Главная стр 1
скачать
Годовой аналитический отчет педагога – психолога

МКОУ специальной общеобразовательной школы № 27 открытого типа

Орловой О.П.

за 2012 – 2013 учебный год

Перед психологической службой школы, деятельность, которой нацелена на решение проблем охраны здоровья детей, стоит цель: создание психологических условий для развития способностей всех участников образовательного процесса, развитие и становление индивидуальности каждого обучающегося, формирование его психологической готовности к созидательной жизни. Педагогом-психологом систематически осуществляется взаимодействие с администрацией, родителями, обучающимися, педагогами, медицинским работником и районной ПМПК, что повышает эффективность сопровождения.

В сохранении психического здоровья участников образовательного процесса, психологом решаются следующие задачи:


  1. Сохранение психического здоровья обучающихся и педагогов;

  2. Создание комфортных условий для индивидуального развития личности в рамках школьного процесса и вне учебной деятельности;

  3. Оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса в реализации задач школы;

  4. Формирование мотивации обучающихся к сохранению своего здоровья;

  5. Профилактика употребления ПАВ;

  6. Психологическое просвещение участников образовательного процесса;

7.Содействие профессиональному самоопределению обучающихся;

8.Оказание профилактической и корригирующей помощи детям, входящим в «группу риска», стоящим на внутришкольном учете.

Деятельность педагога-психолога включает работу по следующим направлениям:


  • Психологическое просвещение;

  • Психологическая профилактика;

  • Психологическая диагностика;

  • Психологическая коррекция;

  • Психологическое консультирование.

В 2012-2013 учебном году профилактическая работа, психологическое просвещение и психологическое консультирование (согласно плану работы) педагога-психолога предусматривала целенаправленную работу по предупреждению возможных негативных явлений в психологическом и личностном развитии обучающихся, по созданию и поддержанию благоприятного эмоционально-психологического климата в ученических и педагогических коллективах. Основными формами деятельности, направленной на профилактику, стали лектории и семинары для обучающихся, учителей и родителей (законных представителей) обучающихся, классные часы, выработка рекомендаций по индивидуальной работе с детьми, консультирование участников образовательного процесса и участие в работе школьного МППК.

В июне 2013 года в школе работала МППК по приему детей на 2013-2014 учебный год. Педагог-психолог непосредственно принимала участие в работе комиссии. Мною заполнялись протоколы приема на каждого подростка, в которых фиксировались выраженные черты акцентуации характера и проблемы, по которым ребенок был направлен решением КДН в нашу школу.

В течение учебного года педагогом-психологом были проведены классные и общешкольные родительские собрания по темам:



  • «Возрастные особенности подросткового возраста» (родители (законные представители) 6-7 «Б» класс;

  • «Стили семейного воспитания» ( 8-9 «З», «Б»классы);

  • «Как помочь родителям понять своего ребенка» (8 -9 «Ж» « класс);

  • «Причины неуспеваемости ребенка» (6 «В» класс);

  • «Секреты успешного родителя» (родители «группы риска»);

  • «Как помочь родителям понять своего ребенка», «Профилактика компьютерной зависимости» (8 «В», «Г», «А» класс).

  • «Психологическая поддержка выпускников», где для родителей, педагогов и обучающихся разработаны информационные материалы (школьный сайт и стендовая информация) с рекомендациями по снижению эмоционального напряжения во время экзамена, как рационально распределить режим дня перед экзаменом, какова роль родителей при сдаче экзамена (9-е классы).

Также в течение отчетного периода активизировано такое направление, как индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) обучающихся «группы риска». Данное направление реализовывалось через приглашения родителей (законных представителей) обучающихся в школу и через совместные выходы с социальным педагогом в семьи обучающихся. Проведены индивидуальные консультации с целью налаживания детско-родительских взаимоотношений с родителями обучающихся: Спиридоновой С.Н., Соменковой С.В., Ульяничевой О.А., Кручининой Т.И., Кабановой С.И., Амозовой С.Н., Фроловой Е.П., Шиловой Л.В.

