Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сосновская основная общеобразовательная школа

Брянская область Трубчевский район д.Сосновка

9-46-35
Классный час
на тему: «Детство и война»
Рассчитано на учащихся 5-9 классов

Учитель:

Амелькин Владимир Петрович

2010 год.


Пояснительная записка

Понимание значения Родины в основном формируется через погружение в родную культуру, историю, через поддерживаемую связь поколений. Патриотизм как любовь к Родине и тот факт, что, по выражению Н. Бердяева «тот, кто борется за родину, борется не за свои интересы и не за чужие интересы, а за ценность, стоящую выше всякого блага людского», слабо осознается современными учащимися. Старшие поколения наших семей, можно сказать, воспитаны солдатами Победы. Они страну отстояли, а потом отстроили ее из руин. Их подвиг стал для нас примером для подражания на всю жизнь. В районах, захваченных врагом, создавались партизанские отряды. Ни днем, ни ночью не давали покоя нацистам неуловимые народные мстители. Что может быть страшнее, чем судьбы детей на войне!

Дети рождаются, чтобы жить долгой и счастливой жизнью. Дети -это лучшее,

что есть в мире. Но когда дети берут в руки оружие - это страшная картина. Когда дети погибают во время войны - это самое большое зло в мире.

Великая Отечественная война искалечила судьбы тысяч малень­ких ребят, которые погибли, получили ранения. Тысячи ребят защи­щали свою Родину наравне со старшими.

Реалии современной жизни таковы, что для сегодняшней молодежи кумирами становятся спортсмены и артисты, и т.д. Особое значение в современном мире приобретает и то, что, проживая в полиэтнической среде, зачастую приходится оценивать себя в постоянном сравнении с другими нациями и народами. Требуется долгая и кропотливая работа с учащимися по разъяснению того, что нельзя стать патриотом в полном смысле этого слова, противопоставляя себя другим: нельзя возвышать себя, принижая других. Необходимо следить за тем, чтобы в процессе воспитания патриотизма интересы семьи органично соединялись с интересами страны. Сейчас важно воспитывать человека думающего,


2

имеющего активную жизненную позицию, который осознает себя не просто гражданином – частью страны со всей ее историей, проблемами, но и ощущает личную ответственность за ее настоящее и будущее.

В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые; постоянно действующие и эпизодические. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. При системном подходе к подготовке и проведению внеклассных мероприятий внеклассная работа представляет собой единый комплекс мероприятий, связанных между собой тематически. На протяжении последних лет проводится комплекс мероприятий, посвященных службе Отечеству как в период исторических событий периода Великой Отечественной войны советского народа, так и в мирное время.

В данной работе представлены следующие разработки сценариев для проведения мероприятий комплекса «Память страны – память народа»:



  • «Битва за Москву» - повествует о победе советской армии в 1941 году под Москвой над фашистскими захватчиками.

  • «900 дней и ночей блокадного Ленинграда» - приурочено ко дню снятия блокады.

  • «Сталинград. 200 дней и ночей» - рассказывает о победе советской армии в Сталинградской битве.

  • «Подвигу жить в веках» - посвящается победе советского народа в Великой Отечественной войне.

  • «Ради жизни на земле» - рассказывает о том, как по разному, но с честью и достоинством наши деды, отцы, братья служат Отечеству.

3


  • «Женщины в истории России» - знакомит с известными политиками, учеными, героями Великой Отечественной войны, деятелями искусства.

  • «Вахта Памяти» - знакомит учащихся с подвигом моряков-подводников АПЛ «Комсомолец».

  • «Партизанская Брянщина» - рассказывает о партизанском движении на территории Брянской области в годы Великой Отечественной войны.

Внеклассное мероприятие «Детство и война» рассчитано на учащихся

5-9 классов.
Условия для практического применения

Подготовка к проведению мероприятий проходит в системе общешкольных классных часов, уроков Мужества, интегрированных уроков; своеобразным итогом проделанной в классах работы служат совместные мероприятия, в подготовке и проведении которых принимают участие учащиеся и педагоги.

4
Аналитическая часть

Цель: Развитие познавательного интереса учащихся, воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её, поддержка преемственности поколений, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны.

Задачи:


  • Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов.

  • Формировать чувство гражданской ответственности за настоящее и будущее страны и народа.

  • Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому

  • Развивать чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов

  • Развивать творческие способности учащихся.

  • Развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в детской среде.

  • Воспитывать у детей неприятие агрессии, насилия и войны.

5

Оборудование:

1. Фрагменты из художественного фильма «Иваново детство».

2. Портреты пионеров – героев.

3. Презентация.

4. Выставка книг о Великой Отечественной войне.

5. ТСО:    Компьютер. Мультимедиапроектор.

6. Музыкальные фрагменты:



  • В.Соловьев-Седой. «Баллада о солдате».

  • П.Чайковский-Симфония №5 Первая часть.

  • П.Чайковский-Симфония №5 Вторая часть.

  • Ф.Шопен-этюд ми мажор, соч. 10 №3.

  • В.Калинников- Ссимфония№1 -первая часть.

  • Ф.Шопен-Этюд Революционный.

  • Попури на тему В.О.В. –Масленников.

  • П.Чайковский-Симфония №5 третья часть.

  • Д. КАбалевский -Реквием-Наши дети (Часть 2 №8)

6

Методические советы


Представления дополняются показом выставок тематических работ учеников, заранее подготовленными индивидуальными выступлениями – сообщениями и музыкальными номерами в исполнении учащихся и преподавателей.

Для мероприятий готовится электронная презентация, которая объединяет итоговые тематические работы учащихся, иллюстративные материалы: фотоматериалы (в том числе архивных), репродукций, подбираются музыкальные произведения, что в целом помогает созданию зрительного образа. Торжественные мероприятия проводятся в тематически оформленном актовом зале, с использованием обычных музыкальных инструментов и мультимедийного оборудования: компьютера, проектора, экрана, колонок.

7

Классный час

На тему: «Детство и война»



Ход мероприятия

Слайд №1 Звучит музыка В.Соловьев-Седой. «Баллада о солдате».

Слайд №2

Педагог: Что может быть страшнее, чем судьбы детей на войне!

Дети рождаются, чтобы жить долгой и счастливой жизнью. Дети - это лучшее, что есть в мире. Но когда дети берут в руки оружие - это страшная картина. Когда дети погибают во время войны - это самое большое зло в мире.

Великая Отечественная война искалечила судьбы тысяч малень­ких ребят, которые погибли, получили ранения. Тысячи ребят защи­щали свою Родину наравне со старшими.

Звучит музыка П.Чайковский-Симфония №5 Первая часть

Рассказы о подвигах партизан в годы войны. Слайд №3

Педагог. В районах, захваченных врагом, создавались партизанские отряды. Ни днем, ни ночью не давали покоя нацистам неуловимые народные мстители. И хотя война и дети - это несо­вместимо, но так оно и было. Вместе со взрослыми в партизанских отрядах находились совсем юные бойцы. Они пробирались в самые уязвимые места противника, куда взрослым проникнуть было труднее, захватывали оружие, собирали ценные разведывательные данные

для командования фронта. Их руками были пущены под откос сотни эшелонов с гитлеровцами, вооружением и боеприпа­сами, взорвано немало военных объектов врага.

- Назовите известные вам имена юных подпольщиков. Слайд №4

- Леня Голиков


- Марат Казей

8


- Витя Коробков
- Валя Котик

- Зина Портнова


- Толя Шумов
- Боря Цариков
- Люся Герасименко
- Володя Щербацевич
- Вася Коробк

- Шура Кобер


- Витя Хоменко
- Вася Шишковский
- Володя Дубинин и многие , многие другие.

Расскажите об их подвигах.


Выходит ученик

Звучит музыка П.Чайковский-Симфония №5 Вторая часть

Люся Герасименко Слайд №5

Она не спускала под откос вражеские цистерны с горючим, не стреляла в гитлеровцев. Она была еще маленькой. Звали ее Люся Герасименко. Но все, что она делала, приближало день нашей победы над фашистскими захватчиками.


