Главная стр 1
скачать



Лаборатория СВМ

www.v-school.narod.ru






V-school

ЛАБОРАТОРИЯ СВМ

Сазанов Владимир Михайлович, Россия, предприниматель,


руководитель Лаборатории СВМ, кандидат технических наук.
Доклад

Технология обучения от Носителя Знаний - ITeach \СВМ

Аннотация и Ключевые слова


Цель доклада - анализ возможностей Интернет-технологий второй волны в области образования, презентация технологической образовательной схемы инновационного развития, поиск партнеров.

Компьютер, Интернет, Web 2.0, Социальные сети. Образование, дистанционное обучение, технологическая схема.

Технология обучения от Носителя Знаний - ITeach \СВМ 1

Интернет технологии в образовании 2



Общие положения 2

Возможности образовательных Интернет-технологий 2

Модель сетевого обучения 3

Технологическая схема ITeach \СВМ 4



Уровни и функции 4

Проектно-матричная организационная структура 4

Тренды развития - Примеры 5

Опыт развития предлагаемого подхода 6

Выводы и Предложения 6



Об Авторе 7

ЛИТЕРАТУРА 7

Тезисно - Презентационно 8

Презентация «Обучение от Носителя Знаний - ITeach \ CBM» 11





Предлагаемый доклад раскрывает возможности Интернет-обучения, построенного от Преподавателя. Ориентация подхода – инновации и модернизация образования.

Схема обучения от Преподавателя предполагает наличие 3-уровней информационного обеспечения учебного процесса, а именно:

- Главный сайт - "информационная визитка";

- Сайт потока обучения с регистрацией, элементами дистанционного обучения и тестирования, рассылки и обратной связи, блогового обсуждения;

- Контент-Сайт Преподавателя.

Для сайта Преподавателя естественным является простое "редакторское" решение на основе, скажем Front Page и размещение его на "народном" хостинге Yandex. Главный сайт - портальное решение, аналогичное российскому образовательному порталу www.edu.ru.

Средний уровень - сайт потока обучения (кафедры) - "конструкторское" решение систем управления контентом типа 1С-Битрикс. Данный технологический уровень, по целям ориентирован на достижение эффективности процесса передачи знаний. Функциональная нагрузка – регистрация обучаемых, рассылка новостей, открытая схема представления электронных учебных материалов, работа Преподавателя с Учениками, в том числе и путем блоговых обсуждений учебной темы.

Маркетинговая цель - борьба за круг обучаемых и формирование Сообщества - профессиональной социальной сети, построение которой обдумывается.

Возможная область применения подхода - институты повышения квалификации, коммерческие учебные центры, дополнительное образование и инновационные разработки в области образования.

Интернет технологии в образовании


«Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий»
Герберт Маршалл Маклюэн

Общие положения


Вступление в стадию постиндустривального или информационного общества требует от всех участников образовательного процесса реальных шагов на всех уровнях.

Одним из шагов правительственного уровня явилась «Концепция информационного общества в России», принятая почти 10 лет назад и стратегия информатизации.

В рамках модернизации и перестройки системы образования предпринимались усилия по созданию единой информационно-образовательной среды [1]. Ставились задачи, в частности, эффективного использования профессорско-преподавательского состава, создания условий для комплексного использования информационных технологий по всем направлениям деятельности системы образования, обеспечение открытого образования и использование дистанционных технологий обучения, обеспечение информационной поддержки получения образования. Одним из воплощений данных усилий стал Общероссийский образовательный портал – www.edu.ru

Особенностью технологий «первой волны» с точки зрения организации коммуникаций и теории социального капитала является узкая направленность взаимодействия Личность-Личность или «вертикальные» отношения Фирма-Личность. Вместе с тем, исторические примеры показывают, что для социальных преобразований важными являются сплоченные «горизонтальные» интеллектуальные сообщества, которые наблюдались, например, на рубеже перестройки в академических институтах, вокруг бардов-исполнителей, клубов студенческой песни, физматшкол.

