Главная стр 1
скачать
ЗНАНИЕ – СИЛА !

ЭПИЗОД 1 (Защита прав потребителей)

Законом Украины №2949-III от 10.01.2002г. внесены изменения в закон Украины “О защите прав потребителей”.

Изменения каснулись практически всего Закона. Мы же остановимся на основных, с точки зрения предпринимателя, торгующего на рынке, статьях данного документа:

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА КАЧЕСТВЕННЫХ И НЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ.

Итак, наибольшие проблемы у предпринимателей возникают тогда, когда покупатель пытается вернуть ранее купленный товар. Тут важно напомнить, что Закон четко различает порядок и условия возврата товара в зависимости от причин, по которым такой возврат происходит: то ли товар оказался ненадлежащего качества (или попросту говоря бракованный), то ли претензий по качеству товара у покупателя нет, но товар ему не подошёл по фасону, цвету габаритам и в связи с этим не может быть использован.



В первом случае (если товар некачественный потребитель) имеет право, по своему усмотрению, требовать от продавца следующее:

А) Бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение самим потребителем.

Б) Замены на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества.

В) Соответствующего уменьшения цены на товар.

Г) Замены на такой же товар другой марки ( модели) с соответствующим перерасчетом цены.

Д) Расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков которые он понес.

Еще раз напоминаем, что эти нормы применяются только в случаях с НЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ТОВАРОМ!

Кроме того, требования потребителя рассматриваются только после предъявления им расчетного документа (чека) с отметкой о дате продажи. А для товаров на которые установлен гарантийный срок - технического паспорта или другого документа, который его заменяет и в котором есть отметка о дате продажи. Также не следует забывать, что в силу Закона, при продаже товара, на продавца возлагается обязанность выдать покупателю расчетный документ.



Во втором случае, если у потребителя нет претензий по качеству товара, но, тем не менее, он желает его вернуть или обменять, то покупатель имеет право это сделать на основании ст. 20 Закона.

Рассмотрим основные положения этой статьи:

Потребитель имеет право обменять не продовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению.

Обращаем внимание, что только не продовольственный товар надлежащего качества может быть объектом такого обмена. В случае же с некачественным товаром права на возврат товара, по изложенным обстоятельствам, у покупателя нет.



Сроки возврата товара ограничиваются 14 днями, не считая дня покупки. Обмен товара надлежащего качества проводится только при условии когда:

А) Товар не был в употреблении.

Б) Сохранен его товарный вид и потребительские качества.

В) Сохранены пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный покупателю при продаже товара.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что Кабинетом Министров Украины утвержден перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату.

В обоих случаях Закон дополнен порядком возврата потребителю уплаченных ранее за товар денег.

Теперь, в случае нехватки у предпринимателя средств, для немедленного возврата их покупателю, Закон обязывает вернуть такие средства не позднее 7 дней со дня расторжения договора купли-продажи. Такое дополнение представляется весьма уместным, когда речь идет о крупных покупках как то дубленка, телевизор и прочие сравнительно затратные покупки.

ДОСТУПНАЯ И ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ – ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА.

Наиболее важной для рыночной торговли статей Закона - является статья 18 “Право потребителя на информацию о товарах (роботах, услугах)”.

Значимость этой статье придает весомый размер штрафов за её нарушение. В самом деле, если покупатель и предприниматель не достигли компромисса, то покупатель, как правило, спешит жаловаться в Госкомитет по делам защиты прав потребителей. Основным оружием “комитетчиков” является составление акт на основании которого, впоследствии, принимается решение о применении финансовых санкций. Как показывает многолетний опыт, излюбленным “коньком” при составлении акта являются следующие нарушения:

- отсутствие информации о принадлежности лотка;

- несоответствие продаваемых товаров нормативным документам, а также отсутствие доступной и достоверной информации о товарах.

За каждое из перечисленных нарушений предусмотрены финансовые санкции о которых мы поговорим чуть позже. А сейчас, в свете произошедших изменений, рассмотрим вопрос о доступной и достоверной информации, которая включает:

1) наименование товара;

2) указание нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать отечественные товары;

3) данные об основных свойствах товаров, а по продуктам питания - о их составе (включая перечень использованного в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номинальном количестве (массе, объеме и т.п.), пищевой и энергетической ценности, условиях использования и предостережение об употреблении их отдельными категориями потребителей, а также иную информацию, которая распространяется на конкретный продукт;

4) сведения о содержании вредных для здоровья веществ применительно к требованиям нормативно-правовых актов и документов, а также противопоказания по их применению;

5) отметку о применении генной инженерии при изготовлении товаров;

6) данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения товаров;

7) дату изготовления;

8) сведения об условиях хранения;

9) гарантийные обязательства производителя;

10) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

11) срок годности (службы) товаров, сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях, в случае не выполнения этих требований;

12) наименование и адрес производителя (продавца) или предприятия, осуществляющего функции по принятию от потребителя претензий, а также адрес субъекта хозяйствования, проводящего ремонт и техническое обслуживание.

