Главная стр 1
скачать
Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28 c углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов»

от «_31»_05_2010г.

№ _5_


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 c углубленным изучением отдельных предметов»

______М.Н. Кузнецова




РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета Протокол от 27.08.2010 г. №1

УТВЕРЖДАЮ

директор


муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов»

приказ от «31» __08__2010 г. № _382

Г.В.Марчукова



«Приобщение детей к истокам


русской народной культуры»

программа

для обучающихся 1-4 классов
внеурочная деятельность

Составитель программы:

Епанешникова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 28 с УИОП»


Направление программы:

научно-познавательное

Старый Оскол

2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, рассчитана: 1 класс – 66 часов, 2 раза в неделю; 2-4 классы - на 35 часов в год, 1 раз в неделю. Срок реализации 4 года. Данная программа разработана на основе программы О. Л. Князева, М. Д. Маханева, 2002 год. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Эта педагогическая разработка определяет ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к народной культуре.

Важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Формирование знаний истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов.

Содержание программы носит личностно- ориентированный,

деятельностный и развивающий характер.

Цель программы: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении учащимися национальной культуры, на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, особенностями материальной и духовной среды.

Задачи:

- расширение кругозора знаний у учащихся и умение использовать имеющиеся знания в повседневной жизни;

- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

-развивать интерес к русским традициям и промыслам;

-Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, привитие любви к малой родине, чувства патриотизма.
- воспитание бережного отношения к природе и всему живому;

- формирование толетарности, чувства уважения к другим народам, их традициям, коммуникативной и общекультурной компетенций.



Новизна курса: в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям..

Актуальность программы “Приобщение детей к истокам народной культуры ” заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Программа курса включает следующие разделы:

-традиции и обрядовые праздники;

-русские народные игры;

-знакомство с русским народным искусством;

- народные приметы;

-устное народное творчество;

- предания и былины;



После изучения учебной программы учащиеся должны знать:

- основные понятия (“переклички”, “потешки, ” и др.);

-о декоративно- прикладных промыслах;

- о русских праздниках и традициях;



уметь:

-использовать полученные знания в жизни;

- работать в сотрудничестве.

-распознавать малые фольклорные формы- потешки, загадки, считалки.

- понимать смысл обрядовых праздников и традиций.

Формы итоговой работы:

Сообщения, доклады. Творческие работы. Презентация творческих работ.



Содержание курса дополнительного образования:
1 год обучения
1 тема: Народные приметы - 11ч. (6 часов + 5 часов практики)

  1. тема: Устное народное творчество-9ч. (5 часов + 4 часа практики)

  2. тема: Предания и былины- 8ч. (4 часа + 4 часа практики)

  3. тема: Русские народные художественные промыслы-16ч.(8 ч. + 8 ч. практики)

  4. тема: Русские народные игры- 8ч. (4 часа + 4 часа практики)

  5. тема: Традиции и обрядовые праздники-14ч. (7 часов + 7 часов прак­тики).

Оборудование: рабочее место учителя (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток); гербарии «Деревья и кустарники», старинные музыкальные инструменты; макеты старинной посуды, одежды, игрушек; музыкальный сборник «Русские народные песни для детей; настольные развивающие игры.

Учебно – тематический план

1 класс
(всего 66 ч., 2 часа в неделю)


№п/п

Тема занятий

содержание

Кол-во часов

Дата

провед


1-2

«Что летом родится, -зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, по­словицы, поговорки о лете. Практическ ая часть. Зарисовка загадок о летних яв­лениях природы.

2 часа




3-4

«Восенушка осень- сноп последним косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Практическая часть. Дидактическая игра: «С какого дерева детки?»

2 часа




5-6

«Хлеб -всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Практическая часть. Знакомство с жерновами и их использованием.

2 часа







7

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю»

1 час







8-9

Синичкин день

Беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

2 часа







10

«Октябрь- грязник- ни колеса, ни полоза не любит

Беседа о характерных признаках октяб­ря. Практическая часть. Просмотр диа­фильма о народном празднике Покрова.

1час







11-12

«Жили- были дед и ба­ба»

Знакомство детей традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, до­машней утварью, орудием труда, одеж­дой). Практическая часть. Разыгрыва­ние сюжета сказки «Курочка ряба»

2 часа







13-14

«Теремок»

Знакомство детей с традициями строи­тельства избы, её внешним и внутрен­ним убранством. Практическая часть. Разыгрывание сказки «Теремок»

2 часа







15-16

«В тереме расписном я живу, всех гостей к себе в избу приглашу»

Знакомство с пословицами, поговорками о русском народном быте и гостеприим­стве. Практическая часть. Загадывание загадок о предметах крестьянского тру­да и быта.

