Главная стр 1
ЕЖЕГОДНОЕ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ ОКМО
14 апреля в Москве состоялось Общее собрание Общероссийского Конгресса муниципальных образований. Присутствовали представители 60 советов муниципальных образований субъектов Федерации. Из них 42 человека - с правом действовать без доверенности и восемнадцать представляли членов Конгресса по доверенности.

В работе Собрания приняли участие сотрудники федеральных органов государственной власти. От структур президентской администрации присутствовали главный советник Управления Президента РФ по внутренней политике Нелли Золотова и советник департамента Государственного правового управления Президента РФ Кирилл Фролов. Федеральные округа были представлены заместителем полпреда Президента РФ в ЦФО Сергеем Самойловым; федеральным инспектором аппарата полпреда Президента РФ в СЗФО Михаилом Мурашовым; помощником полпреда Президента РФ в ПФО Александром Школьником; советником аппарата полпреда Президента РФ в СФО Михаилом Чугуевым; советником аппарата полпреда Президента РФ в ЮФО Александром Стеценко. Аппарат Федерального собрания РФ представляли руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам МСУ Ольга Мотякова и руководитель аппарата Комитета Государственной думы по вопросам МСУ Игорь Бабичев. От Аппарата Правительства РФ в собрании участвовал Андрей Шаров - директор Департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства РФ. Профильное для МСУ Министерство регионального развития было представлено директором Департамента развития регионов и муниципальных образований Еленой Кодиной и начальником отдела развития и поддержки МСУ департамента Евгенией Герасимовой.

В числе гостей собрания были главный инспектор Департамента контроля и анализа эффективности межбюджетных отношений Счетной палаты РФ Николай Жулин и заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Карчевская, а также представители учебных заведений, общественных и экспертных организаций, объединений муниципальных образований и средств массовой информации.

Избрав секретариат, счетную и мандатную комиссии, Собрание приступило к работе.

С докладом «О деятельности ОКМО в 2010 году и о приоритетные направлениях деятельности ОКМО в 2011 году» выступил Президент ОКМО Степан Киричук2. Участники Собрания в прениях по докладу основное внимание уделили проблемам своих регионов.

2 Доклад, сделанный Президентом ОКМО, публикуется ниже.

Директор СМО Новгородской области Евгения- Баранова подчеркнула, что эффективность деятельности Совета зависит от отношения областных властей: представители Совета входят в ключевые рабочие совещательные органы при губернаторе, участвуют в заседаниях областного правительства. Она также отметила высокий интерес, к деятельности Совета среди именно низшего звена местного самоуправления - сельских и городских поселений. За последние четыре года Совет вы полнил почти 2,5 тыс. запросов от поселений, чья самая большая беда - нехватка квалифицированных кадров, поэтому Совет готовит рекомендации и модельные нормативные акты, а также отдельные нормативные акты по запросам муниципалитетов. Евгения Баранова в связи с этил обратилась к Президенту Конгресса с просьбой ускорить введение в работу обновленного сайта ОКМО и создать на нем библиотеку модельных муниципальных правовых актов. Она также отметила, что для укрепления системы советов муниципальных образований необходимо четко определить их правовой статус, для чего соответствующих норм федерального законодательства на сегодняшний день недостаточно.

С правовой точки зрения тему раскрыл исполнительный директор СМО Московской области Олег Иванов:

Ряд субъектов Федерации принял законы о взаимодействии с региональными советами муниципальных образований. Но эти законы нам, советам, ничего по большому счету не дали. Эти законы - пустые и в лучшем случае определяют права и полномочия органов государственной власти.

Видимо, наше законодательство таково, что субъект РФ нам дополнительные полномочия предоставить не может. Проанализировав ситуацию, пришли к выводу о необходимости менять федеральное законодательство. Надо расширять ту статью ФЗ-131, которая касается советов муниципальных образований, и уже там прописывать дополнительные права и полномочия для субъектов РФ.

