Главная стр 1
скачать


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 106


Принято

На педагогическом совете

МОУ средней общеобразовательной школы № 106

Протокол № 1 от 27.08.2009






УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ средней общеобразовательной

школы № 106

В.П.Ушаков

_______________________








27 августа 2009 г.



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 106
«Экология детства»


Коллектив разработчиков программы:

Директор школы

Ушаков Владимир Петрович

Заместители директора по учебно-воспитательной работе

Козина И.Л., Елдова О.П., Гогузева Е.В.

Психолог школы

Алфёрова Ю.В.




СОГЛАСОВАНО:

Начальник управления образования администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода


______________ Е.Е.Дейч









Нижний Новгород
2009
Родилась школа № 106 Ленинского района города Нижнего Новгорода в 1935 году. За время своего существования претерпевала различные изменения.

Наш микрорайон обладает достаточной сетью учреждений образования и культуры. Ряд соседних образовательных учреждений превосходят нашу школу по основным академическим параметрам (результаты ЕГЭ, победители олимпиад и конкурсов ), отсюда возникает возможность отбора учащихся в эти учреждения. В глазах родителей детей дошкольного возраста и выпускников 9 классов наша школа уступает этим образовательным учреждениям по своему имиджу. При таком положении дел возникает необходимость занятия своей ниши, которая удовлетворила бы всех участников образовательного процесса.
Мы отчетливо понимаем, что нет ни возможности, ни нужды всех без исключения учащихся приводить к одинаковым результатам. Каждый из них должен видеть и осознавать свой личностный рост. Поэтому наша центральная задача это сохранить личность учащегося в весьма непростых обстоятельствах жизни, научить его верить в свои силы, возможности и свой успех.
Мы хотим что бы в нашей школе было комфортно ученикам , их родителям и педагогам. Главным итогом деятельности такой школы являются социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся, содействие интеграции общественного целого и личностного, профилактика нетерпимости и дискриминации. Такая школа призвана помочь каждому ребенку построить индивидуальную траекторию своего развития.

Директор школы



Ушаков Владимир Петрович

СОДЕРЖАНИЕ:





РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ


СТРАНИЦА

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ



3

2

ВВЕДЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.



5

3

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА



5

4

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ


9

5

КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ


10

6

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕРЕВОДА ШКОЛЫ В ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ.


13




Проект «Тьюторы»


14




Проект «Здоровье»


15




Проект «Семья»


16




Проект «Информ-центр»



16

7

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


17

8

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ



22

9

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

23


1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ


Наименование программы

Программа развития МОУ средней общеобразовательной школы № 106 «Экология детства»

Основания для разработки

Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании»( 1992г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации

( 2000 г. ), проект закона РФ «Об образовательных стандартах средней школы», Типовые положения об общеобразовательном учреждении» ( 1997 г. ), Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 гг., Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной политике молодежных детских объединений» ( 1995 г. ).




Заказчики программы

Управление образования и социально-правовой защиты детства администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

Родители обучающихся МОУ СОШ № 106

Социальные партнеры школы.


Коллектив разработчиков программы

Директор школы- Ушаков Владимир Петрович

Заместители директора- Козина И.Л., Елдова О.П., Гогузева Е.В.

Психолог школы- Алферова Ю.В.


Миссия школы

Обеспечение соединения интересов воспитанника и интересов общества, что предусматривает:

  • получение основного и общего ( полного ) среднего образования каждым учеником на максимально возможном качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности

  • проявление социальной инициативы, формирование готовности к труду, отдыху, закрепление у подростков ориентации на законные способы достижений успеха




  • содействие ученику в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, региона




Генеральные цели программы

  • Формирование гармонически развитой, нравственно и физически здоровой личности с высоким уровнем внутреннего контроля и саморегуляции, ориентированной на свободное творческое развитие.

  • Воспитание человека, склонного к самосовершенствованию и самодеятельности.

  • Формирование личности, нацеленной на успех, социальную солидарность, адаптацию к социальным условиям и обстоятельствам.






Стратегические цели программы

  • Формирование характера и воли, устойчивой мотивации познания.

  • Разработка и использование программ интеграции курсов (преемственность по вертикали и связей по горизонтали ).

  • Использование для раннего и сознательного выбора будущей профессии умений и навыков саморегуляции, самопроектирования и рефлексии.

  • Создание системы соуправления школой, где учащиеся и родители – субъекты управления.

  • Использование дифференцированной и индивидуально-групповой системы обучения, предполагающей разработку индивидуальных маршрутов обучения каждого ученика.

  • Индивидуализация методического почерка педагогов, профессиональная рефлексия и самопроектирование личностного и профессионального роста педагогических работников.




Сроки реализации программы

  1. Подготовительный 2009-2010 гг.

  2. Запуск концепции 2010-2012 гг.

  3. Реализация модели 2012-2014 гг.

  4. Аналитико- коррекционный 2014-2015 гг.