Люся стала незаменимым помощником подпольщиками. Выполняла  разные поручения: то относила листовки или медикаменты в условное место, то передала донесения, то расклеивала листовки на столбах заборов, стенах домов. Все просто и в то же время сложно. Один неосторожный шаг, - и смерть. От гитлеровцев пощады не ожидай…
9

Однажды в октябре шёпотом передали: в центральном сквере немцы партизан повесили. Один совсем мальчик. Это был Володя Щербацевич. Его

повесили вместе с матерью, она лечила военнопленных, а затем вместе с сыном переправляла их к партизанам. Выдал предатель.
Люся была осторожной, находчивой, смелой. Так шел день за днем …, пока провокатор не выдал немцем их семью. Это случилось 26 декабря 1942 года. Одиннадцатилетнюю девочку расстреляли фашисты.
Слайд №6
Ученик:
Мы вас помним, солдаты!

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останьтесь вечно живыми!

Мы помнить мгновенья войны. Обещаем

И головы скорбно склоняем

Пред всеми, кто мертв и кто жив,

Кто, подвиг свой ратный свершив,

Жить в мире потомкам навек завещал

И жизнь без раздумья за это отдал!

10

слайд №7-10
Звучит музыка Ф.Шопен-этюд ми мажор, соч. 10 №

Ученица: По Шепетовке быстро расходились вести: листовки, сбро­шенные советским самолетом, появились под самым носом у гитле­ровцев - на стенах их собственной комендатуры...

Ночью сгорела вражеская нефтебаза...Совершено нападение на колонну немецких автомашин с солдатами и продовольствием. Уничтожен лесосклад...

Город догадывался: это действует подпольная организация. Но кто мог подумать, что к совершённым диверсиям непосредственно причастен этот, казалось бы, бесцельно слоняющийся по улицам города мальчуган?! Разве можно заподозрить, что на багажнике его вело­сипеда под охапкой каких-то дров находятся части ручного пулемета, изъятого из тайника? А между тем, это было именно так.

Валя Котик, двенадцатилетний пионер 4-й шепетовской школы, вот уже

несколько месяцев выполнял задания подпольной органи­зации.

Третий час безотрывно наблюдали они из кустарника Славутское шоссе. Пустынно было в этот день на нем. И вдруг партизаны увидели легковую машину, за которой следовали два грузовика с солдатами.

Бойцы переглянулись: крупная, мол, добыча! Колонна шла на большой скорости. «Так это же начальник шепетовской жандармерии, обер-лейтенант Кениг!» - узнали они офицера, сидящего рядом с водителем. Одно его имя наводило ужас в городе. О жестокости Кенига рассказывали невероятные вещи.

Валёк вместе с друзьями юрко подполз к дороге.

«Только бы не промахнуться!» - твердил он про себя.

Все произошло мгновенно: завизжали тормоза, и тут же один за другим грохнули три ослепительных взрыва.

Партизаны подались назад в кустарник.
11

Уже за спиной услыша­ли, как грузовик, не успев затормозить, наскочил на изуродованную и перевернутую машину. Солдаты высыпали из грузовика и стали стре­лять по кустам. Поздно - партизан и след простыл.



Слайд №11

Однажды, возвращаясь с задания, разведчики наткнулись на отряд карателей. Завязался бой. Валёк залег рядом с командиром группы Иваном Алексеевичем Музалевым. Партизаны отбивали атаку гитле­ровцев. Вдруг Валек увидел подкрадывающегося сзади фашиста.

- Дядя Ваня! Сзади! - крикнул Валёк и тут же заслонил собой ко­мандира.

Выстрелы раздались одновременно. Валя схватился за грудь. Рухнул и немец.

Иван Алексеевич вынес своего младшего товарища к сторожке лесника. Там Валя пробыл несколько недель. А когда выздоровел, вер­нулся в отряд. За смелость и доблесть его наградили медалью «Пар­тизану Великой Отечественной войны».

11 февраля 1944 года Вале исполнилось 14 лет. В этот день Со­ветская Армия освободила его родную Шепетовку!

Но мальчик отказался вернуться домой и остался в отряде.

17 февраля партизаны бесшумно подошли к окраине Изяслава. Партизаны ворвались в город, захватили оружейный склад. Вале и еще нескольким партизанам командир приказал его охранять. А отряд по­шел дальше, в центр города.

Вдруг совсем рядом просвистело несколько пуль. Валёк почувст­вовал тупой удар в живот. Ноги сразу ослабели. Он упал.

Санитары бережно положили его на подводу. Слабеющим го­лосом мальчик попросил: Поднимите меня. Хочу видеть… Вот так. Хорошо… Танки… Наши танки! Мёртвое тело мальчика обвисло на руках санитара.