По законодательной инициативе, право на которую советам предоставляют субъекты РФ, хочу сказать следующее. Совет Московской области наделен таким правом с 2006 года, и мы этим правом активно пользуемся. Но если задаться целью укрепить положение советов муниципальных образований с уровня федерального законодательства, возникают серьезные проблемы. За последнее время изменилась позиция федеральных властей. Законодательная инициатива об изменении федерального закона должна получить одобрение соответствующей фракции в Государственной думе. Этого непросто добиться, так как совет фракции рассматривает инициативы, с которыми выступает СМО, редко - и зачастую формально. Пройти «сито» от субъектов РФ до фракции в Госдуме очень сложно.

Хотя у нас есть определенные возможности, связанные с тем, что Президент ОКМО является членом Совета Федерации и, в соответствии с Конституцией, обладает правом законодательной инициативы. Полагаю, надо чаще обращаться к Степану Михайловичу и просить его использовать свое право в интересах Общероссийского Конгресса и наших региональных советов.

Исполнительный директор СМО Саратовской области Александр Степанов отметил, что при желании советы многие вопросы могут решать самостоятельно. К примеру, право законодательной инициативы советов на региональном уровне не должно восприниматься как самоцель. Таким правом обладают муниципальные образования. Объединившись, муниципалитеты вполне могут провести на региональном уровне нужное для себя решение. Вопросы финансирования деятельности советов также решаются - при желании - достаточно просто. Учредительные документы Саратовского СМО - это расходное обязательство учредителей Совета - муниципальных образований. Копии учредительных документов исполнительная дирекция передает в областной Минфин, который согласует соответствующие расходы муниципалитетов. Председатель СМО Ульяновской области Марина Беспалова:

Из всех созданных советов активно работают в Конгрессе и для своих муниципалитетов лишь 32, а остальные существуют только на бумаге и «для отчетности». Почему большинство советов пассивно? Я считаю, что причиной является позиция главы субъекта РФ. Если губернатор желает развивать местное самоуправление, повышать активность населения в муниципалитетах, то гам советы муниципальных образований работают, так как для них созданы условия.

Ни для кого не секрет, что собственная материально-техническая база у советов муниципальных образований, как правило, отсутствует. Дирекции советов занимают помещения предоставленные либо регионом, либо председателем Совета, который является главой муниципального образования. Оказывать практическую помощь муниципальным образованиям, не имея помещения, не имея средств содержать штат сотрудников исполнительной дирекции, невозможно.

Как работает СМО Ульяновской области? Мы располагаемся в областной администрации. Это удобно, так как примерно раз в неделю главы муниципальных образований приезжают к губернатору на совещания по различным вопросам. В администрации губернатора муниципалы могут нас легко найти. Мы занимаем три кабинета, подключены к системе электронного документооборота областной администрации, к правовой системе «Гарант-консультант», Интернету и не оплачиваем услуги связи. А сам аппарат функционирует за счет членских взносов муниципальных образований. Есть сильная юридическая служба (у нас работают восемь юристов на постоянной профессиональной основе со стажем работы в органах МСУ от 10 лет и выше). У нас также есть бухгалтерия и пресс-служба. Помощь, которую юристы Совета предоставляют муниципалитетам, востребована прежде всего органами МСУ сельских поселений. Это и консультации по правоприменительной практике, и формирование ответов на протесты прокуратуры, и представление интересе; муниципалитетов в судах, и рекомендации по формированию нормативной базы муниципальных образований в связи с изменившимся федеральным законодательством. По важным вопросам (например, проведение противопаводковых или противопожарных мероприятий) Совет инициирует работу, а созданию так называемых «дорожных карт».

Мы работаем в оперативном и каждодневном режиме благодаря тому, что руководство Ульяновской области создало необходимые условия для нашей эффективной деятельности. Ведь, в конечном итоге, речь идет не об интересах частных лиц, а об обеспечении эффективности и согласовании работа властей (всех, включая территориальные органы федеральной исполнитель ной власти) на местах.

На мой взгляд, это не право, а обязанность субъектов создавать свои, советам условия для развития и поддержки местного самоуправления. В это связи предлагаю Конгрессу обратиться к главам субъектов Федерации, полпредам Президента РФ и федеральным инспекторам в федеральных округа Минрегиону и другим структурам федеральной власти с тем, чтобы внести в оценку эффективности деятельности главы субъекта РФ пункт о создании условий для работы советов муниципальных образований3.