Ожидаемый результат реализации программы

1.Обновление содержания и технологии обучения.

2.Создание оптимальной организационно- управленческой структуры образовательного учреждения.

3.Создание в школе ситуации успеха для развития способностей каждого учащегося, условий для творческой самореализации учителя.

4.Изменение у всех участников образовательного процесса отношения к своему здоровью.

5.Повышение квалификации работников школы и родителей в соответствии с основными направлениями работы школы.



Управление и контроль за выполнением программы

Управление реализацией программы осуществляется директором школы, его заместителями, методической службой школы с привлечением председателей совета старшеклассников и родительского комитета.

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом с участием совета старшеклассников и родительского комитета школы.

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет школьное руководство и родительская общественность.


Содержание контроля

Контроль осуществляется за качеством выполнения проектных заданий, соблюдением сетевого графика и правильного использования выделяемых ресурсов на выполнение программы.

Программа развития МОУ СОШ № 106 «Экология детства» утверждена Педагогическим советом, протокол № 1 от 27.08.2009 г.


2.ВВЕДЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
Эффективное решение проблемы современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления её развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень образования.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается создание такой модели, которая учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в приоритетах, соответствующих современной идеологии образования.

Развитие школы в настоящий период предполагает поиск путей и создания условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности и в информационном обществе. Новый взгляд на развитие образовательной системы послужило основанием для создания программы развития нашего образовательного учреждения.
2. Информационно-аналитическая справка
СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ
Необходимость разработки данной программы развития определилось действием как внешних, так и внутренних факторов.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 106 была введена в эксплуатацию в 1935 году. Здание школы расположено в спальном микрорайоне. Основная масса детей – жители микрорайона Молитовка, проживают в благоустроенных квартирах. Большинство родителей учащихся представляют в социальном плане рабочих и служащих. Родительский заказ весьма дифференцирован, от полного отсутствия до требований высокого качества образования.

Школа работает в две смены.

* В 1 смену занимаются - 13 классов

* Во 2 смену занимаются - 9 классов

В соответствии с общенациональными демографическими тенденциями за последние годы численность учащихся до 2008 года сокращалась за счет уменьшения классов среднего звена.






2006-07 уч. г.

2007-08 уч. г.

2008-09 уч. г.

Количество классов

20

20

22

Количество учащихся

481

480

511

Школа полностью укомплектована кадрами. В школе сложился сильный педколлектив, объединяющий 42 педагога.

Возрастной ценз:

20-30 лет- 7 человек, 30-40 лет- 9 человек, 40-50 лет- 7 человек,

50-60 лет- 11 человек, более 60 лет- 8 человек.

С высшим образованием - 36 педагогов.

Со средним специальным - 5 педагогов.

Трое из них сейчас учатся в ВУЗАх города.

В школе работает достаточно сильный и стабильный педагогический коллектив.

Аттестовано 34 человек, это 83 % от общего числа педагогов, из них:

* Высшая категория – 8 человек

* Первая категория –- 18 человек

* Вторая категория - 8 человек

За последние пять лет каждый член коллектива прошел курсы повышения квалификации, некоторые повышали свой профессиональный уровень неоднократно.

В школе работают : соцпедагог, педагог-психолог, медицинский работник, логопед, заведующий библиотекой, педагоги дополнительного образования.

Педагогический коллектив находится в постоянном поиске форм и методов обновления содержания образования, что способствует развитию инновационной образовательной практики.


ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Школа обучает детей с разными способностями и возможностями по общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования РФ.

Учебный план школы построен на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ. Соблюдается преемственность учебных предметов между ступенями образования.

При моделировании учебных планов мы стремимся максимально учесть интересы и потребности детей и их родителей. В связи с этим в школе ведется преподавание информатики и иностранного языка со второго класса. Используются УМК «Начальная школа-XXI в.», система Занкова, «Школа России». Со второго класса введен курс Гражданского образования, трех часовая программа физического воспитания. В 3-4 классах введена экономика.

На третьей ступени обучающимся предлагается широкий выбор факультативных курсов, индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие познавательной активности и творческого потенциала, формирование личностного самоопределения, на подготовку к поступлению в вузы и учреждения среднего профессионального образования.

Все учебные курсы обеспечены УМК. Соблюдается предельно допустимая норма учебной нагрузки, обеспечивается выполнение правил по охране здоровья, безопасности всех участников образовательного процесса.

Образовательный процесс предусматривает различные формы и методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности. Педагоги школы используют различные технологии . В ходе выбора направлений развития школы полному анализу подвергается показатель уровня успешности и качества обученности учащихся. Результаты диагностики могут быть выведены на новый уровень за счет изменений в содержании образования для отдельных категорий учащихся.



Ступени

образования



Уровень обученности, %

Уровень качества обучения,%




2006-07 уч. г.

2007-08 уч. г.

2008-09 уч. г.

2006-07 уч. г.

