Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
скачать


Г.Б. Добрецов

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И

МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКАЗАМИ
Модуль 2.

Тема №4. «Правовой статус субъектов отношений в области размещения заказов»

2009 год

План лекции

1. Организаторы размещения заказов и их компетенция.

2. Участники размещения заказов, их права и обязанности.

3. Ответственность заказчиков, уполномоченных органов, членов комиссий за нарушения при размещении заказов

Введение

1. Организаторы размещения заказов и их компетенция


Организаторы размещения заказов – это уполномоченные законом или соответствующими правовыми актами субъекты, совершающие в рамках своей компетенции действия в области размещения государственных или муниципальных заказов. К ним относятся заказчики, уполномоченные органы, специализированные организации, а также конкурсные, аукционные, котировочные комиссии.

4.1.1. Государственные и муниципальные заказчики


Определение государственного (муниципального) заказчика дается в статье 4 Закона.1 Заказчик - орган власти (местного самоуправления) или получатель бюджетных средств.

Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования могут выступать:

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы местного самоуправления;

4) бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Заказчик обязательно должен иметь статус юридического лица.

Согласно статьям 10, 11 Конституции РФ к государственным органам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные органы не являются органами государственной власти, в частности, - Счетная палата РФ/



Органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) - Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, иные федеральные органы государственной власти, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами России в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами (Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательные (представительные) и исполнительные органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (Федеральный закон от 13.01.1995 №7-ФЗ (ред. от 16.10.2006) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»).

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 10.06.2008).

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета… «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 24.07.2008).

Внимание: государственные корпорации, унитарные предприятия и автономные некоммерческие организации – не имеют статус заказчиков


1.2. Уполномоченный орган


В случае, если созданы федеральный (субъекта РФ) орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют данные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.2


1.3. Специализированные организации


Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо - специализированную организацию для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса (аукциона) на право заключить государственный или муниципальный контракт - разработки конкурсной (аукционной) документации, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса (аукциона), направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе (аукционе) и иных, связанных с обеспечением проведения торгов, функций.

При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной (аукционной) документации, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком.3

Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.4

Специализированная организация осуществляет указанные функции от имени заказчика или уполномоченного органа. При этом права и обязанности возникают у заказчика или уполномоченного органа.5

Специализированная организация не может быть участником размещения заказа, если она осуществляет вышеуказанные функции.6

1.3. Комиссии по размещению заказов


При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия.7

Решение о создании комиссии, определение ее состава и порядка работы, назначение председателя комиссии производится заказчиком, уполномоченным органом.8Может быть создана единая комиссия, осуществляющая все функции, предусмотренные Законом для конкурсной, аукционной, котировочной комиссий. На указанную комиссию и ее членов распространяются положения Закона о конкурсной, об аукционной и о котировочной комиссиях и о членах названных комиссий.9



  • Требования к профессиональному составу комиссии

Заказчик, уполномоченный орган вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. В состав комиссии должны быть включены не менее чем три лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов по образовательной программе, утвержденной в соответствии с законодательством РФ в области образования,10 то есть по программе «Управление государственными и муниципальными заказами» и только в учебном заведении, имеющем лицензию на обучение по указанной Программе.

  • Требования о личной незаинтересованности членов комиссии

Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа).

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа, а также которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере размещения заказов должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.11



  • Порядок работы комиссии

Комиссия правомочна осуществлять функции, предусмотренные частями 6 - 8 статьи 7 Закона, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50% общего числа ее членов.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.12



  • Компетенция конкурсной комиссии

Конкурсной комиссией осуществляется:

1) вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе (открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам) и ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе;

2) рассмотрение заявок на участие в конкурсе, отбор участников конкурса и ведение протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

3) оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.13



  • Компетенция аукционной комиссии

Аукционной комиссией осуществляется рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.14

  • Компетенция котировочной комиссии

Котировочной комиссией осуществляется:

1) предварительный отбор участников размещения заказа, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в случаях, предусмотренных Законом;

2) рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок и определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.15

Локальные нормативные акты о комиссиях


Правотворческую деятельность заказчиков в области организации работы комиссии рассмотрим на примере деятельности таможенных органов. Типовое положение о комиссии таможенного органа по размещению заказов было принято 07.04.2006.16

Общие положения

1. Комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов - коллегиальный орган, создаваемый приказом руководителя таможенного органа для организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов путем проведения конкурсов, аукционов и запросов котировок.

