Главная стр 1
скачать
МОУ Таловская СОШ

детский сад


Выступление на заседании педагогического совета



«Методическая поддержка родителям по воспитанию детей в семье».

Подготовила: воспитатель

Кладова Н.П.

2011 год
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь.

Путь из детства в отрочество ребенок проходит с родителями, воспитателями и учителями начальной школы. Период отрочества закрепляет достижения детства и использует их.

В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым.

На определенном отрезке «дороги дошкольного детства» ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним его родители. Крепко держа их за руки, он доверчиво протягивает свою маленькую ладошку воспитателю.

С этого момента родители и воспитатели должны объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, что в свою очередь будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.

Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:



  • преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

  • относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что - то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личному росту, развитию;

  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе – неумеха);

  • проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

  • понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести.

Все это возможно в условиях полного взаимного доверия и многолетней работы, которая проводится на научной основе со всеми участниками этого процесса – вначале родителями и воспитателями детского сада, затем с родителями и учителями начальных классов.

Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольном учреждении, какой бы высокой ни была квалификация работников ДОУ, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Поэтому основной составной частью работы нашего дошкольного учреждения является пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо нам и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: некоторые молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, другие затрудняются в психологическом подходе к детям или не уделяют должного внимания трудовому воспитанию.

Цель работы педагогов нашего детского сада – раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в ДОУ и семье, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Главными задачами воспитателя на этом этапе работы являются:

- показать актуальность проблемы;

- изучить дифференцированный подход к работе с родителями;

- определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников;

- выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями;

- проследить организацию взаимодействия семьи и ДОУ.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания.

Важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов и психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

В нашем дошкольном учреждении педагоги используют всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей:

*наглядная пропаганда (наличие групповых стендов, уголков для родителей «Советы мудрой совы», «Если хочешь быть здоров» и др.),

* родительские собрания,

* работа с родительским комитетом,

* беседы и консультации («Одежда детей дома», «Подготовка детей к школе» и т.д.),

* анкетирование,

* день открытых дверей,

* проведение совместных праздников, развлечений, утренников,

* организация выставок, конкурсов (по противопожарной безопасности «Спички детям не игрушка», по ПДД «Безопасный мир детства»),

* использование папки – передвижки.

Кроме того необходимо научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи.

Несмотря на разнице в методах педагогической организации детского сада, в том числе и в работе с родителями по воспитанию детей в семье, вся их деятельность объединяется единой целью – воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Неблагоприятный психологический климат в семье появляется в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива дошкольного учреждения направлены на: улучшение семейного микроклимата; формирование положительных взаимоотношений в семье; повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку его к школе. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия, методической поддержки по воспитанию детей в семье и детском саду. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

При организации работы с родителями необходим дифференцированный подход – это необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таковыми являются:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей мы в нашем детском саду используем следующие методы:

1. Анкетирование родителей.

2. Анкетирование воспитателей.

3. Тестирование родителей.

4. Индивидуальные беседы с родителями.

5. Индивидуальные беседы с детьми.

6. Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».

7. наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».

8. Наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей.

9. Моделирование игровых поблеем и проблемных ситуаций.

10. Взаимопомощь при подготовке детей к школе и т. д.


В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремиться все делать красиво. Родители должны приучать детей с раннего детства ежедневно делать утреннюю зарядку, вовлекать их в различные подвижные игры, спортивные занятия и т.д.

Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие. Это обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения –все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношением между людьми. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь большую роль играет организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. Ребятишки стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

Немаловажную роль для всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи играет эстетическое воспитание. Оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. Родители должны дома также использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение музеев, выставок, экскурсий по родным местам. Задача семьи – воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт.



Всем известно, что в мире нет двух одинаковых детей. У каждого ребенка есть свои особенности, свои условия жизни, свой маленький, но жизненный путь, наложивший печать на его развитие, свои сильные и слабые стороны. Поэтому и не могут быть созданы универсальные советы и рекомендации по воспитанию ребенка для родителей и педагогов на все случаи жизни.

Доверие - вот главная линия поведения педагогов и родителей. Очень важно, чтобы и дети им тоже доверяли.
скачать


Смотрите также:
Использование компьютерного тестирования для контроля знаний
59.14kb.
Выступление на заседании педагогического совета
99.44kb.
На заседании Управляющего совета На заседании педагогического совета
1354.35kb.
Положение о введении школьной формы обучающихся мбоу сош №53 г. Брянска
35.43kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №12 зато шиханы Саратовской области»
4137.55kb.
На заседании педагогического совета
70.95kb.
На заседании педагогического совета
73.96kb.
Принята на заседании педагогического совета
1054.38kb.
Принята на заседании Педагогического совета
3073.66kb.
Принят на заседании педагогического Совета
1106.35kb.
Рассмотрено: На заседании педагогического совета
79.42kb.
На заседании педагогического совета Приказ №35/1 от 09. 2011г
602.64kb.