Слайд №12

Почтим память всех погибших минутой молчания!

12
Слайд №13

Стоит средь лесов деревенька.

Жила там когда-то давненько

Девчонка по имени Женька.

Мальчишечье имя носила,

Высокие травы косила,

Была в ней веселая сила,

Завыли стальные бураны,

Тень крыльев легла на поляны,

И Женька ушла в партизаны.

В секрете была и в засаде,

Ее уважали в отряде,

Хотели представить к награде

Бывало, придет в деревеньку,

Мать спросит усталую Женьку

-Ну, как ты живешь?

-Помаленьку.

Пошли на заданье ребята

Ударила вражья граната.

Из ватника вылезла вата.

Висит фотография в школе,

В улыбке -ни грусти, ни боли,

Шестнадцать ей было –не боле.

Глаза ее были безбрежны,

Мечты ее были безгрешны,

Слова ее были небрежны…

13

Слайд №14



Педагог: Великая Победа наступила благодаря юным героям. Они внесли огромный вклад в правое дело, отдавали еще совсем юные тела на растерзание, не боялись смерти и шли смело на врага. Они доро­жили светлой минутой больше, чем кто-либо. Ведь у них отняли детство и юность, сделали их сиротами, их судьбы покалечила война.
Будем всегда помнить о них, будем всегда равняться на них!


Слайд №15
Ученица : Конечно, подумать-

Кому она легче,

Лихая година, была?

Но всё же война и на детские плечи

Всей тяжестью взрослой легла…

Когда закрывала страданья громада

Пределы грядущей земли,

Круги и горнила военного ада

И дети со всеми прошли!...

Сиротство и холод пронзающей стужи,

И голод, и слёзы, и смерть!

Войной просквожённые детские души

Уже никогда не согреть.

И если потребует новых свидетельств

Грядущий карающий суд,

Военной поры непростившие дети

Свои показанья дадут.

14
Предвижу и ужас, и гнев неизбежный,

Лишь станет известно в те дни,

Какая же в детстве открылась им бездна,

Куда заглянули они!...

Звучит музыка В.Калинников- Симфония№1 -первая часть

Слайд №16-17

Ученик: Нападая на узлы связи и штабы, партизаны постоянно нарушали управление боевыми действиями. В Краснодаре неоднократно перерезал провода 14-летний Витя Судак.

Оккупанты были вынуждены усилить охрану. Но Витя находил удобные места и продолжал действовать. Лишь в декабре 1942 года гестаповцам удалось схватить юного патриота. В Майкопе почти каждый день перерезал провода 13-летний Женя Попов. Зимой 1942года вывел из строя подземный кабель, который связывал Гитлера с командованием группы «Центр.»


Ученик: Вся страна в годы Великой Отечественной войны знала о боевых делах Лёни Голикова. Особенно восхищение вызывал его подвиг, совершённый 13 августа 1942года.

Броском гранаты он разбил легковую автомашину противника на дороге Псков- Луга. Ехавшие в ней гитлеровцы погибли, а генерал Рихард Вирту остался жив. Он выскочил из машины и пустился наутёк. Голиков бросился за ним. Завязалась перестрелка.

Из этого поединка победителем вышел 160летний партизан. Его меткая пуля настигла оккупанта.

В портфеле генерала оказались очень ценные документы. Их отправили в Москву. Отважного партизана решено было отметить высшей наградой. Но получить её Лёня не успел. В одном из тяжёлых боёв, уничтожив десяток гитлеровцев, юный автоматчик погиб (1943г.)

15

Лёне Голикову посмертно (1944г.) присвоено звание Героя Советского Союза.



Легендарный командир Сумского (Украина) соединения партизан Сидор Артемьевич Ковпак, характеризуя состав партизанских отрядов, писал: «больше половины партизан- молодёжь. Они воюют бесстрашно.»

Ученик: «... В оккупированном гитлеровцами Николаеве действовала подпольная группа «Центр». Двое недавних школьников - Витя Хоменко и Шура Кобер - выполняли при нем обязанности связных. Шуру, неплохо знающего немецкий язык, удалось устроить мойщиком посуды на кухню офицерской столовой. О подслушанных разговорах он докладывал старшим подпольщикам. А Витя вел разведку военных объектов, расположенных в городе.

