Главная стр 1
скачать
Департамент образования

администрации Кстовского муниципального района

Информационно-методический центр

Информационно-аналитическая справка о результатах единого государственного экзамена

по биологии

выпускников 11 –х классов ОУ Кстовского муниципального района

2013 года

2013 год
Составитель:

Нефедова М.Л., методист информационно-методического центра департамента образования администрации Кстовского муниципального района.
Ответственные за компьютерную верстку:

Нефедова М.Л., методист информационно-методического центра департамента образования администрации Кстовского муниципального района.
Ответственный за выпуск:

Белова И.А., начальник информационно- методического центра департамента образования администрации Кстовского муниципального района.

Информационно-аналитическая справка о результатах единого государственного экзамена по биологии выпускников 11 –х классов ОУ Кстовского муниципального района 2013 года//Департамент образования администрации Кстовского муниципального района. - Кстово: Информационно-методический центр, 2013. – 22 с.

Издание адресовано руководителям и учителям математики общеобразовательных учреждений.




  1. Краткая характеристика КИМ ЕГЭ по биологии 2013 года

Подробная характеристика КИМов по биологии (назначение, нормативное основание, подходы к отбору содержания, структура) опубликована в «Спецификации КИМов для проведения в 2013 году ЕГЭ по биологии» на сайте ФИПИ.

Изменения в структуре КИМ по сравнению с 2012 г. отсутствуют.

Содержание проверки на ЕГЭ по биологии в 2013 г., как и в прошлые годы, составляли знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они были объединены в семь содержательных блоков: Биология – наука о живой природе; Клетка как биологическая система; Организм как биологическая система; Система и многообразие органического мира; Человек и его здоровье; Эволюция живой природы; Экосистемы и присущие им закономерности.



Таблица 1

Содержательные блоки

Общее число заданий

Число заданий в каждой части

Часть 1

А

Часть 2

В

Часть 3

С

1. Биология как наука. Методы научного познания

1

А1



-

2. Клетка как биологическая система

13

А2, А3, А4, А27, А28, А29, А36

В1, В6, В8

С1, С2, С5

3. Организм как биологическая система

12

А5 - А9, А30 - А32, А36

В1, В6, В8

С1, С2

4. Система и многообразие органического мира

12

А10, А11, А12, А13, А14, А 32, А36

В2, В4, В8

С1, С2, С3

5. Организм человека и его здоровье

14

А15, А16, А17, А18, А19, А33, А34, А36

В2, В5, В8

С1, С2, С3

6. Эволюция живой природы

12

А20, А21, А22, А23, А35, А36

В3, В7, В8

С1, С2, С4

7. Экосистемы и присущие им закономерности

11

А24, А25, А26, А35, А36

В3, В7, В8

С1, С2, С4

Задание А 36, как уже было сказано, контролируют знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения, поэтому охватывает содержание блоков 2-7. Такое же значение имеют задания В8, С1 и С2.


2. Основные результаты экзамена по биологии в 2013 году

В 2013 г. в едином государственном экзамене по биологии принимало участие 56 (2012 – 77, 2011 г. – 72, 2010 г. - 116) выпускников из 17 (2012 – 17, 2011 г. -19, 2010 г. – 19) ОУ: всех 8 городских и девяти сельских школ, что составило 10,3% (2012 г. - 15,4%, 2011 г. - 16,14%, 2010 г. – 18,9%) от общего числа выпускников. Средний балл выполнения экзаменационной работы составил 57,9 (2012 г. - 47,6, 2011 г. - 47,7) балла. Наибольший балл – 98 (2012 – 86, 2011 г. – 89), как и в прошлом году набрала выпускница МБОУ Лицея №7 (Киричук Яна, учитель Голунова М.Г.). Минимальный балл, подтверждающий освоение выпускниками основных образовательных программ среднего (полного) общего образования составил 36 баллов, как и в 2012 г.

