Главная стр 1
скачать
ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ НА ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ И ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Профессиональная педагогическая деятельность требует сегодня от будущих преподавателей исследовательского, творческого подхода к решению повседневных задач обучения. Поэтому в общей системе профессиональной подготовки студентов университета особое место отводится педагогической практике, цель которой — углубление и закрепление психолого-педагогических и методических знаний в различных видах учебно-познавательной деятельности со студентами, совершенствование профессионально-педагогических умений.

В системе профессионального обучения студентов университета педагогическая практика выполняет несколько функций:

• дополняет и обогащает теоретическую подготовку;

• расширяет возможности для формирования педагогических умений;

• развивает профессиональную направленность мышления;

• стимулирует самостоятельное профессиональное самовоспитание и самообразование.

Объекты педагогической практики: высшие колледжи, институты, академии, университеты.

Задание 1. Анализ учебного занятия

Цепь задания: ознакомление с содержанием, методикой анализа; отработка его проведения.



Сделайте письменный анализ одного занятия по выбору: лекции практического занятия (семинарское занятие, лабораторное занятие).
Примерная схема анализа лекционного занятия

1. Общие сведения

Учебное заведение. Факультет, отделение, курс (номер группы);специальность. Дисциплина (учебный курс, спецкурс). Фамилия, имя, отчество преподавателя, ученая степень, должность.

Тема лекции. Цели лекции (образовательная и развивающая).

2. Классификация лекции

Проклассифицируйте лекцию:

– по преобладающей форме обучения (лекция при очном, заочном или вечернем обучении);

– по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-полилог, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция и т.д.);

– по месту в лекционном или предметном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная.

3. Структура лекции

Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему. Сообщение литературы по теме лекции (когда, количество источников, их градация).

Методы изложения при раскрытии темы: индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам); дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения, используя конкретные примеры); традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы); концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

Заключительные выводы по лекции.

Можно ли говорить о четкости структуры данной лекции?

4. Содержание лекции

Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции; доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях? Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи.

Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: профессиональной направленности, связи теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалиста; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

5. Методика проведения лекции

Почувствовали ли Вы методическую обработку излагаемого материала – выведение главных мыслей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках, изложение материала доступным и ясным языком. Разъяснение вновь вводимых терминов и названий.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Применение наглядных пособий и технических средств обучения.

Использование преподавателем плана лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов. Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов.

Выдержан ли регламент занятия? Какие вопросы лектор-преподаватель не успел рассмотреть? Почему?



6. Руководство работой студентов

Как осуществлялась активизация познавательной деятельности студентов, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Каким образом вовлекал преподаватель слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала (проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.)?

Создавал ли преподаватель возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал ли изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрация иллюстративного материала и т.д.)?

Как усваивали студенты лекционный материал? Вели ли записи в конспектах? Реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, совсем не слушали^ занимались посторонними делами, шумели, уходили и т. д.).

Разрешал ли преподаватель заданные вопросы (когда и в какой форме)? Как отвечал на них?

7. Лекторское мастерство преподавателя

Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Речевое мастерство: голос (сила, полетность, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д., синтаксических (умение правильно строить предложения, не нарушая норм сочетаемости и согласования и т. д.).

8. Результативность лекции

Реализованы ли образовательная и развивающая цели лекций?

Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательный и социокультурный аспект лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?

Общие выводы и рекомендации. Пожелания лектору-преподавателю.



Примерная схема анализа практического занятия


1. Исходные данные

Учебное заведение. Факультет, отделение, курс (номер группы); специальность. Дисциплина (учебный курс, спецкурс). Фамилия, имя, отчество преподавателя, ученая степень, должность.



2. Общая характеристика занятия

Тип практического занятия (семинар, лабораторное занятие, деловая игра и т. д.). Тема практического занятия. Цель практического занятия. Место ПЗ в общей системе учебных занятий по теме. Отвечает ли ПЗ общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесено ли с ним в последовательности тем?



3. Структура практического занятия

Выдержана ли общая структура практического занятия: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; подведение итогов преподавателем; задание для дальнейшей самостоятельной работы по теме.

Какие структурные компоненты были дополнительно введены в практическое занятие? В связи с чем?

4. Содержание и методика проведения занятия

Готовились ли заранее студенты к практическому занятию (распределение вопросов, рефератов, докладов и т. д.)? Наличие у них планов ПЗ.

Какие методы обучения, виды и формы работ применялись на занятии (обсуждение отдельных вопросов, рефератов, докладов, сообщений; дискуссии, полемика, содоклады; решение задач, тренировочных упражнений; работа с первоисточниками, учебной и справочной литературой; тесты; проведение экспериментов; игры; моделирование ситуаций и т. д).