Весной сорок второго года прервалась связь николаевских пат­риотов с Большой землей. Необходимо было срочно переправить верных людей через линию фронта. Выбор пал на юных разведчиков, смелых и находчивых. Ребятишек переодели в штопаную-перешто­паную одежду и благословили в дорогу.

Никто не обращал внимания на ободранных сирот. В те дни на Украине можно было увидеть много действительно осиротевших ма­леньких бродяг - «детей войны». При появлении солдат или полицаев подростки ковыряли палкой землю или рылись в мусоре. Как раз в этой палке-коряге и находились зашифрованные сведения, новые явки, просьбы направить подпольщикам и партизанам рацию, взрывчатку, медикаменты.

Юные патриоты, успешно преодолев сотни километров, при­были в Москву. Здесь после недолгого отдыха они прошли крат­косрочные курсы разведки, а затем вернулись в родной город. И снова трудная, опасная работа во вражеском тылу.

16

В конце сорок второго года провокатор выследил Витю и Шуру. Ребят схватили фашисты. В гестапо их жестоко пытали.



Холодным декабрем на базарной площади юных патриотов казнили. На следующий день утром жители Николаева увидели возле виселицы живые цветы и листовку со словами: «Слава юным героям!»

Ученик: Не один десяток фашистских офицеров уничтожила Зина Портнова. Работая в столовой (Витебская область.)

слайд №18

Схватив 16-летнюю партизанку, гестаповцы около месяца подвергали её нечеловеческим пыткам. Затем решили поколебать её дух льстивыми предложениями, но она держалась стойко.

На одном из допросов фашистский офицер положил на стол пистолет и заявил, что, если она ничего не скажет, её расстреляют. Зине удалось

схватить пистолет и выстрелить в следователя. Вто­рой пулей она убила появившегося в дверях еще одного офицера и выпрыгнула в окно. Навстречу ей бежал автоматчик. Портнова нажала на спусковой крючок пистолета, но выстрела не последовало. Автоматной очередью фашист ранил ее в обе ноги. Истекающую кровью патриотку гитлеровцы схватили за волосы и потащили в гестапо. Там ее замучили.

Слайд №19

Педагог: Навсегда в памяти народной останутся имена Виктора Третьякевича, Зины Портновой, Олега Кошевого, Кузьмы Галкина, Саши Чекалина, Зои Космодемьянской, Веры Валюшиной и тысяч других патриотов, замученных фашистами. Знайте, что они умерли во имя будущей победы. Высоко оценила Родина боевые заслуги юного поколения страны. За годы войны были награждены орденами и медалями 36 тысяч школьников.
17

Трем тысячам юно­шам и девушкам присвоено звание Героя Советского Союза, 60 из них удостоились этого звания дважды.

Героические дела они совершали, вовсе не помышляя о ге­ройстве. Они защищали Родину.

6. Обсуждение вопросов об истоках массового героизма во время Великой Отечественной войны.

- Что давало поколению Великой Отечественной войны решимость и силу для подвигов?

-В чем истоки массового героизма?

Учащиеся рассуждают.
Звучит музыка Ф.Шопен-Этюд Революционный
Слайд №20
Слайды «Дети войны»

21-31




Звучит музыка попури на тему В.О.В. -Масленников

Слайд №32

Когда мать Героев Советского Союза Зои и Александра Кос­модемьянских спросили об истоках героических поступков ее де­тей, она ответила: «Откуда взялись мужество и стойкость, непри­миримость к врагам у вчерашних школьников? Героями не рожда­ются, ими становятся. Тысячи и тысячи стали героями, такими их воспитала школа, семья, наша литература, вся жизнь». Для школьников военной поры , особенно в прифронтовых и фронтовых районах, и сама учеба была подвигом.



Ученик: Когда Тюменский фанерный комбинат по­лучил задание организовать массовое производство деревянных корпусов для противотанковых мин, создалась острая нехватка ра­бочих рук и выполнение задания оказалось под угрозой срыва.

18

На помощь пришли учащиеся 13-й начальной школы Тюмени. Был организован школьный цех, где 2-3 часа в день работали 173 школьника. Вскоре продукция, сделанная руками юных патриотов, пошла на фронт.