В целях объективной оценки достижений выпускников были предусмотрены четыре уровня выполнения экзаменационной работы, которым соответствуют следующие значения тестового и первичного баллов: низкий – 0–35 (0–16), базовый –36–54 (17–35), повышенный – 55–78 (36–59), высокий –79–100 (60–69). В скобках указан первичный балл.

Таблица 2

Распределение участников ЕГЭ по уровням подготовки по биологии


Уровень подготовки

Минимальный

(%)

Удовлетворительный (%)

Хороший

(%)

Отличный

(%)

2010

8,6

65,6

15,5

10,3

2011

19,4

51,4

27,8

1,4

2012

16,9

58,4

23,4

1,3

2013

0

50

41,1

8,9

В 2013 г. в Кстовском муниципальном районе отсутствует такая категория выпускников, как не прошедшие минимальную границу усвоения курса биологии. Почти в 2 раза увеличилась доля выпускников, показавших хороший уровень подготовки; на 8,4% уменьшилась доля выпускников показавших удовлетворительный уровень подготовки. Выпускники МБОУ СОШ №2 (1 чел., учитель Базякина Е.Л.), МБОУ СОШ №5 (1 чел., учитель Ващанова М.В.), МБОУ Гимназия №4 (2 чел., Бодеева Е.В.) и МБОУ Лицея №7 (1 чел., Голунова М.Г.) продемонстрировали отличную предметную подготовку. Общее распределение выпускников с различным уровнем подготовки по отдельным группам представлено диаграмме 1.

В 2013 50% выпускников – группа с удовлетворительной подготовкой, имеют определенные знания по основным разделам курса биологии; умеют оперировать биологическими понятиями, применять знания в стандартных ситуациях, сравнивать биологические объекты, процессы, явления, составлять цепи питания, решать несложные биологические задачи. Однако допускают биологические ошибки. Задания части 3 (С) выполняют частично. В развернутых ответах при раскрытии основного содержания могут отсутствовать отдельные элементы.

41,1% выпускников имеют определенные знания по всем разделам курса биологии; умеют оперировать биологическими понятиями, применять знания в новых ситуациях, сравнивать биологические объекты, процессы, явления, анализировать различные гипотезы сущности жизни, составлять схемы скрещивания, цепи питания, решать биологические задачи разной степени сложности. В ответах при раскрытии основного содержания заданий части 3 (С) могут отсутствовать несущественные элементы, допускаются незначительные ошибки.



Диаграмма 1

В 2013 г в 7 раз увеличилось количество выпускников, которые имеет полные системные знания по курсу биологии, может применять их в нестандартной ситуации. Ими освоены знания и умения, предусмотренные стандартом биологического образования. Они владеют умениями анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать последовательность процессов и явлений, взаимосвязь строения и функций биологических объектов, давать полные развернутые ответы, решать биологические задачи и делать выводы. У них сформированы общеучебные умения составлять развернутый ответ на задание, четко излагать свои мысли; правильно выполнять задания на установление соответствия процессов, явлений, объектов, на определение их последовательности.

Таким образом, число выпускников, имеющих хорошую и отличную предметную подготовку по биологии по сравнению с 2012 г. увеличилось в 2 раза, и это самый высокий результат за 4 года.

Анализ распределения участников экзамена по тестовым баллам (таблица 3 и диаграмма 2) показывает, что в группе с удовлетворительной подготовкой обучающихся по биологии, существенно снизилась доля выпускников, получивших на экзамене 41-50 баллов.



Распределение участников экзамена по тестовым баллам

Таблица 3


Год

Интервал шкалы тестовых баллов (%)

0-10

11-20

21-30

31-40

41-50

51-60

61-70

71-80

81-90

91-100

2010

0,0

0,0

1,7

20,7

36,2

24,1

10,3

6,0

0,9

0,0

2011

0,0

1,4

11,1

19,4

26,4

23,6

5,6

8,3

1,3

0,0

2012

0,0

0,0

10,4

23,4

28,6

23,4

5,2

7,8

1,3

0,0

2013

0,0

0,0

0,0

12,5

26,8

19,6

16,1

21,4

3,6

1,7

Диаграмма 2

Существенно увеличилась доля выпускников набравших от 61 до 80 баллов за работу.