Итогом обсуждения стало единогласное утверждение приоритетов работы Конгресса в 2011 году4, в связи с чем Степан Киричук отметил, что принятое решение не закрывает дорогу для развития и расширена перечня приоритетов в соответствии с развитием ситуации в стране.

Центральным вопросом повестки дня стало обсуждение темы экспертно-аналитического обеспечения деятельности органов МСУ в связи с разрабатываемой по поручению Правительства РФ «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года»5.

Перед присутствующими с сообщением выступил заведующий кафедрой управления территориальным развитием факультета госуправления РАНХиГС, соруководитель экспертной группы по направлению «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика» Стратегии-2020, профессор Вячеслав Глазычев.

Экспертная группа провела два тематических заседания; по перспективам политического развития российского федерализма и по те территориальным основам федерализма. В мае группа рассмотрит межбюджетные основы российского федерализма. Последнее, июньское, заседание решено посвятить вопросам местного самоуправления как сфере, объединяющей весь спектр проблем федерализма.

3 В состав Совета входят 1G7 муниципальных образований Ульяновской области: 3 городских округа, 21 муниципальный район, 31 городское поселение, 112 сельских поселений.

4 Этот документ публикуется ниже.

3 См.: Муниципальная Россия. 2011. X» 2, а также в разделе «Дискуссионная трибуна» этого номера.
Докладчик подчеркнул, что экспертная группа работает открыто. Каждый документ, принимаемый группой либо предлагаемый к рассмотрению, публикуется на сайте, широко распространяется через ОКМО, ВCMC и региональные общественные палаты.

Вячеслав Глазычев также отметил, что эксперты получили непривычно сформулированную задачу. Правительство заинтересовано получить набор тщательно обсужденных разнонаправленных сценариев. Группа должна спрогнозировать возможные развилки развития событий и определить риски по каждому из наиболее предпочтительных сценариев. Региональные и муниципальные выборы, будущее федеральных «кругов, распределение налоговых доходов, цели, задачи и механизмы управления финансовыми потоками - лишь некоторые из остро дискуссионных вопросов, которые обсуждает экспертная группа в рамках различных сценариев. Требуется в очень сжатые сроки провести серьезный аудит сложившихся отношений между государством и его территориями, с одной стороны, и между различными уровнями власти в государстве - с другой. В такой ситуации мнение людей, знающих ситуацию «изнутри», особенно важно. Поэтому эксперты стремятся собрать максимальное количество различных мнений и суждений, проанализировать их и представить заказчику в виде своеобразного политического бизнес-плана.

Сценарии будут прорабатываться до осени. За это время муниципалы смогут составить свое мнение о предложениях экспертов и внести свои. Вячеслав Глазычев выразил большие надежды на участие муниципалов в подготовке документа экспертной группы.

Среди высказавшихся по вопросу участия муниципального сообщества в формировании Стратегии-2020 представителей местных властей процитируем фрагмент выступления председателя СМО Курской области, главы г. Курчатов Юрия Косырева-.

Я начинал работать на территории в 2003 году и помню, что из всех собираемых налогов на территории оставалось примерно 70%, а 30% уходили на федеральный уровень. Сегодня все наоборот. В Курской области разработан долгосрочный план социально-экономического развития до 2020 года. Такие планы имеют все городские округа, районы и городские поселения, большинство сельских поселений. Но дело не только в наличии документов. Успех таких направлений Стратегии развития России до 2020 года, как здоровье населения, развитие национальной системы образования, решение демографических проблем, жилищное строительство и других, по факту зависит от работы органов местного самоуправления.

Инновационный путь развития России, создание инвестиционной привлекательности ее территорий требуют отлаженной дорожной сети. Однако большинство дорог находятся в неудовлетворительном состоянии из-за отсутствия должного финансирования. Расходы, которые жизненно необходимы на местах для ремонта и строительства дорог, ликвидации кризисных дорожных ситуаций, не воспринимаются органами государственной власти как острая необходимость. Вследствие чего соответствующие доходные средства в бюджетах муниципалитетов не предусматриваются. В то же время транспортный налог, собираемый муниципалитетами с населения, продолжает передаваться вышестоящим бюджетам.