2. Комиссия создается для реализации мер по сокращению расходов бюджетных средств путем осуществления действий по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ, ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, действующими в части, не противоречащей указанному закону, а также Положением.



Основные задачи комиссии

4. Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе (аукционе) или запросе котировок в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

5. Определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми будут заключены государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов.

6. Содействие в укреплении материально-технической и социальной базы таможенных органов и развитии таможенной инфраструктуры, во всестороннем обеспечении таможенных органов и их оснащении современными техническими средствами.



Функции комиссии

7. При размещении заказов путем проведения конкурса:

- осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, оповещает всех присутствующих на заседании о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки;

- ведет и подписывает протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;

- рассматривает заявки на участие в конкурсе и производит отбор участников конкурса; принимает решение о допуске или об отказе в допуске участников размещения заказа к участию в конкурсе;

- осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе;

- ведет и подписывает протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; определяет победителя конкурса; дает разъяснения результатов конкурса.

8. При размещении заказов путем проведения аукциона:

- рассматривает заявки на участие в аукционе;

- принимает решение о допуске или об отказе в допуске участников размещения заказа к участию в аукционе;

- ведет и подписывает протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе;

- определяет победителя аукциона; 17

- ведет и подписывает протокол аукциона.

9. При размещении заказов путем запроса котировок: рассматривает котировочные заявки; определяет победителя; ведет и подписывает протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.



Состав комиссии

10. В состав комиссии (не менее 5 человек) входят: председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, члены комиссии, секретарь комиссии. Состав комиссии утверждается приказом руководителя таможенного органа.

11. Членами комиссии могут быть представители заказывающих, финансово-экономических и правовых структурных подразделений таможенного органа, обладающие знаниями и опытом работы в области заключения хозяйственных договоров (контрактов), конъюнктуры рынка и, как правило, прошедшие профессиональную переподготовку в области управления государственными закупками. Представителей других подразделений включают в состав комиссии по согласованию с председателем комиссии.

Порядок проведения заседаний комиссии

Порядок вскрытия конвертов с заявками при проведении конкурса

12. Заседание комиссии проводится в предусмотренные конкурсной документацией день и время, а также в предусмотреннном конкурсной документацией месте.

13. Заседание проводится при условии присутствия на нем не менее половины членов комиссии. Отсутствие любого из членов комиссии на заседании допускается только с разрешения председателя комиссии.

14. Участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе.

15. Конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются публично председателем комиссии непосредственно в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении конкурса.

16. Председатель комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе объявляет всем присутствующим на заседании о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки.

17. На заседании комиссии при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществляется аудиозапись.

18. Комиссия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе вправе потребовать от участников размещения заказа разъяснения положений представленных ими документов и заявок на участие в конкурсе. Данные разъяснения вносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Комиссия не вправе предъявлять дополнительные требования к участникам размещения заказа, допускать изменение заявки на участие в конкурсе.

19. Комиссия ведет протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Члены комиссии несут персональную ответственность за своевременность подписания протоколов заседания комиссии.

20. Конверты с заявками на участие в конкурсе, полученные после окончания приема заявок на конкурс, вскрываются и в тот же день возвращаются участникам размещения заказа.



Порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе

21. Комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать десяти дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Участник размещения заказа может подать только одну заявку на участие в конкурсе.

