Главная стр 1

Г.Б. Добрецов. Тема: Система и источники законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов

Тема №1. Система и источники законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов


1. Понятие права.

2. Источники законодательства о размещении заказов.

3. Основные нормативные правовые акты РФ о размещении государственного и муниципального заказа.

Понимание системы права и системы законодательства дает возможность выстроить четкую картину правового регулирования отношений в области размещения заказов. Анализ источников законодательства, структуры нормативных правовых актов, иерархии законов, из взаимосвязи позволяет осмыслить составные элементы правового регулирующего механизма.


Литература.

Добрецов Г.Б. Законодательство России о размещении государственных и муниципальных заказов (общая часть) : учеб. пособие [электронная версия] / Г. Б. Добрецов ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2009. – 240 с.

Нормативные правовые акты – электронная библиотека zakupkikurs.narod.ru

Вопрос 1. Понятие права

1.1. Основные формы существования права

Право - совокупность общеобязательных правил поведения


Общественные отношения регулируются различными правилами: правовыми; этическими, моральными; традициями; обычаями; обрядами.

Право - совокупность нормативных правовых актов


Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом (уполномоченным органом власти или управления), содержащий нормы права (правила поведения) и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Классификация актов по юридической силе: законы, подзаконные акты; по субъектам, их принявших: федеральные НПА, НПА субъектов федерации, НПА органов местного самоуправления, НПА организаций.

1.2. Нормы права


Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. В наиболее общей форме действие права состоит в том, чтобы повелевать (обязывать), запрещать (разрешать), наказывать (карать).

Структура правовой нормы


Структура правовой нормы строится соответственно названным трем задачам

«ЕСЛИ» - «ТО» - «ИНАЧЕ».



Гипотеза правовой нормы. Закрепленные в правовой норме условия, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников регулируемых отношений, носит название гипотезы.

Диспозиция правовой нормы. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности как меру поведения сторон регулируемых отношений, именуется диспозицией.

Санкция правовой нормы. Закрепленные в норме права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции.

Виды правовых норм


Различие правовых норм (норм права)
По видам общественных отношений, которые они регулируют. Такое деление чрезвычайно важно для правоприменительной практики. Оно совпадает с построением системы права (конституционное, гражданское, уголовное и т.д.).

По категоричности предписания:


Императивные нормы – нормы категорические, не допускающие отступления от правила, предписанного нормой.

Диспозитивные нормы. Характерны для частного (гражданского, трудового, семейного) права, допускают регулирование отношений соглашением сторон и устанавливают правила лишь на случай отсутствия соглашения. Таким нормам присуще формула: «Если иное не установлено договором».

В зависимости от характера регулируемых ими отношений:


Материальное право. Нормы материального права определяют статус лиц и порядок взаимоотношений между ними, форму государства, компетенцию государственных органов, права и обязанности участников общественных отношений.

Процессуальное право. Нормы процессуального права в отличие от материальных не регулируют общественных отношений, а закрепляют процедуру, правила, порядок осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав.

1.3. Система законодательства

Иерархическая структура российского законодательства


Все НПА делятся на законы и подзаконные НПА.

1. Конституция РФ;

2. ФКЗ (необходимость издания которых указана в Конституции);

3. Федеральные законы;

4. Подзаконные НПА;

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ

Иные НПА (ведомственные, субъектов РФ, муниципальных образований, локальные нормативные акты).

Соотношение национального РФ и международного права:

1) международные договоры РФ являются составной частью правовой системы;

2) если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.1

Закон и его основные признаки


Закон – это НПА, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Вступление в силу НПА


Действие закона, как и любого НПА, начинается с момента вступления его в силу. Закон подлежит обязательному опубликованию. Чаще всего вступление в силу связано с опубликованием закона и указывается в самом акте либо во вводном законе. Как правило, закон обратной силы не имеет. Но нормы закона, улучшающие положения субъектов права, чаще всего, имеют эту обратную силу.

Выводы:


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 2. Источники законодательства о размещении заказов


2.1. Основные нормативные правовые акты РФ о размещении государственных и муниципальных заказов. 2.2. Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов.

Законом о размещении заказов введена в оборот такая правовая категория, как «законодательство Российской Федерации о размещении заказов», которое состоит из Закона, иных федеральных законов, регламентирующих отношения по размещению заказов.

С учетом положения Конституции РФ, рассматривающей нормы международного права частью правовой системы страны,2 а также положения Закона,3 устанавливающему приоритет международного договора РФ над российским законом, есть основания сделать вывод, что понятие «законодательство о размещении заказов» включает в себя и международные договоры РФ.

2.1. Основные нормативные правовые акты РФ о размещении государственных и муниципальных заказов.


Рассмотрению структуры федеральных нормативных правовых актов о размещении заказов посвящена статья 2 Закона.

Выделим в структуре три блока:

1) ГК и БК как основа законодательства о размещении заказов;

2) законодательство (законы) Российской Федерации о размещении заказов;

3) иные нормативные правовые акты в области размещения заказов.

Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ – основа законодательства о размещении заказов. Важным элементом структуры нормативных правовых актов РФ о размещении заказов являются Гражданский кодекс РФ4 и Бюджетный кодекс РФ5, на которых основывается законодательство РФ о размещении заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд.

Законодательство о размещении заказов состоит из:

1) международных договоров РФ, содержащих нормы, регулирующие размещение заказов;

2) Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 №94-ФЗ;

3) иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

К иным федеральным законам относятся Федеральные законы:

- «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.94 №60-ФЗ,

- «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.94 №53-ФЗ,

- «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.

Особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв в соответствии с часть 3 статьи 1 Закона могут устанавливаться иными федеральными законами.

Такими являются Федеральные законы:

- «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 №213-ФЗ;

- «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 №79-ФЗ.



Приоритет Федерального закона №94-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Федеральному закону №94-ФЗ6, поэтому Закон можно назвать центральным нормативным правовым актом о размещении заказов.

2.2. Иные федеральные нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов.


К иным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере размещения заказов относятся:

1) нормативные правовые акты Правительства РФ.;

2) нормативные правовые акты Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Указанным органом является Министерство экономического развития.7

Выводы:


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3. Основные нормативные правовые акты РФ о размещении государственных и муниципальных заказов


(Закон о размещении заказов, ГК РФ и БК РФ, а также КоАП).

3.1. Структура и основное содержание Закона о размещении заказов


Закон структурно разделен на 12 глав, которые можно объединить в три функциональных блока: 1. Общие и переходные положения. 2. Способы размещения заказов. 3. Обеспечение защиты прав и законных интересов сторон.

Общие и переходные положения Закона


Регулированию общих положений размещения заказа посвящена глава первая. Переходные положения – статья 65 Закона. Первая глава состоит из 21 статей (1 - 19).

Общие положения


Общие положения устанавливают следующие основные понятия и регулируются следующие отношения:

а) определяется предмет и цели регулирования.



Предмет регулирования. - отношения, связанные с размещением заказов для казенных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов.

Цели регулирования отношений размещения заказов: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов; развитие конкуренции; совершенствования деятельности органов власти и местного самоуправления в сфере размещения заказов; обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов; предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

б) дается толкование законодательства РФ о размещении заказов;

в) устанавливается значение понятий, используемых в размещении заказов: «государственные нужды», «муниципальные нужды», «государственные заказчики», «муниципальные заказчики», «размещение заказов на поставки товаров…и др.

г) устанавливаются способы размещения заказа.

д) называются требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов;

е) предусматриваются условия допуска участников к участию в торгах;

ж) выделяется специальные режимы, применяемые при размещении заказов:

з) устанавливается правовой режим информации, включающий в себя:



и) определяется порядок контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

Переходные положения


Переходные положения включают в себя нормы, определяющие понятия и правила: определение одноименности продукции;8 требования к квалификации членов комиссии;9 требования к содержанию протоколов10 и др.

Способы размещения заказов, установленные Законом


Способы размещения заказов рассматриваются в главах 2 – 7 Закона.

Глава вторая. Размещение заказа путем проведения конкурса


В статьях 20 – 31 Закона устанавливается порядок проведения конкурса11 (этапы и содержание). Устанавливаются особенности проведения закрытого конкурса. Предусматриваются последствия признания конкурса несостоявшимся.

Глава 2.1. Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма

Глава третья. Размещение заказа путем проведения аукциона


Статьи 32 – 41 Закона устанавливают порядок проведения аукциона12 (этапы и содержание). Устанавливаются особенности проведения закрытого аукциона. Называются последствия признания аукциона несостоявшимся.

Глава третья. один. Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме

Глава четвертая. Размещение заказов путем запроса котировок


Статьи 42 – 47 Закона устанавливают порядок размещения заказа путем запроса котировок13.

Глава пятая. Размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера


Статьи 48 – 54 Закона устанавливают порядок размещения заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Глава шестая. Размещение заказа у единственного поставщика


Статья 55 Закона определяет случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),14

Защита прав и законных интересов участников размещения заказов


Защите прав и законных интересов участников размещения заказов посвящена гл. 8 «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов». Содержанием статей 57 – 61 Закона является описание процедур административного обжалования действий (бездействия) организаторов размещения заказа. Статья 62 Закона называет виды юридической ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

3.2. Федеральный закон «О защите конкуренции»


ФЗ «О защите конкуренции»15 определяет в т.ч. организационные и правовые основы защиты конкуренции: устанавливает антимонопольные требования к торгам, порядок отбора финансовых организаций.

Антимонопольные требования к торгам (ст. 17 Закона) включают запреты:

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

- координация организаторами торгов деятельности его участников;

- создание участнику (участникам) торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации;

- нарушение порядка определения победителя торгов;

- участие организаторов торгов или его работников в торгах;

- ограничение доступа к участию в торгах;

- манипулирование лотами (ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции, технологически и функционально не связанной с предметом торгов).

Нарушение вышеуказанных правил является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.16

Особенности отбора финансовых организаций предусмотрены статьей 18

Указанные правила распространяются на следующие субъекты:

- органы исполнительной власти РФ,

- органы исполнительной власти субъектов РФ,

- органы местного самоуправления,

- государственные внебюджетные фонды,

- субъекты естественных монополий.

