Главная стр 1стр 2 ... стр 7стр 8
скачать
серия «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Н. Дружинин
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ



Рекомендовано

Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология"

Москва: ИНФРА-М, 1997.

Учебное пособие содержит материалы стандартного курса "Экспе­риментальная психология" для психологических факультетов универ­ситетов. В нем изложены методологические основания психологичес­кого исследования, дана классификация и характеристика эмпиричес­ких методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психо­логического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспе­риментальных планов. Одна из глав посвящена социально-психологи­ческим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.

Книга предназначена для студентов и преподавателей психологи­ческих факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования.



СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие...............................................................................................5

Глава 1 Научное исследование, его принципы и структура.....................................9

1.1.0 методологии науки.....................................................................9

1.2. Исследование...............................................................................13

1.3. Теория и ее структура...................................................................18

1.4. Научная проблема........................................................................21

1.5. Гипотеза........................................................................................22

1.6. Основные общенаучные исследовательские методы...............26

Глава 2 Эмпирические методы в психологии.........................................................33

2.1. Психологическая наука как выбор.............................................33

2.2. Вновь о методологии....................................................................37

2.3. Классификация методов психологического

исследования..................................................................................39

2.4. Неэкспериментальные психологические методы....................45



Глава 3 Психология психологического эксперимента...........................................55

3.1. Экспериментальное общение.....................................................55

3.2. Экспериментатор: его личность и деятельность.......................63

3.3. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.......................69

3.4. Личность испытуемого и ситуация эксперимента....................72

Глава 4 Процедура и основные характеристики психологического

эксперимента.............................................................................................85

4.1. Организация и проведение экспериментального

исследования..................................................................................85

4.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент..................99

4.3. Реальный эксперимент и "эксперимент полного

соответствия"...............................................................................102

4.4. Экспериментальная выборка.................................................^.106

4.5. Экспериментальные переменные и способы

их контроля..................................................................................! 13



Глава 5 Экспериментальные и неэкспериментальные планы.............................. 132

5.1. Экспериментальные планы.......................................................132

5.2.Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные

планы............................................................................................156

5.3. Корреляционные исследования...............................................165

5.4 Некоторые перспективы развития планирования

исследований............................................................................... 176

Глава 6 Психологическое измерение.............................................................. .....179

6.1. Элементы теории психологических измерений...................... 179

6.2. Виды психологических измерений.......................................... 190

6.3. Тестирование и теория измерений...........................................192

6.4. Классическая эмпирико-статистическая теория теста..........203

6.5. Стохастическая теория тестов (IRT)........................................206



Глава 7 Интерпретация и представление результатов........................................221

7.1. Результаты исследования, их интерпретация

и обобщение.................................................................................221

7.2. Форма представления результатов исследования...................227

7.3. Требования к оформлению научной статьи.............................234

Заключение..............................................................................................240

Список литературы..................................................................................241

Приложение

1. Этические принципы проведения исследований

на человеке (АРА, 1973)..............................................................248

2. Образец анкеты после проведенного эксперимента..................250

3. Правила подготовки рукописи для публикации

в "Психологическом журнале"..................................................251



ПРЕДИСЛОВИЕ

До начала 80-х годов психологическая наука в нашей стране на­поминала, образно говоря, форму перевернутой пирамиды, стоящей на своей вершине. Большинство отечественных психологов занима­лись исследовательской и преподавательской работой, меньшая часть — прикладными разработками, считанное количество оказывало консультативную психотерапевтическую и психодиагностическую помощьлюдям.

Социальные процессы в России привели к тому, что психологи стали зарабатывать на жизнь преподаванием, написанием популяр­ных книг и практикой. Интерес к гуманитарной психологии, прак­тической психологии и к тому, что в США называют self-help, воз­рос необычайно. Интерес же к фундаментальным исследованиям, а тем более — к их методам у студентов психологических факультетов снизился.

Кроме того, культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте.

Главным пособием для студентов-психологов, изучающих техни­ку проведения психологического эксперимента, считается учебник Р.Готтсданкера "Основы психологического эксперимента" (1982), удачно переведенный профессорами МГУ И.А.Измайловым и В.В.Петуховым. Книга Готтсданкера при всей популярности изло­жения и доступности все же, на мой взгляд, не охватывает многооб­разия проблем, возникающих при планировании и проведении со­временного психологического эмпирического исследования.

Монография Д.Кэмпбелла "Модели экспериментов в социаль­ной психологии и прикладных исследованиях", вышедшая в 1980 г. в издательстве "Прогресс" под общей редакцией М.И.Бобневой, рассчитана на более компетентного читателя и вряд ли может рас­сматриваться как учебник (при всех достоинствах работы).

Термин "экспериментальная психология" имеет, по крайней мере, четыре значения.

Под экспериментальной психологией понимают вслед за В. Вунд-том, С.Стивенсом и др. всю научную психологию как систему зна­ний, полученных на основе экспериментального изучения поведе­ния человека и животных. Научная психология приравнивается к

5

экспериментальной и противопоставляется философской, интро­спективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии. Многотомник "Экспериментальная психология" под редакцией П.Фресса и Ж.Пиаже отражает эту точку зрения. Эксперименталь­ную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Ти­пичным учебником, который предлагает студентам такое понима­ние экспериментальной психологии, является "Экспериментальная психология человека" М.В.Мэтлин (М. W.Matlin. "Human Experimen­tal Psychology". Monterey, California, 1979).



Термин "экспериментальная психология" психологи часто ис­пользуют, расширяя его значение, для характеристики научной дис­циплины, занимающейся проблемой методов психологического ис­следования в целом. Наконец, под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирую­щуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных. Классическим учебником такого рода стала "Экспериментальная психология" Ф.Дж.МакГигана {F.G.McGuigan. "Experimental Psychology. Methods of research". N.J., 1993). Подобные учебники похожи на учебники по математической статистике для гуманитариев.

