Главная стр 1
скачать
МОУ Турунтаевская средняя общеобразовательная школа №1

Педсовет. Тема: Деятельностный подход в обучении. Доклад.

Леонова Е.Ю. учитель

начальных классов.

с.Турунтаево.

Говоря об обучении в современной школе мы всё чаще употребляем слово «деятельность». Можно и нужно согласиться с тем, что только через деятельность школьник лучше воспринимает все знания, которые он может получить в школе. Я работаю по развивающей системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, в которой упор делается не на результат – усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И всё же вопрос спорный – нужно ли с самого раннего возраста погружать детей, например, в то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, десять или двенадцать.

Если погрузиться в психологию, то мы знаем, что у человека младшего школьного возраста ведущим является правое полушарие. А человек правополушарного типа – исследователь. Мы начали воспитывать человека, готового к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно их и самостоятельно решать их. Но это происходит при хорошо организованном обучении. За учеником закрепляется роль познающего мир в специально организованных для этого условиях.

Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действия в сфере научных понятий.

Как мы это делаем? В организации командной работы, где отрабатываются каммуникативные навыки: дети проводят свои мини – исследования в группах по 5-7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу.

В основе учебного процесса лежит так называемая «учебная задача», то есть задача, вынуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится теоретически.

Обучение в системе развивающего обучения предполагает прежде всего развитие ребёнка как субъекта учебной деятельности, так как в настоящее время российская начальная школа, является важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своём развитии. Он связан с координальным изменением приоритетов народного обучения, на первый план которого всё более отчётливо выдвигается становление личности младшего школьника. Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему – такова исходная задача развивающего обучения. Овладев принципом учебного действия и лежащим в основе этого принципа понятием предполагает, что в процессе обучения учащиеся воспроизведут хотя бы в основных моментах и в упрощённой форме ход и результаты соответствующего научного исследования.

-1-


В рамках такого «квазииследования» ребёнок и становится субъектом учения, которое, обогащая и расширяя его возможности самостоятельно решать разнообразные задачи, приобретает для него смысл особой деятельности по самоизменению своих способностей, т.е. собственно учебной деятельностью. Примером такого исследования, уже в начале 1-го класса служит следующий фрагмент из урока обучения грамоте.

Учитель: Сколько звуков в слове ПЯТЬ? Посчитайте звуки и покажите мне ответ пальчиками. (одни дети поднимают 3- пальчика, другие-4, третьи-5. Учитель сразу фиксирует на доске три ответа на его вопрос (пишет: 3-4-5) и просит сторонников каждой точки зрения доказать свою правоту). Учитель: Ваня, докажи, что в слове ПЯТЬ 5 звуков. Посчитай в слух.

Ваня (считает загибая пальчики) : Раз, два, три, четыре, пять. Учитель: Ребята, хорошо Ваня считает до пяти? Или он сбивается со счёта?

Дети: Нет, он хорошо считал.

Учитель: Ставлю ему за это «плюс». А что считал Ваня?

Дети: Пальцы.

Учитель: Я запишу: Ваня хорошо считал пальцы.

У. Рита, у тебяполучился другой ответ. Ты насчитала в слове ПЯТЬ 4 звука. Докажи всекм, что ты права. Посчитай вслух.

Рита: Пэ, я, тэ, мягкий знак. (Эта девочка от большинства детей уже умеет писать, но она путает звуки и буквы. Учитель одобряет ответ Риты, фиксируя его на доске и объясняя для неграмотных учеников).

У. Рита уже умеет писать. Она правильно назвала все буквы в слове ПЯТЬ. Я записала её ответ. Давайте вместе пересчитаем все буквы. (Дети хором считают, убеждаются, что Рита тоже по - своему права).

Учитель: Федя насчитал в слове ПЯТЬ 3 звука, Федя, докажи всем, что ты тоже прав. Посчитай вслух.

Федя: П, А, Т. (Ответ Феди учитель тоже фиксирует на доске, записывая звуки привычным детям значками: - гласный, - согласный). Класс хором повторяет звуки, пересчитывая их, одобряет и эту точку зрения.

Учитель: Видите, все посчитали правильно. Вы уже умеете считать. Но что считал Федя? Дети: Звуки. Учитель: А что считала Рита? Дети: Буквы. Учитель: А Ваня что считал? Дети: Пальчики. Учитель: А теперь самое трудное. Что просила посчитать я? Слушайте мой первый вопрос: «Сколько звуков в слове ПЯТЬ?» Кто из детей отвечал на мой вопрос?...

Так, материализуя разные точки зрения, учитель решил сразу 4 задачи: 1) и самое простое; потренировал детей в звуковом анализе слов; 2) грамотно детям показал,



-2-

что звуки можно спутать с буквами и что это не одно и то же, 3) детям с наивным языковым сознанием, для которых «слово прозрачно для значения», ещё раз продемонстрировал существование невидимой формыслова, которая не совпадает со значением этого слова, 4) и самое главное; показал всем, что за разными ответами стоят умные, правильные мысли, что право на собственное мнение имеет каждый, ибо нет ошибочных ответов, но бывают ответы на незаданные вопросы.



-3-
скачать


Смотрите также:
Элективный курс по английскому языку "Learning through songs" Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения
593.35kb.
А. Н. Колмогоров Деятельностный подход в обучении математике
87.72kb.
Системно-деятельностный подход в обучении: пути реализации в практике мкоу старочигольской сош гнеушева В. П., директор школы Старая Чигла, 2012
90.81kb.
Деятельностный подход в обучении. Доклад
39.58kb.
Кафедра «Физическая культура. Психология» реализация технологии деятельностного подхода в процессе физического воспитания. Что такое деятельностный подход?
483.8kb.
Системно-деятельностный подход
57.29kb.
Деятельностный подход в обучении математике в системе учебных практик
56.82kb.
Системно-деятельностный подход в обучении Выступление на заседании сетевого мо учителей русского языка и литературы Учитель Коптева Л. И
62.84kb.
Портфолио Деятельностный подход в обучении математике
363.73kb.
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
74.88kb.
«деятельностный подход в обучении географии, его значение в формировании прикладной направленности предмета»
725.38kb.
Образовательные технологии
17.9kb.