3.Анализ результатов выполнения экзаменационной работы

по биологии
3.1. Задания А части 1

Часть 1 включала 36 заданий А – с выбором ответа, по семи разделам биологи: 26 базового уровня с прогнозом выполнения заданий – 60-90% и 10 повышенного с прогнозом выполнения – 30-60%.

Результат выполнения заданий по блокам представлен на диаграмме 3.

На диаграмме видно, что традиционно невысокие результаты выпускники Кстовского муниципального района показывают при выполнении блока 2 «Клетка как биологическая система».

Неожиданными стали результаты выполнения блока 6 «Эволюция живой природы». В предыдущие годы, результаты по этому блоку были если не самыми высокими, то вторыми по всей работе. В 2013 г. доля выполнения заданий блока 6 самая низкая. Кроме того, результат выполнения этого блока самый низкий за последние три года.

Диаграмма 3


3.1.1. Анализ выполнения блока «Биология как наука. Методы научного познания»

Блок включал 1 задание. Средний процент выполнения заданий по блоку составил – 69,9% (2012 г. -63,6%,. 2011 г. - 50,7%, 2010 г - 74,1%) т. Результат выполнения задания говорит о том, что на 6,3 % снизилась доля выпускников, не усвоивших современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии. Однако, результат 2010 г. так и не был достигнут.



Задние выполнили все выпускники МБОУ СОШ №5 (5 чел.). Худший результат показали выпускники МБОУ СОШ №2: из 7 чел. задание выполнили 3 (42,9%). Ниже ожидаемого уровня сложности выполнено задание выпускниками МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов – 57,1%.
3.1.2. Анализ выполнения блока «Клетка как биологическая система»
Блок включал 7 заданий: 3 базового и 4 повышенного уровня сложности. Средний результат выполнения по блоку – 65,4%, самый высокий за последние три года.

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А

Блок 2. Клетка как биологическая система


Содержание блока

Код задания

Уровень слож-ности

Средний

% выполнения

2011

2012

2013

А2

Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки.

Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Б

70,1

67,5

73,2

А3

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

Б

49,3

51,9

71,4%

А4

Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство.

Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

Б

58,2

36,4

73,2

А27

Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий,грибов. Химический состав клетки. Макро- и икроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков,

нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов

клетки – основа ее целостности.

П

29,9

41,6

78,6

А28

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих

бактерий на Земле. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот..

П

31,3

23,4

60,7

А29

Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки

основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различия полового и бесполого размножения.



Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

П

43,3

40,3

58,9

А36

Общебиологические закономерности

П

нет

49,4

55,4

Среднее по блоку

47

44,4

65,4

Впервые за три года все задания блока выполнены на ожидаемом уровне сложности. Значительно повысились знания выпускников о химическом составе, строении и функции органоидов клетки, о клетке как генетической единице, о делении клетки.

Результаты выполнения заданий блока «Клетка как биологическая система» по ОУ представлены на диаграмме 4

Очень высокие результаты выполнения блока показали выпускники МБОУ Лицея №7. Оба участника экзамена полностью правильно ответили на все вопросы блока.



Диаграмма 4

3.1.3. Анализ выполнения блока «Организм как биологическая система»
Блок содержит 5 заданий базового и 4 задания повышенного уровней и является самым крупным блоком в КИМах. Средний процент выполнения блока составил 66,7%, что является самым высоким результатом за последние 3 года.

Все задания данного блока сделаны в прогнозируемом уровне сложности. Выпускники 2013 г. встретили небольшие затруднения при выполнении задания А5, единственное задание, выполненное по нижней границе ожидаемого уровня.