Естественным представляется формирование более тесных и профессиональных и «кооперативно-профсоюзных» Интернет-отношений обладателей выхода в мировую коммуникационную сеть – профессиональных сообществ в науке, образовании, культуре, общественно-политической жизни.

Немного о понятиях знание и технология.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (Советский энциклопедический словарь, М., 1979)
Знание - состояние, принадлежность знающего что-либо (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка).
Технологии - реализация научных знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей.

Возможности образовательных Интернет-технологий


Исторический экскурс. Один из признаков информационного постиндустриального общества - массовое внедрение компьютеров в деловую и обыденную жизнь и появление Интернета. Перемены, происходящие в связи с внедрением информационных технологий, по значению сравнивают с книгопечатной революцией Иогана Гутенберга.

И если Интернет первой волны – обслуживал информационные и производственные потребности по вертикали Фирма - Человек, то для Интернет-технологий второй волны – Web 2.0 характерным является развитие горизонтальных отношений и работа на социальные связи и отношения.

Возможности, предоставляемые Интернет-технологиями, могут быть направлены как на обслуживание потребностей тела - развлекательные и игровые порталы и сервисы, так и совершенствование духа, формирование личности.

В области образования информационные технологии могут служить как обеспечению классического учебного процесса, так и выходу на новый виток диалектической спирали, а именно:



  • от устного диалога Учителя-Ученика времен Сократа

  • через современную организационную образовательную структуру, с сильной бюрократической компонентой, разделившей Ученика и Учителя,

  • к обучению, построенному от Носителя Знаний на основе Интернет возможностей.

Воплощение социальных возможностей Интернет технологий второй волны – предлагаемая схема обучения от Преподавателя.

Модель сетевого обучения


Смешанное обучение - интеграция дистанционного и очного обучения представляется наиболее целесообразной схемой использования Интернет технологий в образовании.

Наиболее общая модель сетевого обучения [Никуличева] представлена ниже.



В модели выделены разными цветами 5 блоков:



  1. Содержание курса (лекции, инструкции, источники).

  2. Контроль.

  3. Организационный блок (знакомство, документация, объявления).

  4. Средства коммуникаций (индивидуально обучение и групповое).

  5. Общение дистанционного учителя и слушателя (рефлексия).

Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 – проведение курса, и блок 5 – фиксирование результатов.

Возможны различные технологические варианты реализации представленной общей модели. Предлагаемый вариант Интернет обучения, построенного от Носителя Знаний может быть использован в области общего и высшего образования, курсов повышения квалификации.

Области приложения «Интернет-технологии от Преподавателя»

Общее образование

Высшее образование

Повышение квалификации

Сайт – Визитка Школы

Портал Вуза

Сайт ИПК




Сайт кафедры




Учителя- Новаторы

Носители Знаний

Гуру

Дополнительное образование \ Кружки

Структурные преобразования
качество и доступность обучения

3 – уровневая структура

  • Главный информационный портал

  • Сайт поддержки обучения

  • Контент-сайты Преподавателей

Технологическая схема ITeach \СВМ

Уровни и функции


Схема обучения от Преподавателя предполагает наличие 3-уровней информационного обеспечения учебного процесса, а именно:

- Главный сайт - "информационная визитка";

- Сайт потока обучения с регистрацией, элементами дистанционного обучения и тестирования, рассылки и обратной связи, блогового обсуждения;

- Контент-Сайт Преподавателя.

Для сайта Преподавателя естественным является простое "редакторское" решение на основе, скажем Front Page и размещение его на "народном" хостинге Yandex.

Для Главного сайта - портальное решение, аналогичное общероссийкому образовательному порталу www.edu.ru

Средний уровень - Сайт потока обучения (кафедры) - "конструкторское" решение систем управления контентом типа 1С-Битрикс.

Данный технологический уровень, по целям ориентирован на достижение эффективности процесса передачи знаний.

Функциональная нагрузка – регистрация обучаемых, рассылка новостей, открытая схемы представления электронных учебных материалов, работа с Преподавателя с Учениками, в том числе и путем блоговых обсуждений учебной темы.

