Главная стр 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»



Методическая разработка занятия

По дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Тема: «Государственное регулирование в обеспечении занятости населения. Социальная защита граждан»

Специальность: 060501 Сестринское дело

Купино

2013


Рассмотрено на заседании ПЦМК

Протокол №__ «___» __20__г

Председатель ПЦМК ______

Автор - составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Папшева Марина Артуровна

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-методическая характеристика занятия

  3. Хронологическая карта занятия

  4. Приложение №1

  5. Приложение №2

  6. Приложение №3

  7. Приложение №4

  8. Глоссарий по теме


Пояснительная записка

к методической разработке теоретического занятия по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности по теме «Государственное регулирование в обеспечении занятости населения. Социальная защита граждан».

Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний по теме «Государственное регулирование в обеспечении занятости населения. Социальная защита граждан», в процессе теоретического занятия студенты получают основы знаний о социальной защите граждан, о механизмах медицинского страхования, которые им необходимы для формирования умения анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060501 Сестринское дело.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

Знать:

- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;

- право социальной защиты граждан.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методической характеристики занятия», «Хронологической карты занятия», Приложений, Глоссария




УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Государственное регулирование в обеспечении занятости населения. Социальная защита граждан

Мотивация темы: раскрытие практической значимости изучаемой темы

Цели занятия:

1. Образовательная: роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; право социальной защиты граждан

2. Воспитательная: воспитание положительного интереса к изучаемому предмету; формирование ответственности, исполнительности, аккуратности

3. Развивающая: развитие логического мышления, умения правильно обобщить данные и сделать вывод, создание условий для развития умений и навыков сотрудничества и эффективного поведения



Внутридисциплинарная интеграция: Нормативные документы, регулирующие профессиональную деятельность


ОП.10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Междисциплинарная интеграция:


ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение



Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Оснащение занятия: наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные - учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, глоссарий по теме, тестовые задания, нормативные документы; техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран. Методы контроля: устный опрос, аудиторная самостоятельная работа студентов

Время занятия: 90 минут

Место проведения: кабинет организации профессиональной деятельности, экономики и управления в здравоохранении.

Рекомендуемая литература:

- Основы права/ М. Б. Смоленский.- Ростов н/Д: Феникс, 2013

- Козлова Т.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие.-М.. 2011

- Бирлидис Г.В., Ремизов И.В., Калиниченко Е.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медицинских работников. Учебник «Феникс».- 2006г.

- журнал «Правовые вопросы в здравоохранении» (второе полугодие 2013 года)

- Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства.- М., 2010



Интернет- ресурсы:

http://www.government.ru/



http://www.kodeks.ru/

http://www.egarant.ru/



http://www.consultant.ru/

http://www.law.rambler.ru/



Хронологическая карта занятия



Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия. Формирование позитивной мотивации и активизации интереса к учебной деятельности.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний ОК 4

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

7 мин.

Фронтальный опрос с целью определения ориентации в основных вопросах по данной теме

4.

Изложение нового материала (Приложение 1)

Цель: основные положения Конституции РФ; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации

55 мин

Преподаватель знакомит студентов с понятиями: социальное обеспечение, социальная защита населения, медицинское страхование




Физкультминутка. Реализация ОК 13 (Приложение 2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Выполнение студентами комплекса физических упражнений

5.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 2;ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК7

(Приложение 3)



Цель: систематизировать и закрепить полученные знания, повышение уровня осмысления изученного материала

10 мин.

Закрепление материала осуществляется в форме тестовых заданий

7.

Подведение итогов (Приложение 4)

Цель: подвести итоги работы группы в целом, оценить деятельность студентов на занятии

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов на занятии; выставляются оценки с комментариями.

8.

Задание на дом

реализация ОК 5 Цель: объяснить объем и способы выполнения домашнего задания, разъяснить критерии успешного выполнения заданий



5 мин.

