Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества «Росинка»

Гороховецкого района Владимирской области





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка»

_____________ И.А. Вульфович

введена приказом директора МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка» от 01.09.2013 № 110

м.п.


Принята на заседании

педагогического совета

МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка»

протокол от 03.09.2013 №6




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности



«Умники и умницы»

для детей 5-6 лет, срок реализации 1год





Составитель: Гришина Татьяна Никифоровна,

1 квалификационная категория,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка»


г. Гороховец, 2013



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

учреждения



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Росинка»

Гороховецкого района Владимирской области



Организационно-правовая форма

Учреждение дополнительного образования детей

Адрес организации

исполнителя



Мира ул., д. 15, г. Гороховец, Владимирская обл., 601483

Контактный телефон (факс)

(49238) 2-35 – 98, e-mail: cdtrosinka@yandex.ru,

Ф.И.О. руководителя учреждения

Вульфович Ирина Анатольевна

Полное наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы»

Ф.И.О., руководителя детского объединения

Гришина Татьяна Никифоровна

Участники программы

дети 5-6 лет

Цель программы

Всестороннее развитие личности ребенка

Задачи программы

  • формирование различных видов памяти, внимания, воображения;

  • формирование общих способностей искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата;

  • развитие умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

  • развитие двигательной сферы;

  • расширение «зоны ближайшего развития» ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, т.е. в «зону актуального развития».

Направленность

программы



Социально - педагогическая

Срок реализации

программы



1 год

Вид программы

Дополнительная образовательная программа

Уровень реализации

Дополнительное образование

Уровень освоения

Общекультурный, индивидуальное обучение

Ожидаемые

результаты



  1. Развитие памяти: уметь пользоваться своей памятью и применять специальные приемы облегчающие запоминание. Осмысленно сохранять в памяти различные термины, определения.

  2. Развитие внимания: Уметь целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая 2-3х ходовые задачи.

  3. Развитие воображения: ребенок должен уметь:

  • дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур, линий;

  • выбирать нужные фигуры для восстановления целого;

  • выбирать пары идентичных фигур;

  • выделять из общего рисунка замаскированный рисунок;

  • делить фигуры на несколько заданных фигур;

  • складывать и перекладывать палочки с целью составления заданных фигур.

  1. Развитие мышления:

  • сравнивать различные объекты;

  • выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями;

  • уметь комбинировать и планировать работу.

Формы контроля

Наблюдения, выполнение заданий педагога

Пояснительная записка
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле»
Сенека младший –

римский философ и писатель

Программа Умники и умницы» рассчитана на детей 5-6 лет и нацелена на развитие у детей дошкольного возраста познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий по данной программе у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, приобретают знания и умения и учатся применять эти знания и умения в практической деятельности, что приводит к успехам.

В основе программы лежит опыт работы О.А. Холодовой, лауреата конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологий в сфере образования, изложенный в программе курса «Развитие познавательных способностей», адаптированный педагогом детского объединения «Капелька» под детей 5-6 лет.

Основными целям и задачами, определяющими работу детского объединения являются:

- формирование различных видов памяти, внимания, воображения;

- формирование общих способностей искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата;

- развитие умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие двигательной сферы;

- расширение «зоны ближайшего развития» ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, т.е. в «зону актуального развития».
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и никогда не поздно. Но лучше начинать эту работу как можно раньше.

Занятия по данной программе могут проводиться как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, мотивированных на обучение.

Занятия по развитию познавательных способностей отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Ребенку предоставляется возможность самостоятельно оценивать свои успехи, что создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии. Дополнительные сведения из различных областей жизни рассказанные педагогом, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности ребенка.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать три аспекта: познавательный, развивающий и воспитывающий.


Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие умения самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу.
Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, сочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы: глазомера, мелких мышц кистей рук.


Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я –концепции»).