Ученик: Места квалифицированных работников-мужчин рыбоконсервных заводов Ямало-Ненецкого округа заняли женщины, девушки, школьники-подростки. Жители округа делали теплые вещи, добывали пушнину, отправляли воинам Советской армии посылки, собирали деньги в фонд помощи семьям военно­служащих. Главной продукцией округа была рыба, за годы войны ее улов составил 830,3 тыс. центнеров.

Ведущий. Вот такое это было поколение, вошедшее в ис­торию как поколение победителей. Ценой беззаветного мужества и огромных жертв фашизм был разгромлен.


Слайд №33

Ученик: Шёл смертный бой,

Земля в огне кипела.

Был сужен мир до прорези прицела,

Но мы, полные решимости и веры,

Ему вернули прежние размеры.

В. Кочетков
8. Обсуждение вопросов о преемственности поколений –военного и нынешнего.

Педагог:

Как вы понимаете свою обязанность перед поколением военного времени?



Учащиеся рассуждают

Звучит музыка П.Чайковский-Симфония №5 третья часть

19

слайд №34-35



стихотворение:

«ЗАВЕЩАНИЕ»



Солдат,

Поднимаясь над постелью,

В предсмертный час

Для сына диктовал:

- Передаю тебе родную землю,

Которую я вновь отвоевал.


Чтоб не посмел

Никто ее обидеть,

Ты, продолжая славный путь отца,

Расти большим,

Чтоб всю ее увидеть,

Понять ее душою до конца.


Слайд №36-37-38
Пиши, сестра, пиши...

Наш край метельный,

Где ты родился, -

Так и напиши, -



Умей любить

Любовью беспредельной,

Умей любить

Всей нежностью души.

20
Слайд №36-37-38

Смотри, мой сын,

По капле не разлейся,

Но, жизнь, и труд,

И славу полюбя,

Ты мужеству учись

И не надейся,

Что кто-то будет думать за тебя.


Настанет время,

И дорогой вешней

По волнованью луговой травы

Ты в жизнь пойдешь,

Не выходи без песни.

Не опускай весёлой головы.


Она подарком не дается свыше.

Умея жить и все одолевать,

Я сделал все,

Чтоб ты её услышал,

Узнал её и смог завоевать.
Чтоб в трудный час

Любого испытанья

Ты верности в груди не погасил,

Писал в минуту ясного сознанья

И в полноте своих душевных

В.Федоров

21

Слайд №39


9. Заключительное слово педагога.

Ведущий: Время неузнаваемо преобразило поля былых сражений. Меняется наше отношение к Германии, русские девуш­ки выходят замуж за немцев, немцы женятся на россиянках. Но есть то, что неподвластно времени. Память о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны.


Память не знает старости, и именно она поможет со­хранить в каждом

человеке воспоминания о войне.

Слайд №40
Здесь небо близко- близко.

Здесь ветер бьёт крылом.

А мы читаем списки

На мраморе седом.

Нет ни конца, ни края

Тем святцам огневым.

У них судьба такая-

Быть вечно молодым…




Звучит музыка Д. КАбалевский -Реквием-Наши дети (Часть 2 №8)

Фрагменты фильма «Иваново детство»

22

Заключение



Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.

  2. Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.

  3. Желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

  4. Возможность выбора для своего самообразования по истории Великой отечественной войны наиболее интересного материала.

5. Желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

23

Список Литературы:



  1. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.

  2. Васильев, Б.Л.Завтра была война. -М.: 1991.

  3. Гранин, Д.А. Точка опоры.- М., 1989

  4. Классные часы. 7 класс/ Н.И.Еременко- Волгоград: ИТД«Корифей»,2006

  5. Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.

  6. Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.


24


скачать


Смотрите также:
Детство, опалённое войной
45.47kb.
Детство и война
216.25kb.
Любимые страницы романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»
27.58kb.
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность мдоу «Детский сад №5» г. Горнозаводска
445.49kb.
Семинарскиезанятия Занятие n 4 Проблема повествования в автобиографической трилогии
37.47kb.
Ребенок и общество
375.21kb.
«Война и дети»
101.8kb.
Тема «война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне
96.34kb.
Детский сад и семья. Программа Детство
84.14kb.
Гражданская война в России
35.14kb.
Детство это игра, игра это детство
18.05kb.
Лев Николаевич Толстой Война и мир. Книга 2 Война и мир – 2
10557.65kb.