Для закрепления и систематизации знаний:

Составить презентацию «Правовая база пенсионного обеспечения граждан РФ», «Социальная защита инвалидов. Реабилитация инвалидов»






Всего

90 мин





Приложение 1
Изложение нового материала

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН

План лекции

1. Нормативные документы, обеспечивающие социальную защиту населения

2. Права и обязанности медицинских работников НСО
Нормативные документы, обеспечивающие социальную защиту населения
Термин социальная защита население стал использоваться недавно. В законодательстве термин социальная защита населения используется в разных значениях. Термин социальная защита – это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное – это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и соц.группы, человека и общества в целом). Защита – это значит не допустить наступления неблагоприятных событий. Социальная защита населения – это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а так же смягчение и ликвидацию их последствий. Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг.

Правовое регулирование социальной защиты населения:

1)пенсионное;

2)обязательное медицинское;

3)обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях (страхование профессиональных рисков);

4)страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти.

Более подробно они рассмотрены в нормативных актах: Федеральный Закон (ФЗ) "О реабилитации жертв политических репрессий". 1991; ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". 1992; ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". 1995; ФЗ "О ветеранах". 1995; ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". 1996; ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". 1995; ФЗ "О статусе военнослужащих". 1998; ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ". 1999; ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". 2001; Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 1998
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение является одним из видов социальной защиты.

Анализ действующего законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель пытается отказаться от использования категории «социальная защита», заменяя ее другим термином – «социальная поддержка». При его изучении необходимо учитывать, что легальное определение понятия «социальная поддержка» в настоящее время сформулировано применительно к отдельным категориям лиц, например, в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».



ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

- Государственный характер, предусматривающий правовые, экономические и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи.


- Разграничение компетенции в сфере социальной защиты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и расширение прав местных органов власти в обеспечении мер социальной защиты.
- Доступность мер социальной защиты для населения.
- Адресность социальной защиты и поддержки.
- Дифференциация мер социальной защиты с учетом различных медико-социальных факторов (пола, возраста, социальных потребностей, места проживания, уровня и качества жизни etc.)
- Комплексность мер по социальной защите.
- Базирование на всех возможных источниках финансирования.
- Участие самого населения в формировании государственной политики в сфере социальной защиты и определения мер по ее реализации.
- Взаимодействие государственных, общественных, религиозных, гуманитарных и других организаций.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. Материальное обеспечение (пенсии, пособия, компенсации .).


2. Натуральное обеспечение (продукты питания, одежда, лекарственные средства, топливо etc.).
3. Социальные услуги.
4. Правовая защита.

Виды социального обслуживания:


1. Материальная помощь.
2. Социальное обслуживание на дому.
3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях.
4. Предоставление временного приюта.
5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.
6. Консультативная помощь.
7. Реабилитационная помощь.

Контингенты лиц, в первую очередь нуждающихся в социальной защите:


- одинокие пенсионеры, не способные к самообслуживанию;
- престарелые граждане;
- инвалиды всех категорий;
- семьи с детьми-инвалидами;
- одинокие матери (отцы);
- дети-сироты;
- лица, оказавшиеся в экстремальных (трудных) жизненных ситуациях (беженцы, бомжи, лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий, военных конфликтов и другие).

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются с одной стороны всегда физическое лицо (гражданин, иностранец, лицо без гражданства), обладающее право- и дееспособностью, а с другой стороны, государственный орган или по поручению государства иное лицо - внебюджетный фонд или работодатель. Следует определить момент наступления дееспособности физических лиц как участников правоотношений по социальному обеспечению, ее содержание. Необходимо знать точное название государственных и муниципальных органов, внебюджетных фондов, к компетенции которых относится предоставление социального обеспечения. Выявляя особенности правового положения внебюджетных фондов как субъектов социально-обеспечительных правоотношений, необходимо охарактеризовать не только права и обязанности соответствующих государственных учреждений, но и специфику их юридической ответственности.