Маркетинговая цель - борьба за свой круг обучаемых и формирование Сообщества - возможно специализированной профессиональной социальной сети, построение которой обдумывается.


Проектно-матричная организационная структура


Предлагаемый подход использования возможностей Интернет технологий второй волны возможно требует перехода от сложившейся классической организационной иерархической структуры управления времен административно-комадной системы через смешанную государственно-корпоративную с дивизиональной организацией, к более гибкой проекто-матричной (см. Мильнер Б.З. Теория организации. С-Пб. Государственный университет. Электронная Библиотека кафедры Национальная безопасность - http://www.safety.spbstu.ru/el-book/ )

Применительно к обучению, построенному от Преподавателя, 3-х уровневая проектно-матричная структура показана ниже.



Информационная
Визитка

ПОРТАЛ ВУЗА

Реализация
















Управление
обучением

Поток обучения 1
(кафедра)




Поток обучения 2
(кафедра)

Конструирование
1С-Битрикс
















Контент 1

Сайт Преподавателя 1







Редактор

Контент 2

Сайт Преподавателя 2







HTML - кода

Контент 3

Сайт Преподавателя 3







Front Page

На среднем уровне – сайте поддержки обучения, при использовании конструкторского модульного подхода, аналогичного решениям 1C-Битрикс построения сайте средствами системы управления контентом, выполняемые функции выбираются самими проектировщиками системы.

Тренды развития - Примеры


Можно предположить, что предлагаемая схема выступит инструментом инновационного преобразования в образовании, науке и технике, деловой сфере.

Оценка возможностей - Области - Примеры






Оценка
возможности

Тренд

Примеры

Прим.

Общество

Слабая

В идеале – Сеть Партии инновационного развития

Пока нет!

Дезинтегриро-ванность

Образо -
вание

Возможно
(В проектах)

Поддержка дистанционного
обучения

Сеть творческих учителей – www.IT-N.ru

АПК и ППРО
при поддержке MicroSoft

Наука и
техника

Возможно
(Примеры)

Сети
Проф Сообществ

Мед. Диагн. Сеть www.wurman.ru

Николаев
Евгений Иванович

Деловая
сфера

Реально
и есть!

Сети
пользователей

Автолюбители,
например

www.avto.ru

Культура

Появляются

Взаимо-
проникновение

Социальная сеть художников

www.algonet.ru/
?ID=637620


Направления развития – «вширь, вбок и вглубь».

Вглубь образовательной сферы. Обеспечение качества и доступности образования.

Вбок. Возможно, в образовании, на основе порталов Университетов и Академий возможности электронных кампусов и Форумы общения студентов начнут прорастать в социальные сети, предоставляющие возможности карьерного роста, личностного развития.

В научной организации идеальное взаимодействие представляется состоящим из 3 уровней. Главный информационный сайт – 1 уровень, с которого пользователь попадает на страницы Лабораторий. Обратная связя возможна через уровень дневниковых записей как отдельных исследователей, так и их сообществ– блогов, например www.Mail.ru. Преимуществом последних является разделение записей на видимые для всех, друзей и только автору. Следующим, 3-м уровнем идеального информационного взаимодействия является профессиональная социальная сеть, которая может быть построена по образцу сети личных и деловых контактов www.MoiKrug.ru.

Перспективными областями применения технологий социальных сетей в научной и образовательной сфере представляются сетевые научные сообщества и сети молодежной направленности, ориентированные на диалог поколений.

Сеть молодых ученых и специалистов


Опираясь на анализ возможных субъектов развития, выполненный В.Е. Лепским [Лепск], в качестве потенциального субъекта инновационных преобразований может выступить сообщество молодых ученых и специалистов, инструмент формирования-проектирования которого - социальная сеть.

Cоциальная сеть молодых ученых и специалистов могут послужить основой выработки «проекта будущего» и выхода из нынешнего кризиса состояния науки и общества и возможно «новой «сборки» на основе восстановления его культурного и мировоззренческого ядра с преемственностью исторического цивилизационного пути России. [Кара-Мурза].