Другой пример. Вот уже четвертый год на территории РФ реализует ФЗ-185. Из года в год условия предоставления финансовой помощи от Фонда ЖКХ ужесточаются, и поэтому малым муниципальным образованиям труднее реализовывать этот закон.

Сегодня органам МСУ трудно строить свою работу на долгую перспективу. Каждый день требует незамедлительных решении тех или иных злободневных задач, а реализация этих решений все чаще упирается в недостаток финансовых средств. В настоящее время 95% муниципальных образований страны и 99% муниципалитетов в Курской области являются дотационные и зависят от трансфертов из вышестоящих бюджетов. Сохраняется тенденция к сокращению средств, оставляемых городским округам, - до 10-15 собираемых на территории налогов.

Считаю, что для реализации Концепции социально-экономического развития России необходимо решить острые проблемы, сдерживающие развитие местного самоуправления страны. Без решения этих проблем превращение России в привлекательную для жизни граждан страну будет неполным.

Полагаю, что в Концепции могли бы найти отражение следующие положения:



  • обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления через увеличение доли налоговых доходов в бюджетах муниципальных образований и вовлечение органов МСУ в процесс администрирования местных налогов;

  • повышение эффективности реализации приоритетов государственной бюджетной политики в отношении органов МСУ через увеличение самостоятельности местных бюджетов в определении целей и направлений расходования финансовой помощи, поступающей из других бюджетов, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях;

  • установление на федеральном уровне стандартов для МСУ по гарантированным Конституцией РФ бюджетным услугам;

  • изменение подходов к муниципальным образованиям путем включения муниципальных программ в региональные программы социалыю-экомического развития территорий;

  • расширение доступа муниципалитетов к инвестициям через внесение коррективов в порядок долевого финансирования путем снижения участия муниципальных бюджетов по сравнению с региональными и федеральным бюджетами;

  • изменение федерального законодательства в части отчуждения муниципального имущества, не предназначенного для обеспечения деятельности органов МСУ, но необходимого для формирования местной доходной же гной базы.

Итогом рассмотрения вопроса стало принятие Собранием ОКМО следующих решений:

1. Поручить исполнительной дирекции ОКМО обеспечивать информационное и организационное взаимодействие членов ОКМО с экспертной группой по направлению «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика» Стратегии-2020.

2. Поручить исполнительной дирекции ОКМО подготовить информационно-аналитическую записку по итогам работы экспертной группы по направлению «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика» Стратегии-2020 и направить ее в советы муниципальных образований субъектов РФ.

В продолжение рассмотренной темы Президент ОКМО отметил, что участие муниципалов в процессе формирования Стратегии-2020 требует иного качества экспертно-аналитического сопровождения деятельности органов МСУ. В этой связи ОКМО предложил путь стратегического партнерства с ведущими вузами страны, сосредоточившими сегодня лучшие экспертные ресурсы, в частности с находящейся сегодня в стадии реорганизации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

С информацией об этом процессе и перспективах взаимодействия ОКМО и РАНХиГС на собрании выступил проректор Академии Дмитрий Буташин. Он рассказал участникам Собрания о миссии, целях и задачах Академии - уникального образовательного учреждения по подготовке государственных и муниципальных служащих, имеющего свои представительства в каждом федеральном округе РФ. От бывшей Российской академии государственной службы при Президенте РФ новая Академия унаследовала партнерские отношения с ОКМО в части сов­местного участия в Общероссийском совете муниципальной службы и создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

Основными целями сотрудничества РАНХиГС с Конгрессом, согласно соглашению от 12 апреля 2011 года, являются:


  • подготовка и реализация стратегии социально-экономического развития РФ в отношении развития муниципальных образований;

  • формирование и обеспечение эффективного функционирования единой национальной системы подготовки кадров для органов МСУ;

  • экспертно-аналитическая, методическая и организационная поддержка деятельности органов МСУ6.