Содержание правоотношений по социальному обеспечению различается в зависимости от их разновидности: материальные, процессуальные. К общим правам физического лица как субъекта такого правоотношения относится право требовать предоставления материального блага в установленном законом размере и в определенном порядке, а также совершения иных действий в целях реализации всех предоставленных законом возможностей. Обязаны физические лица предоставить достоверные и полные сведения для получения того или иного вида социального обеспечения. Указанным правам и обязанностям корреспондируют права и обязанности государственного органа (или иного уполномоченного лица), выступающего другой стороной правоотношения по социальному обеспечению.

Основанием возникновения социально-обеспечительных правоотношений является юридический состав (совокупность юридических фактов): во-первых, наступление в объективной реальности обстоятельства, с которым норма права связывает возникновение права на социальное обеспечение (например, установление инвалидности); во-вторых, волеизъявление физического лица (например, обращение с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности); в-третьих, издание акта уполномоченного лица о назначении социального обеспечения (например, решение территориального органа Пенсионного фонда РФ о назначении трудовой пенсии по инвалидности).



Нужно учитывать, что вопросы социального обеспечения относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне урегулированы общественные отношения по предоставлению социального обеспечения большинству лиц, проживающих на территории Российской Федерации, например, трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий по обязательному социальному страхованию и пособий, предоставляемых за счет средств бюджета Российской Федерации, мер социальной поддержки инвалидов и лиц, пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф.

К компетенции субъектов Российской Федерации относится предоставление социального обеспечения отдельным категориям лиц, например, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ним, ветеранам Великой Отечественной войны - труженикам тыла, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Необходимо различать виды социального обеспечения, предоставляемые за счет бюджетных средств, не только в зависимости от источника финансирования, основания их предоставления и круга лиц, но и с учетом цели предоставления. Как правило, пособия выплачиваются в качестве материальной помощи, дополнительной финансовой поддержки гражданина при наступлении социально значимых обстоятельств, субсидии направлены на возмещение понесенных ранее расходов, компенсационные выплаты имеют строго целевое назначение.

Обязательное социальное страхование является самостоятельным видом страхования, составляющим институт права социального обеспечения. При его характеристике следует не только раскрыть понятие, права и обязанности его субъектов, но и выявить особенности правового регулирования, аргументировать возможность или невозможность применения к обязательному социальному страхованию норм гражданского и трудового права.

Одним из субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию выступает застрахованное лицо (лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию). Раскрывая правовое положение указанных лиц, следует иметь в виду, что в нормах действующего законодательства РФ круг застрахованных различается в зависимости от разновидности обязательного социального страхования. По общему правилу к ним относятся лица, работающие по трудовому договору. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, например, адвокаты, индивидуальные предприниматели, имеют право на обеспечение по обязательному социальному страхованию, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию.

Выявляя особенности правового регулирования обязательного социального страхования необходимо учитывать наличие, во-первых, общего нормативного акта, определяющего основы обязательного социального страхования, во-вторых, специальных нормативных актов, регламентирующих предоставление отдельных видов социального обеспечения.

Изучая пособия по временной нетрудоспособности, следует обратить внимание на то, что они выплачиваются не только работающим, но и неработающим гражданам, заболевание или травма которых наступили не позднее тридцати календарных дней после прекращения трудовых отношений. Размер пособия по временной нетрудоспособности различается в зависимости от основания его предоставления и продолжительности соответствующего вида страхового стажа.

Раскрывая вопрос о социальном обеспечении пострадавших на производстве, необходимо определить, в каком случае гражданин считается пострадавшим на производстве. При этом следует учитывать, что легальные определения понятия «несчастный случай», закрепленные в нормах ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Трудового кодекса РФ, не тождественны. При определении права пострадавшего на производстве на соответствующий вид социального обеспечения необходимо исходить из дефиниции, зафиксированной в специальном нормативном акте.