В целях повышения уровня психологических знаний участников образовательного процесса проведён ряд индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания помощи в воспитании и обучении детей, педагогом-психологом были даны рекомендации. Основная тематика консультаций:



Для учителей - индивидуальные особенности обучающихся (23);

- проблемы, возникающие у детей в процессе обучения (12);

- результаты диагностических исследований (12).

Для учеников - результаты диагностических исследований (84);

- налаживание социальных контактов (13);

- взаимоотношения с родителями (15);

- профессиональное самоопределение (62);

- подготовка к экзаменам (40).

Для родителей – возрастные особенности детей (16);

- детско-родительские взаимоотношения (18);

- школьные трудности ребёнка (5);

- помощь при подготовке к экзаменам (6).

В 2012-2013 учебном году было проведено 248 индивидуальных и групповых консультаций, что свидетельствует о повышении заинтересованности обучающихся, родителей и педагогов в повышении психологических знаний.

Также были организованы и проведены психолого-педагогические семинары для педагогов по темам: «Психологический микроклимат в педагогическом коллективе. Проблемы и решения.», «Развитие коммуникативной компетенции», «Психолого-педагогическая поддержка и социализация «трудных» подростков», «Сидром эмоционального выгорания педагогов».Посещаемость на семинарах составила 97 %. Присутствующие педагоги проявили заинтересованность, получили методические рекомендации и памятки. В 2013-2014 учебном году планирую продолжить работу в данном направлении и предложить педагогам принять участие в психолого-педагогических семинарах:

1. Практикум для педагогов по теме «Эффективное взаимодействие в решении проблем обучающихся группы риска» (октябрь);

2. «Профилактика неуспеваемости школьников» (деловая игра) (декабрь);

3. «Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов» (февраль), что нашло свое отражение в перспективном плане психолого-педагогической службы.

Важная роль в профилактической работе педагога-психолога отводится классным часам, которых в этом учебном году было проведено-8. Тематика классных часов разнообразна, планируется и проводится в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя и администрации школы. В этом учебном году классные часы проводились по следующим темам:



  • Профилактика суицидального поведения (8-е классы);

  • Тренинг уверенности в себе – адаптация девятиклассников(9-е классы);

  • Профилактика жестокого обращения среди подростков (6-7-е, 8-9-е, классы);

  • Бесконфликтное общение подростков (6-7-е, 8-9е классы);

  • Занятие с элементами тренинга «Понедельник начинается в субботу», направленное на актуализацию проблемы социальной активности как ценности личности (8-9 «З» класс);

  • Профилактика агрессивного поведения (7-е классы);

  • Профилактика употребления ПАВ «Мой досуг».

  • Мероприятие ко Дню семьи «Моя дом - моя крепость».

В течение года значительно обновлен кабинет психологии (приобретено оборудование для релаксации (пузырьковая колонна, 2 кресла-груши, ароматическая электрическая лампа), пополнился банк литературы, в том числе и на электронных носителях, которые оказывают существенную помощь в организации и проведении профилактических, развивающих и коррекционных мероприятий, также приобретен дидактический и раздаточный материал.

Программы, которые используются в работе:

- «Социальная адаптация девиантных подростков» (коррекционно-развивающая рабочая программа), разработана на основе программы Т.Н. Гущиной «Формирование социальных навыков у девиантных подростков»;

- «Психология и выбор профессии» (программа предпрофильной подготовки для обучающихся 8-9 классов по психолого-педагогической поддержке при профессиональном самоопределении, формированию навыков саморегуляции, снижению эмоционального напряжения и гармонизации личности) автор Г.В.Резапкина программы;

- «Мы сами» (программа повышения социальной компетентности воспитанников образовательных учреждений-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), автором программы является Галина Владимировна Семья.

- «Меридиан здоровья» (профилактика ВИЧ- инфекций в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением), авторами программы являются Л.М.Шипицина, Л.С.Шпиленя, Н.Е. Солнцева, А.В.Муралова, С.В.Морозова, Т.А.Кононова.

