Главная стр 1стр 2стр 3
скачать


Г.Б. Добрецов

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И

МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКАЗАМИ


Модуль № 8. Государственный (муниципальный) контракт. Защита интересов участников размещения заказов
Дисциплина: Закупочное право
Тема № 10. «Государственный (муниципальный) контракт»

2009 год

План лекции

1. Общие положения о государственном (муниципальном) контракте на поставку продукции для государственных или муниципальных нужд

2.Порядок заключения и расторжения контракта

3. Условия контракта

4. Вопросы юридической ответственности и защиты нарушенных прав

Введение


Перемещение материальных благ (товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг) из сферы производства в сферу обращения и далее в сферу потребления осуществляется посредством гражданских правоотношение, то есть правовых отношений, урегулированных нормами гражданского права. Важную роль в этих отношениях играет договор (его синонимы: контракт, соглашение). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор- это сделка, в которой участвует два и более лиц.

1. Общие положения о государственном (муниципальном) контракте на поставку продукции для казенных нужд


Государственные и муниципальные субъекты устанавливают договорные отношения для удовлетворения своих нужд. В целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд государственные (муниципальные) субъекты формируют и размещают заказы.

Под размещением заказов на поставку товаров1, выполнение работ2, оказание услуг3 для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними:

- государственных (муниципальных) контрактов или

- иных гражданско-правовых договоров в любой форме в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона.4

Заказ признается размещенным со дня заключения контракта (государственного или муниципального), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона, - иного гражданско-правового договора.5

По Г(М)К на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.6

По Г(М)К на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.7

Законом под Г(М)К понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Сторонами контракта являются поставщик, исполнитель, подрядчик с одной стороны и государственный (муниципальный) заказчик – с другой, которые и подписывают государственный (муниципальный) контракт.8

При исполнении Г(М)К не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.9В случае перемены государственного или муниципального заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.10

Основываясь на Гражданском и Бюджетном кодексах, исходя из положений Закона о размещении заказов, определение государственного (муниципального) контракта, по нашему мнению, следует синтезировать в следующую дефиницию:



Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный государственным (муниципальным) заказчиком [от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования11] с отобранным установленным порядком поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в котором поставщик (исполнитель, подрядчик) обязуется передать товары (оказать и передать услуги, выполнить и передать работы) государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик – принять товары (выполненные работы, оказанные услуги) и оплатить их или обеспечить их оплату в пределах лимитов бюджетных обязательств или на основании иных нормативов, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом.

2. Порядок заключения и расторжения государственного (муниципального) контракта


Гражданский кодекс РФ предусматривает три возможных варианта построения хозяйственных связей для поставки товаров для государственных либо муниципальных нужд.

Вариант первый, установленный статьей 529 ГК РФ предусматривает:

а) заключение Г(М)К, которым предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;

б) выдачу государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с Г(М)К извещения о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю);

в) заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.



Второй вариант (статья 531 ГК) предусматривает, что Г(М)К заключается между государственным заказчиком и поставщиком продукции, а отгрузка товаров происходит по отгрузочным разнарядкам покупателям, указанным государственным или муниципальным заказчиком.

Третий вариант предусматривает классическую форму гражданских договорных отношений - в соответствии с условиями Г(М)К поставка товаров по контракту осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику.

Последний вариант, как единственный, следует рассматривать при оказании услуг, выполнении работ для государственных или муниципальных нужд.


2.1. Порядок заключения государственного (муниципального) контракта


Г(М)К заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона,12 а в отдельных случаях - иных нормативных правовых актов. Например, порядок принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007.13

Гражданский кодекс предусматривает необходимость соблюдения важных условий, при которых контракт будет считаться заключенным: между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.14



  • Порядок заключения государственного или муниципального контракта предусмотрен статьей 528 ГК

Рассмотрим порядок, предусмотренный статьей 528 ГК и особенности Закона, которые учитываются при заключении контракта.

Правило первое. В соответствии с ГК РФ проект Г(М)К разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю).15

Правило второе. Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр Г(М)К другой стороне, а при наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным Г(М)К другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения контракта.16

Правило третье. Сторона, получившая Г(М)К с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии Г(М)К в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.17

Правило четвертое. В случае, когда Г(М)К заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для казенных нужд, контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.18

Правило пятое. Если сторона, для которой заключение Г(М)К является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить контракт.19

  • Правовой режим заключения государственного (муниципального) контракта, предусмотренный Законом

Применение правила первого – направление контракта поставщику

Законом предусмотрено, что контракт прилагается к конкурсной (аукционной) документации и является ее неотъемлемой частью (в случае проведения торгов по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), а также к извещению о запросе котировок.20

В соответствии со статьями 25, 27, 28, 31.4, 31.5, 35 - 37, 41, 47 заказчик в течении трех рабочих дней (при запросе котировок – двух21) обязан передать участнику размещения заказа, с которым в соответствии с Законом надлежит заключить контракт, проект контракта. Указанный проект составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником, в проект контракта, прилагаемого к конкурсной документации.22

Применение правила второго и третьего - процедура подписание контракта с протоколом разногласий

Данное правило в полном объеме действует при заключении государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком, в остальных случаях только в пределах условий контрактов, которые могут быть изменены в соответствии с Законом, либо в порядке исправления допущенных ошибок в проекте контракта.