«Заключение данного соглашения дает новый импульс сотрудничеству, направленному на развитие системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения муниципальных служащих, что в свою очередь должно стать основой для дальнейшего развития местного самоуправления в Российской Федерации», - заявил проректор РАНХиГС.

Затем слово вновь было предоставлено представителям государственной власти.



6 Выдержки из соглашения см. в разделе «Муниципальный навигатор»

По традиции участники Собрания были проинформированы о состоянии законодательства в сфере МСУ. Информацию о работе Комитета Государственной думы по вопросам местного самоуправления представил руководитель аппарата комитета, член Президиума ОКМО Игорь Бабичев. В своем выступлении он отметил, что 6 апреля 2011 года рассмотрение Госдумы внесен законопроект по совершенствовании ФЗ-131 и ряда смежных законов. В частности, предлагается снять oгpaничение по срокам изменения статуса муниципального имущества (ст.50 ФЗ-131; в настоящее время срок ограничен 2012 годом), а сам перечень муниципального имущества сделать открытым. В связи с отсутствием федеральных норм предлагается отодвинуть срок картографического описания муниципальных границ до 2015 года. Кроме того, отдельные| нормы ФЗ-131 предлагается привести в соответствие с ФЗ-6 «Об общих| принципах организации контрольно-счетных органов» (речь идет об организации выборов контрольно-счетных органов и о включении должностей представителей контрольно-счетных органов в перечень муниципальных должностей).

Также предлагается ввести в ФЗ-184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» норму, позволяющую субъектам РФ предоставлять советам муниципальных образований, образованным как некоммерческие организации в виде ассоциаций, право законодательной инициативы на региональном уровне.

Игорь Бабичев уведомил Собрание о том, что готовятся поправки по приведению 8 главы ФЗ-131 в соответствие с действующими редакциями Бюджетного и Налогового кодексов. Кроме того, идет совместная с Комитетом Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Минрегионом и Рослесхозом работа над предложениями по определению статуса городских лесов. Прежде всего, требуется определить субъект собственности для городских лесов и зону его ответственности.

Андрей Шаров так определил свою задачу на посту руководителя правительственного департамента: «Через такие институты, как Конгресс, выстраивать линейку проблем, которые волнуют муниципальные образования и их население, и решать эти проблемы». В этой связи он отметил высокую информативность журнала «Муниципальная Россия», на с страницах которого нашел формулировки порядка пятнадцати разноплановых муниципальных проблем, требующих решения на федеральном уровне.

Андрей Шаров предложил с помощью советов муниципальных образований провести опрос всех четырех типов муниципалитетов по пяти проблемным вопросам с целью выстроить приоритеты в их решении. Таким образом, будет сформирован своеобразный наказ от совет Минрегиону и Правительству РФ.

Он также с сожалением отметил, что связь федеральной исполнительной власти с муниципальным сообществом пока не налажена. Устранять это недоразумение планируется с помощью Конгресса. «Мы готовы быть и будем надежными партнерами для вас», - заверил Андрей Шаров.

Сергей Самойлов обратил внимание присутствующих на то, что курс на развитие муниципальных образований определен в документах Правительства и Президента РФ. Однако представления о местном самоуправлении у руководителей субъектов РФ неоднородные. Все губернаторы видят местное самоуправление, но по-разному и со своими приоритетами. Прежде всего это проявляется в соотношении полномочий между муниципальными районами и поселениями. Эта тема - показатель зрелости понимания сути местного самоуправления руководителем субъекта РФ. Даже на территории ЦФО взгляд далеко не всех глав субъектов РФ проникает до уровня поселений, хотя есть и положительные примеры (Липецкая, Тамбовская, Калужская, Воронежская области). Второй показатель - отношение к оптимизации численности муниципальных образований. Так как далеко не все муниципалитеты поселенческого уровня самодостаточны, сокращение их численности правильно, но не везде полностью оправданно. За процессом оптимизации муниципалитетов должны следить органы МСУ и советы муниципальных образований, опираясь в проведении муниципального мониторинга на принцип обеспечения потребностей человека, проживающего в муниципальном образовании. Сергей Самойлов подчеркнул, что ухудшать среду обитания человека, оправдываясь удобством управления, недопустимо.