Опыт развития предлагаемого подхода


<Странного зверя, которого нет, -
Он золотой, шестикрылый, молчащий. Н.Гумилев>

Предлагаемый 3-х уровневый подход достаточно гибок и может использоваться в обычной классно-урочной системе общего образования учителями-новаторами, в лекционно-семинарской системе высшей школы преподавателями-исследователями, в институтах повышения квалификации и центрах обучения.

По видам обучения – от информационной поддержки классического обучения до полных вариантов дистанционного. Хотя, безусловно, наиболее рациональным представляется смешанный вариант очно-дистанционного обучения с различными вариантами распределения функций между уровнями.

Ключевой момент предлагаемой технологии Интернет поддержки обучения – средний динамический конструкторский уровень. В зависимости от поставленных задач на данный уровень могут возлагаться различные задачи, а именно:



  • регистрация обучаемых;

  • подписка на новости и обновления;

  • рассылка новостей;

  • хранение учебных материалов и ссылки на них;

  • предоставление доступа зарегистрированным пользователям;

  • разграничение платных сервисов и свободного доступа к знаниям;

  • форумы, учебные чаты и блоговое общение в учебных и житейских целях.

Отдельные моменты технологии отрабатывались в рамках проекта «Виртуальной школы компьютерных технологий» – www.v-school.narod.ru а именно

  • учебные матералы и методические разработки;

  • тесты тем общего образования по предмету «Информатика и информационные технологии»;

  • подборки новостей и статей;

  • электронная библиотека.

Оценить эффективность предлагаемого подхода пока не представляется возможным ввиду отсутствия полноценной реализации.

Выводы и Предложения


Задача состоит в практической реализации предлагаемой технологической схемы.

Существующий уровень программных технологий допускает эффективную реализацию.



Об Авторе


Сазанов Владимир Михайлович – кандидат технических наук



В области вычислительной техники и теоретической информатики – 34 года.

Признателен за обретенный научный и практический опыт кафедре Вычислительная техника МЭИ, ИНституту Электронных Управляющих Машин – ИНЭУМ и НИИ радиоприборостреоения.



Последние годы, обладая статусом предпринимателя – развивает
«Виртуальную школу компьютерных технологий» – www.v-school.narod.ru.

Электронные материалы на правах открытой лицензии Лаборатория СВМ – www.v-school.ru

Подробнее ->

Автобиография - www.v-school.ru/MAIN/avto-bio.doc



ЛИТЕРАТУРА


  1. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. \ под ред. З.О. Джалиашвили. – СПб.; БХВ-Петербург, 2003. – 336 с.

  2. Анненков В.М. Миссия школы «Информационной культуры личности»
    http://blogs.mail.ru/community/school-infoclt/47FDA77759831A1B.html

  3. Глобальная Сеть Развития (GDN) \ Global Development Network - www.gdnet.org

  4. Градосельская Г. В. Анализ социальных сетей. Автореферат диссертации - http://www.ecsoc.ru/images/pub_ecsoc/2004/09/29/0000011331/Gradoselskaya_Referat.doc

  5. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика. Прогнозы будущего, М., УРСС, 2001, 288 с.

  6. Кара-Мурза С.Г. Сборка народа как условие выработки национального проекта. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» - http://spkurdyumov.narod.ru/KaraMurza.htm

  7. Левкович-Маслюк Л. Математика этих сетей. - Компьютерра №35 от 28\09\2005
    - http://www.kinnet.ru/cterra/607/230222.html

  8. Лепский В.Е. Проблема субъектов Российского развития \ Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика»
    - http://spkurdyumov.narod.ru/Lepskiy3.htm

  9. Никуличева Н.В. Модель дистанционных курсов повышения квалификации в УЦ ФИРО
    - http://distant.ioso.ru/seminary/13-03-08/mdk.htm

  10. Мильнер Б.З. Теория организации. С-Пб. Государственный университет. Электронная Библиотека кафедры Национальная безопасность - http://www.safety.spbstu.ru/el-book/ )