Особое внимание обращаем на п.2., т.к. изменения, внесенные в этот пункт имеют для вас особое значение.

Так, в предыдущей редакции Закона речь шла о всех товарах, в том числе и импортных. Теперь же, на наш взгляд, если речь не идет о товарах, подлежащих обязательной сертификации, то импортные товары не обязательно должны соответствовать отечественным ГОСТам. Это лишает “комитетчиков” права, как раньше, штрафовать предпринимателя за несоответствие ГОСТу например сапог “Salamander”. Наверняка многие из вас сталкивались с ситуацией, когда работник Госкомитета по делам защиты прав потребителей записывал в акте в качестве нарушения несоответствие ГОСТу определенного товара импортного происхождения. Такого работника ничуть не смущало, что совсем недавно, в бытность Советской торговли, магазины были завалены отвечающей ГОСТам обувью, а покупатели гонялись за неГОСТовской иностранщиной.

Конечно, такие изменения - шаг в сторону здравого смысла. Однако большинство остальных пунктов могут поставить в тупик самого изворотливого из предпринимателей. Действительно, что указывать в графах 3, 8, 10 и 11 применительно к джинсам или футболке? Какое значение для покупателя имеет дата изготовления тех же башмаков? Многие прочитав эти строки скажут: “Так это о продовольственных товарах или медикаментах!” На наш взгляд - нет. Это обовсём! Там, где законодатель посчитал нужным выделить продовольственные товары, - он это сделал (см. внимательно п.3). Значит остальные пункты –обовсём, т.е. о джинсах и пылесосах и т.д.. Может это “резерв” для следующих изменений? Будем надеятся. А пока о штрафах.


ШТРАФЫ
В этой части Закон претерпел кардинальные изменения. И первое, что надо отметить, так это то, что Закон теперь полностью адаптирован под деятельность плательщиков фиксированного подоходного налога.

Например. Если в предыдущей редакции Закона за отсутствие доступной и достоверной информации о товарах нарушитель карался штрафом в размере 30% от стоимости полученной для реализации партии товара (вне зависимости от формы налогообложения), то теперь, для субъектов предпринимательской деятельности освобожденных от обязательного ведения доходов и расходов штраф будет иметь фиксированный размер - пять необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, т.е. 85 грн.

Перечислим самые распространенные нарушения и размеры налагаемых штрафов (применительно к плательщикам фиксированного налога):

А) За отказ потребителю в его праве на обмен, возврат товара не надлежащего качества или бесплатного устранения недостатков такого товара - штраф в десятикратном размере стоимости товара в ценах на момент приобретения.

Б) За реализацию товара, который не соответствует требованиям нормативных документов - штраф в размере десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, т.е. 170 грн.

В) За реализацию товара, подлежащего обязательной сертификации, но не имеющего сертификата соответствия (либо свидетельства о признании иностранного сертификата) - штраф в размере десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, т.е. 170 грн.

Г) За реализацию опасного товара (яда, ядохимикатов, взрыво-, огнеопасного вещества и т.п.) без надлежащей маркировки, а также без информации о правилах и условиях безопасного его использования - штраф в размере двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т.е. 340 грн.

Д) За реализацию товара срок годности которого истек - в размере 200 процентов стоимости остатка полученной для реализации партии товара, но не менее пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

И напоследок:

Теперь Госкомитет по делам защиты прав потребителей не получает “дольку” в размере 15% от сумм штрафов. В соответствии с последними изменениями штрафы полностью зачисляются в государственный бюджет.



В этой статье мы попытались рассмотреть основные положения Закона. Если вы хотите иметь собственное мнение, то лучше прочитайте Закон сами. Члены Профсоюза предпринимателей могут получить полный текст Закона на русском языке подав в профсоюз до 20 июля 2002 года соответствующее заявление с указанием Фамилии, Имени, Отчества, а также номера членского билета.
скачать


Смотрите также:
Законом Украины №2949-iii от 10. 01. 2002г внесены изменения в закон Украины "О защите прав потребителей"
75.83kb.
Закон Украины о защите прав потребителей
717.98kb.
Кодекс Украины изменения, внесенные Законом Украины от 11 июня 2009 года n 1508-vi
3844.78kb.
Закон Украины о залоге с изменениями от 09. 09. 2010
261.64kb.
Закон о защите прав потребителей. Основные положения с развитием в России рыночных отношений все больше покупателей становятся жертвами недобросовестных продавцов и производителей
33.53kb.
Закон Украины об аренде земли
230.91kb.
Закон внесены изменения См текст Федерального закона в предыдущей редакции
883kb.
Закон внесены изменения См текст Федерального закона в предыдущей редакции
579.08kb.
Закон внесены изменения См текст Закона в предыдущей редакции
544.81kb.
Законом РФ «Об образовании», «Гражданским кодексом рф, Законом РФ «О защите прав потребителей»
53.89kb.
Закон республики беларусь о защите прав потребителей
711.58kb.
Закон Украины о нотариате
707.36kb.