Заместитель полпреда Президента в ЦФО также подчеркнул, что в настоящее время приоритетом для муниципалитетов является работа по внедрению предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Он отметил, что задача носит не столько технический характер, сколько идеологический: от управления людьми в интересах власти - к предоставлению услуг в интересах граждан. 2011 год, таким образом, является ключевым к внедрению данной системы, которая должна заработать в 2012 году. Требуется не просто создать сайт или открыть МФЦ, а реально обеспечить доступ каждого гражданина РФ к государственным и муниципальным услугам. А МФЦ должны появиться в каждом муниципальном районе и каждом городском округе уже в 2015 году.

Второй приоритет, также напрямую связанный с деятельностью муниципалитетов, - работа по обращениям граждан. Созданы системы приемных Президента РФ и других органов государственной власти по работе с такими обращениями. В настоящее время стоит задача увязать друг с другом работу ведомственных общественных приемных и согласовать общую базу по обращениям граждан. В конечном итоге предполагается выход публичной власти на новый уровень ответственности перед конкретным гражданином.

В то же время, как признал докладчик, многие задачи, связанные с предоставлением электронных государственных и муниципальных услуг либо обобщением обращений граждан и решением их конкретных вопросов, не реализуемы в силу межведомственной разобщенности территориальных органов федеральной государственной власти. Для устранения данного препятствия в каждом субъекте РФ на территории ЦФО созданы коллегии при губернаторах во главе с заместителями полпреда Президента РФ. На заседаниях этих органов в числе прочего рассматриваются коллизии, возникающие на муниципальных территориях. Докладчик пригласил советы муниципальных образований соответствующих субъектов РФ активно участвовать в работе коллегий территориальных органов государственной власти при главе субъекта РФ.

Отметив нехватку средств в местных бюджетах, Сергей Самойлов, тем не менее, просил Конгресс обратить внимание на динамику увеличения числа субъектов РФ, принимающих нормативы отчислений от региональных налогов местным бюджетам. Такая практика применяется уже в 22 субъектах РФ, и Минфин РФ одобряет ее. К примеру, в Воронежской области 100% транспортного налога возвращается в муниципальные районы (а администрирование осуществляет область). Однако для большего распространения этой позитивной практики требуется общественная и муниципальная поддержка, в том числе и на уровне ОКМО

В выступлениях в прениях, касаясь взаимодействия с органами государственной власти, члены ОКМО еще раз затронули тему избыточности запросов различных органов власти в муниципалитеты. Александр Степанов (СМО Саратовской области) предложил перевести сбор статистики муниципалитетами и их советами на хозрасчетную основу либо закрепить за советами источники финансирования деятельности по мониторингу. Николай Исупов (СМО Удмуртской Республики) считает разумным определить на федеральном уровне единый орган, наделенный полномочиями запрашивать информацию у муниципалитетов - Минрегион РФ. Председатель правления СМО Республики Бурятия Валерий Цыремпилов отметил, что в рамках оптимизации взаимоотношений между муниципалитетами и органами федеральной государственной власти следует обратить преимущественное внимание на взаимоотношения поселений именно с контрольно-надзорными органами.

Свою позицию по этой и другим темам высказала директор Департамента Минрегиона Елена Кодина, отметив, что запросы в муниципалитеты рассылаются «не для того, чтобы что-нибудь почитать среди дня», а с целью учета интересов муниципальных образований. Она подчеркнула, что Минрегион целенаправленно защищает интересы органов местной власти, тогда как другие ведомства работают ради развития своих отраслей. В частности, благодаря разработке дорожной темы Президент РФ подписал закон, позволяющий создавать муниципальные дорожные фонды, а из федерального бюджета выделяется в 2011 году порядка 22 млрд руб. на поддержание внутридворовых дорог.

