Главная стр 1
скачать
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 класса

Тема: Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях.

Иванченко Елена Анатольевна,

Классный руководитель 10 класса,

Попова Галина Александровна,

Классный руководитель 11 класса,

МБОУ Синявская СОШ

Неклиновского района

Ростовской области



Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществлялась через задачи:

- обсуждение семейных ценностей в мировых религиях;

- определение нравственных ориентиров;

- воспитание уважительного отношения к семейным традициям;

- воспитание чувства ответственности перед будущим;

- приобретение навыков ведения дискуссии;

- развитие навыков мыслительной деятельности;

- мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- формирование коммуникативной культуры;

- умение обобщать наработанный материал в виде синквейна.



Ход мероприятия.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с темой: «Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях ».

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов – политеизм, и по вере в единого бога – монотеизм. Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.


  1. Работа в группах . (Коллектив учеников при подготовке к этому занятию был разбит на три группы. Каждая группа получила задание- исследовать традиции семьи в основных религиях мира.)

1 группа подготовила сообщение о традициях семьи в исламе, вторая – в буддизме, третья – в христианстве.

Выступление первой группы.

Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно.Коран, рекомендуя мусульманам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырех женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны, которые мусульманину надлежит блюсти:


  • Правдивость

  • Надёжность и верность

  • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца

  • Сила нравственная и физическая

  • Терпимость и умение прощать

  • Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам

  • Щедрость

  • Терпение.

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков. Ислам ставит во главу угла создание крепкой семьи. Мусульманам предписано строить семью на основе взаимного согласия и любви. Мусульманский брак – это договор между мужчиной и женщиной, согласно которому они начинают совместную жизнь, проявляя по отношению друг к другу взаимную любовь, доверие, содействие, понимание. Семья для человека должна быть источником радости, спокойствия, наслаждения жизнью. Только в семье, где правят любовь и взаимное уважение, могут сформироваться личности с высокой нравственностью, к которой призывает ислам. Поэтому семья и является ячейкой общества, тем строительным материалом, благодаря которому строится успешное общество.

Самая главная радость в жизни мусульманина – это его праведная жена. Она хранит семейный очаг, заботится о своем муже и детях. В обществе жены мусульманин находит покой и утешение, он всецело полагается на нее, когда его настигают беды, несчастья, усталость.

Долг супругов состоит в рождении детей и воспитании их в духе богобоязненности и нравственности, которые являются основными принципами ислама.

Дети, в свою очередь, должны почитать своих родителей. Вот что предписал Господь Всевышний об отношении к родителям:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!». Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (Коран, сура 17, аяты 23-24)

Особое место ислам отводит матери. «Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил Пророк Мухаммад.

Приведем ряд хадисов, подтверждающих это:


  • Рай находится под ногами ваших матерей.

  • Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.

  • Слушайте слово старших.

  • Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры.

  • Навещайте своих родичей.

Выступление второй группы.

Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному Пути, который приведет нас к достижению Нирваны — состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому.

Будда проповедовал, что материнская любовь ближе всего к чистой, она более всего доступна пониманию простого человека. Поэтому он говорил о благородной и самоотверженной любви матери к детям как об идеале для всех взаимоотношений.

Буддисты считают, что, размышляя о доброте матерей, можно прийти к пониманию того, что же такое вообще истинная самоотверженная любовь.


Упражнение
Одно из буддийских медитаций посвящено осознанию доброты матери. Вы можете попробовать его: Закройте глаза, чтобы избежать внешних отвлечений, и попытайтесь представить себе свою мать или того человека, который для Вас ассоциируется с образом идеальной матери, или того, к кому Вы относитесь как к матери. Подумайте о том времени, когда она заботилась о Вас, когда Вы были ребенком. Вспомните о тех играх, в которые вы вместе играли; о том, чему она Вас научила, что она Вам дала, как она о Вас заботилась, когда Вы были больны. Пусть все воспоминания возвратятся к Вам. Затем задумайтесь над утверждением: мать любит своего ребенка, не ожидая ничего взамен. Больная и уставшая, выбившаяся из сил, она сделает все, что в ее силах, чтобы помочь своему ребенку. Даже если ребенок безразличен к ней или предает ее, мать будет продолжать любить его и заботиться о нем. Попытайтесь взрастить в себе чувство тепла и благодарности к своей матери.