2 часа







17

«Ой вы, гости господа»

Знакомство детей с народным этикетом приёма гостей и поведением в гостях. Практическая часть . Разыгрывание сказ­ки «Каша из топора»

! час







18

« Град на усть Оки »

Рассказ об истории Нижнего Новгорода.

1 час







19

«Злое истребление»

Рассказ о монголо-татарском нашествии предания о граде Китяже-Знакомство со старинным оружием.

1 час







20

«Зима не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных признаках зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

1час







21

«Пришёл мороз - береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» загадывание загадок о зиме.

1 час







22

Снегурочка - внучка Де­да Мороза

Знакомство с и сказкой «Снегурочка»

2 час







23-24

«Пришла Коляда накану­не Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Практическая часть Пение песенок, изготовление поделок.

2 часа







25-26

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Практическая часть. Вырезание снежинок.

2 часа







27

«Где живёт перо Жар -птицы?»

Знакомство детей с хохломской роспи­сью.

1час







28

«Чудо - чудное, диво -дивное - золотая Хохло­ма»

Рассказ о традициях хохломской росписи (Кудрина, травка )

1 час







79

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художествен­ным промыслом.

1 час







30-31

«Гжель прекрасная»

Практическая часть. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

2 часа







32-33

«Дело мастера боится»

Знакомство с о сказкой «Семь Симео­нов» Практическая часть. Дидактиче­ская игра: «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастер­стве.

2 часа







34-35

«Наше смотрите, свое покажите» (приданое куклы Дуси)

Знакомство детей с семейными празд­никами на примере свадьбы част. Прак­тическая часть. Готовим приданое для куклы.

2 часа







36-38

«Волшебная дудочка»

Знакомство детей с русской музыкаль­ной культурой. Обучению детей умению различать музыкальные инструменты по типу и звучанию Практическая часть. Знакомство с развлекательной, обрядо­вой и магической функциями народных музыкальных инструментов.

3 часа







39-40

Крестьянская игрушка

Знакомство детей с русской народной игрушкой самоделкой. Практическая часть. Изготовление игрушки.

2 часа







41-42

«веселая ярмарка»

Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления. Практическая часть . Лепка игрушек по типу дымков­ской. Роспись гуашью силуэтов дымков­ских игрушек.

1 часа







43

Забавные птицы

Практическая часть. Лепка дымковской игрушки - петушок и роспись по типу дымковской.

1 час







44

«На героя и слава бе­жит»

Рассказ о русских богатырях.

1 час







45-46

Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько.

Беседа о масленице. Практическая часть. Пение песен, частушек.

2 часа







47

«Сердце матери лучше солн­ца греет»

Этическая беседа о маме с включе­нием народных пословиц и погово­рок.

1 час




48-49

Русская матрёшка.

Рассказ об истории возникновения матрёшки. Практическая часть. Ри­сование детьми семёновской мат­рёшки по образцу. Сочинение сказ­ки про матрёшку.

2 часа




50

Поэзия народного костюма.

Рассказ о народном костюме.

1 час




51-52

«Грач на горе- весна на дво­ре»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Практическая часть .Пение песен закличек о весне. Лепка тетё­рок.

2 часа




53-54

«Шутку шутить-людей не-смешить»

Беседа о народном юморе. Практи­ческая часть. Словесная игра «Пу­таница»

2 часа




55

Наши земляки

Рассказ о М. Горьком. Сказка «Про Иванушку- дурочка»

1 час




56-57

Красная горка

Рассказ о пасхе. Изготовление по­делок. Практическая часть. Сло­весная игра «Садовник». «Бирюль­ки»

2 часа




58-59

«Путешествие на златогри­вой чудо-тройке»

Знакомство с образом коня в рус­ском народном декоративно-прикладном творчестве. Практиче­ская часть. Рассказ о мастерах Па­леха.

2 часа




60-61

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Беседа о прошлом родного края и героях- земляках. Практическая часть. Составление диафильма.

2 часа




62

Литературная викторина

Составление проекта. Игра -драматизация.

1 час




63-64

«Край родной, навек люби­мый»

Экскурсия. Практическая часть. Русские подвижные игры на свежем воздухе.

2 часа




65-66

Прощание с «избой»

Практическая часть. Коллективное изготовление панно из лоскутов

2 часа




2-4 годы обучения

105 часов

1 тема: Народные приметы - 14ч. (7 часов + 7 часов практики)

2 тема: Устное народное творчество-16ч. (8 часов + 8 часов практики)



3 тема: Предания и былины- 20ч. (10 часов + 10часов практики)

4 тема: Русские народные художественные промыслы-18ч.(9 ч. +9ч. практики)

5 тема: Русские народные игры- 19ч. (10 часов + 9 часов практики)

6 тема: Традиции и обрядовые праздники-18ч. (9 часов + 9 часов практики)



Учебно – тематический план

2 класс
(всего 35 ч., 1 час в неделю)


№п/п

Тема занятий

содержание

Кол-во

часов


Дата

провед





1-2

«Чудесный сундучок»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки о лете. Практическ ая часть. Зарисовка загадок о летних явлениях природы.