С этим заданием не справились участники экзамена МБОУ СОШ №2 (всего участников – 7 чел., выполнение - 42,9%), МБОУ СОШ №3 с углубленным
Таблица 6

Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А

Блок 3. Организм как биологическая система

Содержание блока

Код задания

Уровень сложности

Средний % выполнения

2011

2012

2013

А5

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Б

46,3

61,0

60,7

А6

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различия полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

Б

61,2

59,7

75,0

А7

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Б

70,1

50,6

73,2

А8

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

Б

64,2

48,1

78,6

А9

Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

Б

73,1

64,9

75,0

А30

Содержание заданий А7-А9

П

44,8

31,2

66,1

А31

Селекция. Биотехнология

Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной

изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

П

41,8

44,2

58,9

А32

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни.

П

44,8

40,3

57,1

А36

Общебиологические закономерности

П

нет

49,4

55,4

Среднее по блоку

54,20

55,6

66,7

изучением отдельных предметов (7 чел., 57,1%), МБОУ СОШ с.Б.Мокрое (3 чел., 0%), МБОУ СОШ с.Б.Борисово (2 чел., 0%)

Результаты выполнения заданий блока «Организм как биологическая система» по ОУ представлены на диаграмме 5.

Диаграмма 5.

Выполнил все задания блока верно выпускник МБОУ Запрудновской СОШ. Самый низкий результат выполнения блока в МБОУ СОШ с.Б.Борисово и МБОУ СОШ п.Селекция.


3.1.4. Анализ выполнения блока «Система и многообразие органического мира»
Этот блок был представлен пятью заданиями базового уровня и двумя – повышенного. Средний процент выполнения по блоку составил 67,6%. Так же как и в предыдущих случаях это самый высокий результат за последние три года.

Если в 2012 г.все задания базового уровня сложности выполнены выпускникам ниже прогнозируемого уровня, то в 2013 г. таких заданий нет. Выпускники показали высокий уровень знаний о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; сформированность умений сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно- следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания, показали высокий результат при работе с рисунками (А11 – 73,2%, А14 - 83,9%).


Таблица 7

Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А

Блок 4. Система и многообразие органического мира


Содержание блока

Код задания

Уровень сложности

Средний %

выполнения

2011

2012

2013

А10

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Царство бактерий, их строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных,

человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Царство грибов, их строение, жизнедеятельность, размножение.

Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Б

53,7

54,5

76,8

А11

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

Б

53,7

48,1

73,2

А12

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

Б

59,7

54,5

71,4

А13

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека

Б

77,6

49,4

71,4

А14

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов животных.

Б

62,7

51,9

83,9

А32

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний и содержание заданий А10-А14

П

44,8

40,3

55,4

А36

Общебиологические закономерности

П

нет

49,4

76,8

Среднее по блоку

58,7

51,6

69,6

Результаты выполнения заданий блока «Система и многообразие органического мира» по ОУ представлены на диаграмме 5.



Диаграмма 5

Со всеми заданиями блока успешно справились выпускники МБОУ Запрудновской СОШ и МБОУ ВСОШ. Самый низкий результат у выпускников МБОУ СОШ с.Б.Борисово.


3.1.5. Анализ выполнения блока

«Организм человека и его здоровье»
В блок вошли 8 заданий – 5 базового и 3 повышенного уровней сложности. Средний процент выполнения по блоку составил 70,3%. Этот результат существенно выше результатов 2011 и 2012 г.г.

Все задания выполнены в прогнозируемом диапазоне. Задание А19,посвященное вопросам гигиены человека, несмотря на то, что выполнено успешно, оказалось самым проблемным как для выпускников 2012 г., так и 2013 г.

Задание А19 выполнил 1 выпускник из 4-х в МБОУ СОШ №6, 1 из 3-х в МБОУ СОШ п.Стан-Шелокша и МБОУ СОШ С.Чернуха.

Выше прогнозируемого уровня выполнены задания А33 (П) и А34 (П).



Таблица 8


Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А

Блок 5. Человек и его здоровье


Содержание блока

Код задания

Уровень слож-ности

Средний %

выполнения







2011

2012

2013

А15

Ткани. Системы органов пищеварения, дыхания, выделения.