Обязанности родителей

Будда учил, что есть пять способов проявления родителями любви к своим детям:



  • уводить их от зла;

  • побуждать их делать добро;

  • обеспечить их образование;

  • устроить им подходящий брак:

  • передать им в свое время наследство.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов — это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений все равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
Обязанности детей

Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям:



  • поддерживать своих родителей;

  • исполнять спои обязанности по отношению к ним;

  • поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции;

  • вести себя так, чтобы быть достойными наследства;

  • исполнять свой религиозный долг и приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.

Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. Если же родители не живут в соответствии с правилами предписания, дети должны не отвергать их, а помочь им измениться.
Супружество.

Учение Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нем созревает на основе усиливающегося взаимопонимания. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только для счастья двоих. Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.

Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Нет смысла в превосходстве одного над другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути.
Бракосочетание.

Согласно традиции перед женитьбой человек, исповедующий буддизм, должен провести хотя бы три месяца в монастыре, чтобы изучать буддизм и совершенствовать свою духовную жизнь. Только после такого обучения человек считается достойным того, чтобы стать мужем. Обычно первым вопросом к жениху бывает, завершил ли он свое пребывание в монастыре. В большинстве буддистских общин бракосочетание не является религиозным обрядом, хотя утром этого дня в дом невесты приглашаются монахи. Им предлагают специальную праздничную трапезу и в ответ они читают отрывки из буддистских писаний, призванные защитить невесту и жениха. Затем — до того, как начнется обряд бракосочетания, монахи возвращаются в монастырь. Они никогда не участвуют в самой церемонии.


Выступление третьей группы.

Христианство совершило подлинную революцию в том, что касается цели брака и предполагаемых им прав и обязанностей. Сделав религию всеобъемлющей, оно принесло изменения во все области жизни. Прежде всего, оно обратило внимание на происхождение человека. Утверждая, что он сотворен по образу и подобию Божию, оно открыло высшую цель человека, которой является обожение. Оно также показало, что и мужчины, и женщины, независимо от пола, имеют великую ценность. Соответственно, оно самым серьезным образом изменило и понимание брака. Христианство научило людей, что каждый человек обладает уникальной ценностью перед Богом, независимо от расы и происхождения, и что евангельское благовестие обращено ко всем народам и социальным классам без всякого различия.

В христианстве семья называется «малой церковью». С этой точки зрения отношения внутри семьи видятся не просто бытовыми, житейскими. Семья — это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы.

В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь.

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Семья – это крепость, на которую враг человеческий не устает нападать. Страшно разделение семьи. Спаситель говорит: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мф. 3, 25). Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Будем же беречь любовное единство семьи. Будем помнить и прежде всего в семье исполнять первую по значению и последнюю по времени заповедь Господа: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 13, 34).

Истинно любящий живет не собою и не для себя, а для тех, кого любит: его чувства и мысли посвящены только жизни любимых. Любовь сильнее смерти, и ничто не может ее преодолеть.

В христианстве брак достигает святости и значения, которые не были известны в древние времена. Он вновь провозглашает и подтверждает позабытое достоинство женщины. Ни римские законы, ни даже Закон Моисея не предоставляли жене прав, которые не уступали бы правам мужчины и были бы столь же священны. В христианстве абсолютная верность друг другу требуется от обоих - как от жены, так и от мужа. Жена перестает быть лишь помощником мужа в земной жизни, но становится его сонаследницей в жизни вечной (1 Пет. 3,7).

Традиционно в русских семьях сохранялась в прежнее время строгость воспитания детей, почиталось целомудрие. В то же время отмечается достаточно высокая пластичность традиции, особенно в последние десятилетия.

С христианской точки зрения родительская любовь обладает всей эмоциональной полнотой любви, но она не должна становиться эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, и образец этому – любовь Божией Матери к Иисусу.



