Главная стр 1
скачать
В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»

10 -11класс. М. Просвещение.2011г

Пояснительная записка

Данный УМК входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе.

Курс экономической и социальной географии мира дает современное видение целого и неделимого мира, представление о его природных ресурсах и населении, о мировом хозяйстве и тенденциях его развития в условиях научно-технической революции, понимание наиболее актуальных проблем современности. Курс знакомит учащихся со многими новыми географическими, экономическими, социологическими, демографическими и другими понятиями и терминами, знание которых необходимо каждому образованному человеку.

Экономическая и социальная география мира - это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Объекты изучения - природа, люди, страны, хозяйство - слишком сложны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Чтобы лучше познать окружающий мир, необходимо больше читать специальную литературу, периодическую печать, слушать передачи радио и телевидения, использовать сведения из других школьных дисциплин.

Данная программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области»(принят в первом чтении 18 июля2013г.

3.Федеральная целевая программа развития образования н а 2011-2015 годы (Постановление Правительства от7 февраля 2011г № 61)

4. Базисный учебный план (2004 г.)

5. Примерные программы В.П. Максаковского по географии 10-11 классы составитель Сиротин В.И. «Дрофа», Москва, 2012 г.

6. Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования. Стандарт среднего (полного) общего образования по географии.

7. Региональный компонент стандарта общего образова
Общая характеристика учебного предмета.

Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10 и 11 классах.

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время при этом составляет 10 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых

педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.


Цели

Компетенции

Общеучебные



1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и стран.

2. Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде.

3. Развитие способностей обосновывать личностное отношение к географическим процессам и явлениям.

Предметно-ориентированные


1. Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения.

2. Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений.

3.Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний, умений, а так же географической информации.

4. Завершение формирования знаний глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

Умения:

  • Работать с географической картой.

  • Выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и явлений.

  • Оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни.

  • Применять географическую информацию в геополитической геоэкономической ситуации в России и других странах мира.



КОМПОНЕНТЫ.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ


  • Умение определять роль России и региона в международном географическом разделении труда.

  • Умение соотносить экономику своего региона с мировой экономикой.

  • Умение соотносить и объяснять различия в уровне и качестве жизни населения своего региона, России и мира.




ШКОЛЬНЫЕ

  • Использовать знания об особенностях развития хозяйства стран, обычаев народов мира в общении с людьми других стран и культур.

  • Умение проявлять толерантность к представителям других национальных и религиозных принадлежностей.


ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ.





ТЕМА

Вид проверки

1.

Современная политическая карта мира

тест

2.

Зарубежная Европа

тест

3.

Зарубежная Европа

тест

4.

Зарубежная Азия

тест

5.

Итоговое тестирование

тест


Перечень практических работ.


  1. Государственный строй стран мира.

  2. Характеристика политико-географического положения страны.

  3. Изучение географии природных ресурсов: оценка ресурсообеспеченности стран и регионов.

  4. Работа с картографическими и статистическими материалами: изменение темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения отдельных стран, направлений миграций в современном мире.

  5. Выделение районов размещения наиболее крупных народов, распространение мировых религий. Работа с картографическим и статистическим материалом.

  6. Выявление различий в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий на основе использования нескольких источников информации.

  7. Выделение на картах основных промышленных районов мира, крупнейших старопромышленных районов и районов нового освоения, объяснение принципов размещения основных производств.

  8. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по выбору учащегося)

  9. Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешних экономических связей.

  10. Выделение главных промышленных районов Европы.

  11. Определение специализации главных сельскохозяйственных районов Европы.

  12. Составить сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран «Большой семерки» (или характеристика одной страны Европы в форме реферата).

  13. Выделение на контурной карте Азии ресурсов мирового ранга.

  14. Объяснение размещения основных густонаселенных районов Азии, сопоставление ее по этому показателю с Европой.

  15. Отбор картографического материала, анализ его для объяснения особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии.

  16. Выделение на карте Тихоокеанского промышленного пояса, крупнейших городов.

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

  1. Составление экономико-географической характеристики одной из новых индустриальных стран (НИС) Азии.

  2. Выделение на контурной карте Африки главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности региона мирового значения.

  3. Объяснение влияния природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения макрорегионов США.

  4. Сравнение ЭГП и ПГП стран (регионов) латинской Америки.

  5. Анализ статистических и графических материалов с целью выявления изменения роли и места латиноамериканских стран в мировом хозяйстве.

  6. Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства отдельных стран Латинской Америки (на выбор).



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ выпускников

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

 основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

 особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

 географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

 особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

 понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
ГЕОГРАФИЯ МИРА (11 класс)

(34 часа)

Р а з д е л. Регионы и страны мира (не менее 26 ч).

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы:

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Р а з д е л. Россия в современном мире (4 ч).

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы:

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Р а з д е л. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (4 ч).

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы:

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

СТРУКТУРА КУРСА.


Стержневые линии

Содержание программы

Требования к уровню подготовки

Р а з д е л. Регионы и страны мира

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.



Знать/понимать

географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда



уметь составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

 понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.




Р а з д е л. Россия в современном мире


Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.



Знать/понимать

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;




Р а з д е л.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.




Знать/понимать

географические аспекты глобальных проблем человечества;



Уметь применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;




Материально-техническое обеспечение
1.ПК, интерактивная доска, проектор

2.Электронное приложение к географии 10-11 классов

3.Презентации и проекты в СМАРТе и Power Point, интернет-ресурсы

4. Программно-методические материалы. 6-10 класс.

5. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мираУчебнМ.: Просвещение, 2012 г.

6. И.И. Баринова Современный урок географии.

Методические разработки уроков.

М.: Школа-Пресс, 2012, Выпуск 3.

7. С.А. Карасёв Политическая карта мира:

методические рекомендации к

проведению уроков.

Саратов: «Лицей», 2012 г.

8. Л.В. Макарцева География. 10 класс. Проверочные

работы.— Саратов: «Лицей», 2012

9. Н.Н. Петрова Тесты по географии. 6-10 классы:

методическое пособие.

М.: Дрофа, 2009г.

10. В.Б. Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы.М.Дрофа.2009г



Методическое пособие.
скачать


Смотрите также:
В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 -11класс. М. Просвещение. 2011г
152.36kb.
Рабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 классов
547.5kb.
Рабочая программа на 2010 / 2011 учебный год Учитель Давыдова Динара Рафаиловна Предмет «Экономическая и социальная география мира». Класс: 11
205.65kb.
Н. И. Алексеевский «География 10 класс» I часть (10 класс) и «География 10 класс» II часть (11 класс) 2010 г. Курс «Экономическая и социальная география мира»
266kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
482.98kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
434.26kb.
Примерная программа для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) В. П. Максаковский. Программа курса «Экономическая и социальная география мира»
268.29kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
184.3kb.
Программа по курсу «Экономическая и социальная география мира»
166.4kb.
Урок географии в 10-м классе по теме "Бразилия"
24.99kb.
Экономическая и социальная география мира 10-11 классы
600.25kb.
Рабочая программа по географии 10-11 г классы 2012-2013 учебный год разработчик: Романова Лариса Ивановна
430.07kb.