2 часа







3-4

«Во саду ли в огороде»

Беседа о первом осеннем урожае. Практическая часть. Дидактическая игра: «С какого дерева детки?»

2 часа







5-6

«Хлеб -всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Практическая часть. Знакомство с жерновами и их использованием.

2 часа







7 - 8

«Гость на гость - хозяйке радость»

Знакомство с правилами поведения в гостях. Практическая часть. Лепка посуды.

1 час







8-9

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Знакомство детей с самоваром. Практическая часть. Составляем и иллюстрируем загадки.

2 часа







10 - 11

Хозяйкины помощники.

Беседа и знакомство с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Практическая часть. Составление сказки про предметы быта.

1 час







12-13

«Жили- были дед и баба»

Знакомство детей традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудием труда, одеждой). Практическая часть. Разыгрывание сюжета сказки «Три медведя»

2 часа







14-15

«Теремок»

Знакомство детей с традициями строительства избы, её мебелью жителями дома. Практическая часть. Разыгрывание сказки «Репка»

2 часа







16-17

«Трень – брень гусельки»

Знакомство с пословицами, поговорками о русских народных инструментах - гуслями. Практическая часть. Загадывание загадок о предметах крестьянского быта.

2 часа







18-19

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными. Практическая часть . Разыгрывание сказки «Кот, Петух и Лиса»

1 час







20 - 21

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».Практическая часть. Изготовление аппликации по готовым формам «Одень зверей»

1 час







22 -23

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»Практическая часть. Составление рассказа о взаимовыручке и поддержке.

1 час







24-28

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа о характерных признаках зимы, о зимней одежде. Практическая часть. Изготовление елочных поделок.

4 час







29 - 30

«Гончаровые мастеровые»

Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Практическая часть. Игра «Что как называется». Рассказ о гончарном промысле.

1 час







31 - 32

Городецкая роспись

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Практическая часть. Пение частушек

2 час







33-34

«Мудреному и счастье к лицу».

Знакомство со сказкой «Семилетка». Практическая часть Пение песенок, изготовление поделок.

2 часа







35

«Литературная викторина»

Литературная викторина. Игра - драматизация. Практическая часть. Русские подвижные игры на свежем воздухе.

2 часа







3 класс

(35 часов, 1 час в неделю)




1-2


«Кузьминки – об осени поминки».

Знакомство с народными обычаями, приметами, связанные с Днем Кузьмы и Демьяна. Практическая часть. Исполнение песен и плясок, загадывание загадок.


2 часа








3-4

В лес по грибы.


Знакомство со съедобными грибами. Практическая часть. Использование на занятиях пестушек и потешек. Игра «У медведя во бору».

2 часа







5-6

«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут».

Знакомство с плясовыми частушками. Практическая часть. Исполнение современных частушек.

2 часа







7-8

«Песня – душа народа»

Рассказ о любви русского народа к песне. Практическая часть. Исполнение песен и стихов. Хоровод.

2 часа








9-10

«Лирическая песня»

Знакомство детей с лирическими песнями. Практическая часть. Исполнение песен и танцев.

2 часа








11-12

«Хороводная песня»

Знакомство детей с русской музыкальной культурой, с видами хороводной песни. Практическая часть. Разучивание хоровода «Мак-маковочек».

2 часа








13-14

«Весёлые музыканты»

Знакомство детей с шумовыми музыкальными инструментами. Практическая часть. Разучивание игры на ложках.

2 часа








15-17

«Мы кормушку смастерили»

Знакомство с закличками, загадками, потешками о птицах. Практическая часть . Лепка сказочных птиц.

2 часа







18-19

«Зима не лето, - в шубу одето».

Беседа о характерных особенностях зимы. Чем отапливили жилое помещение.Практическая часть. Рисование зимнего пейзажа.

2 часа








20-21

«Зимний вечер - долог»

Знакомство с деревенскими посиделками. Практическая часть. Плетение коврика.

2 часа










22-23

«Зимние святки»

Знакомство с праздниками, которые отмечают в период зимних святок. Практическая часть. Изготовление рождественских поделок.

2 часа







24-25

Русская матрёшка.

Рассказ об истории возникновения матрёшки. Практическая часть. Лепка матрёшки.

2 часа







26-27

«Алексей – с гор вода».

Рассказ о первом весеннем празднике. Практическая часть. Лепка из пластилина «Тетёрки»

2 часа







28-29

«Вербное воскресенье

Беседа о народном празднике. Практическая часть. Изготовление вербы

2 часа







30-31

Пасха.»