  1. Беседа с учащимися по вопросам:

- Какие союзы между людьми знаете?

(Семью)


- Что такое семья с точки зрения рассматриваемых культур?

(Малое братство, в христианстве – Малая Церковь, школа любви, в исламе – это- «рай находится под ногами наших матерей», в буддизме – близкое и духовное единство людей.)

- Как вы понимаете выражение «семейные ценности»? Заполните таблицу , дайте сравнительную характеристику семейных ценностей в буддизме, исламе, христианстве.

Таблица №1.



Христианство

Буддизм

Ислам

Предполагаемые ответы учеников

Почитание родителей –первейшая обязанность детей.

Уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Должно быть доверие и взаимоуважение.

Уважение к родителям, к старшим. Особенно к матери. «Рай - у ног матерей»(пророк Мухаммад)

Сотворение добра



- На чем строится семья? (Семья – это и общий дом, и общие дела, и близкие человеческие отношения. Основа семьи – любовь.)

- Какая же любовь должна скреплять семью?(В семье должно быть все : и единение, и близость, и дружба, и добрые дела, и служение друг другу. Чем более действует в семье закон любви, тем крепче семья. Любовь поддерживается добрыми делами, которыми мы друг другу помогаем).

-Какие же правила жизни семьи мы можем назвать?


  • помогать друг другу ;

  • жить в любви и согласии;

  • уважать друг друга;

  • слушаться старших, не ссориться;

  • помогать по хозяйству.

  1. Каждая религия содержит определенные морально-нравственные каноны. Сейчас мы с вами познакомимся с ними, выделим черты сходства и различия в них. (Обучающиеся работают по заранее подготовленному раздаточному материалу.)

В христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствии с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай.

1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2. Не сотвори себе кумира.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Чти день субботу, чтобы святить его. 6 дней работай, а 7 отдыхай.

5. Почитай отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (не сплетничай).

10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (не завидуй).


Десять заповедей Буддизма

Сущность буддийской практики - доброе и любящее сердце. Мы должны воспринимать окружающих с теплом и нежностью и непрестанно культивировать любовь к ним.

10 заповедей буддизма - это 10 добродетелей, которые совершаются телом, речью и умом.

10 добродетелей - это несовершение 10 недобродетелей, которые перечислены ниже:


1. Защищай чужую жизнь.

2. Не укради, уважай чужую собственность и практикуй щедрости.

3. Не прелюбодействуй и будь верен своему спутнику жизни.

4. Не лги и будь честным и искренним.

5. Не клевещи.

6. Не говори грубо.

7. Не трать время на пустую болтовню или сплетню.

8. Не будь жадным.

9. Не причиняй кому-либо вред.

10. Ложные взгляды - верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.

Магомет установил следующие 10 основных положений Ислама (8, 152—153):

1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого;

2. Почитайте отца и мать;

3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью (это делалось арабами на основании старинного языческого обычая);

4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно;

5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною,

исключая того случая, если вам предоставлено право на это;

6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия, разве вы будете руководиться при этом желанием принести пользу сиротам;

7. Честно соблюдайте вес и меру;

8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его;

9. Будьте справедливы на суде;

10. Крепко держитесь союза с Богом вашим.



Работа в группах:

Группа №1

– Сформулируйте свое отношение к заповедям.

Группа №2

- Чего больше в заповедях: сходства или различия?

Группа №3

- Куда ведут заповеди человека?

Вывод: Заповеди в каждой религии помогают каждому человеку стать чище, лучше, добрее, обеспечивают духовный рост личности.

Наша страна многонациональная и многоконфессиональная, поэтому так важно объединяющее начало, заложенное в любой религии.

Философ Иммануил Кант сформулировал золотое правило нравственности ,которое основано на высказываниях древних мыслителей и прописаны в Ветхом и Новом Завете, Коране и др. первоисточниках:

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

- Согласны ли вы с ним?

Таким образом, мы понимаем, что важной задачей религии в настоящий момент должно стать объединение всех народов, живущих в нашей стране.

