Главная стр 1
скачать
Девять заповедей семейного воспитания
Принимайте ребенка таким, каков он есть.

Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен его предков, а не только прямых родителей. Только деятельная любовь родителей поможет одним сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим – скорректировать свои природные недостатки и превратить их в достоинства.


Никогда не приказывайте из прихоти.

Непрестанно вмешиваться в жизнь ребенка опасно. Изводить малыша по пустякам – значит оглупить его, вскоре он не сможет отличать мелочь от серьезного проступка. Но нельзя и игнорировать проступки ибо ребенок не сможет выработать у себя понимание их негативных последствий. Ребенку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок. Чтобы научиться отличать первое от второго и впоследствии не бояться ошибок и избегать проступков.


Не принимайте решения в одиночку.

Принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. Отец и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигнут школьного возраста, следует и их включить в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.


Собственное поведение родителей – главный фактор в воспитании детей.

Особенно вредны шумные и бурные скандалы в семье: от них дети страдают даже больше, чем взрослые. Личный пример – лучший способ объяснения. Трудно запретить взрослеющему ребенку не курить, если его отец курит. Нельзя добиться аккуратности от девочки, если сама мама неопрятна и безвкусно одевается.

Вот что писал об этом Лев Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей... Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается вопрос жизни: как самому жить? Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать... воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому двигаться, воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны».
Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит вам.

Разговаривайте с детьми, вызывайте их на обсуждение вашей работы, домашних дел, денег, предстоящего отпуска. Спорьте, но уважительно и сохраняя при этом доброе отношение к детям. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья – первый опыт приобщения ребенка к социальной жизни.

Нe допускайте излишеств в подарках детям.

Часто дети, соблазнившись рекламой, просто осаждают нас просьбами. В результате родители разучиваются им отказывать, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не делает подарков – их надо заработать.

На это обращал особое внимание и В.А.Сухомлинский. Он указывал, что, как только ребенок открыл глаза, как только осознал себя, ему постоянно чего-то хочется. Потребности – двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживший их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадежным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит еще более страшное бедствие – нежелание трудиться.

Следует понять, что современный кризис, который переживает человечество, вызван тем, что люди не научились регулировать свои потребности, блокировать те из них, которые ведут к экологическому и нравственному кризису.
Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

Обязанности в семье необходимо распределить. Мать не должна быть слугой в доме. Важно приучить детей к чистоте в раннем детстве. Нужно установить определенные правила уборки и всей семьей четко им следовать.

Режим дня должен быть целесообразным, разумным и в ваших глазах, и в глазах ребенка. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду, они должны понимать, такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению еды и уборке после обеда, а главное, чтобы всей семьей собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать: это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги которых покупаются продукты.

Держите дома двери открытыми.



Дети не должны чувствовать себя привязанными. Двери дома должны быть открыты и для друзей. Необходимо доверять детям, но они должны научиться свободе, ведь это совсем не просто. Надо помочь детям выработать чувство ответственности за свободный выбор поступков, товарищей. Если в семье добрые, уважительные отношения друг к другу, если родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам и заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, то детям не понадобится ничего скрывать от родителей, и последние сумеют вовремя предостеречь их от необдуманных поступков.
Устраняйтесь в положенное время.

Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Не мешайте им в этом. Ведь одно из назначений семьи – выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, развить это и отдать на общее благо. Отделившись от родителей в самостоятельную жизнь, дети начинают новый цикл жизни, для того, чтобы она никогда не кончилась.
скачать


Смотрите также:
Девять заповедей семейного воспитания
38.18kb.
Десять заповедей семейного воспитания
53.44kb.
Типы семейного воспитания
48.99kb.
Беседа Стили семейного воспитания
55.84kb.
Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье
27.31kb.
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
20.01kb.
1. Понятие и принципы семейного воспитания Цель и методы семейного воспитания
156.66kb.
Дуплякова Е. Н
58.38kb.
Программа учебной дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы, методическими указаниями по изучению каждой
90.89kb.
«Наглядная педагогическая пропаганда»
59.35kb.
Формы работы педагога с родителями, методика их проведения
314.11kb.
Родителям Стили семейного воспитания
97.85kb.