Применение правила четвертого – максимальных сроков заключения контракта по результатам торгов

В соответствии с Законом конкурсная (аукционная) документация должна содержать срок со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокол аукциона), в течение которого победитель торгов должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней.23



Применение правила пятого – права в судебном порядке понудить к заключению контракта

Законодатель не рассматривает случаи понуждения к заключению контракта уклоняющего заказчика, здесь действует норма статьи 528 ГК.

Что касается понуждения участника размещения заказа, который не вправе отказаться от заключения государственного (муниципального) контракта, то Закон регулирует такие случаи. Ранее в разделе 5.2. назывались основания признания участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного (муниципального) контракта. К таким участникам, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным (уклоняющимся от заключения контракта: не представившим заказчику в установленный срок подписанного контракта, а также обеспечения исполнения контракта, если таковое предусмотрено) относятся:

1) участник, подавший единственную (и соответствующую) заявку на участие в торгах (запросе котировок). (Если по окончании срока подачи заявок на участие в торгах или запроса котировок подана только одна заявка, и заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной (аукционной) документацией (извещением о проведении запроса котировок), заказчик обязан заключить государственный или муниципальный контракт с участником размещения заказа, подавшим указанную заявку, а участник не вправе отказаться от заключения контракта).24

Закон не предусматривает право заказчика обратиться в суд с иском о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения, что не исключает обращения в суд на основании статьи 528 ГК;

2) единственный участник торгов. (Если только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса (аукциона), заказчик обязан заключить с ним Г(М)К, а участник не вправе отказаться от заключения контракта).25

Закон не предусматривает право заказчика обратиться в суд с иском о понуждении единственного участника заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения, что не исключает обращения в суд на основании статьи 528 ГК;

3) «победитель размещения заказа» или «второй номер размещения заказа». (Если победитель торгов (запроса котировок) или участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер (участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта) в срок, предусмотренный конкурсной (аукционной) документацией, не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта (если установлено), победитель конкурса (аукциона) или участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер (участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта), признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.26



Заказчик обязан заключить контракт с участником конкурса (аукциона), заявке которого присвоен второй номер (который сделал предпоследнее предложение о цене контракта), при отказе от заключения контракта с победителем конкурса (аукциона) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона. При этом заключение контракта для участника конкурса (аукциона), заявке которого присвоен второй номер (который сделал предпоследнее предложение о цене контракта), является обязательным). 27

В случае, если «победитель размещения заказа» признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить Г(М)К с «вторым номером размещения заказа».

В случае уклонения «второго номера размещения заказа, от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении такого участника заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, или принять решение о признании размещения заказа несостоявшимся;28

4) единственный участник аукциона. (Если в аукционе участвовал один участник, заказчик обязан заключить с ним контракт, а участник аукциона не вправе отказаться от заключения Г(М)К. При непредставлении заказчику участником аукциона в срок, предусмотренный документацией об аукционе, подписанного контракта, а также обеспечения исполнения контракта (если установлено) участник аукциона признается уклонившимся от заключения контракта).29

Закон не предусматривает право заказчика обратиться в суд с иском о понуждении единственного участника аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения, что не исключает обращения в суд на основании статьи 528 ГК.



Типовые формы контрактов. Актами органов власти могут предусматриваться типовые формы государственных контрактов. Например, Приказом Рособразования от 28.02.200830 утверждены типовые формы контрактов.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами
511.17kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль №4. Вариантная часть
102.08kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль Основные инструменты размещения заказов Дисциплина: «Гражданское право» Тема №1. Общие положения гражданского права: субъекты, объекты, сроки
594.78kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль Основные инструменты размещения заказов Дисциплина: «Право государственного и муниципального заказа
386.19kb.
2009 год Тема №1. Управление государственными и муниципальными заказами в экономической системе России
163.23kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль Тема №4. «Правовой статус субъектов отношений в области размещения заказов» 2009 год План лекции
555.38kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль Основные инструменты размещения заказов Дисциплина: «Право государственного и муниципального заказа (закупочное право)» Тема №2. Способы размещения заказов
301.99kb.
Управление государственными и муниципальными заказами
1071.77kb.
Программа «Логистические аспекты управления государственными и муниципальными заказами»
111.37kb.
Рассмотрено и принято Общим собранием
50.27kb.
Зарегистрирован в Минюсте России 3 апреля 2008 г
175.97kb.
Хабаровского края
69.87kb.