При рассмотрении вопроса о размере страховых выплат, предоставляемых пострадавшим на производстве, следует раскрыть такие понятия как «средняя заработная плата застрахованного», «степень утраты профессиональной трудоспособности», «степень вины застрахованного». Необходимо помнить, что размер как единовременной, так и ежемесячной страховой выплаты ограничен. Сумма ограничения ежегодно меняется.

Нужно хорошо знать основания для обеспечения пособиями застрахованных в Фонде социального страхования РФ лиц, имеющих детей, в связи с их рождением и уходом за ними, а также размер пособий, сроки их выплаты, порядок реализации права на пособие. Следует иметь ввиду, что ряд пособий гражданам, имеющим детей, например, единовременное пособие неработающим родителям при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу неработающей матери за ребенком до достижения им 1,5 лет, предоставляется за счет бюджетных средств, а потому относятся к мерам социальной поддержки.



Права и обязанности медицинских работников НСО

Определяя понятие и правовое регулирование медицинской помощи, нужно учитывать, что в современной юридической литературе имеются разные мнения относительно правовой природы отношений по оказанию медицинской помощи. По мнению одних авторов, указанные общественные отношения регулируются правом социального обеспечения, по мнению других – административным правом, третьих – гражданским правом.

Следует хорошо знать права пациентов по российскому законодательству, порядок и условия оказания медицинской помощи, в том числе и бесплатно.

Виды медицинской помощи можно разграничить по различным основаниям, в том числе и в зависимости от условий ее предоставления:

а) медицинская помощь предоставляемая бесплатно;

б) медицинская помощь предоставляемая платно:



  • за счет средств обязательного медицинского страхования,

  • за счет средств добровольного медицинского страхования,

  • за счет собственных средств граждан путем заключения гражданско-правового договора.

Раскрывая порядок осуществления социального обслуживания, размер оплаты социальных услуг, устанавливая круг лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание и на социальное обслуживание с частичной оплатой, следует обратить внимание на то, что указанные вопросы регулируются в настоящее время законодательством субъекта РФ.

Следует уяснить, что круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, ограничен. Клиентами социальной службы являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, т.е. в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и др.), которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Социальная служба как государственное или муниципальное учреждение имеет специальную правосубъектность, ее права и обязанности регламентируются не только локальными актами, но и нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Действующим законодательством РФ не запрещена деятельность частных социальных служб.

Рассматривая вопрос об основаниях возникновения правоотношения по социальному обслуживанию, необходимо иметь ввиду, что для предоставления гражданину социальных услуг необходимо не только его волеизъявление, но и принятие соответствующего решения социальной службой. Кроме того, при оказании социальных услуг на возмездной основе необходимо заключение договора. Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что соглашение оформляется также и в случаях бесплатного оказания гражданину социальных услуг.



Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников
1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

2. Медицинские работники обязаны:

1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

2) соблюдать врачебную тайну;

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона.

3. Фармацевтические работники несут обязанности, предусмотренные пунктами 2, 3 и 5 части 2 настоящей статьи.



Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ



Организация и проведение физкультминуток

во время занятий со студентами

ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум»

Проведение физкультминуток (далее – ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности студентов, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.

Доказано положительное влияние ФМ на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность ФМ возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом.

Проведение ФМ является обязательным для преподавателей.



ФМ проводятся не менее 1 раза в течение лекционных занятий и теоретической части семинарско – практических занятий.

Для проведения ФМ может быть использован специальный комплекс из 3 – 4 упражнений, включающий:



  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения

  • упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук

  • упражнения для снятия напряжения с мышц туловища

  • упражнения гимнастики для глаз

Продолжительность одной ФМ составляет 1,5 – 2 минуты, проводит преподаватель или студент группы, назначенный ответственным и прошедший специальную подготовку.

Примерные комплексы упражнений для проведения физкультминуток:

Комплекс № 1

Упражнение № 1. – исходное положение (и.п.) – сидя на стуле

  • голову наклонить направо

  • и.п.