2007-08 уч. г.

2008-09 уч. г.

Начальная

школа


100

99

100

51

49

45

Основная

школа


99

98

99

32

29

33

Средняя

школа


100

99,2

100

13

27

31

Уровень обученности достаточно стабилен. Наблюдаются изменения в процентном выражении качества обученности в зависимости от ступени образования. Детальное определение причин данного процесса позволяет спланировать деятельность педагогов коллектива по повышению данного параметра.



На основании педагогического и психологического исследований, проводимых в школе, выявлены возможности повышения качества образования через:

  • совершенствование структуры содержания образования

  • разработку интегрированных курсов

  • использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

  • реализации программ профильного обучения на 3 ступени образования




Медалисты

2006-07 уч. г.

2007-08 уч. г.

2008-09 уч. г.

Золотые медали




1

3

Серебряные медали

1

1




Общее число медалей

1

2

3

Произошло увеличение количества учащихся, награжденных медалью «За особые успехи в обучении». И данные по результатам поступления в ВУЗы, подтверждают факт успешности усвоения программы.


Поступление выпускников

2006-07 уч. г.

2007-08 уч. г.

2008-09 уч. г.

в ВУЗы

10

17




в ССУЗы

21

7




Прослеживается высокий процент поступления в ВУЗы выпускников, освоивших профильные программы.

Факт успешного освоения профильной программы подтверждают результаты сдачи ЕГЭ. Все учащиеся успешно прошли это испытание.

Учителя школы большое внимание уделяют детям с повышенной мотивацией к обучению. Свидетельством этому является то, что количество участников школьных олимпиад и конференций НОУ с каждым годом возрастает





2006-07 уч. г.

2007-08 уч. г.

2008-09 уч. г.

Школьные олимпиады

18

22

70

Школьная конференция НОУ

14

33

60

Но результативность на интеллектуальных конкурсах более высокого уровня снижается.

Участие в районных олимпиадах и конференциях НОУ




2006-07 уч. г.

2007-08 уч. г.

2008-09 уч. г.




Участники

Призеры

Участники

Призеры

Участники

Призеры

Олимпиады

Р-24,Г-3

Р-19,Г-1

Р-19,Г-2

Р-9

Р-45

Р-3

НОУ

Р-22,Г-4

Р-6,Г-3

Р-14,Г-3

Р-6,Г-2

Р-6

Р-4

Безусловно, такой результат можно объяснить рядом объективных причин : соседством школ с повышенным статусом, нехватка учебных часов для дополнительных занятий с учащимися, отсутствие углубленного изучения предметов.

Не смотря на это, педагоги так планируют свою работу, чтобы максимально создать в школе условия для детей способных к интеллектуальному труду.



Чтобы достичь высоких показателей в различных конкурсах и олимпиадах необходимо:

  • продолжить индивидуальную работу с одаренными учащимися

  • привлечь к данной работе преподавателей вузов

  • активизировать учебно-исследовательскую деятельность школьников в рамках научного общества


Учитывая, что доля детей с неродным русским языком достаточно велика, возникает необходимость организации для них специальных занятий по программам изучения русского языка в разновозрастных группах, сформированных по уровням владения учащимися русским языком.
Особую озабоченность вызывает растущее количество неполных семей.

Поэтому, с одной стороны необходимо организовать психологическое обслуживание проблемных семей с целью предотвращения их распада, а с другой – создать систему своевременной и постоянной психолого-педагогической помощи детям, ставшим «жертвами» разводов родителей.
Для того, чтобы обеспечить сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, нам необходимо организовать работу по следующим направлениям:

  • создание целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с учащимися

  • обеспечение формирования здоровьесберегающих культурных традиций семей

  • обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов


Основой в работе с трудными подростками, мы считаем, должны стать следующие направления:

  • работа во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями

  • усиление работы социально-психологической службы

  • вовлечение подростков во внеурочную деятельность

  • работа по профилактике здорового образа жизни

Образовательный процесс опирается на сформировавшуюся школьную воспитательную систему.

Над проблемой вовлечения во внеурочную деятельность большего количества детей постоянно работает вся воспитательно-образовательная система школы.
Воспитательная работа в школе позволяет прогнозировать вовлечение во внеурочную деятельность до 90% учащихся.

Необходимо стимулировать у педагогов развитие творческого подхода к подготовке и разработке программ дополнительного образования. Это позволит произвести корреляцию программ базового компонента, спецкурсов и кружков, что позволит расширить развивающие, образовательные и воспитательные возможности школы.
4.Формирование концепции программы развития

При формировании концепции будущего нашей школы мы исходили из необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и возможности удовлетворения запросов основных участников образовательного процесса – обучающихся, их родителей, педагогов и социума.



Выбор направленности работы школы основывается на анализе внешних и внутренних факторов.

Предпосылками развития нашей школы являются:

  • убежденность администрации школы в необходимости преобразований в деятельности школы, разработка перспективы школы, способность администрации привлечь к этой работе специалистов извне

  • стабильный, квалифицированный, опытный коллектив

  • психологическая служба; следовательно существует возможность обеспечения психологического сопровождения развития ребенка

  • позитивные отношения между педагогами и учащимися; учителя настроены на поддержку школьников вне зависимости от их академических успехов

  • достаточное количество учащихся, стремящихся получить качественное среднее образование, сохранив и укрепив своё здоровье

  • блок дополнительного образования даёт возможность обеспечить учащихся приобретением опыта художественно-эстетической деятельности, организовать их просвещение в сфере художественной культуры

  • родители, содействующие развитию школы, желающие видеть своих детей успешными

  • наличие в микрорайоне школы учреждений для организации воспитательной и спортивно-оздоровительной работы



Приоритетные направления развития школы





В отношении учащихся
Подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, введение в профессиональное обучение, поддержка мотивации учения



В отношении педколлектива
Повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий



В отношении социального окружения
Формирование соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг



В отношении обеспечения образовательного процесса
Улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса в школе


На основании всех проведенных исследований мы считаем необходимым и приемлемым выбор данной модели школы.
5.Концепция инновационного развития школы
Образовательная среда школы должна быть такой, чтобы в ней были созданы все условия для выявления и развития детей с дифференцированными способностями, склонностями, интересами и реализации их потенциальных возможностей.

Наша школа предполагает смешанный контингент учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в особой поддержке.

Важнейшая проблема, которую должна решить наша школа в этой области это выработка методики и технологий построения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка, обладающего дифференцированными склонностями, способностями и интересами при сохранении классно-урочной системы.

Формирование таких маршрутов позволит сохранять и развивать потенциал школьников, позволит им успешно адаптироваться как личностям в социуме и одновременно сделает их социально востребованными, то есть подготовит почву для оптимальной реализации их в социальной и экономической жизни.

Поэтому в качестве цели наша школа определяет создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

В основу организации образовательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ученику. Индивидуализация достигается за счет дифференцированных заданий, организацией в классах неоднородной обучающейся среды, создаваемой каждым учителем в рамках своего предмета, которая преследует цель разностороннего развития каждого ребенка через систему различных курсов по выбору, факультативов, дополнительных занятий.

Дополнительное образование должно дополнить каждому ученику необходимую и общую для всех основу чем-то индивидуальным и нужным для него. Оно ориентировано на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. Каждый учащийся может по возможности и желанию углубить и расширить академические школьные знания. Содержание дополнительного образования может иметь практическую направленность, может «восполнять» имеющиеся пробелы в содержании основного образования, может иметь междисциплинарный, синтетический характер, стать основой профессионализации, а также являться базой для формирования досуговых предпочтений.

Наша задача организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе, ставя во главу угла физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся.



Проблемы школы и способы их решения.

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения:



Проблемы

Способы решения

  1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования

Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессио­нальной компетентности

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения

Апробация и внедрение современных образовательных технологий

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения

Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам

  1. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Личностный рост учителя.

Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента

Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы экспериментальной работы в школе»; разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности.

Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов


Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты


Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога

Личностный рост учащихся.

Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация как содержания, так и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика


Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения


Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками; внедрение портфолио учащихся.

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др.


Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни

Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика

  1. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий



Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Недостаточность материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся


Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников

Недостаточность программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс


Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов

  1. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся




Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся

Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника

Слабая психологическая подготовка учителя; неадекватные восприятие и оценка результатов работы психолога со стороны педагогов


Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование учителей о результатах психологических исследований в школе

Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся


Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.


Миссия нашей школы состоит в обеспечении соединения интересов воспитанника и интересов общества, что предусматривает:

  • получение основного и общего ( полного ) среднего образования каждым учеником на максимально возможном качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности

  • проявление социальной инициативы, формирование готовности к труду, отдыху, закрепление у подростков ориентации на законные способы достижений успеха

  • содействие ученику в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, региона


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Обновление содержания и технологии обучения.

  2. Создание оптимальной организационно-управленческой структуры образовательного учреждения.

  3. Создание в школе ситуации успеха для развития способностей каждого учащегося, условий для творческой самореализации учителя.

  4. Изменение у всех участников образовательного процесса отношения к своему здоровью.

  5. Повышение квалификации работников школы и родителей в соответствии с основными направлениями работы школы.


6.Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние

Приоритетные направления реализации Программы.

  • Повышение качества образования.

  • Создание нормативной базы. Информационное обеспечение процесса.

  • Выделение групп инноваторов. Содействие включению в преобразование школы. Интеграция всех субъектов деятельности.

  • Презентация результатов образовательной деятельности на уровне района, города, области.

  • Повышение квалификации педагогов – содействие приближению уровня подготовки педагогических кадров современным требованиям и задачам развития нашей школы.



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


2009-2010гг.

Подготовительный

Создание условий для оформления основных идей программы развития, осмысление противоречий и предпосылок развития школы. Разработка системы индикаторов эффективности работы школы.

2010-2012гг.

Запуск концепции

Непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствие с характеристиками концепции программы развития школы.

2012-2014гг.

Реализация модели

Преодоление несоответствий культуры школы и реформирование компонентов, отклоняющихся от норм, заданных программой.

2014-2015гг.

Аналитико - коррекционный

Анализ и рефлексия статуса школы в социуме, культуры и структуры функционирования, самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию.

Программа развития образовательного учреждения включает в себя портфель проектов, предназначенных для достижения обозначенных выше задач в рамках имеющихся ресурсов.


Проект «Тьюторы»
Актуальность проекта.

Школа обучает детей с разными способностями и возможностями. Образовательный процесс предусматривает различные формы и методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности. Так же он предусматривает и общую систему контроля знаний и умений ребенка на определенном возрастном этапе. Но дети развиваются по-разному. Что для одного ребенка большое достижение, для другого – неудача. С помощью тьюторов появляется возможность перейти к действительно индивидуально направленному обучению. Тьютор работает с конкретным ребенком или с очень небольшой группой детей. Он координирует самостоятельные занятия школьника, помогает налаживать взаимоотношения с одноклассниками и учителями, подтягивает по плохо дающимся ученику предметам, помогает определить круг интересов ребенка. Он является наставником в делах и выполняет роль личного психолога.



Цель проекта.

  • Создать в школе условия для выявления, развития и поддержки детей, имеющих высокую мотивацию к обучению и детей, имеющих проблемы в обучении и во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.

  • Обеспечение у детей их личностной, социальной самореализации, профессионального определения.

Задачи проекта.

  • Создание банка данных «Одаренные дети».

  • Создание банка данных «Учащиеся группы риска».

  • Развитие и поддержка способных, талантливых детей.

  • Осуществление сопровождения обучения, поддержание мотивации обучения детей, имеющих проблемы в учебе и в общении с окружающими.



Ожидаемые результаты.

  • Создание системы, ставящей своей целью помощь ученику.

  • Расширение и совершенствование деятельности социально-психологической службы в школе.

  • Увеличение качества знаний учащихся.

  • Совершенствование организации работы НОУ.

  • Увеличение числа детей, занявших призовые места в районных, городских и областных мероприятиях.

  • Снижение процента учащихся, стоящих на учете в школе и ИДН.



Проект «Здоровье»
Актуальность проекта.
Работа по пропаганде здорового образа жизни ведется в школе уже давно. Однако эти знания не стали убеждениями и практическими навыками для учащихся, родителей и работников школы. Поэтому данную работу необходимо продолжать, выделив её в отдельное направление. Создание в школе центра «Здоровье» с широким диапазоном направленности деятельности от лечебной физкультуры до творческой и научной работы в области физкультуры и спорта, позволит серьезно повлиять на эту проблему.
Цель проекта.

Создать целостную систему физкультурно-оздоровительной работы в школе.


Задачи проекта.

  • Сохранение, укрепление и коррекция физического здоровья обучающихся и сотрудников школы.

  • Повышение мотивации школьников к здоровому образа жизни.

  • Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности среди педагогов, ребят, родителей.

  • Повышение уровня физической подготовленности учащихся.

  • Укрепление спортивной базы школы.




Ожидаемые результаты.

  • Улучшение состояния здоровья обучающихся и сотрудников школы.

  • Повышение мотивации всех субъектов образовательного процесса к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом.

  • Повышение уровня физической подготовки учащихся.

  • Укрепление спортивной базы школы, её качественного оснащения.

Проект «Семья»

Актуальность проекта.
Семья – это основное место, где должны реализовываться задатки и способности человека. Она располагает широким диапазоном средств воздействия на формирование личности и её саморазвитие. Но сейчас, к сожалению, проблема семейного неблагополучия стоит очень остро. Поэтому необходимо просвещение родителей с целью восстановления семьи, как института воспитания. Нужно, чтобы родители стали равными партнерами школе в вопросах воспитания, обучения и охраны здоровья учащихся, с взаимной ответственностью сторон. Контакты школы и семьи должны быть постоянными, а информация об эффективности процесса воспитания детей доступна их родителям. Школа должна использовать различные формы работы с семьёй, повышая активность родителей.
Цель проекта.

Наладить эффективное взаимодействие школы и семьи по социализации школьника.


Задачи проекта.

  • Сохранение, укрепление и коррекция физического здоровья обучающихся и сотрудников школы.

  • Повышение мотивации школьников к здоровому образа жизни.

  • Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности среди педагогов, ребят, родителей.

  • Повышение уровня физической подготовленности учащихся.

  • Укрепление спортивной базы школы.


Ожидаемые результаты.

  • Взаимодействие с родителями, осуществляемое на основе сотрудничества и диалога.

  • Повышение активности родителей.

  • Построение работы школы на основе учета социального запроса родителей.

  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьёй.



Проект «Информ-центр»
Актуальность проекта.
Чтобы учебный процесс стал индивидуализированным, каждый ученик должен ощущать свою сопричастность ко всем аспектам школьной жизни. Для этого необходима двусторонняя связь между детьми и взрослыми. Проанализировав воспитательную работу в школе, мы решили выделить в отдельную составляющую работу Информ-центра, на который возлагаются задачи сбора и своевременного выпуска оперативной информации, просветительская и пропагандистская деятельность. На страницах школьной газеты и школьного сайта учащиеся смогут высказать свои предложения и пожелания по насущным проблемам школьной жизни, дать оценку происходящим событиям. А проводимые конкурсы школьной печати поднимут качественные и количественные показатели участия ребят и их родителей в школьной жизни.
Цель проекта.

Воспитать социально активную творческую личность путем использования школьных средств массовой информации.


Задачи проекта.

  • Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

  • Приобщение ребят, их родителей, педагогов к активному участию в жизни школы.

  • Сбор и оперативное распространение информации о школьной жизни.


Ожидаемые результаты.

Эффективное взаимодействие между всеми субъектами информационно-образовательного пространства школы.



  • Самовыражение школьников.

  • Создание и успешная работа школьной газеты, радиогазеты, школьного сайта.

  • Создание кинолетописи школьной жизни.

  • Создание положительного имиджа школы.

  • Вовлечение родителей в жизнь школы.

  • Сотрудничество со СМИ района, города, области.

7.План реализации программы

Направление деятельности

Содержание

Сроки реализации

1. Организация предшкольного образования -

- Серия родительских собраний по теме: «Подготовка к школе» (с участием учителей и медработников)

- Изучение и утверждение списка детей через подворовой обход, идущих в первый класс



2009 – 2014

Ежегодно


2. Организация

учебного процесса



- Совершенствование УП школы на основе БУП с учетом предпрофильного и профильного обучения в старших классах и расширения вариативной части (предметов по выбору).

- Обновление и совершенствование программ обучения.

- Интеграция в образовательный процесс современных технологий.

- Интеграция основного и дополнительного образования, классно-урочной и внеклассной деятельности.

- Создание условий для перехода на итоговую аттестацию обучающихся 9,11 классов в форме ЕГЭ.

- Внедрение современных методов, приемов, элементов педагогических технологий, повышающих эффективность образования в условиях информационного взрыва:

-информационно-коммуникационных технологий,

-проблемного обучения,

- метода проектов,

-технологии развития критического мышления через чтение и письмо,

- деятельностного подхода.
- Совершенствование форм и методов учебной исследовательской деятельности.
- Внесение изменений в систему контроля и оценки знаний учащихся


2009 – 2014

Постоянно

2009 – 2011

2009– 2011

2009 – 20011

С 2009

2009 – 2011



С 2010

3. Новшества в технологиях обучения, воспитания и развития


Ознакомление педагогов и введение в учебный процесс современных образовательных технологий:

-  модульной технологии;

-  рейтинговой технологии;

-  обучение на коммуникативно-познавательной


и проблемно-поисковой основах;

-  информационных технологий;

-  гуманно-личностной технологии;

- проектной технологии



Кадровые:

- регулярное повышение квалификации педагогов на курсах НИРО, на семинарах, на различных авторских курсах;

- организация внутришкольной курсовой системы.

Внедрить систему компьютерного обеспечения деятельности школы.



Научно-методические:

- создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте учителей школы.


Финансовые:

- установление связей со спонсорами;

- организация дополнительных источников финансирования (сбор макулатуры и т.п.);

- семинары-практикумы.



Материальные

- комплектование кабинетов, оснащенных компьютерной техникой;

- открытие методического кабинета;

- оснащение кабинетов школы современными учебно-дидактическими наглядными материалами в рамках информатизации.



2009 – 2015

2009 – 2015

С 2010

2011


С 2010

2009 - 2015



4. Сохранение здоровья учащихся


- Обследование детей, поступающих в школу, выделение «группы риска»

- Мониторинг состояния здоровья учащихся от 1-го до 11-го класса

- Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил

- Расширение сети спортивных секций, приобретение спортинвентаря

- Проведение дней здоровья, проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения

Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся

- Проведение тренингов общения для педагогов (по заявкам)

- Организация клуба «Здоровье» для педагогов

- Проведение лекций, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам наркозависимости.

- Расширение сети спортивных секций



Постоянно

Постоянно

Постоянно

2009-2014

Постоянно

Постоянно

2010

В течении



всего

времени.


5. Система

воспитания




- Организация работы творческих групп учителей по различным целевым воспитательным программам.

- Организация работы по повышению методической компетенции педагогов в вопросах воспитания в рамках реализации школьных ЦВП.

- Расширение сети кружков, секций, клубов

- Систематизация и изучение материалов психологической службы, направленных на психологическую поддержку всех участников образовательного процесса в ситуации выбора.

- Обеспечение условий для участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, проектах творческих коллективов и отдельных учащихся.

- Интеграция работы школы с ЦДОД микрорайона

- Развитие ученического самоуправления


2009-2011

2009-2015

2009 -2014

Постоянно

Постоянно


6. Инновационная деятельность школы


- Организация работы творческих групп учителей для работы по целевым подпрограммам Программы развития.

- участие в конкурсах общественно-значимых инновационных проектов



2009 – 2012

По мере их

Проведения


7. Программа профессионального роста учителя

- Повышение квалификации педагогов через сеть методической работы в образовательных учреждениях города, края.

- Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.

- Проведение семинаров и мастер-классов учителями, владеющими ИКТ, для коллег.

- Систематизация и издание материалов психологической службы по теме: “Психологическая поддержка учебно-воспитательной деятельности ”.

- Издание учебно-методических разработок учителей.

-Организация выпуска периодического информационно-методического издания школы «Звонок на урок»


- Создание методического кабинета.
-Разработка экспериментальных нетиповых программ, мультимедиа программ для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий.
-Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий.

Постоянно

2009 – 2013

Постоянно

2010 – 2015

С 2011

С 2009


2011

С 2010


С 2011


8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки образовательного процесса



- Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся, родителей, учителей в кризисные периоды жизни ребенка.

- Создание психологической поддержки имеющейся предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников.



2010-2015

2011 – 2015



9. Повышение роли семьи в образовательном процессе и построение внешних связей


- Создание информационной психолого-педагогической базы данных школы.

Отразить в ней информацию о:

— социальном составе семьи;

— уровне образования родителей;

— социальном и экономическом статусе семьи

- Информирование родителей об образовательном процессе в школе

- Издание школьной газеты «Мы вместе !»

- Включение родителей в совместную образовательную деятельность

- Создание родительского всеобуча

- Сбор банка данных о выпускниках школы

- Вовлечение родителей в общественно-государственное управление ОУ

- Сформировать в школе на базе методического объединения классных руководителей творческую группу учителей с целью организации просветительской деятельности.

- Разработать качественно новую сквозную программу родительских собраний для родителей учащихся 1-5-х классов с учетом возросшей педагогической компетентности родителей.
- Разработать сквозную программу обучающих семинаров для родителей «Адаптация и дезадаптация ребенка в школе» (начальная школа – средняя школа – старшая школа).


С 2010

С 2009


С 2010

Постоянно

С 2010

С 2010


Постоянно

2010


С 2010

С 2010


10. Информацион-но-техническое обеспечение образовательного процесса

- Совершенствование системы обучения компьютерным технологиям с использованием ресурсов вариативной части учебного плана, внеклассного дополнительного образования и системы платных образовательных услуг.

- Создание механизмов мотивации учителей для овладения компьютерной грамотностью и информационными технологиями.

- Активизация работы по организации детско-взрослых интернет-проектов.

- Создание собственного WEB – сайта школы

-Обеспечение необходимым компьютерным и учебным оборудованием кабинетов. 

Приобретение дополнительной аудио- и видеотехники для работы учителей начальных классов и иностранного языка;

- Пополнение фонда медиатеки, учебников, художественной и научно-популярной литературы школьной библиотеки


Постоянно

С 2009


С 2010

С 2009


2010 - 2015

2009 - 2015



11. Система управления школой

- Совершенствование системы самоуправления в школе

- Обеспечение широкого информирования и обсуждения Программы развития школы и планирования учебно-воспитательного процесса для всех участников образовательного процесса через школьную газету, через собрания и т.д.

- Формирование системы педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической службой

- Совершенствование и систематическое обновление школьного сайта.

- Расширение использования электронных носителей в управлении школой; перевод архива школы и учёта информации в электронную форму.


Постоянно

Ежегодно


С 2010

Постоянно

Постоянно



8.Механизм управления программой

Функции управления

Содержание деятельности

информационно -аналитическая

Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно – методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели.

- мотивационно – целевая

Определение целей совместно с педсоветом, методическим советом и т.д. по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе.

- планово – прогностическая

Совместно с педагогическим советом школы прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива

- организационно – исполнительская

Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации преподавателей

- контрольно – оценочная

Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой.

- регулятивно - коррекционная

Обеспечение поддержания системы учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе.


9.Критерии оценки и контроль реализации программы
Для изучения эффективности функционирования образовательной программы мы будем использовать следующую совокупность критериев, показателей и методов исследования:
ПОКАЗАТЕЛИ (ИЗМЕРИТЕЛИ) РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Критерий

Показатель

Индикатор

Методика изучения

1. Критерий социокультурного развития учащихся

- школьная и внешкольная успешность

-успеваемость,
- степень обученности,
- освоение государственного образовательного стандарта,

- победы на олимпиадах, конкурсах, смотрах,


конкурентноспособность при поступлении в вуз,
готовность к продолжению образования.