22. Комиссия на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принимает решение о допуске к участию в конкурсе участников размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям действующего законодательства. На заседании оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе и подписывается всеми присутствующими членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе

23. Комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

24. Комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявки могут быть: функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг; расходы на эксплуатацию товара; расходы на техническое обслуживание товара; сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг; объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг; цена контракта, а также другие критерии в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.

Для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе комиссия имеет право привлекать должностных лиц таможенных органов, являющихся специалистами в области, относящейся к предмету торгов.

25. Комиссия на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивает порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

26. Комиссия определяет победителя конкурса, предложившего лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

27. Комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Указанный протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии на следующий день после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Данный протокол оформляется в двух экземплярах, один экземпляр хранится у заказчика, второй экземпляр протокола оценки и сопоставления заявок передается победителю конкурса в течение трех дней после его подписания одновременно с проектом государственного контракта.

28. Комиссия дает необходимые разъяснения любому участнику конкурса по результатам конкурса.



Порядок проведения заседания комиссии при проведении аукциона

Порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе

29. Комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать пяти дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

30. Комиссия на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принимает решение о допуске к участию в аукционе участников размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям действующего законодательства. Оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе и подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Порядок проведения аукциона

31. Аукцион проводится в присутствии членов комиссии, участников аукциона или их представителей. В аукционе могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками аукциона.

32. Аукцион проводится путем снижения начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона, на шаг аукциона.

33. Шаг аукциона устанавливается в размере пяти процентов начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, председатель комиссии вправе снизить шаг аукциона на 0,5 процента начальной цены контракта, но не ниже 0,5 процента начальной цены контракта.

34. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

35. При проведении аукциона осуществляется аудиозапись.

36. Комиссия ведет протокол аукциона.18 Протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии в день проведения аукциона. Протокол оформляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, а второй экземпляр передается победителю аукциона в течение трех дней после его подписания одновременно с проектом контракта.

Порядок проведения заседания комиссии при проведении запроса котировок

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.



Порядок подачи котировочных заявок

37. Любой участник размещения заказа вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

38. Участник размещения заказа подает котировочную заявку заказчику в письменной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

39. Котировочная заявка регистрируется, если она подана в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

40. Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в тот же день возвращаются участникам размещения заказа.

Рассмотрение и оценка котировочных заявок

41. Комиссия на следующий день после окончания срока подачи котировочных заявок рассматривает их на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает.

42. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

43. Комиссия не рассматривает котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

44. Комиссия оформляет протокол результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок, который составляется в двух экземплярах. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии. Один экземпляр протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок остается у заказчика, второй экземпляр указанного протокола передается в течение двух дней со дня его подписания победителю одновременно с проектом контракта.

45. Комиссия дает необходимые разъяснения по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок любому участнику размещения заказа.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль Тема №4. «Правовой статус субъектов отношений в области размещения заказов» 2009 год План лекции
555.38kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль Основные инструменты размещения заказов Дисциплина: «Право государственного и муниципального заказа
386.19kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль Основные инструменты размещения заказов Дисциплина: «Право государственного и муниципального заказа (закупочное право)» Тема №2. Способы размещения заказов
301.99kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами
511.17kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль Основные инструменты размещения заказов Дисциплина: «Гражданское право» Тема №1. Общие положения гражданского права: субъекты, объекты, сроки
594.78kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль №4. Вариантная часть
102.08kb.
2009 год Тема №1. Управление государственными и муниципальными заказами в экономической системе России
163.23kb.
Г. Б. Добрецов. Тема. Контроль за размещением заказов, защита прав и законных интересов участников размещения заказов
204.78kb.
Управление государственными и муниципальными заказами
1071.77kb.
Г. Б. Добрецов к вопросу о выборе способа размещения заказа: защита конкуренции и эффективное использование средств казны Выбор способа размещения заказа проходит красной нитью через весь Закон
126.1kb.
Программа «Логистические аспекты управления государственными и муниципальными заказами»
111.37kb.
План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд фгбуз цгиЭ №31 фмба россии на 2012 год
3675.36kb.