Главная стр 1
скачать
Урока по изобразительному искусству.

Тема: «Город Мастеров».

Провел учитель изобразительного искусства: Черепкова Т.Л.

Цель урока:

- познакомить детей с историей создания русских промыслов. Рассказать об их значении в жизни человека. Закрепить полученные знания в практической работе.



Тип урока: познавательный, игровой.

Формы учебной деятельности: работа в командах (в форме игры)

Оборудование: 3 плаката с изображением улиц - Хохломы, Гжель, Матрёшки, Городца, Дымковской игрушки

Ход урока.



  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы и цели урока

У.: Сегодня мы отправимся с вами в волшебный город. Вот он перед вами он называется « Город Мастеров». Все жители этого города живут удивительно интересной жизнью.

И всё, что их окружает: небо, земля, дома, растения – всё необычайно красиво.

Люди здесь очень необычные. Они все занимаются различными ремёслами.

И даже названия улиц связаны с названием их занятий: Хохлома, Гжель, Матрёшка. Сейчас мы отправимся на экскурсию, на улицу Хохлома.

Встречает вас хозяйка этой улицы.

Хохлома: « Я с улицы хохломы. На моей улице все жители занимаются росписью деревянной посуды.

Учитель: А как появилось хохломское искусство?

Хохлома: Искусство хохломы – это не только роспись, это и умение творчески осмыслить традиции, характерные для русской деревянной посуды, созданные новые выразительной формы изделия, затейливого орнамента, знание сложной технологии изготовления: из обыкновенного куска дерева рождается произведение искусства.

Как же создаётся хохломское изделие?

Первый этап – эта вытачивание формы из липы или берёзы. Вытаченное на токарном станке изделие покрывается жидким слоем местной глины с добавлением растительного масла.

Потом изделие пропитывается льняным маслом и просушивается. После этого покрывается алюминиевым порошком, который мастер втирает тампоном. Изделие становится похожим на металлическое. Затем роспись, понесённая маслеными красками, сушится, покрывается лаком и закаливается. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а просвечивающий сквозь него аллюминевый порошок становится золотым.

Для хохломской росписи характерны 2 вида письма: верховная роспись и роспись под фон. Изделия золотой хохломы известны сегодня во всём мире, выполняются не одним поколением народных умельцев.

Я принесла показать вам наши изделия.



Учитель: Ребята посмотрите, какие они все красивые, нарядные. Спасибо тебе, мастер за твой рассказ.

Хохлома: Жду вас к себе в гости, приходите в любое время.

Учитель: А мы сейчас перейдём на следующую улицу «Гжель». Встречает вас хозяйка этой улицы.

Гжель: Давным-давно, ещё в 14 веке на гжельской земле была найдена особая глина, пригодная для изготовления керамических изделий. Но наш рассказ о сегодняшней гжели, которая явилась к нам в новом, бело – синем наряде.

Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника.

Задумал художник создать чашку. Какой может быть она? Невысокой и круглой. Но главное – роспись. Придумал и всё нарисовал на бумаге.

Красиво получилось! Затем художник вылепил чашку из пластилина, чтобы все видели, как она будет выглядеть. И отправляют мастерам.

Здесь мастера делают форму чашки, другие – расписывают её, третьи отправляют в печь для специального обжига. Лишь тогда чашка готова. Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они одинаковы – в цвете: бело – синем. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок, который называют «гжельская роза». Как просто, но в тоже самое время красиво они расписаны!

Учитель: Спасибо, мастер, многое мы узнали из твоего рассказа.

Гжель: Пожалуйста. Ребята, надеюсь на скорую встречу с вами!

Учитель: А мы отправляемся на следующую улицу «Матрёшка».

Матрешка: Здравствуйте, я ждала вас!

И хочу показать нашу улицу и рассказать о наших занятиях. Вы все, думаю, не раз восхищались матрёшкой, их красотой, разнообразием цветов. Сейчас я вам расскажу, как рождается это чудо? Во всём мире знают русское изделие матрешку. Прообраз её – деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, но поменьше – художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии. Но кукла эта понятно, была японской, точнее даже японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Малютин переодел куклу в русский костюм, показал народным умельцам. В России с незапамятных времён привыкли из белой прочной пахучей липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками ли щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из под него толстая коса. Так и хотелось назвать русским именем Дуняша! Маняша! Матрёшка?

И стали новые игрушки Матрёшками. Начали точить Матрёшки по русским сёлам – там, где издавна работали умельцы с деревом.

По росписи и характеру исполнения наиболее известны Семёновская и Болховская – майданская матрёшки.



Учитель: Спасибо тебе Матрёшка за твой рассказ.

Матрешка: Пожалуйста. А сейчас я спешу, меня ждут. Мы ещё встретимся.
Учитель: А мы отправляемся на следующую улицу Городец. Встречает вас хозяйка этой улицы.
Девушка мастерица: Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Учитель: А мы отправляемся на следующую улицу Дымково. Встречает вас хозяйка этой улицы.

Девушка мастерица:

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка".

Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке

Учитель: Какие молодцы наши хозяюшки .

Как интересно и красиво рассказали они нам о городе Исскуств, показали работы – настоящих мастеров, познакомили поближе с народными промыслами. Мы с Вами уже знакомились с другими промыслами.

Сегодня мы будем продолжать работать по росписи. Разобьемся на пять команд. А хозяйки наших улиц будут вам помогать.

Итог урока:

Учитель: Вот и окончилось наше занятие: Посмотрите гости наши рисунки, нашу работу. Я очень хочу ребята, чтобы вы прославили красоту и мастерство русского народа.

И возможно согласитесь со мной, что когда мы смотрим, на эту красоту хочется восклицать: «Глазам – радость, душе – отрада».



Спасибо!

Выставка работ.
скачать


Смотрите также:
Приказ № от Г. Н недбало 2013г. Программа внеурочной деятельности «Город мастеров!»
464.41kb.
«Город Мастеров»
63.84kb.
1 летняя смена «Город мастеров»
163.08kb.
Внеклассное мероприятие "Город мастеров"
31.82kb.
Методическая разработка «Тула город мастеров»
135.94kb.
«Шедевры Санкт-Петербурга»
66.76kb.
Наследие великих мастеров
1693.71kb.
Положение о методической комиссии преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, мастеров производственного обучения
46.22kb.
Викторина Поле чудес по сказке «Три толстяка» Конкурс рисунков «В гостях у Ю. Олеши»
29.36kb.
Значит, конкурс «Город моей мечты» для тебя! Положение о конкурсе детского творчества «Город моей мечты» Тема конкурса: «Город моей мечты»
32.74kb.
Театр-это жизнь! Есть город, как город. В нем люди, как люди живут Но вечер приходит и все изменяется тут: На лица актеров кладет он задумчивый грим, и гамлет страдает, и снова поет Лоэнгрим…
18.1kb.
Администрация ленинского района муниципального образования «город саратов»
101.07kb.