Главная стр 1
скачать
Бородина Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ №8»

Асбестовского городского округа
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка.


Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Сегодня дифференциация и индивидуализация обучения вновь актуальны.
Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на группы. В школьной практике часто используется простая дифференциация учащихся на хороших, средних и слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности целенаправленно помогать ученикам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного материала.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и другие), так и его специфические особенности, свойственные детям с категорией нарушения развития.

Обучению русскому языку в школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.
       Дифференцированный и индивидуальный подходы позволяют реализовать ряд педагогических задач, связанных с формированием навыка чтения, выработке у детей навыков грамотного письма. Для этого необходимо обращать внимание на особенности фонетического письма учащихся школы, а также на усвоение ими правил правописания и в соответствии с этими особенностями строить образовательную и коррекционную работу с учащимися.

Система коррекционной работы предусматривает проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности, то есть осуществляется целостный подход к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий направлена на общее развитие, а не тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. 
Содержание индивидуальных занятий исключает формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков. 
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить правило о правописании безударных гласных), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не превышается 20 минут. В группу объединяются 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Задание умеренно трудное, но доступное, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить учащемуся переживание успеха. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. 
Введение специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корректировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности. 

С этой целью были введены элективные курсы: для пятиклассников « Фольклор», для учащихся 5 – 6 классов - «Миф, сказка, легенда в кино», для семиклассников – «Кино про тебя», для 7 – 8 класса – «Знай и люби русский язык», для учащихся 10 – 11 классов - «Русское правописание: орфография и пунктуация». Данные курсы направлены на активное приобретение культурного богатства русского народа, на решение психологических проблем, возникающих в подростковом возрасте, на формирование любви к русскому слову и Родине. Они формируют нравственно – патриотические позиции учащихся, то есть определяют меру общего развития детей, тем самым осуществляется целостный подход к воспитанию и развитию ребенка. А это одно из условий дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся как в урочное время, так и внеурочное.
скачать


Смотрите также:
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка
34.38kb.
Самообразования, взятая мной в этом году, звучит так: «Индивидуальный и дифференцированный подход в преподавании русского языка»
109.52kb.
Доклад «Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работе»
268kb.
К рабочим программам по русскому языку 5 класс
211.8kb.
«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике»
42.11kb.
«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике»
42.11kb.
Деятельностный подход как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка
69.48kb.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка»
219.26kb.
Самохвалова Н. В. Формирование текстовых умений на уроках русского языка
98.75kb.
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Власенко Ж. П. Тема опыта: «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка»
56.31kb.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка
211.73kb.
Программа основного общего образования по природоведению
571.07kb.