Б

56,7

64,9

71,4

А16

Системы: опорнодвигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение.

Б

43,3

61,0

80,4

А17

Внутренняя среда организма. Иммунитет. Обмен веществ.

Б

59,7

62,3

82,1

А18

Нервная и эндокринная системы. Регуляция.

Б

43,3

55,8

69,6

А19

Гигиена человека.

Б

67,2

54,5

66,1

А33

Процессы жизнедеятельности организма человека.

П

47,8

32,5

67,9

А34

Регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность.

П

40,3

48,1

69,6

А36

Общебиологические закономерности

П

нет

49,4

55,4

Среднее по блоку

55,7

51,2

70,3

В целом уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил

здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; уровень овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека у выпускников Кстовского муниципального района достаточно высок.

Результаты выполнения заданий блока «Человек и его здоровье» по ОУ представлены на диаграмме 6.


Диаграмма 6

Все выпускники МБОУ Лицея №7 выполнили задания блока 5 полностью. Самый низкий результат у выпускников МБОУ СОШ с.Б.Мокрое.



3.1.6. Анализ выполнения блока «Эволюция живой природы»
Блок содержит 4 задания базового и 2 задания повышенного уровней сложности. Средний процент выполнения блока составил 59,2%, что является самым низким результатом за последние три года.

Ниже прогнозируемого уровня сложности выполнены задания А20 (Б) и А22(Б).


Таблица 9

Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А

Блок 6. «Эволюция живой природы»

Содержание блока

Код задания

Уровень

сложности

Средний % выполнения

2011

2012

2013

А20

Популяция, вид. Микроэволюция.

Б

62,7

80,5

57,1

А21

Учение об эволюции. Движущие силы эволюции

Б

82,1

64,9

64,3

А22

Результаты эволюции. Доказательства эволюции.

Б

61,2

54,5

55,4

А23

Направления макроэволюции. Происхождение человека.

Б

71,6

63,6

66,1

А35

Эволюция органического мира.

Экосистемы и присущие им закономерности

П

49,3

49,4

57,1

А36

Общебиологические закономерности

П

нет

49,4

55,4

Среднее по блоку

65,4

60,4

59,2

Задание А20 выполнено на 28,6% в МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов, на 40% в МБОУ СОШ №5, на 33,3% в МБОУ СОШ с.Б.Мокрое.

Низке результаты по заданию А22 показали выпускники МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов (42,9%), МБОУ СОШ с.Большое Мокрое (33,3%). Не дали правильных ответов (выполнение – 0%) выпускники МБОУ СОШ с.Б.Борисово и МБОУ СОШ п.Стан-Шелокша.

Задание повышенного уровня выполнены выпускниками выше результатов 2012 г. и достаточно успешно.



Результаты выполнения заданий блока «Эволюция живой природы» по ОУ представлены на диаграмме 7.

Диаграмма 7
Самые низкие результаты по выполнению блока «Эволюция живой природы» показали выпускники МБОУ СОШ с.Б.Борисово и МБОУ СОШ п.Селекция (16,7%). На отличном уровне усвоены знания блока выпускниками МБОУ Лицея №7 (91,7%).

3.1.7. Анализ выполнения блока

«Экосистемы и присущие им закономерности»
Блок содержит 3 задания базового и 2 задания повышенного уровней сложности. Средний процент выполнения блока составил 64,3%, что является самым высоким результатом за последние 3 года.
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А

Блок 7. «Экосистемы и присущие им закономерности»

Таблица 10


Содержание блока

Код задания

Уровень

сложности

Средний % выполнения

2011

2012

2013

А24

Экологические факторы. Взаимоотношения организмов

Б

62,7

75,3

73,2

А25

Экосистема, ее компоненты. Цепи питания.

Б

67,2

50,6

67,9

А26

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере.

Б

74,6

57,1

67,9

А35

Эволюция органического мира.