Рассказ о пасхе. Изготовление поделок. Практическая часть. Детская игра «Яйца».

2 часа







32-33

Ляльник.

Знакомство с народным девичьем празднике. Практическая часть.Исполнение русских народных песен.

2 часа







34-35

Итоговое занятие

Тетрализованное представление.

2 часа







4 класс
(35 часов, 1 час в неделю)


1-2

«Плачет хлебушко, когда его ест лентяй»

Знакомство детей с основным занятием русских крестьян,видами полевых работ, а также процессом выпечки хлеба. Практическая часть. Работа с пластилином, лепка хлеба.

2часа




3-4

«Как рубашка в поле выросла»

Знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды. Практическая часть. Шитьё фартука.

2 часа




5-6

«Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна»

. Знакомство детей с традиционным видом женского рукоделия – прядением и плетением. Практическа часть. Плетение из ниток.

2 часа




7-8

Тонко бело полотенечко, хитромудро рукодельце.

Знакомство детей с традиционным видом женского рукоделия – ткачеством. Практическая часть. Плетение из ниток.

2 часа




9-10

Земледельческий календарь

Знакомство с народным календарём. Практическая часть.Аппликация «Трактор в поле»

2 часа




11-14

Крестьянская игрушка.

Знакомство детей с русской народной игрушкой — самоделкой. Практическая часть. Изготовление кукол из ткани.

4 часа




15-16

Потешный промысел.

Знакомство детей с крупнейшими центрами «потешного промысла». Практическая часть. Исполнение потешек и прибауток.

2 часа




17-18

Деревенские посиделки.

Знакомство с традициями зимних вечеров. Практическая часть. Исполнение русских народных песен, игр.

2 часа




19-20

Русский самовар и чаепитие на Русси

Знакомство с традицией чаепития. Практическая часть. Завариваем чай.

2 часа




21-22

Из истории головных уборов.

Знакомство с головными уборами на Русси. Практическая часть. Изготовление из бумаги аппликации.

2 часа




23-24

Мужская и женская обувь.

Беседа о том, что носили в старину. Практическая часть. Рисуем лапти.

2 часа




25-26

Одежда крестьянина.

Как выглядела одежда бедняка, богатого человека. Практическая часть.Изготовление поделки из бумаги. «Сарафан».

2 часа




27-28

Светит, да не греет.

Знакомство с домашним освещением. Практическая часть. Аппликация «Фонарь»

2 часа




29-30

Домащние обереги.

Знакомство с оберегами дома. Практическая часть. Изготовление «Домовёнка».

2 часа




31-32

Семейные обереги.

Знакомство с оберегами семьи.Практическая часть. Изготовление колокольчиков из бумаги.

2 часа




33-34

Традиции семьи.

Знакомство с традициями семейного воспитания. Практическая часть. Составление родословного древа.

2 часа




35

Итоговое занятие.

Исполнение частушек, песен, русских танцев, игр.

1 час





Методическая литература:

  1. Аникин В. П. «Живая вода» Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 2005.

  2. Абортов Ю. А. Русская народная роспись по дереву. М., 2000.

  3. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 2002.

  4. Зиновьев Н. М. Искусство палеха. М., 1999.

  5. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. М., 2006.

  6. Брудная Л. И. Энциклопедия обычаев и обрядов. С Пб., 1996.

  7. Дайн Г. Л. Русская игрушка. М. 2003.


скачать


Смотрите также:
Епанешникова Ирина Николаевна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» Направление программы: научно-познавательное Старый Оскол 2010
294.22kb.
Спасибухова Марина Николаевна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» Направление программы: научно-познавательное Старый Оскол 2010
169.72kb.
Свинаренко Галина Григорьевна, учитель технологии моу «сош №28 с уиоп» Старый Оскол 2010
129.97kb.
Использование икт на уроках английского языка в средней школе как фактор повышения качества знания учащихся
97.46kb.
Развитие логического мышления обучающихся начальных классов на уроках математики Мельник Ольга Александровна учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп»
79.92kb.
Учитель начальных классов Филатова Ирина Николаевна Учитель начальных классов
276.96kb.
Боброва людмила вениаминовна учитель начальных классов мкоу сош с уиоп пгт Демьяново
40.61kb.
Внеклассное мероприятие, 1 класс Спасибухова М. Н., учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп»
50.86kb.
Результаты IV межрайонной эколого-биологической научно-практической конференции ученических исследовательских работ
107.77kb.
Жакулина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов моу-оош №23 г. Чапаевска Самарской области
77.31kb.
Шерстюк Валентина Николаевна, учитель начальных классов моу «Вейделевская сош»
40.93kb.
Базарнова Ирина Алексеевна учитель начальных классов высшей категории моу сош №151
115.23kb.