  • голову наклонить налево

  • и.п.

  • голову наклонить вперед, плечи не поднимать

  • и.п.

  • повторить 3 – 4 раза

  • темп медленный

Упражнение № 2. – исходное положение (и.п.) – стоя, руки на поясе

  • правую руку вперед, левую вверх

  • переменить положение рук

  • повторить 3 – 4 раза

  • затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед

  • повторить еще 3 – 4 раза

  • темп средний

Упражнение № 3. – исходное положение (и.п.) – стойка ноги врозь, руки за голову

  • 3 круговых движения тазом в одну сторону

  • то же в другую сторону

  • вниз и расслабленно потрясти кистями

  • повторить 4 – 6 раз

  • темп средний

Упражнение № 4. – исходное положение (и.п.) – сидя, откинувшись на спинку стула

  • прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть

  • повторить 5 – 6 раз

Комплекс № 2

Упражнение № 1. – исходное положение (и.п.) – сидя, руки на поясе

  • поворот головы направо

  • и.п.

  • поворот головы налево

  • и.п.

  • повторить 4 – 5 раз

  • темп медленный

Упражнение № 2. – исходное положение (и.п.) – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе

  • свести локти вперед, голову наклонить вперед

  • локти назад, прогнуться

  • повторить 5 – 6 раз

  • затем руки вниз и потрясти расслабленно

  • темп медленный

Упражнение № 3. – исходное положение (и.п.) – стойка ноги врозь

  • наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх

  • и.п.

  • то же в другую сторону

  • повторить 5 – 6 раз

  • темп средний

Упражнение № 4. – исходное положение (и.п.) – сидя, руки вперед

  • посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх

  • вдох

  • следить за руками, не поднимая головы

  • руки опустить

  • выдох

  • повторить 4 – 5 раз

Комплекс № 3

Упражнение № 1. – исходное положение (и.п.) – сидя, руки на поясе

  • поворот головы направо

  • и.п.

  • поворот головы налево

  • и.п.

  • повторить 4 – 5 раз

  • темп медленный

Упражнение № 2. – исходное положение (и.п.) – сидя, руки вверх

  • сжать кисти в кулак

  • разжать кисти

  • повторить 6 – 8 раз

  • затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями

  • темп средний

Упражнение № 3. – исходное положение (и.п.) – стойка ноги врозь

  • наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх

  • и.п.

  • то же в другую сторону

  • повторить 5 – 6 раз

  • темп средний

Упражнение № 4. – исходное положение (и.п.) – сидя

  • поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке

  • затем против часовой стрелки

  • повторить 5 – 6 раз



Приложение 3

Осмысление и систематизация полученных знаний

Тестовые задания

1. Социальная защита населения – это:

1) форма государственной социальной помощи;

2) система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан РФ и иных категорий физических лиц, вследствие наступления

обстоятельств, признаваемых государством социально-значимыми;

3) система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры;

4) часть государственной социальной политики, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

2. Многодетной в России признается семья с числом несовершеннолетних детей:

1) три и более;

2) пять и более;

3) один и более

3. Конвенция о правах ребенка была принята в:

1) 1962 г.;

2) 1978 г.;

3) 1989 г.;

4) 1994 г.

4. Пенсия – это:

1) возмещение гражданам производимых ими расходов;

2) регулярная денежная выплата, которая производится в установленном

законом порядке определенным категориям населения из специальных фондов и других источников, предназначенных на эти цели;

3) выплата, производимая гражданам в установленном законом случаях, с целью возмещения полностью или частично утраченного заработка или оказания материальной поддержки;

4) имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг

5. Формой социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

не является:

1) регулярная денежная выплата;

2) социальное обслуживание на дому;

3) стационарное социальное обслуживание;

4) социально-консультативная помощь.