С 70-х годов учебный курс "Экспериментальная психология" читается в российских вузах. В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" за 1995 год ему отводится 200 часов. Студенты, прослушав этот курс, должны полу­чить представление о "теоретическом и эмпирическом знании в пси­хологии; специфике психологического эксперимента; эксперимен­тальной психологии деятельности; естественных и искусственных видахдеятельности; экспериментальной психологии сознания лич­ности".

Традицию преподавания экспериментальной психологии в рос­сийских университетах ввел профессор Г.И.Челпанов. Еще в 1909/10 учебном году он читал этот курс на семинарии по психологии в Мос­ковском университете, а позже — при Московском психологичес­ком институте (ныне — Психологический институт РАО).

Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учеб­ную дисциплину по методике психологического исследования, а точ­нее — по методике эксперимента в психологии: "Тот курс, который я хочу вам предложить, должен иметь значение методики экспери­ментальной психологии и предназначаться для тех, кто предполага­ет самостоятельно заняться исследованием психических явлений. На­звание "Введение в методику экспериментальной психологии" было

6

бы самым правильным обозначением данного курса". Представле­ние о содержании курса, читавшегося Челпановым, дает учебник "Введение в экспериментальную психологию" (1915).



Семинарий Челпанова включал в себя и психологический прак­тикум.

"В семинарий принимаются только те студенты, которые имеют в виду избрать своей специальностью научную разработку психоло­гии. Поэтому студент, предполагающий поступить в семинарий, должен подвергнуться некоторому испытанию в его действительном интересе к научным занятиям по психологии.

На первом году пребывания в университете студент только слу­шает курсы психологии и других философских дисциплин. В конце года он сдает collegium по этим предметам и, в случае удовлетвори­тельной сдачи, он принимается в члены просеминария по экспери­ментальной психологии. На втором году проходит практически экс­периментальную психологию в объеме предлагаемого руководства и в то же время продолжает слушать теоретические курсы по психоло­гии и другим философским дисциплинам. На третьем году он при­нимается в члены психологического семинария, участвует в семи­нариях по общей и экспериментальной психологии и, кроме того, непременно участвует в качестве испытуемого в самостоятельных исследованиях, которые ведут старшие члены семинария. Такое учас­тие является прекрасной школой для развития самонаблюдения и для ознакомления с тем, как ведутся самостоятельные занятия. И только на четвертом году пребывания ему предоставляется тема для самостоятельной работы.

Я считаю чрезвычайно полезным для практиканта после того, как он переработает практикум, взять какое-либо известное исследова­ние и повторить его во всех деталях. Это является очень хорошим средством для ознакомления с деталями психологической методики.

В просеминарий я принимаю обыкновенно 18 человек, не боль­ше. Мне кажется, что это число может в самых больших универси­тетах удовлетворить тех, кто предполагает сделаться специалистом по психологии. Участники разбиваются на шесть групп. В каждой группе практикант попеременно должен быть экспериментатором, испытуемым и протоколистом. Наблюдения и измерения, произве­денные практикантом, должны быть им тщательно запротоколиро­ваны и в недельный срок представлены руководителю занятий. В случае неудовлетворительного исполнения работы практикант дол­жен повторить ее еще раз" (Г.И. Челпанов, 1915).

В современных научных программах психологический практи­кум отделен от курсов общей и экспериментальной психологии. Со--

7

Правды о цветах нет, есть науки ботаника

Виктор Шкловский

ГЛАВА 1

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА

Содержание. Наука как особый способ деятельности человечес­кого общества. Основные направления методологии научного ис-следованиялОтапы научного исследования. Принципы научного ис­следования. Типы научного исследования. Структура научной тео-рии^Постановка проблемы и выдвижение гипотезы^виды гипотез. Классификация исследовательских методов.

Основные понятия. Наука, эмпирическое знание, теоретическое знание, верификация, фальсификация, метод, исследование, факт, предмет, объект, теория, моделирование, измерение, идиографичес-кий подход, номотетический подход.

1.1.0 методологии науки

Сегодня психологи могут оставить попытки убеждать специалис­тов из других областей знания, что существует такая наука, как пси­хология. Хотя после чтения некоторых психологических книг или статей у естественников или математиков могут возникнуть обосно­ванные сомнения на этот счет. Если психология — наука, на психо­логический метод распространяются все требования к научному ме­тоду.



Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом ко­торой является новое знание о действительности, отвечающее кри­терию истинности. Практичность, полезность, эффективность на­учного знания считаются производными от его истинности. Ученый а точнее — научный работник — это профессионал, который руко­водствуется в своей деятельности принципом "истинность — лож­ность".

Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности зна­ний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реаль­ности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые вы-

ражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависи­мости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается откры­тие законов — теоретическое объяснение действительности.

Однако теориями не исчерпывается научное знание. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале "эмпи­рическое—теоретическое знание": единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Наука как система знаний (результат деятельности) характеризу­ется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука какдея-тельность прежде всего характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод научного исследо­вания рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы чело­веческой деятельности, но и применять научный метод как единст­венно допустимый. Совокупность приемов и операций практичес­кого и теоретического освоения действительности — такое опреде­ление понятия "метод" можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций долж­на быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.

Что такое норма исследования? На этот вопрос можно ответить, обратившись к понятию " нормальная наука", которое было предло­жено Т.Куном. Он выделяет два разных состояния науки, револю­ционную фазу и фазу "нормальной науки": «"Нормальная наука" означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколь­ко прошлых научных достижений... В наши дни такие достижения излагаются, хотя и редко, в их первоначальной форме, учебниками — элементарного или повышенного типа». С понятием "нормаль­ная наука" связано понятие "парадигма". Парадигма— это обще­признанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.

Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии станов­ление парадигмы определено работами В.Вундта и его научной шко­лы. Взяв за образец естественно-научный эксперимент, психологи конца XIX — начала XX в. перенесли основные требования к экспе­риментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы претензии ни выдвигались критиками лабораторного эксперимен-

10

та, на принципы организации естественно-научного исследования ориентируются психологи, если они стремятся быть научными ра­ботниками. На основе этих принципов проводятся диссертацион­ные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.



Огромный вклад в развитие современной научной методологии середины и конца XX в. внесли К.Поппер, И.Лакатос, П.Файера-бенд, П.Холтон и ряд других выдающихся философов и ученых. Они основывались на анализе развития нужного знания и реальной дея­тельности исследователей. Особое внимание на их взгляды оказала революция в естествознании, затронувшая математику, физику, хи­мию, биологию, психологию и другие фундаментальные науки. Из­менился сам подход к науке и жизни в науке. В XIX в. ученый, обна­ружив факт, закономерность, создав теорию, мог в течение жизни отстаивать ее от критических нападок и наполнять ею умы студен­тов с кафедры — наука не очень-то отличалась от философии, — на­деясь на истинность и неопровержимость своих взглядов.'Отсюда—­принцип верифицируемости, фактической подтверждаемое™ тео-рии, выдвинутый О.Контом..В XX в. на протяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Уче­ный в течение активной научной жизни мог для объяснения экспе­риментальных данных, полученных коллегами, выдвигать последо­вательно ряд теорий, отвергающих друг друга! Он перестал отожде­ствлять себя со своей идеей, "паранойяльная" установка оказалась неэффективной и была отвергнута.'Теория уже не считалась сверх­ценностью и превратилась во временный инструмент, который^как резец или фрезу можно затачивать, но;'в конце концов он подлежит замене.

Итак, любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена. Отсюда — критерий научности знания: научным призна­ется такое знание, которое может быть отвергнуто (признано лож­ным) в процессе эмпирической проверки а Знание, для опроверже­ния которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

В логике следствие истинного утверждения может быть только истинным, а среди следствий ложного утверждения встречаются как истинные, так и ложные.Жаждая теория — всего лишь предположе­ние и может быть опровергнута экспериментом. Поппер сформули­ровал правило: "Мы не знаем — мы можем только предполагать".

С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззрение Поппер и его последователи) эксперимент — это ме­тод опровержения правдоподобных гипотез. Излогики критическо-

11

t-o рационализма исходят современная теория статистической про­верки гипотез и планирование эксперимента.



Принцип потенциальной опровержимости научной теории По-ппер назвал принципом фальсифицируемое™.

Нормативный процесс научного исследования строится следую­щим образом:

1. Выдвижение гипотезы-(гипотез).

2. Планирование исследования.

3. Проведение исследования.

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

6. В случае отвержения старой — формулирование новой гипоте­зы (гипотез).*

О чем говорит эта схема? В первую очередь о том, что в структуре научного исследования содержание научного знания является вели­чиной переменной, а метод представляет собой константу.

Ученых сплачивает в научное сообщество не следование какой-то идее, верованию, теории, а приверженность единому методу по­лучения нового знания.

Но»метод, вытекающий из модели науки, предложенной Поппе-ром, как раз нового знания дать не может; он лишь способен опро­вергнуть старое знание или оставить его открытым для дальнейшей критики, что напоминает отсрочку приговора.

Новое знание рождается в форме научного предположения — ги­потезы, через призму которой ведется интерпретация данных. А вы­движение гипотезы, построение модели реальности и теории — это процессы интуитивные и творческие. Они — за пределами рас­смотрения теории научного эксперимента.

Эксперимент с этих позиций является лишь методом отбора, кон­троля, "выбраковки" недостоверных предположений. Новое знание добывается иными путями: эмпирическое — наблюдением, а теоре­тическое — путем рациональной обработки интуитивных догадок.

Помимо метода есть еще одна постоянная часть в конструкции научного исследования, а именно — проблема, "рамка", в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация, и метод.

Поппер неоднократно отмечал, что в ходе развития науки изме­няются гипотезы и теории. С изменением парадигмы пересматри­вается метод, но старые проблемы остаются, рождаются новые, уг­лубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования, i

Многие ученые склонны классифицировать не "науки" (ибо мало кто знает, что это такое), а проблемы.

Критический рационализм ничего не говорит о том, откуда бе-

12

рется новое знание, но показывает, как умирает старое. В чем-то он схож с синтетической теорией эволюции, которая до сих пор не мо­жет объяснить возникновение новых видов, но хорошо прогнозиру­ет процесс их стабилизации и исчезновения.



( Как человек, идея рождается необязательно и случайно, но уми­рает неизбежно и закономерно.

Итак, парадигма современного естествознания стала основой пси­хологического метода.'.



^Л.1. Исследование

Отлюбой другой сферы человеческой деятельности наука отли­чается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в кото­рых научная работа протекает. Если цель науки — постижение исти­ны, то его способ — научное исследование.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружа­ющего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели иссле­дования, средств исследования (методологию, подходы, методы, ме­тодики), ориентацию исследования на воспроизводимость резуль­тата.

Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя раз­граничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осу­ществляется не изолированно, а в рамках целостной научной про­граммы или в целях развития научного направления. Изучение осо­бенностей нарциссической личности Э.Фромм проводил в рамках научной программы исследования причин "злокачествен ной агрес­сии". Программа К.Левина стала основой постановки исследований уровня притязаний, мотивации достижений, квазипотребностей, групповой динамики и пр. Предложенная Б.Ф.Ломовым программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы по­родила исследования динамики и эффективности совместного ре­шения сенсорных задач, запоминания материала, сравнения процес­сов индивидуального и группового мышления и т.д.

