Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9

г. АМУРСКА АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила

Енгалычева

Татьяна Анатольевна

2012 год

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения одной из задач образовательной области «Социализация» ставят формирование у детей гендерной принадлежности. И это не случайно. Необходимость полоролевой социализации мальчиков и девочек назрела давно, так как педагогическая практика чаще всего не учитывала пол как важную характеристику ребенка. Между тем, психологические исследования, педагогическая практика доказывают, что мальчики и девочки уже с раннего возраста существенно отличаются психофизическими особенностями, разными интересами.

В сфере дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Прежде всего, это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений недостаточно учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования больше ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, чем на гендерные различия. Многие ученые (И.С. Кон, И. К. Кузнецова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Т А. Репина) полагают, что особенности воспитания в настоящее время являются неблагоприятными для процесса полоролевой социализации мальчиков. Один из таких неблагоприятных фактов – феминизация воспитательного процесса. В настоящее время воспитательный процесс, как в школе, так и в детском саду преимущественно осуществляется женщинами, причем часто дополняется феминизацией воспитания в семье, поскольку из года в год растет количество неполных семей, в которых детей воспитывают одни мамы. Это означает, что в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию.

Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Ученые О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниашвили, И. Попов пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания. Ученые С. Ярнесакс, Э.Ю. Пээбо, Э.С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Мальчишескую двигательную активность отличают простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами.

Учитывая данные двигательных особенностей мальчиков и девочек, я использую дифференцированный подход в реализации задач в образовательной области «Физическая культура». Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

На таких занятиях использую следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:


  1. Различия в дозировке (например, девочки выполняют

упражнение 6 раз, а мальчики – 8-10 раз).

  1. Различия по времени (например, девочки прыгают через

скакалку 1минуту, мальчики – 1,5 минуты). Во вводной части сегодняшнего занятия бег с отведением согнутых в коленях ног назад для мальчиков длился чуть дольше на несколько секунд, а девочки в это время бежали на носках.

3. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на силовых тренажерах, а девочки – с обручами, скакалками, мячами). Сегодня такие упражнения вы увидели в основной части занятия.



  1. Различия в подборе оборудования (например, девочкам для

выполнения общеразвивающих упражнений предлагаю кубики, ленточки, цветочки, мячики, кольца пластмассовые, а мальчикам утяжелители весом 200-250гр – гантели, бутылочки с водой, набивные мешочки с песком, деревянные бруски). ОРУ мальчики выполняли на нашем занятии с предметами утяжелителями с некоторой гордостью и удовольствием, преодолевая трудности веса гантелей и бутылочек, т.к. знают, что девочкам это не под силу, а они мальчишки справляются, потому что сильнее.

  1. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчик

волк, кот, воевода, медведь, пес, а девочка – мышка, лиса, совушка, цапля).

  1. Расстановка и уборка оборудования (девочки всегда расставляют и

убирают только легкий и мелкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).

  1. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что

оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец», «силач», «спортсмен» эмоционально значимо, а для девочек подбираю слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты самая гибкая», «Ты была похожа на балерину», «У тебя красивые плавные движения», « Ты стройная как елочка или березка»).

  1. Акцентирую внимание детей на мужские и женские виды спорта.

На физкультурных праздниках использую показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте: перетягивание каната, упражнения под музыку с гантелями, маршировка, игры, эстафеты и соревнования на военную тематику. Девочки показывают свою грацию, гибкость в упражнениях под музыку с лентами, обручами, на фитболах. Девочки свою аккуратность и прилежность демонстрируют в играх «Самая красивая клумба», «Высокая башня», «придумай узор».

Следует помнить, что в процессе физкультурных занятий необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Я не подавляю стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности, главное чтобы это не вредило здоровью.

Девочки и мальчики любят физкультуру. Я постоянно подбираю разное оборудование и инвентарь, меняю подвижные игры исходя из интересов детей, согласно времени года и теме занятия. Стараюсь учитывать физические и психологические особенности девочек и мальчиков. Акцентирую внимание детей на их гендерной принадлежности при подаче устных команд («Девочки бегут на носочках, а мальчики – с забрасыванием пяток назад» или «Мальчики продолжают выполнять упражнение, а девочки – переходят к дыхательному упражнению»).

В процессе физкультурных занятий в поведении девочек и мальчиков всегда поощряю активность, смелость, старательность, самостоятельность. Эмоционально-положительную коллективную деятельность детей на занятиях стараюсь направлять на достижение совместной цели, сочувствия друг к другу, сопереживания, помощи другу.



После проведенной работы наши дети стали лучше понимать друг друга, научились сотрудничать, снизились проявления агрессивного поведения у мальчиков за счет занятий с использованием силовых упражнений, повышения моторной плотности занятий. Эффективные физкультурные занятия - возможность для мальчиков выплеска повышенной активности и агрессивности в социально приемлемой форме. Физкультурное занятие дает большую возможность детям для демонстрации всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее психоэмоциональное здоровье ребенка.
скачать


Смотрите также:
Гендерный аспект в физическом воспитании дошкольников
57.41kb.
«Роль семьи в физическом воспитании дошкольников»
34.4kb.
Организационно-методические особенности использования фитнеса в физическом воспитании студенток
38.41kb.
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
35.06kb.
Роль отца в воспитании ребенка Проблема роли отца в воспитании детей (исторический аспект) О. Паняева, психолог, Москва
38.06kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного
255.44kb.
Семинара практикума для педагогов «Устное народное творчество в патриотическом воспитании дошкольников»
63.15kb.
«Коррекционно-оздоровительная работа в доу, используемая при организации двигательной активности дошкольников»
213.71kb.
Роль родителей в физическом воспитании ребенка
76.02kb.
Учитель второй категории моусош№1 Рогачева Елена Ивановна Взаимодействие школы и семьи в физическом воспитании ребенка
126.79kb.
Роль семьи и детского сада в этическом воспитании дошкольников
32.06kb.
Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
1202.5kb.