- «Как сбываются и разбиваются мечты» (Международная школьная программа, это курс который поможет подросткам реализовать свой потенциал и преодолеть возможные препятствия на пути к мечте), авторы программы: Том Форбс, К.Н.Корсаков, Пол Пайл, Гери Стэнли.

За отчетный период педагогом-психологом активизировано такое направление, как работа с картами реабилитации на каждого учащегося образовательного учреждения, где отражены все его проблемы (поведенческого, учебного, личностного характера) и планы работы специалистов школы по этим проблемам.

Групповые занятия проводятся по заявке администрации школы и классного руководителя. Всего за отчетный период проведено 10 групповых занятий, которые направлены на стабилизацию эмоционального состояния обучающихся, повышение социального интеллекта, формирование навыков саморегуляции и ответственного поведения.

Осуществлялся выход на общешкольное родительское собрание по теме «Психологическая готовность подростка к ИГА», где присутствовали родители и законные представители обучающихся, которые получили рекомендации по психологической подготовке детей к экзаменам. Данная информация была размещена на сайт школы.

В течение 2012-2013 учебного года проводились занятия с детьми «группы риска» с использованием различных приёмов по снятию агрессии, повышению самооценки, обучению навыкам саморегуляции (в том числе и через использование ароматерапии»), по развитию социального интеллекта с использованием методов арт-терапии ( рисование красками, восковыми мелками, карандашами).

Для выявления динамики в развитии обучающихся:

- уточнялся и пополнялся банк данных;

- оформлялись, пополнялись карты реабилитации школьников;

- оформлялись карты детей «группы риска».

В 2012-2013 учебном году благодаря организованной целенаправленной социально-психолого-педагогической и административной деятельности с детьми «группы риска», направленной на превенцию отклонений в развитии и поведении обучающихся. Однако, несмотря на проделанную работу обучающиеся стоящие на различных профилактических учетах воспитываются в социально-неблагополучных семьях, где отсутствует систематический контроль со стороны родителей, а так же наблюдается низкая мотивация у обучающихся и их родителей (законных представителей) к получению психологической помощи формирования у них осознанного запроса, поэтому данное направление остается актуальным и в 2013-2014 учебном году.


Одним из ведущих направлений деятельности педагога-психолога является профориентационная работа, которая основывается на трех направлениях: диагностика, просвещение и ролевые игры, которые способствуют реальному представлению о мире профессий.

В этом учебном году профориентационная деятельность осуществлялась в 8-9-ых классах, целью которой является формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора, формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.

В рамках профессионального самоопределения обучающимся предлагается изучение своего внутреннего мира, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, проведение ролевых игр. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Обучающиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психодиагностики и участие в ролевых играх, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями, специальностями, психотипами учащихся. Обучающиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.

Диагностика направлена на изучение профессиональной мотивации обучающихся, межличностных взаимоотношений, интересов, мотивации обучения в колледжах, профессиональных училищах, работоспособности по психомоторным показателям, а также индивидуальных особенностей личности (способности, темперамент, характер, интеллектуальные возможности).

Из анализа профориентационной деятельности педагога-психолога, можно сделать вывод, что годовой план психолого-педагогической деятельности выполнен полностью, положительным моментом можно отметить наличие положительной динамики в развитии самопознания обучающихся и повышении психологических знаний участников образовательного процесса.

Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности. На основе которой, делается заключение о развитии ребенка и целесообразности той или иной коррекционной работы с ним. Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась как в индивидуальной, так и в групповой форме.

В рамках данного направления мною была проведена групповая диагностика в 7-ых, 9-ых классах с целью изучения индивидуальных особенностей развития личности, уровня адаптации.

В декабре 2012 года в 8-ых классах проводился I этап добровольного анонимного психологического тестирования обучающихся с целью раннего выявления детей и молодежи, склонных к немедицинскому употреблению наркотических средств и психоактивных веществ.