Исследования по своему характеру можно разделить'на фунда­ментальные и прикладные,монодисциплинарные и междисципли­нарные, аналитические и комплексные и т.д. Фундаментальное ис-следование направлено на познание реальности без учета практи­ческого эффекта от применения знаний. Прикладное исследование

13

проводится в целях получения знания, которое должно быть исполь­зовано для решения конкретной практической задачи. Монодисцип-линярныеисследоеання проводятся в рамках отдельной науки (в дан­ном случае — психологии). Как и междисциплинарные, эти иссле­дования требуют участия специалистов различных областей и про­водятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу отно­сятся исследования: генетические; в области инженерной психофи­зиологии; на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексныеис-следования проводятся с помощью системы методов и методик, по­средством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой ре­альности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направ­лено на выявление одного наиболее существенного, по мнению ис­следователя, аспекта реальности.



Любое исследование включает в себя ряд необходимых,этапов_ На каждом этапе решается определенная задача. Исследование на­чинается с постановки задачи, что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой пробле­ме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному резуль­тату. Если исследователь сомневается в результатах, полученных до него, он решает воспроизвести исследование по методике, предло­женной предшественниками. На следующем этапе исследователь анализирует методы и методики, которые применялись ранее для решения этой или аналогичных задач^ Наиболее творческий момент — в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направле­ние. Создание Б.Скиннером "проблемного ящика" послужило ос­новой для проведения серии исследований по оперантному науче­нию животных. Изобретение Г.Эббингаузом "бессмысленных сло­гов" способствовало открытию ряда интересных закономерностей работы долговременной памяти. Предложенный Ф.Гальтоном ме­тод сравнения психических особенностей близнецов положил нача­ло современным психогенетическим исследованиям.

Следующим очень важным этапом является формулировки пред­положении гипотез. Для их проверки строится план научного ис­следования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент либо за которыми будет осуществляться наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и вре­мя исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

14

Проведение исследований по намеченному плану— следующий этап. Всегда в ходе реального эксперимента возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации резуль­татов и повторном проведении опыта.



После фиксации результатов эксперимента проводится первич­ный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Фор­мулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной тео­рии делаются новые выводы и предсказания. 6 Исследования по цели их проведения можно разделить на не­скол ько_гипов_К первому относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавтологично. под этим подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подоб­ным методом. Иногда аналогичные исследования называют иссле­дованиями "методом тыка": "Попробуем так, может, что-то и полу­чится". Научные работы такого рода направлены на получение прин­ципиально новых результатов в малоисследованной области.

Второй-тип — критические исследования. Они проводятся в це­лях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования прово­дятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпи­рический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обыч­но, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распростра­няется найденное ранее теоретическое знание.

И наконец, последний тип —воспроизводящее исследование. Цель его проведения — точное повторение эксперимента предшествен­ников для определения достоверности, надежности и объективнос­ти полученных результатов. Результаты любого исследования долж­ны воспроизводиться другим исследователем^ Поэтому после откры­тия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, которые при­званы про верить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основание всей науки, поскольку любой экспери­мент должен быть воспроизводим не только автором, но и другим

15

исследователем, обладающим соответствующей компетентностью. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента долж­ны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе ис­следования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.



Теория естественно-научного исследования опирается наряд оче­видных предположений. Во-первых, мы считаем, что время непре­рывно, направлено от прошлого в будущее. События необратимы. Причина не может быть раньше следствия. Во-вторых, мы полага­ем, что пространство, в котором происходят события, изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области. Наконец, мы предполагаем, что события в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.

Получаемый исследователем научный результат в идеале не дол­жен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инва­риантны относительно времени. И завтра, и послезавтра, и через эн­ное количество лет время простой сенсомоторной реакции человека на световой сигнал должно варьировать в экспериментально уста­новленных на сегодняшний день пределах. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива и для психического процесса, например мыслительного, который проис­ходит у человека, живущего в Лондоне, и для жителя Москвы (с по­правкой на особенности самого исследуемого объекта). В любом слу­чае последовательность этапов решения задачи, а именно — поста­новка задачи, анализ условий, инкубация, выдвижение гипотез, функциональное решение, конкретное решение, проверка решения и доказательство, — одна и та же. Российский психолог, изучающий последовательность этапов решения задачи, должен получить те же данные, что и британский.

Наконец, научное знание интерсубъективно, т.е. научный резуль­тат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, на­мерений, интуиции и т.д. Научное знание не объективно в том смысле, что может существовать без его носителей, людей, облада­ющих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но имеет объективный источник — внешний по отношению к субъекту познания мир.

Итак, научный результат должен быть инвариантным относитель­но пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследо­вания (объективным). До недавнего времени предполагалось, что на­учный результат не должен зависеть и от метода, т.е. от действий, которые производит исследователь с изучаемым объектом. Однако

16

"квантово-механическая революция в научном мышлении, проис­шедшая в начале XX в., породила иной подход.



Известный методолог П.Бунге ввел различие между науками, где результат исследования не зависит от метода, и теми науками, где результат и операция с объектом образуют инвариант: факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. К последнему типу принадлежит и психология. Поэтому чрезвычайно важно в научной публикации давать описание метода, с помощью которого получе­ны данные.

Требования, которые я привел выше, относятся кидеальному ис­следованию и его идеальному результату. В реальности же разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо: он — другой в каждый следующий момент времени. Пространство не изо­тропно. Нет двух идентичных объектов, которые можно было бы включить в класс эквивалентности. Все люди уникальны, каждый со своей, непохожей ни на чью другую судьбой. Даже однояйцовые близнецы рождаются в разные моменты времени. Тем более уни­кальны исследователи. Поэтому-то невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, на отношения с ис­пытуемыми, точность регистрации и на особенности интерпретации данных.