  11. Опросы "Интернет в России / Россия в Интернете". Выпуск 21. Осень 2007
    - http://bd.fom.ru/report/map/projects/internet/internet0704/int0704

  12. Опрос «Глас Рунета» \ Социальные сети - http://www.voxru.net/

  13. Подборка ссылок по Google Social Graf API - http://news.google.com/news?tab=wn&ned=us&hl=en&ned=us&q=Google+Social+Graph+API&btnG=Search+News

  14. Сазанов В.М. Социальные сети: Анализ – Технологии – Перспективы \ Обзор. Лаборатория СВМ - http://ntl-cbm.narod.ru/CBM-NET/net_rew.doc

  15. Сазанов В.М. Социальные сети – Анализ и перспективы. – Тезисы 2-я международная конференция «Наука – путь в будущее, проблемы и перспективы» 26-28 ноября 2007 г. ИПМ им.М.В.Келдыша \ Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» - http://spkurdyumov.narod.ru/sazonov.htm

  16. Сазанов В.М. Курс лекций «Анализ онлайновых социальных сетей».
    Лаборатория СВМ - http://ntl-cbm.narod.ru/CBM-NET/SNA/sna.htm

  17. Социальные сети и формирование групп \ Сообщества.РУ - http://www.soobshestva.ru/news/?p=243

  18. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М: Аспект Пресс, 2996. – 559 с.

  19. Трофимова И.Н. Моделирование социального поведения. http://spkurdyumov.narod.ru/Trophimova9.htm \ Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика»

  20. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Фрэнк Уэбстер; Пер. с англ. М.В.Арапова, Н.В.Малызиной; под ред. Е.Л.Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.

  21. Подборки статей SN-News Вып.1-26. Лаборатория СВМ - http://ntl-cbm.narod.ru/IT-News/COZ-NET/snet-1_08.doc

  22. Эйдман И.В. Прорыв в будущее: Социология Интернет-революции. – М.: ОГИ, 2007. – 384 с.

  23. Эйдман И. Свободный человек в мире социальных сетей.
    Каким будет новое глобальное интернет-общество - http://www.vremya.ru/2008/22/4/197454.html

  24. Шепелев В. Обалдеть, завтра дайте три! "Компьютерра" №1-2 от 29 января 2008 года
    - Подборка статей SNNews#3 - http://ntl-cbm.narod.ru/IT-News/COZ-NET/snet-1_08.doc

  25. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

Тезисно - Презентационно


Обучение от Носителя Знаний - ITeach \ CBM

Анализ и презентация возможностей
Интернет-обучения, построенного
от Носителя Знаний.




Схема обучения от Преподавателя предполагает

3-уровня информационного обеспечения учебного процесса:

- Главный сайт - "информационная визитка";

- Сайт потока обучения с регистрацией обучаемого, элементами дистанционного обучения и тестирования, рассылки и обратной связи, блогового обсуждения;



  • Контент-Сайт Преподавателя.

Новизна – использование социальных возможностей Интернет-технологий 2 волны.

Миссия – качество и доступность образования, диалог поколений, престиж Носителя Знаний.

Особенности технологии:

    • сочетание очного преподавания и дистанционной поддержки,

    • построение учебного процесса от Преподавателя – Носителя Знаний,

    • преодоление бюрократических ограничений существующей системы.

Преимущества:

  • эффективность процесса передачи знаний, основанная на авторской заинтересованности;

  • в области маркетинга - обеспечение конкурентноспособности, борьбы за обучаемых;

  • в социальной сфере - формирование Сообщества, профессиональной социальной сети.







ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
















Реализация

Управление
обучением

Сайт Потока Обучения 1
(кафедра)




Поток обучения 2
(кафедра)

Конструирование
1С-Битрикс



















Контент-Сайт Преподавателя 1







Редактор




Контент-Сайт Преподавателя 2







HTML - кода




Контент-Сайт Преподавателя 3







Front Page



Функциональная нагрузка Сайта Потока Обучения - регистрация обучаемых, рассылка новостей, открытая схема представления электронных учебных материалов, удаленная дистанционная работа Преподавателя с Учениками, в том числе и путем блоговых обсуждений учебной темы.