Экосистемы и присущие им закономерности

П

нет

49,4

57,1

А36

Общебиологические закономерности

П

49,3

49,4

55,4

Среднее по блоку

63,4

56,4

64,3

Все задания данного блока выполнили выпускники МБОУ Лицея №7 и МБОУ Запрудновской СОШ.

Результаты выполнения заданий блока «Экосистемы и присущие им закономерности» по ОУ представлены на диаграмме 8.

Выпускники МБОУ СОШ с.Безводное, МБОУ СОШ п.Селекция, МБОУ СОШ п.Стан-Шелокша, МБОУ СОШ с.Б.Борисово показали низкий результат: усвоения знаний об экологических закономерностях, о цепях питания, круговороте веществ в биосфере; овладения умениями устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды и объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.




Диаграмма 8


3.3. Анализ выполнения заданий В части 2.
Часть 2 включала в себя 8 заданий с кратким ответом повышенного уровня, контролирующих знания и умения выпускников по всем содержательным блокам.

Результаты выполнения заданий В части 2 представлены в таблице 11.



Таблица 11

Код задания

Содержание


Тип задания

Средний % выполнения

2013

В1

Блоки 2,3

Множественный выбор

65,2

В2

Блоки 4,5

Множественный выбор

62,5

В3

Блоки 6,7

Множественный выбор

62,5

В4

Блок 4

Установить соответствие

50,0

В5

Блок 5

Установить соответствие

50,0

В6

Блоки 2,3

Установить соответствие

51,8

В7

Блоки 6,7

Установить соответствие

51,8

В8

Блоки 2-7

Установить последовательность

42,0

Среднее по части 2

54,5

В целом задания части 2 выполнены в пределах ожидаемого диапазона уровня сложности. Все задания с множественным выбором даже несколько выше. Самым сложным оказалось задание В8, которое не только отличалось от остальных по типу, но и охватывало содержание 6 блоков, т.Е. практически весь курс биологии.

Результаты выполнения по ОУ представлены на диаграмме 9.

Диаграмма 9

Лучшие результаты среди ОУ, в которых сдавали 7-10 чел., показали выпускники МБОУ Гимназии №4, причем результаты выполнения всех заданий были примерно на одном уровне: разница между результатами составила максимум 15%. Разбег по результатам в МБОУ СОШ №2 составил почти 35%, в МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов около 20%.

Среди ОУ с количеством участников от 2 до 5 лучшие результаты показали выпускники МБОУ Лицея №7 (87,5%), самый низкий результат в МБОУ СОШ с.Б.Мокрое (18,8%).

В четырех ОУ участниками экзамена по биологии стали по 1 чел. Лучший результат у выпускника МБОУ СОШ с.Работки. Выпускники МБОУ ВСОШ и МБОУ СОШ п. Селекция Выполнили задания части 2 лишь на 25%.

Анализ выполнения части 2 по типу заданий показывает, что наилучшим образом выпускники выполнили задания с множественным выбором (63,4%), несколько ниже задания на установление последовательности (50,9%) и на 42% задание на установление последовательности.

3.4. Анализ выполнения заданий С части 3.
Часть 3 включала в себя 6 заданий с развернутым ответом: 1 повышенного уровня, 5 - высокого, контролирующих знания и умения выпускников по всем содержательным блокам.

Результаты выполнения заданий С части 3 представлены в таблице 12.



Таблица 12

Код задания

Содержание


Уровень сложности

Средний % выполнения

2013

С1

Блоки 2, 3, 4, 5, 7

П

38,4

С2

Блоки 2 – 7

В

30,4

С3

Блоки 4, 5

В

38,7

С4

Блоки 6, 7

В

27,4

С5

Блок 2

В

24,4

С6

Блоки 3

В

23,8

Среднее по части 3

30,5

В целом задания части 3 выполнены в пределах ожидаемого диапазона уровня сложности и даже выше (С2 и С3). Только один участник экзамена – выпускник МБОУ ВСОШ набрал 0 баллов за выполнение части 3.