Реальное исследование не может (да и не должно) полностью со­ответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя до­биться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе науч­ных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать ре­зультат, максимально приближенный к идеальному. Мы всегда вы­нуждены говорить об измерениях, относящихся к разным моментам времени, как проводимых одновременно. Уникальные объекты мы рассматриваем как эквивалентные друг другу, абстрагируясь от их особенностей. Ситуации, условия проведения разных серий иссле­дования мы полагаем идентичными. Себя же считаем идеальными экспериментаторами, компетентными, бесстрастными, движимыми только поиском научной истины, а нежеланием заработать деньги или угодить научному руководителю.

Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используются особые методы планирования экспери­мента и обработки полученных данных. Термин "реальное исследо­вание" может навести на мысль о том, что эта процедура полностью охватывает природный процесс, однако на самом деле такое пред-

17

ставление — иллюзия. В ходе любого "реального исследования" уче­ный искусственно вычленяет, принимает во внимание часть реаль­ности, абстрагируясь от других существенных ее сторон. Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы "контролируется" экспериментатором. Кроме того, условия, в ко­торых проводятся исследование или наблюдение, эксперименталь­ное воздействие, отбор испытуемых, являются факторами, влияющи­ми на результат — на поведение испытуемых и фиксацию его пара­метров. Поэтому следует различать явления и процессы, происхо­дящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или вос­производим входе исследования. Обобщим сказанное выше простей­шей схемой:



Соответствие реального исследования идеальному будем назы­вать внутренней валидностью.

Соответствие реального исследования изучаемой объективной ре­альности назовем внешней вялидностью.

И наконец, отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую, или прогностическую, валидность, поскольку план "идеального исследования" строится исходя из теоретической идеализации реальности -- гипотез иссле­дования. (Содержание этих понятий будет полнее раскрыто при рас­смотрении специфики психологического эксперимента.)



1.3. Теория и ее структура

Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой систе мой знаний о части реальности (предмете теории). Элементы тео­рии логически зависят друг от друга. Ее содержание выводится по определенным правилам из некоторого исходного множества суж­дений и понятий — базиса теории.

Существует множество форм неэмпирического (теоретического) знания: законы, классификации и типологии, модели, схемы, гипо-18

тезы и т.п. Теория выступает в качестве высшей формы научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные ком­поненты: 1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); 2) базис — множество первичных условных допу­щений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеали­зированный объект теории; 3) логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории; 4) мно­жество выведенных в теории утверждений, которые составляют ос­новное теоретическое знание.

Компоненты -юоретического знания имеют разное происхожде­ние. Эмпирические основания теории получаются в результате ин­терпретации данных эксперимента и наблюдения. Правилалогичес-кого вывода неопределимы в рамках данной теории — они являются производными метатеории. Постулаты и предположения — следст­вие рациональной переработки продуктов интуиции, несводимые к эмпирическим основаниям. Скорее, постулаты служат для объясне­ния эмпирических оснований теории.

Идеализированный объект теории представляет собой знаково-сим-волическую модель части реальности. Законы, формируемые в теории, на самом деле описывают не реальность, а идеализирован­ный объект.

По способу построения различаются аксиоматические и гипоте-тико-дедуктивные теории. Первые строятся на системе аксиом, не­обходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории; вторые — на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную ос­нову.'Различают теории: качественные, построенные без привлече­ния математического аппарата; формализованные; формальные. К качественным теориям в психологии можно отнести концепцию мо­тивации А.Маслоу, теорию когнитивного диссонанса П.Фестинже-ра, экологическую концепцию восприятия Д.Гибсона и пр. Форма­лизованные теории, использующие в своей структуре математичес­кий аппарат, —это теория когнитивного баланса Д.Хоманса, теория интеллекта Ж.Пиаже, теория мотивации К.Левина, теория личност­ных конструктов Д.Келл и. Формальной теорией (в психологии их немного) является, например, стохастическая теория теста Д.Раша (IRT — теория выбора пункта), широко применяемая при шкалиро­вании результатов психолого-педагогического тестирования. "Мо­дель субъекта со свободной волей" В.А.Лефевра (с определенными оговорками) может быть отнесена к сильно формализованным тео­риям.

Различают эмпирическое основание и предсказательную мощ­ность теории. Теория создается не только для того, чтобы описать

19

реальность, которая послужила основой для ее построения: ценность теории заключается в том, какие явлен ия реальности она может пред-сказать, в какой мере этот прогноз будет точным. Наиболее слабы­ми считаются теории ad hoc — для данного случая, позволяющие понять лишь те явления и закономерности, для объяснения которых они были разработаны.



Последователи критического рационализма полагают, что экспе­риментальные результаты, противоречащие прогнозам теории, долж­ны побуждать ученых к отказу от нее. Однако на практике эмпири­ческие данные, не соответствующие теоретическим предсказаниям, могут побудить теоретиков к совершенствованию теории — созда­нию "пристроек" к ее основному зданию. Кроме того, может быть несовершенной методика проведения эксперимента или интерпре­тация его результатов. Зачастую исследователи не отказываются от старой теории, мирясь с опровергающими ее фактами или с тем, что она не может объяснить новые данные. Это происходит не потому, что ученые безразличны к истине. Пока не появилась альтернатива — новая теория, — нет смысла отвергать старую.

Теории, как судну, необходима "живучесть", поэтому на каждый контрпример, на каждое экспериментальное опровержение она должна отвечать изменением своей структуры, приводя ее в соот­ветствие с фактами.

Как правило, в определенное время существует не одна, а две или более теорий, с практически одинаковой успешностью объясняю­щих экспериментальные результаты (в пределах погрешности опы­та). Например, в психофизике существуют на равных теория порога и теория сенсорной непрерывности. В психологии личности конку­рируют и имеют эмпирические подтверждения несколько фактор­ных моделей личности (модель Г.Айзенка, модель Р.Кеттела, мо­дель "Большая пятерка" и др.). В психологии памяти аналогичный статус имеют модель единой памяти и концепция, основанная на вычленении сенсорной, кратковременной и долговременной памя­ти, и т.д.