Обследованием было охвачено 84 человека, что составляет 79%, от общего числа учащихся школы (6-е классы в тестировании участия не принимали).

Обучающимся предлагался пакет методик, состоящих из четырех тестов: а). Личностный опросник Г.Айзенка, б).Тест Дембо-Рубинштейна, в). Социально-психологическая анкета, г). Тест Бернса-Кауфмана.

Показатели по результатам тестировании

Таблица 1

Количество обучающихся принявших участие в тестировании

Показатели по результатам тестирования

Критические значения по шкале «нейротизм»

Низкая самооценка

Дисфункциональные семьи

Количество потребителей (из них регулярных)

Количество детей «группы

риска»


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

84

20

22

9

10

28

30

20

22

20

22

II этап тестирования проводился в апреле 2013года. Он заключался в заборе биосреды (мочи) для иммунохроматографического тестирования на наличие в ней наркотиков. Участие приняли 79 учащихся с добровольным согласием законных представителей. По итогам тестирования результат был отрицательным.


Таблица 2

Уровень тревожности обучающихся 6-9-ых классов



Учебный год



Общее количество обучающихся

6-9-е классы

Кол-во детей с повышенным уровнем тревожности

%

6-9 кл.

2011-2012

115

20

23

2012-2013

110

17

на начало учебного года



5

на конец учебного года



19

на начало учебного года



6

на конец учебного года


По результату диагностики было выявлено, что повышенный уровень тревожности имеют 17 (19 %) обучающихся, что по сравнению с 2011-2012 учебным годом на 3(4%) человека меньше. Уровень тревожности в пределах нормы имеют 70 (77 %) обучающихся. Отрицательную динамику в повышении уровня тревожности можно объяснить интенсификацией учебного процесса и недостаточной подготовленностью обучающихся. По результатам исследования разработаны ряд рекомендаций, по результату реализации которых проведено повторное изучение, на конец года наблюдается снижение количества обучающихся с повышенным уровнем, что является оптимальным.

На ряду с изучением уровня тревожности в 6-9-ых классах была изучена мотивации к школьному обучению.

Исследованием было охвачено 70 человек, что составляет 77 %.Высокий уровень школьной мотивации и учебной активности (познавательный мотив) выявлен у 2 (3%) обучающихся. У 54 (77%) обучающихся познавательный мотив на среднем уровне, что свидетельствует об избирательности информации и/или предметов. У 14 (20%)обучающихся познавательный мотив на низком уровне.

Коммуникативный мотив на высоком уровне у 8% обучающихся, у 68% - на среднем, т.е. обучающиеся отдают предпочтение общению со сверстниками.

Эмоциональный мотив на высоком уровне у 20% обучающихся, у 60% - на среднем. Обучающиеся посещают ОУ с целью получения положительных эмоций при общении, при получении хороших оценок, из-за того, что родители не ругают если не пропускаешь уроки и т.п.

Мотив достижений на высоком уровне у 10% обучающихся, 54% - на среднем, 36%-на низком уровне. Обучающимся нравится добиваться положительных результатов, получать хорошие оценки и т.п.

Внешний мотив на высоком уровне у 20% обучающихся, у 70% - на среднем. Обучающиеся посещают ОУ по внешним причинам не связанным с обучением: получение похвалы, избежание наказания, родители решили. Также в течение учебного года мною проводилась индивидуальная диагностика по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей (дети «группы риска»), развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, (написание психологического представления по запросу, при личном обращении обучающихся и родителей, выявление склонностей. По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом.

По данному направлению можно сделать вывод, что план реализован полностью. Однако можно отметить наличие некоторых проблем:


  • Несвоевременное обращение участников образовательного процесса за психологической помощью.

Важным направлением в работе педагога-психолога является психологическая коррекция, которая направлена на устранение отклонений в личностном и психологическом развитии обучающихся. Основными формами психологической коррекции являются индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию психических и познавательных процессов, активные формы коррекции (занятия с элементами тренинга, деловые и ролевые игры, классные часы), индивидуальные и групповые собеседования.