Перспективы – создание социальной сети.

Ориентация подхода – инновации и модернизация образования.




Сетевое обучение и подход ITeach \CBM как организационная инновация

Посылка. Смешанное обучение - интеграция дистанционного и очного обучения

представляется целеосообразной схемой использования Интернет технологий в образовании.



Возможны различные технологические варианты

реализации общей модели.

Подход ITeach\CBM соответствует

Матрично-проектной структуре управления

Позволяет преодолеть ограничения существующих систем смешанного очно-дистанционного обучения, действующих в среде наследия административно-командной системы и корпоративного обучения.


Шесть характеристик бюрократии, описанных Вебером: иерархическая командная цепочка; специализация должностных обязанностей; единая политика в области прав и обязанностей; стандартизированные операции; карьера, основанная на профессиональной компетенции; безличностные взаимоотношения.

Гибкость подхода и применимость

По видам обучения:

Целесообразность

  • в обычной классно-урочной системе
    общего образования,

  • лекционно-семинарской системе высшей школы,

  • институтах повышения квалификации
    и центрах обучения.

  • от информационной поддержки классического обучения

  • до полных вариантов дистанционного

Смешанное очно-дистанционного обучение

с вариантами распределения функций

между уровнями.











ITeach \ CBM - инструмент инновационного преобразования в образовании, науке и технике, деловой сфере.

Отдельные моменты технологии отрабатывались в рамках «Виртуальной школы компьютерных технологий»
www.v-school.narod.ru:

  • учебные матералы и
    методические разработки;

  • тесты по предмету «Информатика и информационные технологии»;

  • подборки новостей и статей;

электронная библиотека.

Сеть молодых ученых и специалистов


Опираясь на анализ возможных субъектов развития, выполненный В.Е. Лепским [Лепск], в качестве потенциального субъекта инновационных преобразований может выступить сообщество молодых ученых и специалистов, инструмент формирования-проектирования которого - социальная сеть.

Cоциальная сеть молодых ученых и специалистов могут послужить основой выработки «проекта будущего» и выхода из нынешнего кризиса состояния науки и общества и возможно «новой «сборки» на основе восстановления его культурного и мировоззренческого ядра с преемственностью исторического цивилизационного пути России.


[Кара-Мурза].

Направления развития - «вширь, вбок и вглубь».




Возможность

Тренд

Примеры

Прим

Общество

Слабая

В идеале – Сеть Партии инновационного развития

Пока нет!

Дезинтегриро-ванность

Образо -
вание

Возможно
(В проектах)

Поддержка дистанционного
обучения

Сеть творческих учителей – www.IT-N.ru

АПК и ППРО
при поддержке MicroSoft

Наука и
техника

Возможно
(Примеры)

Сети
Проф Сообществ

Мед. Диагн. Сеть www.wurman.ru

Николаев
Евгений Иванович

Деловая
сфера

Реально
и есть!

Сети
пользователей

Автолюбители,
например

www.avto.ru

Культура

Появляются

Взаимо-
проникновение

Социальная сеть художников

www.algonet.ru/
?ID=637620


Вглубь образовательной сферы. Обеспечение качества и доступности образования.

Вбок. Возможно, в образовании, порталы Университетов и Академий и Форумы общения начнут прорастать в социальные сети, с возможностями карьерного роста, личностного развития.

В научной организации идеальное взаимодействие представляется состоящим из 3 уровней. Главный информационный сайт – 1 уровень, со ссылками на страницы Лабораторий. Обратная связь возможна через дневниковые записи как отдельных исследователей, так и их сообществ– блогов, например www.Mail.ru. Преимуществом последних является разделение записей на видимые для всех, друзей и только автору.

Следующим, 3-м уровнем информационного взаимодействия является профессиональная социальная сеть, построеная по образцу сети личных и деловых контактов www.MoiKrug.ru.



