Главная стр 1
скачать
Ракитянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида.

ДОКЛАД

Технология дифференцированного обучения.

Матвиенко Н.В..

п. Ракитное – 2013г

Технология дифференцированного обучения.

Углубленное изучение своеобразия психического развития аномальных детей, успехи дифференциальной диагностики, совершенствование теории обучения обусловили появление острой проблемы в дефектологии - вопрос о дифференцированном обучении.

Термин "дифференциация' впервые появился во Франции. Он обозначает организацию обучения в различных типах школ или отделений при одной школе с разными учебными планами и программами. Речь идет о дифференциации, как содержания, так и методов обучения в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями учащихся специальных школ 8-го вида.

Проблема дифференциации обучения учащихся коррекционных школ решается в одном случае комплектованием классов учащихся однородных групп, а в других случаях проблема решается путем обучения учащихся в рамках одного класса по разным программам и с применением разных методов. Если нет необходимости в дифференцированном подходе, то учитель ограничивается принципом дифференцированного подхода в сочетании с индивидуальным. В системе дифференциации обучения важную роль играет выявление среди учащихся типологических групп, объединенных общностью клинических и психолого-педагогических характеристик. Важную роль играет также определение основных принципов коррекционного воздействия на каждую из таких групп.

Индивидуализация обучения - это такая организация учебного процессами, которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает различия индивидуальных особенностей умственно отсталых детей. Мысль

о необходимости учета индивидуальных типологических особенностей умственно отсталых детей появилась вместе с трудами по олигофренопедагогике.


Трудности индивидуального подхода возникают при сочетании его с фронтальной работой. Порой возможности учащихся специальной школы 8-го вида настолько различны, что почти к каждому нужен особый подход в обучении.



Дифференциальный подход - это особенность обучения группы умственно отсталых учащихся с определенной типологией продуктивности обучения. Различают несколько вариантов заданий по изучаемой теме при дифференциальном подходе, отличающихся по:

-степени сложности из-за глубины дефекта;

-объему с учетом уровня работоспособности;

-форме выполнения с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа;

-степени желательности и обязательности.

Принципы дифференцированного подхода:

-за основу берется изучение учебной деятельности ребенка и ведущих


качеств личности;

-осуществляется ориентация на особенности динамики познавательного
процесса умственно отсталого ученика;

- используется опора на сохранные свойства психики аномального ученика;

- применяется решения задач на предупреждение ошибок обучения;

- продуктивность познания корригируется с интересом к уроку.

Рассматривая дифференцированный подход как одну из форм коррекционной работы, важно предложить использование неспецифических приемов: доброжелательность, единство действий,

доступность знаний /по Бабанскому Ю.К./ и специфических: повторение, закрепление, учет темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение

сложного, не торопить в обдумывании, учить умению видеть главное, действия формировать поэтапно, создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых, чаще переключать виды деятельности.

В работе с учащимися коррекционной школы целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.

Если обученность является тем, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

Важным показателем высокого уровня обучаемости являются восприимчивость к помощи другого человека. Умение осуществлять перенос, способность к самообучению.

Показатели степени обученности


  1. "Различение" (распознавание), или уровень знакомства. Характеризует низшую степень обученности. Ученик отличает данный объект, процесс, явление и т.п. от их аналогов, только тогда, когда их предъявляют ему в готовом виде, демонстрируя только лишь способность узнавания. Написать, объяснить, решить, применить на практике не может. На вопросы дает односложные ответы, наблюдается попытка "угадать" правильный ответ.

  2. "Запоминание". Учащийся может пересказать содержание текста, правила и т.п. без глубокого осознания. Учащийся отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности.

  3. "Понимание". Учащийся не только воспроизводит формулировку, но может объяснить, привести пример. Сущность вопроса им понята, а не просто формально закреплена в сознании.

  4. "Применение" (репродуктивный уровень). Ученик может применить на практике теоретические знания в простейших заданиях. Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие навыки.

  5. "Перенос". Ученик умеет творчески применить полученные теоретические знания на практике, в новой нестандартной ситуации.

Различные способы дифференциации предполагают дифференциацию

содержания учебных заданий по объему, уровню творчества, трудности.


Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов.

От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации. Работая по образцу, выполнение тренировочных упражнений. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках математики используют различные виды продуктивных заданий;

- поиск закономерностей;

- классификация математических объектов (геометрических фигур);

- преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой задачи в составную);

- выполнение заданий различными способами.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

- усложнения материала

- увеличение количества действий в примерах или в решении задачи.



Дифференциация учебных заданий по объему учебного материала.

Необходимость дифференциации по такому способу обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные детьми, а также дети с низким уровнем обучаемости, обычно не успевают выполнять самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учащихся.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

а) степени самостоятельности учащихся;

б) характеру помощи учащимся;

в) форме учебных действий.

а) Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но один это делает под руководством учителя, а другой самостоятельно.

б) Дифференциация работы по характеру помощи учащимся

Такой способ дифференциации предусматривает, что все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

- помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

- помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.)

в) Дифференциация работы по форме учебных действий

При работе над вычислительными приемами одним детям достаточно иллюстраций в учебнике или на доске, а другим необходимо выполнить операции с предметами или моделями.


Условия эффективности реализации дифференцированного обучения.

1. Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть снижены. Основной принцип такого обучения – дифференциация помощи учащимся со стороны учителя без существенного снижения сложности содержания.

2. Обязательным условием является знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологических особенностей. Методика разделения детей на группы предполагает подвижность группы и смену их состава.

3. эффективность дифференцированного обучения: достаточный фонд дидактического материала (заданий, инструкций, рабочих тетрадей и т.д.), систематический контроль учителя и оценка труда учеников, сознательное обучение учащихся приемам познавательной деятельности.


скачать


Смотрите также:
Доклад технология дифференцированного обучения. Матвиенко Н. В п. Ракитное 2013г
72.96kb.
Доклад методика Ш. А. Амонашвили Бочкаленко Н. В. п. Ракитное 2013г
58.26kb.
Доклад классификация современных педагогических технологий Мордынская А. А. п. Ракитное 2013г
81.83kb.
«Лексика», 5 класс. Базовый уровень
165.28kb.
Конспект урока (технология дифференцированного обучения) Предмет: природоведение, 5 класс
135.19kb.
Организация дифференцированного подхода в обучении математики Дифференциация содержания обучения
148.55kb.
Доклад учителя истории и обществознания Матвеенко В. А. п. Ракитное 2011 год в воспитании человека важно добиваться
81.39kb.
Оу сош №5 г. Сызрань Технология разноуровневого обучения в современной школе
110.3kb.
Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
860.41kb.
Технология дифференцированного обучения и воспитания
59.4kb.
«Стратовая модель обучения оптимальное решение задач дифференцированного обучения»
179.43kb.
Информация о персональном составе педагогических работников
147.32kb.