Известный методолог Файерабенд выдвигает "принцип упорст­ва": не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно про­тиворечащие ей факты. Второй его принцип — методологического анархизма: "Наука представляет собой по сути анархистское пред­приятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок... Это доказы­вается и анализом конкретных исторических событий, и абстракт­ным анализом отношения между идеей и действием. Единственным, не препятствующим прогрессу, является принцип "допустимо все"

20

(anything goes)... Например, мы можем использовать гипотезы, про­тиворечащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Можно развивать науку, действуя конструктивно" (77. Файерабенд, 1986).



1.4. Научная проблема

Постановка проблемы — начало любого исследования. И самые наивные, "детские" вопросы ("Почему небо голубое?" или "Кто сильнее: кит или слон?") являются прототипами проблемы. Не нуж­дается в исследовании лишь подтверждение очевидности. Однако очевидность субъективна. Можно считать очевидным, что все пред­меты, брошенные вами, упадут вниз. Но движение тел в невесомос­ти, наблюдаемой в космическом корабле, опровергает эту "истину" ввиду отсутствия там верха и низа в обычном понимании. Красный цвет легко отличить от зеленого, а синий — от желтого, но люди с дефектами цветового зрения не различают оппонентные цвета. Счи­тается, что, чем больше у человека стремление достичь цели, тем он лучше будет работать. Но если его мотивация превысит некоторый оптимум (закон Йеркса — Додсона), то в деятельности возрастет ко­личество ошибок, научение будет протекать медленнее и т.д.

- В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. И лишь изменчивость мира и духовная активность людей порождают проблемы.

В отличие от житейской, научная проблема формулируется в тер­минах определенной научной отраслилОна должна бытьоперацио-нализированной. "Почему солнце светит?" — вопрос, но не пробле­ма, поскольку не указывает область средств и метод своего решения. "Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве лю­дей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?" — это проблема, которая сформу­лирована в терминах психологии развития и может быть решена оп­ределенными методами.



Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы — об­наружение "дефицита", нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить "белое пятно" в знаниях о мире — одно из главных проявлений таланта исследовате­ля. Итак, можно выделить следующие этапы порождения пробле­мы:

21

— выявление нехватки в научном знании о реальности;



—описание проблемы на уровне обыденного языка;

—формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, при­чины агрессивности поведения людей можно искать не в психоло­гических факторах, а биогенетических и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Можно окунуться в астрологи­ческое знание и попытаться сформулировать проблему в иных тер­минах — влияния планет на характер и поведение человека.

Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипоте­зу исследования.

Проблема — это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и фи­лософскую трактовку понятия "проблема". «"Проблема" — объек­тивно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практичес­кий или теоретический интерес» (Философский энциклопедический словарь,1989).

Проблемы подразделяются на реальные проблемы и "псевдопроб­лемы", которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем (превращение ртути в золото, создание "веч­ного двигателя" и пр.). Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения.



1.5.Гипотеза

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипо­тезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспе­риментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в каче­стве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для уст­ранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и явля­ются инструментом совершенствования теоретического знания. О таких гипотезах и ведет речь Файерабенд. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемое™ (быть опровергаемой

22

в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в экс­перименте). Напомню, что принцип фальсифицируемое™ абсолю­тен, так как опровержение теории всегда окончательно.Принцип ве­рифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность оп­ровержения гипотезы в следующем исследовании.



Нас интересует второй тип гипотез — предположения, выдвигае­мые для решения проблемы методом экспериментального исследо­вания. Такие предположения называются экспериментальными ги­потезами, которые не обязательно должны основываться на теории. Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению. Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. Второй тип — научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже су­ществующих теориях, а сформулированные по принципу Файера-бенда: "все подходит". Их оправдание — в интуиции исследователя:

"А почему бы не так?". Третий тип —эмпирические гипотезы, кото­рые выдвигаются безотносительно к какой-либо теории, модели, а формулируются для данного случая. Классическим вариантом та­кой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: "Щелкни коро­ву поносу, она махнет хвостом". После экспериментальной провер­ки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного слу­чая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора).

Вместе с тем основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной эксперимен­тальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их не­посредственной проверке. По содержанию гипотезы можно разде­лить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями;

В) причинной связи между явлениями.

Проверк-а гипотез типа А — попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?". Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли фено­мен "сдвига к риску" при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной па­мяти? Все это гипотезы о фактах. Гипотезы типа Б—о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипо­теза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же

23

гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты бо­лее осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследова­нием. Их результатом является установление линейной или нели­нейной связи между процессами или обнаружение отсутствия тако­вой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В -/- о причинно-следственных связях. В экспе­риментальную гипотезу включаются независимая переменная, за­висимая переменная, отношение между ними и уровни дополни­тельных переменных.



Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

—контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

—третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспе­риментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой пере­менной на зависимую; проверяется только в лабораторном экспери­менте;

—точная экспериментальная гипотеза — предположение об от­ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения незави­симой переменной и "очищения" ее условий;

—экспериментальная гипотеза о максимальной (или минималь­ной) величине — предположение о том, при каком уровне независи­мой переменной зависимая принимает максимальное (или мини­мальное) значение. "Негативный" процесс, основанный на представ­лении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную — при достижении определен­ного (высокого) уровня независимой переменной, становится силь­нее "позитивного"; проверяется только в многоуровневом экспери­менте;

—экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональ­ных отношениях — точное предположение о характере постепенно­го (количественного) изменения зависимой переменной с постепен­ным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

—экспериментальная гипотеза с одним отношением — предпо­ложение об отношении между одной независимой и одной зависи­мой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный экспери­мент, но вторая независимая переменная является при этом кон­трольной:

24

—комбинированная экспериментальная гипотеза — предположе­ние об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной —с другой; проверяется только в фактор­ном эксперименте.



^ Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении не­известного параметра, сформулированное на языке математической статистикй7|Любая научная гипотеза требует перевода на язык ста­тистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничива­ют до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в проце­дуре статистической интерпретации данных. Эта процедура своди­ма к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги­потез используются лишь два понятия, Н, (гипотеза о различии) и Нц (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия зако­номерности, порядок в виде отклонения от случайности. Подтверж­дение первой свидетельствует о верности статистического утверж­дения h|, а второй — о принятии гипотезы Нц — об отсутствии раз­личий (Дж.Гласе, Дж.Стенли, 1976).

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом пси­хологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр характеризуется не­сколькими статистическими мерами: центральной тенденции, из­менчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации экс­перимента, а статистическая —для организации процедуры сравне­ния регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпи­рических исследований. Естественно, большое количество статис­тических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, оп­ровержения основной — экспериментальной гипотезы. Эксперимен­тальная гипотеза — первична, статистическая — вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, законо­мерности, законы^,

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследова-

25

теля. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — "генератора идей".



Подведем промежуточный итог. Теорию в эксперименте непо­средственно проверить нельзя. Теоретические высказывания явля­ются универсальными; из них выводятся частные следствия, кото­рые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулиро­ваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводи­мые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для после­дующей проверки.



1.6. Основные общенаучные исследовательские методы

Все методы современной науки делятся на теоретические и эм­пирические. Деление это весьма условное. Выделяется в качестве самостоятельного метод моделирования, имеющий собственную спе­цифику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов от­личают интерпретационные методы, в частности методы представ­ления и обработки данных.

При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией — пред­ставлением в форме умственных образов, формул, пространствен­но-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т.д. Теоретическая работа совершается "в уме".

/"Эмпирическое исследование проводится для проверки правиль­ности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпири­ческого исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, ра­ботает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном "во внешнем плане действия": рисуют­ся схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. В теорети­ческом исследовании проводится "мысленный эксперимент", ког­да идеализированный объект исследования (точнее — умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные) и анализи-

26

руется его возможное поведение путем логических рассуждений.



Метод моделирования отличен как от теоретического метода, да­ющего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпиричес­кого. При моделировании исследователь пользуется методом анало­гий, умозаключением "от частного к частному", тогда как экспери­ментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного выво­да). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.

Для исследователя, применяющего моделирование, модель — ана­лог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объек­там относятся уникальные системы, недоступные эксперименталь­ному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная систе­ма, экосистема национального парка "Лосиный остров" и человек как объект, например, ряда медицинских и психофармакологичес­ких исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследо­вания. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важ­ных масштабных искажений). Вместо того, чтобы исследовать осо­бенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого "биологичес­кие модели": крыс, обезьян, кроликов и даже свиней.

Различают "физическое" и "знаково-символическое" моделиро­вание. "Физическая" модель исследуется экспериментально. "Зна-ково-символическая" модель, как правило, реализуется в виде бо­лее или менее сложной компьютерной программы, и исследование ее поведения —дело теоретиков. Проблема "внешней" валидности метода моделирования особенно остра, так как его успех зависит от меры сходства объекта исследования с его аналогом. fK общенаучным эмпирическим методам относятся: I) наблюде­ние, 2) эксперимент, 3) измерение. Рассмотрим особенности, воз­можности, которые они предоставляют исследователю, и недостатки.

Первый метод, с которым обычно начинают знакомить студен­тов, — наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблю­дения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении живот­ных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в

27

естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последовате­ли этого подхода считают его единственно возможным в науках, изу­чающих уникальные объекты, их поведение и историю.



Идиографический подход требует наблюдения и фиксации еди­ничных явлений и событий. Он широко применяется в историчес­ких дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. До­статочно вспомнить такие исследования, как работу А.Р.Лурии "Ма­ленькая книжка о большой памяти" или монографию З.Фрейда "Ле­онардо да Винчи".

Идиографическому подходу противостоитномотетический подход — исследование, выявляющее общие законы развития, существова­ния и взаимодействия объектов.

Наблюдение является методом, на основе которого можно реа­лизовать или номотетический, или идиографический подход к по­знанию реальности.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ­екта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описа­нием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с ис­пользованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Одна­ко с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встре­чающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания су­щественных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от "нормальных". Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосред­ственного восприятия.

Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и от­ветить на вопрос: "Что вызвало изменение в поведении?". Наблю­дение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволи­тельно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

—непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

—пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

—сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема

28

взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие иссле­дователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение.



Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, бо­лее "совершенные" методы эмпирического исследования: экспери­мент и измерение. Эксперимент и измерение позволяют объективи­ровать процесс, ибо они проводятся с использованием специальной аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в ко­личественной форме.

В отличие от наблюдения и измерения, эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных усло­виях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий.

Измерение проводится как в естественных, так и искусственно созданных условиях. Отличие измерения от эксперимента состоит в том, что исследователь стремится не воздействовать на объект, а ре­гистрирует его характеристики такими, какими они являются "объ­ективно", независимо от исследователя и методики измерения (пос­леднее для ряда наук невыполнимо).

В отличие от наблюдения, измерение проводится в ходе прибор-но-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного ин­струмента: естественное "поведение" объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется прибором. При измерении не­возможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов. Так измерение превращается в корреляционное исследование.

Измерение обычно определяют как некоторую операцию, с по­мощью которой вещам приписываются числа. С математической точки зрения это "приписывание" требует установления соответст­вия между свойствами чисел и свойствами вещей. С методической точки зрения измерение— это регистрация состояния объекта (объ­ектов) с помощью состояний другого объекта (прибора). При этом должна быть определена функция, связывающая состояния — объ­екта и прибора. Операция приписывания чисел объекту является вто­ричной: числовые значения на шкале прибора мы считаем не пока­зателями прибора, а количественными характеристиками состояния объекта. Специалисты по теории измерений всегда большее внима­ние уделяли второй процедуре — интерпретации показателей, а не первой — описанию взаимодействия прибора и объекта. В идеале операция интерпретации должна точно описывать процесс взаимо­действия объекта и прибора, а именно — влияние характеристик объ­екта на его показания.