Перспективными областями применения технологий социальных сетей в научной и образовательной сфере представляются
сетевые научные сообщества и сети молодежной направленности, ориентированные на диалог поколений.

Оценить эффективность предлагаемого подхода пока не представляется возможным ввиду отсутствия полноценной реализации.



Презентация «Обучение от Носителя Знаний - ITeach \ CBM»


1. Сазанов Владимир Михайлович, ктн, автор исследовательского ресурса «Социальные сети и технологии»

www.v-school.narod.ru

2. Соц технологии и обучение

Инициативные исследования социальных сетевых технологий.



К социальным  коммуникациям
-  от Интернета общающегося и "чирикающего",  через пассионарность  и  интеллектуальность,  с  целью  консолидации активной части  общества,  для выработки идей, 
к формированию "новых  элит".

3. Области приложений

Преподаватели-Исследователи в п о и прогр. часть Преподавателей-Трансляторов Знаний

•Институты повышения квалификации, коммерческие учебные центры, дополнительное образование и инновационные разработки в области образования.


4. Знание – Технологии - Образование

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (Сов.энц. словарь, М., 1979)

Знание - состояние, принадлежность знающего что-либо (словарь Даля В.И.)

Технологии - реализация научных знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей.

Образованиест.1. Закона – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).



5. Модель обучения

•Смешанное обучение - интеграция дистанционного и очного обучения представляется наиболее целесообразной схемой использования Интернет технологий в образовании.

•Наиболее общая модель сетевого обучения [Никуличева Н.Н.]


6. Модель сетевого обучения



7. Виток спирали

ИТ-технологии м.содействовать классическому учебному процессу, выходу на новый виток диалектической спирали:

•от устного диалога Учителя-Ученика времен Сократа

•через современную организационную образовательную структуру, с сильной бюрократической компонентой, разделившей Ученика и Учителя,

•к обучению, построенному от Носителя Знаний на основе Интернет технологий второй волны.


8. Технологическая схема

- Главный сайт
- "информационная визитка";


- Сайт потока обучения
с администрированием, регистрацией, элементами дистанционного обучения и тестирования, рассылки и обратной связи, блогового обсуждения;

- Контент-Сайт Преподавателя.

9. Средний динамический конструкторский уровень.

Возлагается:

• Администрирование;

•регистрация обучаемых;

•подписка на новости и обновления;

•хранение учебных материалов;

•предоставление доступа зарегистрированным пользователям;

•разграничение платных сервисов и свободного доступа к знаниям;

•форумы, учебные чаты и блоговое общение в учебных и житейских целях.


10. Примеры реализаций

Подход последовательно развивается самим Автором на сайте


«Социальные сети и технологии»
- www.v-school.narod.ru

Другие примеры реализации


обучения от Носителя Знаний
– сайт профессора Андреева А.А.
- сайт д.п.н. Калмыкова А.А.
- сайт Никуличевой Н.Н.

11. Социальной сетью называют часть общей Интернет-паутины,.

•Социальная сеть - множество Агентов, вступать во взаимодействие друг с другом с целью: - общения, - получения информации, - социальная выгоды от контактов и причастности, - выработки и проверки идей, их пропаганды, - диалог поколений.

Формально- – граф Агенты - Связи.\

Соцграф Facebook



12. Ключевые посылки

•Могут - инструментом преобразования общества, распространения научного и технического знания, формирования коллективов и общественных движений.

•В текущем положении - для общения, маркетинговых исследований и продвижения услуг.

•Должны пройти путь от начального состояния к взрослению и становлению в качестве инструмента социальной коммуникации постиндустриального информационного общества.

•Прогнозируемый путь - разделение сфер влияния на сети общения и знакомств, личных и деловых контактов, профессиональные сети, социально-ориентированные проекты.


13. Networked learning отличается от нашего традиционного дистанционного обучения, замкнутого на один какой-то отдельный сервер и предоставляющий доступ к материалам, только после поступления в ВУЗ и проплаты денег.