Вышеуказанные субъекты осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов для оказания финансовых услуг. Нарушение вышеуказанных положений является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.


3.3. Кодекс РФ об административных правонарушениях


Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях17 и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП).

Под административной ответственностью понимается назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 1.6 КоАП).

Презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Давность привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а за нарушение … законодательства о размещении заказов - по истечении одного года (КоАП, ст. 4.5). При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5, начинают исчисляться со дня обнаружения правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (КоАП, ст. 2.9). Малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.18

В ряде статей КоАП (7.29, 7.30 и других) рассмотрены составы административных правонарушений в сфере размещения заказов и определена административная ответственность за правонарушения.

Выводы:


________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы по теме. К 2009 - 2010 годам в Российской Федерации сформировалась система законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Законодательство основывается на ___________________________________________________________________________Центральным нормативным правовым актом законодательства о размещении заказов является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Закон №94-ФЗ представляет собой шаг вперед в объединении разрозненного российского законодательства, в создании общего экономического пространства. Он охватывает размещение заказа на всех уровнях, начиная от муниципальных образований и до субъектов федерального значения, открывает доступ к участию в размещении государственных и муниципальных заказов, способствует прозрачности торгов посредством извещения с использованием информационных технологий. Закон предусматривает механизмы контроля и защиты прав и законных интересов сторон размещения заказа.

В систему законодательства о размещении заказа, кроме того, входят ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система размещения государственного и муниципального заказа в достаточной степени обеспечивает эффективное использование средств, расширяет возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и содействует конкуренции, формализует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечивает гласность и прозрачность размещения заказов, в значительной степени предотвращает коррупцию и другие злоупотребления в сфере размещения заказов.

Семь вопросов для самопроверки


1. Что включает в себя законодательство РФ о размещении заказов и как понимать, что оно основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ?

2. Может ли правовые нормы, содержащиеся в ГК РФ не соответствовать (противоречить) Федеральному закону о размещении заказов?

3. Какова структура Закона о размещении заказов?

4. Какие цели регулирования размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд указаны в Федеральном законе о размещении заказов?

5. Какой орган является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов?

6. Каковы особенности отбора финансовых организаций предусмотренные Федеральным законом «О защите конкуренции»?



7. Какие антимонопольные требования к торгам устанавливает Федеральный закон «О защите конкуренции»?


1 Конституция РФ 1993 года, ст. 15.

2 Конституция РФ 1993 года, статья 15, часть 4.

3 Закон, статья 2, часть 4.

4 Гражданский кодекс РФ. Часть первая №51-ФЗ от 30.11.1994г. (в ред. от 05.02.2007) Часть вторая №14-ФЗ от 26.01.1996г. (в ред. от 14.07.2008 с изм. и доп., вст. с 01.09.2008). Часть третья №146-ФЗ от 26.11.2001 (в ред. от 30.06.2008). Часть четвертая №230-ФЗ от 18.12.2006 (в ред. от 08.11.2008).

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 24.11.2008, с изм. от 01.12.2008).

6 Закон, статья 2, часть 1.

7 О министерстве экономического развития Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №437.

8 Закон, статья 65, часть 19.

9 Закон, статья 65, часть 20.

10 Закон, ст. 65. ч. 15,16.

11 В целях Закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (Закон, статья 20, часть 1).

12 В целях Закона под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев проведения аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам, когда цена контракта снижена до нуля и аукцион проводится на продажу права заключить контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить контракт (Закон, статья 32, часть 1).

13 Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (Закон, статья 42, часть 1).

14 Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт (в случае, предусмотренном Законом - иной гражданско-правовой договор) только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (Закон, статья 55, часть 1).

15 О защите конкуренции: Федеральный закон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ (в ред. от 30.06.2008).

16 Закон №135-ФЗ, статья 17.

17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года №195-ФЗ.

18 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 11.11.2008). П. 21.



Для заметок: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________



________________________________________________________________________________


Смотрите также:
Законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов Тема №1. Система и источники законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов Понятие права
169.85kb.
О. И. Чуйкова. Обзор арбитражной практики по делам о размещении заказов на поставку продукции для казенных нужд (2009 г.)
1560.31kb.
Закона от 21. 07. 2005 №94-фз \"о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд\"
17.2kb.
Законом от 21 июля 2005 года №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
1131.57kb.
Анализ типовых нарушений, допускаемых при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и рекомендации по обеспечению профилактики нарушений
249.71kb.
Минэкономразвития РФ от 24. 10. 2007 n 16237-ап/Д04
36.48kb.
Законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
117.5kb.
Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
3296.58kb.
Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
3572.58kb.
Г. Б. Добрецов управление государственными и муниципальными заказами модуль Тема №4. «Правовой статус субъектов отношений в области размещения заказов» 2009 год План лекции
555.38kb.
И муниципальных закупках
301.97kb.
Законодательства. Система права. Отрасли права их классификация. Систематизация законодательства. Норма права, ее структура и виды
36.19kb.