29

Итак, измерение можно определить как эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаи­модействия объекта с измерительным прибором, изменения состо­яний которого зависят от изменения состояния объекта. Прибором может быть не только внешний по отношению к исследователю пред­мет. Например, линейка — прибор для измерения длины. Сам ис­следователь может быть измерительным инструментом: "человек есть мера всех вещей". И действительно, ступня, палец, предплечье слу­жили первичными мерами длины (фут, дюйм, локоть и пр.). Также и с "измерением" человеческого поведения: особенности поведения другого исследователь может оценивать непосредственно — тогда он превращается в эксперта. Такой вид измерения сходен с наблюде­нием. Но существует инструментальное измерение, когда психолог применяет какую-нибудь измерительную методику, например тест на интеллект.



Особенности метода измерений в психологии будут рассмотрены в дальнейшем. Здесь отметим лишь то, что в психологии под изме­рением понимают два совершенно различных процесса.

Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объек­тов реальности, которую производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь "измеряет" особенности субъективной реаль­ности испытуемого. В этом смысле "психологическое измерение" является задачей, данной испытуемому. Психологическое измере­ние во втором значении, о котором мы и будем говорить в дальней­шем, проводится исследователем для оценки особенностей поведе­ния испытуемого. Это — задача психолога, а не испытуемого.

В естественных науках следует различать, как предлагает С.С.Па-повян, три вида измерения:

1. Фундаментальное измерение основывается на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых отношений из эмпирической системы.

2. Производное измерение — это измерение переменных на основе закономерностей, связывающих эти переменные с другими. Для производного измерения требуется установление законов, описы­вающих связи между отдельными параметрами реальности, позво­ляющих вывести "скрытые" переменные на основе непосредствен­но измеряемых переменных.

3. Измерение "по определению" производится тогда, когда мы про­извольно предполагаем, что система наблюдаемых признаков харак­теризует именно это, а не какое-либо другое свойство или состоя­ние объекта.

30

Сопоставление результатов измерения различных параметров объекта позволяет выявить связи между ними. Установление связей между различными свойствами объектов называется корреляцион­ным исследованием. Измерение можно охарактеризовать как метод, "промежуточный" между наблюдением и экспериментом, как "ин­струментальное наблюдение".



Наблюдение условно можно отнести к "пассивным" методам ис­следования. Действительно, наблюдая поведение людей или изме­ряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предостав­ляет природа "здесь-и-теперь". Мы не можем повторно провести на­блюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь "внешние" свойства;

зачастую, чтобы выявить "скрытые" свойства, необходимо "спро­воцировать" изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия.

Для установления причинно-следственных связей между явле­ниями и процессами проводится эксперимент. Исследователь ста­рается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучае­мый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается при­чиной, а изменение состояния (поведения) объекта — следствием.

Эксперимент является "активным" методом изучения реальнос­ти. Исследователь не только задает вопросы природе, но и "вынуж­дает" ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют отве­тить на вопросы: "Как? Когда? Каким образом?", а эксперимент отвечает на вопрос "Почему?".



Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки эксперименталь­ной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе экспери­мента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и из­меряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует пла­ново и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественно-научной ориентированной психологии. В научной ли­тературе термин "эксперимент" применяется как к целостному экс­периментальному исследованию — серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной эксперименталь­ной пробе — опыту.

Подводя промежуточный итог, отметим, что наблюдение явля­ется непосредственным, "пассивным" методом исследования. Из­мерение — пассивный, но опосредованный метод. Эксперимент —

31

'активный и опосредованным ме i од изучения реальности.



Теоретически возможен и четвертый вид эмпирического иссле­дования: непосредственный и "активный", при котором исследова­тель без приборов регистрации и воздействия взаимодействует с объ­ектом, активно меняя его состояние. Такой метод возможен, навер­ное, только в психологии и называется он беседой, а шире — комму­никативным методом.

Таким образом, получаем простейшую классификациюэмпири-ческих методов, представленную в таблице:



Опосредованность

Активный

Пассивный

Опосредованный

Эксперимент

Измерение

Непосредственный

Беседа

Наблюдение


Литература

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1983. КопнинП.В. Гносеологические и логические основы науки. М.,

•1974.


Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. ФайерабендП. Избранные труды по методологии науки. М.: Про­гресс, 1986. ЛакатосИ. Доказательность и опровержения. М.: Прогресс, 1967.

Вопросы

1. Что такое научный метод?

2. Чем критическое исследование отличается от поискового и вос­производящего?

3. Какие существуют виды научных гипотез?

4. В чем особенности идиографического и номотетического под­ходов?

5. Каковы особенности основных эмпирических методов (наблю­дения, эксперимента, измерения, коммуникативного метода)?




скачать

следующая >>
Смотрите также:
«высшее образование» российская академия наук
3503.19kb.
Государственная академия наук российская академия образования
62.01kb.
Российская Академия сельскохозяйственных наук Государственное научное учреждение
20.18kb.
Российская академия естественных наук
2830.62kb.
Российская академия государственной службы при Президенте РФ
998.77kb.
Российская академия наук сибирское отделение
519.09kb.
5. «Методических указаний по формированию основных образовательных программ для лиц, продолжающих высшее профессиональное образование или получающих второе высшее профессиональное образование» от 03. 08. 2000 г
62.49kb.
Российская академия наук
2527.24kb.
Инструкция менеджеру по туризму
79.49kb.
Российская Академия наук
3335.29kb.
Мисник Марина Александровна высшее педагогическое образование, I категория
52.24kb.
Статья article97q doc
111.34kb.