В полной ли мере способствовали данные методы, формы и виды работ усвоению содержания темы? Какие из них «не сработали»? Почему? Применение каких методов, видов работ и заданий было эффективным?

Как формировались навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями? Как осуществлялся, процесс овладения умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения или отстаивания своей точки зрения? Ощущали ли студенты рост сложности выполняемых заданий?

Как решались педагогом более частные дидактические задачи обучения:

повторение и закрепление знаний; контроль; стимулирование учебно-познавательной деятельности и развитие познавательного интереса?

Использование дидактического материала и технических средств обучения на ПЗ.

Оценка работы каждого студента и группы в целом.

5. Руководство работой студентов

Реализация индивидуального подхода. Учет при разработке заданий и плана занятий уровня подготовки и научных интересов каждого студента группы. Как учитывались личностные качества студентов при организации учебной деятельности, распределении заданий?

Каким образом вовлекал преподаватель студентов в учебную дискуссию, поощрял и стимулировал критичность суждений, самостоятельность в решении проблем, ситуаций, задач и т. д.?

Активность студентов. Были ли заняты студенты напряженной творческой работой, поиском правильных и точных решений?

Активность преподавателя; его профессионализм, организаторские и коммуникативные умения. Позиция преподавателя на занятии (организатор-ведущий, консультант, пассивный слушатель и т.д.).

Как реализовывался на занятии принцип совместной деятельности, сотворчества?



6. Результативность практического занятия

Реализованы ли образовательная и развивающая цели занятия? Степень содействия занятия выработке навыков профессиональной деятельности, расширению и детализации знаний, полученных на лекции.

Использование возможности проверить знания студентов. Мотивационно-стимулирующая ценность ПЗ. В какой мере будет способствовать данное практическое занятие дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?

Общие выводы, рекомендации и пожелания преподавателю.



Внимание! Задание 2 и 3 выполняются на выбор студента (либо 2, либо 3).
Задание 2 Педагогическое эссе

Цель задания: формирование педагогического мышления посредством высказывания; самостоятельных суждений о педагогических явлениях и фактах, аргументации собственных оценок и позиций.

Темы для педагогического эссе:

1. Проблема самореализации студентов в период обучения в вузе.

2. Педагогическая культура современного преподавателя высшей школы.

3. Изучение культурных запросов студентов.

4. Проблема эстетического воспитания студентов.

5. Педагогическое общение и коммуникативная культура преподавателя.

6. Культура взаимоотношений «студент-студент», «студент-преподаватель».

7. Организация досуга современных студентов.

8. Особенности студенческого образа жизни и учебная деятельность.

9. Дополнительная работа (дополнительный заработок) студентов в период обучения в вузе.

10. Социальная защита и поддержка студенческой семьи.

11. Платное обучение студентов.

12. Социокультурная и воспитательная работа со студенческой молодежью.

13. Пути преодоления учебной перегрузки в вузе.

14. Проблема успеваемости студентов.

15. Преимущества и недостатки свободного посещения учебных занятий студентами.

16. Педагогические аспекты работы современного куратора студенческой группы.

17. Проблема распределения и трудоустройства выпускников высших учебных заведений.

18. Внеаудиторная работа по изучаемому предмету.

19. Роль вузовской кафедры в обучении и социализации студенческой молодежи.

20. Факторы повышения успеваемости в учебе.

21. Проблема индивидуализации обучения студентов в вузе.

22. Активизация познавательной деятельности студентов во время лекции

23. Формирование у студентов ответственного отношения к учению.

24. Улучшение культурно-образовательной среды вуза.

25. Современные технологии обучения в вузе.

26. Роль студенческого самоуправления в формировании культурно-образовательной среды вуза.

27. Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов.

28. Речевая культура преподавателя-лектора.

29. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения.

30. Активные формы и методы обучения будущих специалистов.

31. Стратегия жизни и пути ее формирования в высшей школе.

32. Учет традиций вуза при подготовке специалистов.

33. Современные технологии обучения в вузе.

34. Роль студенческого самоуправления в формировании культурно-образовательной среды вуза.


Задание 3 Активные формы и методы обучения

Цель задания: проведение и анализ основных активных форм и методов обучения, используемых в высшей школе.

При прохождении педагогической практики Вы будете использовать активные формы и методы обучения студентов (учебные дебаты, дискуссии, учебно-познавательные и деловые игры, «круглые столы», тренинга, решение проблемных задач и анализ ситуаций, тематические коллажи и т.д.). Опишите, какие дидактические цели и задачи Вы ставили при их проведении (объяснение нового материала, его обобщение и систематизация, закрепление и усвоение понятий, контроль знаний и т.д.).