По теме оптимизации взаимодействия муниципалитетов с контрольно-надзорными органами, докладчица сообщила, что на совещании Минрегиона и Генпрокуратуры в декабре 2010 года выступавшие муниципалы не жаловались на излишние претензии, а в основном благодарили прокуратуру за бдительность.

Директор Департамента развития регионов и муниципальных образований выразила пожелание наладить «более конкретное и более разумное взаимодействие» с советами муниципальных образований. От отдельных советов (Оренбургской и Пензенской областей) Минрегион уже получил конкретные предложения и сведения о муниципальной практике, за что выражает благодарность. В части сбора и мониторинга муниципальной практики с 2012 года вводится новый инструмент - конкурс на лучшую практику муниципального образования с грантовой поддержкой для победителей. Положение о конкурсе будет утверждаться Правительством РФ.

Среди итогов законотворческой деятельности Минрегиона Елена Кодина упомянула ряд федеральных законов, касающихся территориального планирования, и особенно ФЗ-41 о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ. Этот закон, как она подчеркнула, требует серьезного разъяснения для муниципалитетов, и Минрегион рассчиты­вает на поддержку и содействие советов муниципальных образований. ФЗ-41, в частности, снимает с сельских поселений обязанность разрабатывать свои документы терпланирования, однако остальные муниципалитеты от такой обязанности не освобождаются, и до осени 2011 года все действующие документы территориального планирования с обосновывающими материалами должны быть вывешены в Интернете.

Решение следующего важного вопроса - о статусе городских лесов - находится в стадии подготовки законопроекта по согласованным изменениям ФЗ-131 и Лесного кодекса РФ.

Выступающая отметила активизацию обращений муниципалитетов в Конституционный суд РФ: было упомянуто решение по делу о возмещении потерь при тарифном регулировании по жалобе города Читы, в связи с которым Минрегиону дано поручение внести изменения в ряд федеральных законов, затрагивающих вопросы тарифного регулирования.

Елена Кодина сообщила о том, что субъектам РФ направлено методическое обращение с целью унификации организации МСУ на территории страны. Кратко остановилась она и на результатах подготовки к проведению второго Всероссийского форума сельских поселений.

Затем были рассмотрены организационные вопросы, в том числе исполнение решений Общего собрания 2010 года о применении мер воздействия в отношении должников по уплате членских взносов. В прошлом году собрание приостановило членство в ОКМО советов Карачаево-Черкесской Республики, Камчатского края и Сахалинской области.

Два последних совета погасили свою задолженность, а Совет Карачаево-Черкессии фактически прекратил свое существование. На собрании присутствовал представитель республиканского руководства, подтвердивший, что в настоящее время идет процесс восстановления работы Совета.

В этой связи Собрание решило приостановить вступление в силу решения об исключении из членов ОКМО СМО Карачаево-Черкесской Республики и поручило Президенту и исполнительной дирекции ОКМО при необходимости оказать содействие муниципальным образованиям этого региона в организации межмуниципального сотрудничества в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст. 66 ФЗ-131.

В связи с неуплатой членских взносов и непредоставлением официальной информации о причинах и мерах по погашению задолженности Собрание приостановило до 1 сентября 2010 года членство в ОКМО Совета муниципальных образований Архангельской области. В случае непогашения задолженности по членским взносам до указанного срока Президиуму ОКМО поручено рассмотреть вопрос об исключении. указанной организации из членов ОКМО. Одновременно исполнительной дирекции ОКМО поручено провести анализ ситуации с организацией взаимодействия органов МСУ и защитой интересов муниципальных образований в Архангельской области.

Собрание заслушало информацию исполнительной дирекции ОКМО о ситуации с банкротством организации, которая претендовала на исполнение функций СМО Республики Карелия. В настоящее время муниципалитеты Республики прекратили свое участие в этой организации, в связи с чем Конгресс принял решение «об исключении организации, именующейся Ассоциацией "Совет муниципальных образований Республики Карелия"», из членов ОКМО в связи с фактическим прекращением деятельности по организации взаимодействия органов МСУ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Республики Карелия, предусмотренной ч. 1 ст. 8 и ст. 66 ФЗ-131. Общее собрание поручило Президенту и исполнительной дирекции ОКМО при необходимости оказать содействие муниципальным образованиям Республики Карелия в организации межмуниципального сотрудничества в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст. 66 ФЗ-131.

