Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
Межвузовская дистанционная конференция "Управление качеством дошкольного образования: проблемы и перспективы" 17-21 декабря 2013 года
Секция Развитие дошкольной образовательной организации в условиях внедрения инноваций
Доклады:

Новый закон «Об образовании в РФ»: правовые основы управления дошкольным образованием в условиях модернизации

Д.и.н., доцент кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, А.А.Маринюк


Неопределенности и противоречия стандарта дошкольного образования

К.п.н., профессор кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, Н.А. Виноградова


Развитие детского сада в условиях вариативности: исторический аспект

К.п.н., ст. преп. кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, Н.Ю.Житнякова




Создание авторской программы для инновационных форм дошкольного образования

К.п.н., зав. кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, Н.В.Микляева




Индивидуализация как инновационное направление развития дошкольного образования: особенности разработки индивидуальной траектории развития ребенка и образовательного маршрута

К.п.н., доцент кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, О.А.Степанова



Развитие дошкольной образовательной организации в условиях внедрения инноваций

Новый закон «Об образовании в РФ»: правовые основы управления дошкольным образованием в условиях модернизации1

В России осуществляется радикальная реформа системы образования и всех ее институтов, включая дошкольное образование. Реформа осуществляется путем изменения нормативно-правовой базы управления образованием, в след за этим производятся соответствующие изменения в структуре органов государственной власти, системы образования России. Курс проводимых реформ взят на самые важные направления, такие, как предоставление возможности каждому ребенку раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, в системе управления образованием разрабатываются моральные и материальные стимулы для сохранения в детских образовательных организациях лучших воспитателей и учителей, качественное изменение облика детских организаций, использование здоровьесберегающих технологий образования. Применение индивидуального подхода к каждому ребенку. Закрепление равенства государственных и частных образовательных организаций. Создание в детских учреждениях нормальной для культурного развития инфраструктурной среды. Поддержка вариативной формы дошкольного образования, создание негосударственных детских учреждений и семейных детских садов и школ.

Формирование нормативной базы системы управления образованием имеет широкий общественный резонанс. В 2010 году был подготовлен правительственный законопроект ФЗ «Об образовании», который на стадии общественного обсуждения был негативно оценен обществом, а впоследствии отклонен Государственной Думой. Президент России, в свою очередь, выступил с предложением разработать новый законопроект при участии представителей от всех партий и общественных движений и представить данный документ на широкое общественное обсуждение. Многие ученые – правоведы в рамках проводимой государственной политики в области образования высказали свое мнение, что одного лишь закона «Об образовании» современной России недостаточно. В связи с признанием сферы образования самой важной и приоритетной, правовое демократическое государство нуждается в более подробном нормативном закреплении отрасли «Образовательное право» отечественной системы права, для чего необходим «Образовательный кодекс РФ», где каждый уровень образования может стать отдельным институтом права, или даже – подотраслью образовательного права.

В Санкт-Петербурге ученые правоведы делали попытки разработать такой кодекс, однако они не увенчались успехом. В 2012 году были подготовлены два законопроекта об образовании. Первый законопроект «О народном образовании» не нашел широкой поддержки при обсуждении. Однако многие его нормы, в последствие, перенесли во второй, правительственный законопроект «Об образовании в РФ», который во время нахождения на общественном обсуждении и после слушаний в Государственной думе РФ был изменен более чем на 60 процентов от своей первоначальной редакции. 2

21 декабря 2012 года новый федеральный закон «Об образовании в РФ» был принят Государственной думой, 26 декабря 2012 года он был одобрен Советом Федерации и официально опубликован 31 декабря 2002 года в Российской газете (федеральный выпуск №5976).

Однако датой вступления в силу в новом законе указана не дата официального опубликования, как это принято обычно. Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Это обусловлено тем, что закон базируется на новой государственной политике в области образования, вводит новые принципы правового регулирования образовательных отношений, в связи с чем, для начала его применения необходимо его углубленное изучение. Новый закон заменит многие нормы, которые действовали еще со времен СССР и были интегрированы в современное законодательство об образовании но, по сути, морально устарели. До вступления закона в силу всем субъектам управления образования предлагается с ним ознакомиться и принять на его основе локальные нормативные акты, именно этим обусловлена отсрочка правоисполнения.

При построении правоотношений в сфере дошкольного и начального школьного образования необходимо учитывать влияние смежных отраслей права на «Образовательное право», взаимоотношение отраслей в системе представим в виде диаграммы:

Диаграмма 1



Сами нормы «Образовательного права» по сути, не что иное, как нормы гражданского и административного права адаптированные к правоотношениям (о чем свидетельствует применяемый к отношениям метод регулирования) в области управления образованием, в том числе и дошкольным.

Схема 2

Регулирование отношений гражданского и административного права

С 1 сентября 2013 года возникнет необходимость оценки правовых норм актов субъекта федерации, актов органов местного самоуправления и локальных актов на предмет их законности и допустимости, оценку необходимо проводить, рассматривая применимость федеральных норм и локальных норм к конкретным правоотношениям.



Схема 3

Критерии оценки правовых норм


Учитывая переходный период к новой правовой системе, новым принципам правового регулирования, необходимо дать субъектам управления дошкольным образованием следующие рекомендации:

  1. Правовое обеспечение управления дошкольным образованием на современном этапе проводимых реформ предполагает широкое применение к правоотношениям в области образования помимо классических норм, так называемого «Образовательного права» - норм «Административного права» и «Гражданского права». В большинстве норм нового закона в случае закрепления императивного подхода внутри нормы предполагается использование правового регулирования отношений присущими «Административному праву» методами, способами и подходами. В тех же случаях, когда в норме нового закона закреплен диспозитивный подход, предполагается (если не указано иное), что такие правоотношения будут урегулированы нормами «Гражданского права РФ».

  2. При применении норм нового закона к правоотношениям в области управления дошкольным образованием следует учитывать, что многие нормы закона предполагают наличие специального локального нормативного акта в основе правоотношений или заключенного по правилам «Гражданского права» договора между субъектами правоотношений. