Главная стр 1
скачать
Клуб замещающих семей.

Тема занятия:

«Дети воруют. Почему?»

   Если спросить: «Хочет ли кто-нибудь  из вас дорогие родители, чтобы его ребёнок вырос вором?» Наверняка будет ответ: «Да не дай бог!» И тут же вы поведаете ребёнку о том, что воровство -  это плохо, за это сажают в тюрьму. Но через час-другой, в раздражении от рекламы дорогих автомобилей, которая обрушилась на вас в разгар интересного фильма, невольно воскликнете, что честный человек и за всю жизнь столько не заработает…


     А потом зайдёт к вам на «огонёк» ваш знакомый и расскажет, как его сосед хорошо устроился «гонит» за границу медную проволоку и уже построил дом на Кипре. А дети всё это слышат и наматывают на ус. Как же в такой ситуации воспитать честность? Как выработать у родного чада жёсткий иммунитет к чужим вещам?
    И вправду, трудно понять взрослому человеку, почему его ребёнок , которому заповедь «Не укради» вкладывалась в уши с самого нежного возраста, вчера вдруг принёс из детского садика чужую игрушку. «Сегодня он тянет мелочь из моего кармана, а завтра что же? - опустошит семейную кассу!» И рассерженный родитель берётся за ремень. Бить ребёнка и ругать его, не выход. Лучше всего поговорить с ним по душам и постараться узнать, почему он это делает.Зная, что именно крадёт ребёнок и как потом распоряжается украденным, легче ответить на вопрос, зачем он это делает.
       Воровство у детей можно рассматривать в трёх аспектах:
а) социальном;
б) медико-биологическом;
в) психологическом.
                                     Социальный аспект.
     Воровство - это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает с совершеннолетие. Что же делать до этого момента, если ребёнок попался на краже не раз и не два? Самое эффективное привести его в детскую комнату милиции и поставить на учёт. Шаг вполне оправданный, особенно если ребёнок с помощью воровства пытается социализироваться в асоциальной семье или подростковой группе. Социальные педагоги, психологи, сотрудники милиции помогут ему расширить социальные контакты, помогут приобрести профессию. Но как быть, если ребёнок ворует у членов семьи, а родители всеми силами стараются избежать огласки. И не без оснований - наберётся немало примеров, когда воровство служило причиной отчисления из специализированных классов престижных  государственных школ. 
                                   Медико-биологический аспект.
 Касается такого заболевания как клептомания. Диагностическими критериями являются:
- периодически возникающие у субъекта непреодолимые импульсы украсть предметы, которые ему не нужны для личного пользования и которые не имеют материальной ценности;
- повышенное чувство напряжения непосредственно перед совершением кражи
- удовольствие или облегчение во время совершения кражи, хотя потом может возникнуть чувство вины или тревога
- кража не совершается как акт гнева или мести
- кража не связана с нарушением поведения или расстройством личности асоциального типа.
    Клептомания встречается у детей крайне редко. Если встречается, то в основном у ребёнка с органическим поражением головного мозга. Проявляется это, как правило, церебрастеническим синдромом (снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость, головные боли), инфантилизмом, импульсивностью и расторможенностью в поведении.
                                            Психологический аспект.
     Психоаналитики обращают особое внимание на воровство детей и подростков, особенно на его символический аспект.
        Специалисты выделяют семь категорий, объединяющих воровство, а именно:
- способ восстановления утраченных взаимоотношений
- мать-ребёнок
- акт агрессии
- защита от страха
- способ получить наказание
- способ восстановления или усиления самооценки
- реакция на семейную тайну и др.
- несформированность волевого поведения.
                                              Запомните. 
    В отношениях со значимыми другими взрослыми дети в сложных ситуациях демонстрируют беспомощность и зависимость и склонны к разным формам реагирования, одной из которых вполне может быть воровство.
     На первый взгляд мотивы отсутствуют, на самом деле мотивы совершения краж в таких случая не осознаются и глубоко скрыты в подсознании.

                            

   Советы родителям дошкольников.

- никогда не устраивайте «разборок под горячую руку», поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребёнку жизнь, лишив его уверенности в праве на  хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе. Если малыш «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения, помните о презумпции невиновности;

- никогда не обвиняйте ребёнка в краже, даже если, кроме него, больше некому.    Исключение - когда вы застали его на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения. Дайте ему понять, как вас это огорчает. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений;

- оставляйте малышу пути к отступлению. Если вы уверенны, что вещь взял он, но ему трудно в этом сознаться, подскажите, что взятую вещь можно незаметно положить на место.

- ребёнка необходимо научить встать на место другого. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку;

- обнаружив у ребёнка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но он утверждает, что она ему подарена, нужно сказать следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверила, что тебе её подарили»;

- некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности за воровство ворам отрубали руки и грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создаёт ощущение собственной порочности;

- обратите внимание, как в семье хранятся деньги, - это не должно быть легкодоступное место, не провоцируйте ребёнка;

- ребёнок должен понять, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть  необходимо установить границы собственности: чем ты можешь пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению, а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).
                               
                              

   Советы родителям школьников.

- не провоцируйте ребёнка, оставляя ценные вещи без присмотра;

- уберите из ваших взаимоотношений с ребёнком проявления отрицательного внимания к нему, заменив их на столь естественную заботу о нём;

- станьте своему ребёнку образцом для подражания, продемонстрируйте ему, что вы сами ощущаете и воспринимаете себя хорошим и ответственным, что вы можете проявлять заботу о самом себе и что вас нельзя спровоцировать на отрицательное внимание по отношению к сыну или дочери. Имея вас в качестве такой модели, ребёнок понемногу начнёт себя ощущать тоже хорошим и ответственным, и ему будет больше не нужно воровать, чтобы доказать обратное;

- предметы, которые ребёнок «находит», лучше не оставлять в его собственности, а вернуть туда, где они были «найдены»;

- наказание должно быть неминуемым, убедите ребёнка попросить прощения и вернуть украденную вещь;

- если кража произошла повторно, нужно проанализировать ситуацию, чтобы верно определить причину повтора;

- будьте внимательны к обстоятельствам краж: « Как распределяются кражи во времени?  Не совпадают ли они с какими-то конфликтами в жизни ребёнка  или с периодами пониженного настроения, плохого сна? Не жалуется ли ребёнок в этот период на головные боли чаще, чем обычно или крадёт чаще к концу учебной четверти или после болезней?» Возможно наладив режим, вам удастся прекратить кражи.

- если никакого разумного объяснения воровству найти не удаётся и все меры не дали результатов, обратитесь к психологу, при необходимости он может порекомендовать обратиться к психотерапевту.




- ребёнок должен понять, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть  необходимо установить границы собственности: чем ты можешь пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению, а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).
скачать


Смотрите также:
Наши дети почему дети воруют?
262.34kb.
Наши дети почему дети воруют?
259.86kb.
«Дети воруют. Почему?»
58.46kb.
Агрессивность. Почему некоторые дети агрессивны
151.55kb.
Проблемные дети
292.9kb.
Дети токсикоманы
73.85kb.
Противоправное поведение несовершеннолетних
18.34kb.
Почему именно подростки и дети становятся жертвами преступлений?
88.6kb.
Почему дети нуждаются в границах?
172.1kb.
Математический вестник №1
323.87kb.
Тревожные дети
118.96kb.
Что делать с ребенком, который не хочет учиться?
121.06kb.