используют бландридж – белую краску.
Демонстрация получения сульфата бария.
Это сульфат бария.

Белые пигменты составляют более 60% всех современных красящих веществ.


В древности в качестве белой краски использовали свинцовые белила – основной карбонат свинца. На протяжении многих веков люди ничего не знали о токсичности свинца, поэтому свин­цовые белила входили в состав даже некоторых косметических средств.

Есть версия о том, что первая жена Ивана Грозного рано умерла потому, что в ее палатах стены были окрашены именно такой краской.

Сейчас свинцовые белила практиче­ски полностью заменены диоксидом титана, цинковыми белилами (окси­дом цинка), литопоном (смесью суль­фида цинка и сульфата бария).
Когда-то на Руси природный минерал синего цвета лазурит ценился дороже золота. Краску из этого истол­чённого в мелкий порошок камня называли ультрамарином.

Начиная с 18 века, усилиями химиков создано множество новых великолепных пигментов, одним из них является Берлинская (или Прусская) лазурь, полученная в 1704 году ученым Дисбахом.


Демонстрация получения Берлинской лазури.
Многообразие свойств пигментов позволяет создавать краски с различными «профессиями»:

«Краски - пожарники» при высоких температурах они не поддерживают горение.

«Краски - термоиндикаторы» они меняют цвет в зависимости от температуры.

В нашей лаборатории также есть такие краски – хамелеоны. Это знакомые для вас метилоранж и фенолфталеин.

Вспомните, когда они меняют свою окраску?

Когда попадают в разные среды, поэтому и называются – индикаторы.


Демонстрация индикаторов.
Фенолфталеин становится малиновым от присутствия щелочи.

Метилоранж в щелочах желтого цвета, а в кислотах красный.


Химики синтезировали множество соединений, кото­рые могут светиться, оставаясь холодными. Такие вещества называют люминофорами. Неорганические люминофоры состоят обычно из оксидов, сульфидов, фосфатов и силикатов с активирующими добавками (Sb, Mn, Sn, Ag, Си и др.). Люминофор светится, когда на него попадает ультрафиолетовое излучение (как в ртутных лампах на улице) или поток быстрых электро­нов (как на экранах телевизоров и компьютеров). На­пример, в цветных телевизорах и мониторах синее све­чение может давать сульфид цинка - ZnS, активированный серебром, зелёное — сульфиды цинка или кадмия (Zn, Cd)S, активированные медью и алюми­нием, красное — сульфид или оксид иттрия Y2(O, S)3, активированный европием.

После возбуждения вещество может излучить свет практически сразу. Такое свечение называют флуореценцией — от названия минерала флюорита CaF2, у ко­торого впервые обнаружено это явление.

Сильной флуоресценцией обладает хинин, который используют не только как лекарство от малярии, но и добавляют к тонизирующим напиткам для придания им чуть горьковатого привкуса; такие напитки ярко светят­ся под действием ультрафиолетовых лучей.

Светящие­ся в ультрафиолете краски — важная часть зашиты бу­мажных денег многих стран от подделки.

Иногда люминесценция не исчезает сразу после пре­кращения действия источника возбуждения. Это — фосфоресценция, которая может длиться долго.
Демонстрация люминофоров.
Мир красок постоянно пополняется новыми открытиями, которые в современной химии направлены, прежде всего, на создание безопасных для человека красок.
Химия и архитектура.
Керамические изделия производятся человеком еще с эпохи неолита (8-3 тыс. лет до н. э.). Слово керамика берет свое начало в Греции и означает - глиняная посуда. Но родиной керамики считается Китай. Там он стал известен в 220 г. до н. э. В Европу привезён португальцами в 16 веке. Фарфор - самая благородная керамика. Он состоит из каолина, глины, кварца, полевого шпата.
Демонстрация различных горных пород, входящих в состав фарфора.
В России состав фарфора был разработан Д. И. Виноградовым в 1746 году, и налажено производство на императорском заводе под Петербургом (в Ломоносове).
Помимо керамики, очень часто материалом для творчества использовали стекло, которое состоит из оксидов натрия, кальция и кремния. Если при варке вводить в него различные добавки, то можно получить цветные стекла, которые еще в эпоху средневековья использовались для изготовления витражей, заполняющих оконные проемы готических храмов.
Демонстрация оксидов
Оксид хрома (III) придает стеклу зеленый оттенок,

Оксид никеля – от фиолетового до желтого,

Оксид меди (II) окрашивает стекло в синий цвет,

Оксид меди (I) – в красный цвет и т.д.

Молочное стекло образуется при добавлении полевого и плавикового шпата.


Демонстрация цветных стекол и витражей.
Стекло - аморфный материал. Его можно плавить множество раз и изготавливать всевозможные изделия.
Демонстрация посеребренного стеклянного цветка.
Этот цветок был изготовлен в нашей лаборатории и посеребрен при помощи аммиачного раствора нитрата серебра и глюкозы. Такой способ можно использовать и для серебрения также металлических (медных) изделий для производства зеркал.
Основу стекла, керамики, цемента и бе­тона, а также силикатного кирпича составляет оксид кремния (IV) - кварц. Это вещество прекрасный огнеупорный мате­риал.