%
%

Уровень освоения (расширенный, допустимый, оптимальный)


%

%

%



Методики статистического анализа

Диагностика уровня творческой активности обучающихся (М. И. Рожков) Изучение удовлетворен_

ности обучающихся школьной жизнью (А.А.Андреев)



- ориентация на истинные ценности

природа, семья, Отечество, труд, знания, культура, свобода, здоровье, человек

Уровни (высокий, средний, низкий)


Методики статистического анализа Анкетирование, наблюдения

- культура общения и поведения

соблюдение социальных норм общения и поведения, умение конструктивно разрешать конфликты

Уровни (высокий, средний, низкий)

Анкетирование, наблюдения

- социальная адаптированность

способность к произвольному контролю своего поведения, способность к сотрудничеству, способность брать на себя ответственность, трудолюбие, эмпатийность,толерантность



Уровни
(высокий, средний, низкий)

Социологические
исследования, исследования психолога.
Опросники, тесты

Изучение социализиро

ванности обучающихся (М.И.Рожков)


2. Критерий психического развития школьников

- особенности когнитивной сферы

уровень интеллекта, особенности познавательных процессов, умственная работоспособность

Уровни (высокий, средний, низкий)

Методика Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в ОУ”.
Методика А.А.Андреева “Изучение удовлетворённости учителя школьной жизнью”.

личностные особенност

учебная и школьная мотивация, особенности самосознания, доминирующие психические состояния

Уровни (высокий, средний, низкий)

3. Критерий организации учебно – воспитательного процесса

- содержание основного и дополнительного образования

- учебный план школы
- деятельность музея, кружков, секций
- занятость учащихся во внешкольное время в УДО

% выполнения программы

%


Методики статистического анализа

- организация учебно-воспитательного процесса

- сменность занятий,
- наполняемость классов,
- особенности расписания

Ср.показатель на класс (чел)
Соответствие нормам Роспотреб-надзора

Методики статистического анализа

5. Критерий качества созданных в школе условий

- учебно-методическая обеспеченность

наличие современных учебников,
дидактических материалов,
информатизация образовательного процесса

Ср.показатель на 1 человека ,

%



Методики статистического анализа

- качество кадров


- квалификация кадров,
- наличие медицинских работников и психологов,
- психологический климат в коллективе

%

+ -


оценка

Наблюдения, анкетирования.

Методики статистического анализа




материально-техническая оснащенностиь



- количество и качество компьютеров, демонстрационной техники, ТСО,
- спортинвентаря,

%

%


Методики статистического анализа

- санитарно-гигиенические условия

- качество питания
- медицинского обслуживания
- выполнение требований СанПиНов

Охват в %

+ -


+ -

Методики статистического анализа

состояние здоровья

заболеваемость учащихся
и сотрудников школы

%

%


Сбор информации (справки, больничные листы)

охрана труда

безопасность участников образовательного процесса

+ -

Работа с документами

6. Критерий престижа школы

социальный статус школы



- участие учащихся, педагогов школы в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях.
- отток учащихся в другие учебные заведения.
- поступление выпускников в высшие и средние учебные заведения.

%
кол-во приз мест

кол- во


%

Методики статистического анализа

удовлетворенность учащихся и их родителей качеством предоставляемого школой образования .

- комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
- удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности.
удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своего ребёнка, его положением в школьном коллективе

+ -

%
+ -

%


Анкетирование


Опросники

Тесты


Изучение удовлетворен

ности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения



(А.А.Андреев)



ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Несовпадение традиционных педагогических представлений о возможностях учащихся и их реального психофизического состояния.

  2. Проблематичность финансирования материально-технической базы.

  3. «Старение» педагогических кадров и недостаточный приток молодых педагогов.

  4. Тенденция к сокращению контингента учащихся вследствие демографического спада.

  5. Отсутствие конкурсной ситуации среди педагогических кадров, что приводит к определенному профессиональному застою.




скачать


Смотрите также:
Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города нижнего новгорода
473.14kb.
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
400.83kb.
Управление образование и социально-правовой защиты детства администрации сормовского района города нижнего новгорода
335.77kb.
Департамент образования и социально правовой защиты детства администрации города нижний новгород
543.24kb.
Положение о городском конкурсе творческих проектов по начальному техническому моделированию «Победный салют»
57.13kb.
Департамент образования и социально правовой защиты детства администрации города нижний новгород
177.6kb.
Департамент образования и социально правовой защиты детства администрации города нижний новгород
124.18kb.
Администрация города Нижнего Новгорода Департамент образования
1719.13kb.
Администрация города Нижнего Новгорода Департамент образования
103.18kb.
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
350.24kb.
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
115.68kb.
Департамент образования и социально правовой защиты детства
95.26kb.