Организация

Обучение по дополнительной образовательной программе «Умники и умницы» осуществляется на договорной основе и проходит в форме индивидуальных занятий.

Обучение по данной программе рассчитано на детей, имеющих различные проблемы в обучении, либо детей, мотивированных на обучение.
Возраст детей

Данная программа рассчитана на занятия с детьми 5-6 лет.


Сроки реализации программы
Программа кружка «Капелька» рассчитана на 1 год обучения.

Не применяется отчисление детей из объединения в случае не усвоения материала.



Режим занятий

Кол-во занятий

в неделю


Продолжительность занятия (в часах)

Итого часов
в неделю

Итого часов
в год

2

1

2

72


МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
«Мозговая гимнастика» (1 минута). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по развитию познавательных способностей. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Мозговая гимнастика включает в себя следующие упражнения:



  • Качание головой;

  • Ленивые восьмерки;

  • Шапка для размышлений;

  • Вижу палец.


Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребенка определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки должны быть легкими, способными вызывать интерес, рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные юмором. Но они же подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10 минут).

Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребенка, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания должны быть подобраны таким образом, чтобы степень их трудности увеличивалась от занятия к занятию.


Веселая переменка (2 минуты). Динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Логически – поисковые задания (10 минут). На данном этапе предлагаются задания, обучающие ребенка: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения. Но тут же взрослый должен постараться подвести ребенка к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает педагог, опираясь на ответы ребенка и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые педагогом, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия ребенка в поиске решения предложенного задания.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1 минута). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Гимнастика для глаз состоит из следующих упражнений:



  • Палец двоиться;

  • Зоркие глазки;

  • Стрельба глазами;

  • Письмо носом.


Графический диктант, штриховка (5 минут).

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев».

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка. Интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребенок сначала выполняет графический рисунок под диктовку педагога, а затем заштриховывает его косыми или прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребенка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребенок отгадывает загадки, читает и заучивает стихи, песенки, потешки, т.е. овладевает выразительными свойствами языка.

Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

Ведущая задача взрослого – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя П. Хаббарда «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».


Результативность программы
К концу обучения по программе ребенок должен :

1. Развитие памяти: уметь пользоваться своей памятью и применять специальные приемы облегчающие запоминание. Осмысленно сохранять в памяти различные термины, определения.

2. Развитие внимания: Уметь целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая 2-3х ходовые задачи.

3. Развитие воображения: ребенок должен уметь:



  • дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур, линий;

  • выбирать нужные фигуры для восстановления целого;

  • выбирать пары идентичных фигур;

  • выделять из общего рисунка замаскированный рисунок;

  • делить фигуры на несколько заданных фигур;

  • складывать и перекладывать палочки с целью составления заданных фигур.

4. Развитие мышления:

  • сравнивать различные объекты;

  • выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями;

  • уметь комбинировать и планировать работу.


Материально – техническое обеспечение:



  • демонстрационная доска;

  • мебель (столы и стулья);

  • бумага, картон;

  • карандаши (цветные и простой), ручки шариковые;

  • счетные палочки (для счета и конструирования);

  • тетради № 1,№ 2 на клетчатой основе

Учебно – тематический план

№ пп

Название темы занятия

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Развитие внимания

16

1

15

2.

Развитие слуховой памяти

12

1

11

3.

Тренировка зрительной памяти

11

1

10

4.

Совершенствование воображения

10

1

9

5.

Логически – поисковые задания

10

1

9

6.

Графические диктанты, штриховка

10

1

9

7.

Развитие пространственного мышления (работа с палочками)

3




3




ИТОГО:

72

6

66

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




  1. Развитие внимания.

Игры и упражнения:



  • «Лабиринт»

  • «Цифры рассыпались»

  • Убери лишнее слово

  • Дорисуй пары предметов

  • Найди и отметь отличия

  • Каждую фигуру в свою клетку

  • Работа со счетными палочками

  • Заполни пустые фигуры по образцу

  • Найди такие же изображения в клетки

  • Сделай так, чтобы зайчишки были одинаковыми

  • Угадай, что убрали, что положили?