Задание 4 Оценка готовности к профессионально-педагогической деятельности

Цель задания: помочь студентам-практикантам оценить свои педагогические знания и умения, оценить степень готовности к предстоящей педагогической деятельности.

Педагогическая практика завершена. Время подводить итоги. Проанализируйте проделанную работу. Вспомните удачи, положительные эмоции, благодарность обучаемых Вами студентов. Вспомните и трудности, которые пришлось преодолевать. В этом Вам поможет выполнение последних заданий программы педагогической практики. Для этого заполните шкалу самооценки и оценочную шкалу педагогических знаний и умений.


Шкала самооценки педагогических знаний и умений


п


В ходе педагогической практики я пришел(ла) к выводу, что к перечисленным умениям, у меня сложилось следующее отношение


В большей мере (балл 5)

В достаточной мере (балл 4)

Владею (балл 3)

Не овладел(а) (балл 2)

1


Умение понимать обучаемых студентов;













2


Видеть себя глазами студентов;













3


Контролировать свои поступки, эмоции;













4


Планировать свою деятельность, рабочее и свободное время ;
















Организовывать продуктивную деятельность на занятиях;













5


Судить о настроениях студентов по косвенным показателям;













6


Быть гибким, перестраивать линию поведения в интересах дела;













7


Добиваться намеченной в работе цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства;













8


Доступно, интересно излагать сложные вопросы предмета (учебного курса);















Создавать в учебной группе благоприятную психологическую обстановку;














9


Прививать интерес к знаниям, активизировать познавательную деятельность;













1


Осознал(а) творческий характер педагогической деятельности;















Устанавливать контакты с коллегами;













1


Выявлять новое, полезное и интересное в педагогическом опыте коллег по работе;















Использовать сильные стороны (особые способности, умения) собственной личности в целях повышения эффективности обучения;














Оценочная шкала педагогических знаний и умений № 1



Ретроспективный анализ итогов педагогической практики дает мне основание утверждать, что упомянутыми здесь видами деятельности я овладел(а) в такой мере:



В большей мере (балл 5)

В достаточной мере (балл 4)

Владею (балл 3)

Не овладел(а) (балл 2)

1


Выбор темы учебного занятия;













2


Планирование работы;













3


Организация учебно-познавательной деятельности студентов;













4


Правильный отбор и использование методов, приемов и средств обучения;















Установление контакта со студентами;













5


Установление доброжелательных отношении с коллегами;














Оценочная шкала педагогических знаний и умений № 2




Ретроспективный анализ затруднений, с которыми мне пришлось столкнуться, дает основание считать, что основными из них были:

В большей мере (балл 5)

В достаточной мере (балл 4)

Владею (балл 3)

Не овладел(а) (балл 2)

1


Слабое знание теории;













2
3


Неумение применять теоретические знания на практике;













4


Недостаточная педагогическая подготовка;















Отсутствие методической и справочной литературы;













5


Недостаточная помощь со стороны преподавателей;













6


Случайность выбора профессии;













7


Незнание психологии студентов;













8


Допишите сами
















Кафедра педагогики и проблем развития образования БГУ (ауд. 316 гл. корпус)

Руководитель от кафедры педагогики и проблем развития образования Сиренко С.Н.



скачать


Смотрите также:
Задания по педагогике на период прохождения педагогической практики цель, функции и объекты педагогической практики
179.55kb.
Программа прохождения учебно-производственной практики в прокуратуре
26.82kb.
Программа производственной практики методические указания к прохождению производственной практики для студентов 4, 5-го курсов специальности 040101. 65
169.93kb.
Методические указания по программе прохождения педагогической практики
658.31kb.
Отчета о прохождении учебной ( учебно-ознакомительной) практики
25.39kb.
Отчет по практике по профилю специальности Студента Дремина А. С. Группы № ивт 05 1 База практики
168.14kb.
Программа прохождения преддипломной (производственной) практики Студента 6 курса Горбачевой Анастасии Александровны
40.21kb.
Программа прохождения производственной практики в правительстве карачаево-червесской
21.11kb.
Программа по организации и проведению педагогической практики для студентов, обучающихся по специальности
205.05kb.
График прохождения практик для зо график прохождения практик для уск
184.36kb.
Приказ № Согласно договора № о прохождении производственной практики с кгбоу нпо
31.88kb.
Программа переводческой практики
98.37kb.