Коррекционно-развивающая работа проводилась с детьми «группы риска» (13 человек) и по запросу (6 человек). Индивидуальные и групповые занятия проводятся согласно утвержденного расписания. На занятиях идёт работа по снижению уровня тревожности, развитию эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов, коммуникативных навыков. Используются элементы арт-терапии, игровой терапии, развивающие упражнения. Всего на протяжении 2012-2013 учебного года проведено занятий с обучающимися (с учетом индивидуальных и групповых занятий):

- «группы риска» - 16 занятий

- по запросу – 10 занятий.

Отслеживание динамики в развитии обучающихся осуществляется через диагностику. Ведутся личные карты, дневники наблюдения, с целью отслеживания результативности проводимой работы, оказания своевременной помощи, корректировки программ. На консультациях я знакомлю классных руководителей с результатами диагностики, а так же с выявленными проблемами. Классные руководители приглашают родителей для консультации с целью создания благоприятных условий в семье.

По результатам диагностики в конце года не всегда у обучающихся наблюдается положительная динамика в развитии, чаще всего отсутствие её, а в редких и отрицательная. Связаны такие результаты с индивидуальными особенностями обучающихся, отсутствием мотивации получение психологической помощи у обучающихся и их родителей (законных представителей) и формирования у них осознанного запроса, несистематическое посещение занятий детьми (особенно «группы риска»), отсутствие межведомственного взаимодействия, единства требований и выполнения рекомендаций педагогами.

На ряду с деятельностью педагога-психолога повышала профессиональное мастерство:

- участие в областном конкурсе «День практической психологии» в номинации «Инновации профилактики», итог –I место.

Принимала участие в различных школьных мероприятиях.

Темой по самообразованию является «Использование индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании и обучении девиантных подросков». о

В течение всего учебного года готовила информацию в классные уголки здоровья на различные темы, в том числе и по повышению психологических знаний. Исходя из анализа деятельности педагога-психолога за 2012-2013 учебный год, можно сделать вывод, что все направления реализованы, запланированные мероприятия выполнены, однако в ходе работы выявлены некоторые трудности:

- Низкий уровень коррекционной эффективности в работе с обучающимися «группы риска» из-за отсутствия единства требований к обучающимся, несистематичности проведения коррекционных занятий из-за низкой мотивации у обучающихся и их родителей (законных представителей) к получению психологической помощи и формирования у них осознанного запроса;

- Трудности привлечения родителей к процессу оказания помощи ребенку по причине страхов родителей, отсутствия мотивации к изменению собственной позиции и образа жизни.


Исходя из анализа деятельности за 2012-2013 учебный год, перед психологической службой стоит ряд задач:

  1. Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;

  2. Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения и профессионального самоопределения;

  3. Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающихся «группы риска»;

  4. Активизировать работу «Службы Доверия».



Педагог-психолог О.П.Орлова
скачать


Смотрите также:
Годовой аналитический отчет педагога психолога мкоу специальной общеобразовательной школы №27 открытого типа
160.08kb.
Аналитический годовой отчёт педагога – психолога старших классов Серебренниковой О. В. о проведённой работе за 2011 – 2012 учебный год
117.85kb.
Педагога-психолога Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №9 Назаренко А. С
167.32kb.
Отчет педагога психолога по профилактике суицидального поведения среди обучающихся
18.11kb.
Отчет о деятельности педагога-психолога
129.2kb.
Отчет о работе мс(К)оу «Березовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интернат VIII вида»
463.84kb.
Аналитический отчёт педагога-психолога моу сош №2р п. Дергачи Июнь 2010 целью
128.95kb.
Мкоу николаевская сош анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год
204.1kb.
Отчет работы социального педагога и психолога
156.51kb.
Годовой план на учебный 2011-2012 год педагога-психолога Усановой Т. А
106.63kb.
Отчет о работе педагога-психолога моу николаевской сош за 2009-2010 уч год
32.55kb.
Отчет деятельности педагога-психолога за 2012-2013 уч год
80.55kb.