  • Нарисуй недостающие пары

  • Выполни задание на время по образцу

  • Найди в круге одинаковые части.




  1. Развитие слуховой памяти.

Упражнения:

  • Воспроизведи слова в том же порядке

  • Правильно раскрась предметы по заданию

  • Правильно расположи предметы по заданию

  • Заполни пары

  • Рисование по заданию

  • Определи имя детей

  • Угадай, кого позовут домой

  • Лабиринт




  1. Тренировка зрительной памяти.

Упражнения:

  • Точно нарисуй предмет

  • Крестиком обозначь, что нового появилось на картинке

  • Воспроизведи точно рисунки у соответствующей цифры

  • Дорисуй, что забыл нарисовать художник

  • Сколько фигур в последней строчке

  • Быстро ответь на вопросы

  • Схематично быстро изобрази предметы

  • Запомни расположение кружочков в квадратах

  • Расставь значки в соответствии с образцом




  1. Совершенствование воображения.

Упражнения:

  • Нарисуй предметы при помощи геометрических фигур

  • Незаконченные рисунки

  • Угадай, кому принадлежат эти лапы?

  • Помоги Незнайке дорисовать картинки из треугольников

  • Изобрази действия предметов

  • Заверши рисунки, чтобы было понятно, где добрая Фея и злая Ведьма

  • Помоги художнику дорисовать картину

  • Нарисуй рисунки по словам




  1. Логически- поисковые задания.

  • Кроссворды, ребусы

  • Восстанови записку

  • Выполни действия, получи слово

  • Кто следующий выступает в цирке?

  • Меняй только одну букву в слове и получи новые слова

  • Найди и раскрась лишний предмет

  • Найди преступника по описанию

  • Лабиринт

  • Смысловая закономерность, найди ее.

  • Соедини рисунки 2-х столбиков стрелками

  • Найди общее начало для всех предметов

  • Определи порядок расположения предметов

  • Рассуждения с помощью таблиц

  • Работа с чертежом (круг, треугольник, квадрат)

  • Магический квадрат



  1. Графические диктанты. Штриховка.



  • Рисование по точкам

  • Кенгуру

  • Кошка

  • Кораблик

  • Самолет

  • Собачка

  • Ящерица

  • Рыбка

  • Петушок







  1. Развитие пространственного мышления (конструирование из палочек)































Из 10 палочек получи

Из 10 палочек получи





Из 5 палочек получи


Из 6 квадратов получи 4 квадрата

Из 9 палочек , получи

Из 5 палочек, получи ,

Из 10 палочек, получи


Из 7 палочек, получи


Из 8 палочек, получи



Использованная литература:



  1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). Методическое пособие, 1 класс + программа курса «РПС» - М.: Издательство РОСТ, 2012

скачать


Смотрите также:
Бережная Галина Анатольевна Грайворон-2012 программа: Модифицированная дополнительная образовательная программа
432.26kb.
Образовательная программа «Новые информационные технологии»
238.95kb.
Образовательная программа для дошкольников; дополнительная образовательная программа по иностранному языку (1-4 классы)
219.95kb.
Дополнительная образовательная программа
246.83kb.
Образовательная программа «радиомир» Возраст обучающихся: 10 17 лет Срок реализации: 1 год Педагог дополнительного
112.15kb.
ДополнительнаЯ образовательная программа
181.52kb.
Краенкова Зухра Киримбаевна Дополнительная образовательная программа
201.39kb.
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности по настольному теннису
61.62kb.
Созоненко Валентина Николаевна Грайворон 2013год Дополнительная образовательная программа
467.16kb.
«Массовый танец» Дополнительная образовательная программа для детей среднего школьного возраста
218.37kb.
Управление государственными и муниципальными заказами
1071.77kb.
Дополнительная образовательная программа «Макраме»
150.02kb.