Результаты выполнения по ОУ представлены на диаграмме 10.

Диаграмма 10

В группе ОУ, в которых сдавали 7-10 чел, были выполнены все задания и на достаточно высоком уровне (исключение составляет задание С6 в МБОУ СОШ №2 – выполнение 9,5%). Лучшие результаты среди ОУ, так же как и при выполнении части 2, показали выпускники МБОУ Гимназии №4.

Среди 10 ОУ с количеством участников от 2 до 5 только в двух: МБОУ СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов и МБОУ Лицее №7 - выполнены все задания. Лучший результат показали выпускники МБОУ Лицея №7

Среди четырех ОУ с количеством участников 1 чел. все задания части 3 были выполнены выпускником МБОУ Запрудновской СОШ. Остальные участники экзамена, входящие в этот кластер, выполнили от 0 до 4 заданий.



Выводы:

1. Наблюдается уменьшение количества выпускников, выбирающих для Г(И)А биологию.

2.Анализ результатов ЕГЭ по биологии позволяет сделать заключение о том, что экзамен в 2013 г. прошел успешно:

-впервые за 4 года среди выпускников отсутствует такая категория, как не прошедшие минимальную границу усвоения курса биологии;

-почти в 2 раза увеличилась доля выпускников, показавших хороший уровень подготовки;

-на 8,4% уменьшилась доля выпускников показавших удовлетворительный уровень подготовки;

-в 7 раз увеличилось количество выпускников, которые имеет полные системные знания по курсу биологии, может применять их в нестандартной ситуации.

3. Все задания экзаменационной работы выполнены в ожидаемом диапазоне уровня сложности (рассматривается средний результат по району).

4.Все участники экзамена по биологии овладели базовым ядром содержания биологического образования, предусмотренным стандартом.

Рекомендации руководителям ОУ:


  1. Проанализировать результаты ЕГЭ по биологии;

  2. Определить затруднения учителей в предметно-содержательном и методическом плане;

  3. Организовать методическое сопровождение учителя, исходя из результатов диагностики затруднений;

  4. Для подготовки учащихся к выполнению заданий со свободным развернутым ответом необходимо научить их кратко, обоснованно и по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, в новых ситуациях, связанных с повседневной жизнью, а также при решении биологических задач.

  5. Принять к сведению, что методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать:

- материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2011 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

- аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет;

- перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.

Наши координаты:
Информационно-методический центр

департамента образования

администрации Кстовского муниципального района.

Нижегородская область, г.Кстово, пл.Ленина, д.4



Тел. 8(83145) 3 – 92 - 79

Email:metodist-kst@gmail.com
скачать


Смотрите также:
Департамент образования администрации Кстовского муниципального района Информационно-методический центр Информационно-аналитическая справка о результатах единого государственного экзамена по биологии выпускников 11 –х классов оу кстовского муниципального
342.82kb.
Методические рекомендации «Программа развития школьной библиотеки»
191.58kb.
2012 год Составитель: Погожева Л. И
331.55kb.
Методические рекомендации «Портфолио как способ организации и систематизации информации о деятельности школьного библиотекаря»
113.15kb.
Департамент образования администрации Кстовского муниципального района
2408.58kb.
Методические рекомендации по проектированию системы оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо 2012 год
870.68kb.
Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом муниципального учреждения «Информационно-методический центр»
111.21kb.
Муниципальное учреждение управление образования администрации муниципального образования Каневского района Краснодарского края Районный информационно-методический центр
601.62kb.
Управление образованием асбестовского городского округа информационно-аналитическая справка результаты единого государственного экзамена в асбестовском городском округе в
2450.81kb.
Муниципальное учреждение информационно – методический (ресурсный) центр г. Волгодонска Публичный доклад муниципального учреждения информационно – методического (ресурсного) центра г
431.47kb.
Программа развития муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский центр г. Зуевка Кировской области»
464.74kb.
Луховицкого муниципального района московской области
30.26kb.