6. Медицинское страхование осуществляется в форме:

1) основного и дополнительного;

2) государственного и муниципального;

3) государственного и частного;

4) обязательного и добровольного.

7. Государственная социальная помощь – это:

1) возмещение гражданам производимых ими расходов;

2) регулярная денежная выплата, которая производится в установленном

законом порядке определенным категориям населения из специальных фондов и других источников, предназначенных на эти цели;

3) предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств бюджетов РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций и жизненно-необходимых товаров;

4) имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг

8. ФЗ «О государственной социальной помощи» был принят в:

1) 1999г.;

2) 1997г.;

3) 1995г.;

4) 1993г.

9. ФЗ «О социальной защите инвалидов» был принят в:

1) 1993г.;

2) 1995г.;

3) 1999г.;

4) 2001г.

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» был принят в:

1) 1997г.;

2) 1998г.;

3) 1999г.;

4) 2000г.
11. Федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» были

приняты в:

1) 1990г.;

2) 1992г.;

3) 1993г.;

4) 1995г.

12. Согласно закону «О социальной защите инвалидов в РФ» реабилитация инвалидов

включает в себя:

1) ортопедическую, трудовую и психологическую реабилитации;

2) психиатрическую, социальную, профессиональную;

3) медицинскую, профессиональную и социальную;

4) медицинскую, профессиональную и педагогическую.



Приложение 4

Критерии оценки знаний и умений студентов

«5» (отлично)- знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, при тестовом контроле - 100-90% правильно выполненных заданий, самостоятельное правильное выполнение упражнений.

«4» (хорошо)- незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, раскрытие междисциплинарных связей, логическое обоснование теоритических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле - 80% правильно выполненных заданий, выполнение упражнений с участием преподавателя.

«3» (удовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы, требующие наводящих вопросов, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле -79% правильно выполненных заданий, затруднения при выполнении упражнений с участием преподавателя.

«2» (неудовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы, требующие наводящих вопросов, при тестовом контроле – менее 70% правильно выполненных заданий, грубые ошибки при выполнении упражнений с участием преподавателя.

ГЛОССАРИЙ ПО ТЕМЕ

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость его социальной защиты.

Нарушение здоровья — нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Степень ограничения жизнедеятельности — степень отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящее к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка — одноразовые или эпизодические мероприятия, способствующие преодолению лицом кратковременной трудной жизненной ситуации, обусловленной нарушением здоровья. при отсутствии признаков социальной недостаточности.

Социальная помощь — периодические мероприятия краткосрочного характера, способствующие преодолению лицом трудной жизненной ситуации, обусловленной нарушением здоровья, при отсутствии признаков социальной недостаточности.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно затрудняющая жизнедеятельность лица, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Социальная реабилитация — стойкое и прочное восстановление способностей к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.

Социальное обслуживание — предоставление регулярных социальных услуг нуждающимся гражданам с целью преодоления или уменьшения имеющейся у них социальной недостаточности.


Смотрите также:
«Государственное регулирование в обеспечении занятости населения. Социальная защита граждан»
295.91kb.
Социальная защита населения в регионе учебное пособие
984.18kb.
Государственная служба занятости населения
30.09kb.
Государственное учреждение центр занятости населения Варгашинского района Курганской области
12.94kb.
Контрольная работа социальная политика государства. Доходы населения. Теория и практика социального рыночного хозяйства Германии
55.21kb.
Специальная информация для граждан ищущих работу Профессиональное обучение
34.08kb.
Тема дипломного проекта
71.11kb.
Президент Азербайджанской Республики А. Муталибов организация: верховный совет закон Азербайджанской Республики о занятости населения в Азербайджанской Республике Настоящий закон
268.57kb.
Ситуация на рынке труда
26.69kb.
Темы курсовых работ по курсу "проблемы правового регулирования занятости населения"
16.18kb.
Тесты по спецкурсу «Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения»
66.4kb.
Получатели государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
362.73kb.