При быстром охлаждении рас­плавленного кварца образуется кварцевое стекло. В отличие от обычного, оно обладает химической стойкостью и, благодаря этому свойству, применяет­ся для изготовления лабораторной посуды. Кварц почти не расширяется при нагревании, поэтому, если раска­лённое докрасна кварцевое стекло охладить под струёй холодной воды, оно не растрескается.


Демонстрация кварца.
Долгое время считалось, будто про­изводство стекла на Руси началось лишь в XVII в., когда в Московском уезде был основан первый стекольный завод. Од­нако археологические раскопки, прове­дённые во многих древнерусских го­родах — Киеве, Чернигове, Рязани, свидетельствуют о том, что наши пред­ки освоили выплавку стекла ещё в домонгольский период. Оно использова­лось для создания мозаик из смальты — разноцветных стеклянных кубиков, за­креплённых на известковой штукатурке.
Демонстрация мозаик из смальты.
Расположенные под разными углами к поверхности, кусочки смальты мерцают, по-разному отражая падаюший на них свет. Техника мозаики, а также и техно­логия производства смальты пришли на Русь из Византии вместе с принятием христианства. На территории Киево-Печерской лавры была раскопана целая мастерская по производству смальты.
Уже 5-6 тыс. лет назад египтяне заделывали швы сложенных из камней пирамид гипсом (в частности в пирамиде Хеопса).

Строительный гипс получают из гипсового камня. Замешанный с водой гипс затвердевает, при этом, увеличиваясь в объеме, и точно повторяет контуры формы, в которую его заливают. Это свойство используется для изготовления скульптур. Для придания скульптуре вида слоновой кости слепок пропитывают раствором парафина. Он заполняет поры и предохраняет гипс от внешних атмосферных явлений.


Демонстрация гипсовых фигурок, сделанных учащимися, и парафина.
Но также для изготовления скульптур используется мрамор. Он бывает крупно и мелкозернистым. В природе мрамор встречается с разной окраской, бывает серым, розовым, белым и даже черным.
Демонстрация горных пород.
В нашем городе мрамор нашел широкое применение, достаточно только спуститься в метро, также огромное количество памятников архитектуры изготовлены из мрамора.
Показ фотографий.
Но мрамор не устойчив к атмосферным воздействиям (перепадам температур, кислотным дождям).
Демонстрация опыта взаимодействия мрамора и соляной кислоты.
Поэтому в Летнем саду мраморные статуи можно наблюдать только летом.
Не только мрамор, но металлы и их сплавы, казалось бы, самые прочные материалы, не выдерживают атмосферных воздействий.

Чугун издревле используется для изготовления узорных металлических кружев. С чугунным литьем в нашем городе связано многое.


Показ фотографий.
Но чугун - сплав железа и углерода и в нем есть поры, если в них попадает влага, зимой превращаясь в лед и расширяясь, то чугун трескается.

Подвергаются коррозии и бронзовые скульптуры, на поверхности которых образуются различные соли меди зеленого цвета.


Показ фотографий.
Раньше этот зеленый налет счищали, реставрируя памятники, но со временем они снова приобретали прежний облик. Теперь доказано, что он является защитным покрытием, препятствующем дальнейшему разрушению.

Сегодня мы затронули лишь незначительную область применения химии в архитектуре, поскольку время экспозиции ограничено.



БИБЛИОГРАФИЯ.


  1. Иванова М.А., Кононова М.А. Химический демонстрационный эксперимент.

М., 1984.

  1. Карцова А.А. Покорение вещества. СПб, 1999г

  2. Карцова А.А. Химия без формул. СПб, 2005

  3. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М., 1992

  4. Чернобельская Г.М. Руководство к практическим занятиям по неорганической и органической химии. М., 1982.

  5. Шкурко Д. Забавная химия. Л-д.,1976.

  6. Шульпин Г.Б. Химия для всех. М., 1987 /с.120-122/

  7. Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М., 1984 /с.74-92/

  8. Энциклопедия для детей. Химия, искусство. Аванта+, 2000

скачать


Смотрите также:
Выставка «Химия в искусстве». Цель
204.36kb.
Дружба – главное богатство Цель мероприятия
483.53kb.
Цель: научить читать произведение «духовными глазами»
59kb.
Внеклассное мероприятие по химии Химия созидающая, химия разрушающая.
79.94kb.
Викторина «Сказки А. С. Пушкина»
106.44kb.
Календарно тематическое планирование
189.74kb.
Рабочая программа по курсу «общая и неорганическая химия» для студентов естественно-географического факультета по специальности «биология-химия»
153.19kb.
«Путешествие во Вселенную»
172.81kb.
Программа по предмету «Химия» 10 11 класс 2013 2014 учебный год. Составитель
580.37kb.
"Древние корни народного искусства"
68.95kb.
Урок формирования новых знаний
335.59kb.
Программа по курсу «Общая и неорганическая химия» специальность: биология/химия
158.1kb.