-Опираясь на вышеизложенные каноны мировых религий ответьте на вопрос и заполните таблицу №2.

-Каковы обязанности детей? Как мы должны относиться к родителям, cтаршим?

Таблица №2.

Христианство

Буддизм

Ислам

Предполагаемые ответы учеников

-Почитать родителей- это любить их истинно и чистосердечно

-говорить о родителях уважительно;



  • вставать перед ними;

  • стоять перед сидящими родителями;

-предоставлять им лучшее место:

-не перебивать родителей в разговоре и не говорить одно- временно с ними;

-не начинать никакого дела без согласия на то родителей;

-не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей.



-Поддерживать своих родителей;

-исполнять свои обязанности по отношению к ним;

-поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции;

-вести себя так, чтобы быть достойным наследства;

-исполнять свой религиозный долг и приносить религиозные дары родителям,

даже после их смерти.



-Почитать родителей:

-благодарить за все доброе;

- «преклонять пред ними крыло смирения»;

-уважать родителей, особенно мать («Рай - у ног матерей»);

-молиться за родителей;

-не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к малым и не уважает старших;

- слушаться своих родителей и выполнять их просьбы и поручения.


Вывод. Вслед за любовью к родителям у детей рождается любовь к природе, красоте, эстетическим совершенствам, выражающаяся в восторженном отношении к предметам и объектам природы, воспитывающая самые добрые нравственные основы человека. Любовь к другим людям является производной от любви к родителям, к старшему поколению, к ближайшим родственникам, к природе и труду. В этой категории любви необходимо выделить отдельно любовь к благотворительным людям, т.е. к тем, кто совершает по отношению к отдельному индивиду бескорыстную помощь. Такая любовь есть чувствование справедливой обязанности творить добро для тех, кто это заслужил первоначально своими добрыми поступками. Любовь к Отечеству выделяется как важнейшая нравственная черта.


  1. Спасение человечества сегодня в возрождении истинных семейных ценностей, тех, которые приняты в исламе, христианстве, буддизме.

И в продолжение темы духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях прошу вас составить синквейн на тему семья, семейные ценности, семейные традиции.

Чтение синквейнов.

Пример синквейна.

семья


большая дружная

любят заботятся живут

все вместе под одной крышей

ячейка общества

Давайте вернемся к целям и задачам урока, смогли ли мы решить поставленные задачи (все задачи решены).

Ну а теперь, ребята, ваша самооценка нашего классного часа. (Ребята высказываются о классном часе, о своей работе, аргументируют свои ответы).



Список использованной литературы:

  1. Библия. – М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.

  2. Горелов А.А. История мировых религий. Учебное пособие для ВУЗов. 3-е изд. – М.: Изд-во МПСИ, 2007 г.

  3. Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г.

  4. История религии в 2-х т.т. Учебник /под ред. Яблокова И.Н./ - М.: Изд-во «Современный литератор», 2004 г.

  5. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. – М.: Изд-во МИЭМП, 2005 г.

  6. Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во «Академический проект», 2006 г.

Интернет-источники:

  1. http://goodcharacter.ru/

  2. http://www.beloveresk.ru/component/k2/item/19-tainstvo-lyubvi-v-xristianstve.html

  3. http://www.islamdag.ru/vse-ob-islame/1271

скачать


Смотрите также:
Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях
144.7kb.
Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / серия «Духовно-нравственные основы семьи»
23.83kb.
Духовно-нравственные основы семьи
143.74kb.
«Нравственные проблемы современной семьи и православие»
159.08kb.
Разработка урока обществоведения в 10 классе по теме «Религия» Учитель высшей категории Э. Г. Подобед Могилев, 2010 Цели и задачи
99.57kb.
Родителям об орксэ
39.77kb.
Урок № Древнерусское государство при Владимире Крещение Руси. Ан кор деят
137.09kb.
Динамика семьи постсоветского пространства
245.92kb.
Планирование курса «Основы мировых религиозных культур»
388.86kb.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность
18.11kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (система «Перспектива») 4 а класс
173.34kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
46.08kb.