Далее Собрание утвердило отчет ревизионной комиссии. Также в связи с изменениями размера единого социального налога для некоммерческих организаций, к которым относится ОКМО, был поднят вопрос об увеличении размеров членских взносов от советов до 90 тыс. руб. Предложение вызвало дискуссию, и по результатам голосования принято решение об увеличении взноса с 2012 года.

В конце работы Собрание провело ежегодную ротацию состава Президиума ОКМО. В связи с прекращением полномочий, дающих право действовать без доверенности от имени члена ОКМО или является членом Президиума ОКМО по должности, состав Президиума покинули Владислав Виноградов, Василий Голубев, Александр Нагаев, Владимир Перешеин, Том Поподько, Юрий Сюсин, Алексей Шадричев, Татьяна Шведова, Юрий Юрлин. Собрание выразило им благодарность за активную работу.

Собрание согласилось с предложениями Президиума по критериям выдвижения представителей в состав Президиума от советов муниципальных образований - членов ОКМО в соответствии с численностью субъектов, входящих в тот или иной федеральный округ: три человека от Центрального федерального округа, по два человека от Северо-Западного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, по одному - от Южного, Уральского и Северо-Кавказского федеральных округов.

Собрание единогласно избрало новыми членами Президиума Александра Баранова, председателя СМО Московской области; Ирину Белых, председателя Палаты внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (по должности); Алексея Полякова, председателя СМО Ставропольского края; Вадима Семенова, председателя СМО Иркутской области; Валерия Цыремпилова, председателя правления СМО Республики Бурятия; Сергея Яковлева, президента СМО Новгородской области.

По предложению Президента ОКМО Степана Киричука в связи с подписанием соглашения с РАНХиГС собрание избрало в состав Президиума проректора РАНХиГС по развитию филиальной сети Дмитрия Буташина.

Учитывая истечение трехлетнего срока полномочий, Собрание избрало новый состав ревизионной комиссии7.

Закрывая ежегодное Общее собрание, Степан Киричук призвал все муниципальное сообщество к активной реализации идей, заложенных в ФЗ-131. Он напомнил о том, как в ходе заседания Совета по развитию местного самоуправления 5 октября 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев произнес: «Местное самоуправление у нас - в стадии становления».

«Местного самоуправления действительно еще очень мало, а управления по заданиям государства много, - заявил Президент ОКМО. - Поддерживайте друг друга и продолжайте работать, так как вектор развития местного самоуправления сегодня направлен вверх!» Степан Киричук также пожелал всем участникам Собрания успехов, прежде всего в создании таких условий в муниципалитетах, чтобы люди хотели там жить и работать.

На этом Собрание завершило свою работу.

' Полробнее о новых членах Президиума и ревизионной комиссии см. в разделе «Муниципальный навигатор».
Информационный и политический журнал местного самоуправления РФ

Муниципальная Россия



№ 3 (19) 2011


Смотрите также:
Ежегодное общее собрание членов окмо
224kb.
Статья Общие положения
48.15kb.
Директор школы от 20 г
32.82kb.
Отчет правления днт
38.16kb.
«утвердить» общее собрание членов снт «Сосновый нижний массив»
244.09kb.
Структура органов мадоу «Детский сад №82 «Малыш» Структуру органов автономного учреждения составляют Учредитель, Наблюдательный совет, заведующий Учреждением, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, совет Учреждения
72.9kb.
Директор Управляющий Совет с общее собрание трудового коллектива
25.51kb.
Сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание правление тсж «Радищева, 61»
22.05kb.
Презентация школы 2 этаж Директор школы Алтунин А. Н. 3 10. 10 10. 30
54.02kb.
Проект «Строительство и ремонтные работы автомобильной дороги Кэптин-Орто- сурт»
57.31kb.
Об общем собрании акционеров
983.74kb.
Г. Валуйки, Белгородской обл на 2013-2014уч г
1054.61kb.