В Networked learning нет курса, как такового, никто не задает конкретную траекторию обучения. В самом жестком случае при наличии сетевого педагога руководства вами – не более, чем помощь в навигации по различным ресурсам сети.

Вы сами учитесь. Возможно, даже правильнее было бы говорить – не сетевое обучение, а сетевая учеба (не меня обучают, а я учусь). \ Исп Травкина Ю.Ю.


14. Интернет обеспечивает возрастание интенсивности интеллектуального взаимодействия на несколько порядков, появление новых качеств за счет эмерджентных свойств социотехнической «большой системы».

Другими словами – потенциально и гипотетически, утверждается, что сетевые дискуссии и диалог поколений дают возможность формирования и воспитания «новых элит».

•Необходимое условие – формирование Сообществ единомышленников


15. Комбинаторно. Оценка мощности как 2 в степени N


В трансляционной сети «1 ко многим» (собрания, радио и ТВ, проповедь) - пропорционально числу точек. •


В с двустороннем общении «один к одному» - квадрату числа участников.
2. Эмерджентные свойства (emergence – возникновение). В частности – «роевые эффекты», аналогичные исследованным Уиллером [см. Рейнгольд] в колонии муравьев или пчел, с характерными признаками: -  отсутствие централизованного управления; -  самостоятельность и высокая подключаемость субъединиц; -  паутинная нелинейная обусловленность взаимовоздействия.

3. Групповая динамика



16. Сложная человеко-машинная система - соц сеть, скачкообразно становиться интеллектуальной, когда количество ее элементов очень велико, критического значения, порядка миллионов [Еремин].

17. Социотехнологический эксперимент Сеть Пассионариев как элемент гражданского общества.
С задачами

•консолидация активной части общества, •диалог поколений и 


формирование  "новых элит",

•выработка идей и их пропаганда.



18. Отличия – в коммерческих проектах достижение социальных целей = невозможно!

«Торговцам не место в Храме!»

Соц-ориент функции - Кому выгодно? - Государство и крупные корпорации

Давление технологий и влияние


19. Об Авторе - В выч.технике и ИТ-технологиях – 34 года.

Научный и практический опыт - кафедра Вычислительная техника МЭИ, ИНститут Электронных Управляющих Машин – ИНЭУМ и НИИрадиоприборостреоения.



20. Контакты и ссылки

•Сайт «Исследовательский ресурс «Социальные сети и технологии»


- www.v-school.narod.ru

•Статья «Технология обучения от носителя знаний» - http://v-school.narod.ru/E-LEARN/iteach-cbm.doc •Книга «Социальные сети – публичная сфера» - http://v-school.narod.ru/BOOK/virt-soc.doc



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


E-mail – v-school@mail.ru Сайт поддержки - www.v-school.narod.ru Книга «Социальные сети – публичная сфера»



скачать


Смотрите также:
Доклад Технология обучения от Носителя Знаний iteach \свм
289.8kb.
Лаборатория свм v-school
2449.8kb.
Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка как один из методов продуктивного обучения Современный период общечеловеческого развития можно назвать периодом гуманизации, а именно, «очеловечивание»
69.62kb.
Доклад технология дифференцированного обучения. Матвиенко Н. В п. Ракитное 2013г
72.96kb.
Технология модульного обучения
79.39kb.
Программа по учебному предмету «Технология» в 5 «а,б,в» классе на 2013-2014 уч год
1168.21kb.
Урока информатики в 9 классе. «Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач»
106.35kb.
Доклад «Технология модульного обучения»
24.96kb.
Урок Причастие как часть речи. (Пора в путешествие) Тип урока повторительно обобщающий
144.37kb.
Доклад «Технология личностно ориентированного образования и развивающее обучение»
130.79kb.
Рабочая программа по технологии на 2010-2011 учебный год Предмет : труд (технология). 1 класс. Учитель: Барабуля М. В
282.7kb.
«Технология системного усвоения знаний. Психодидактика.»
74.68kb.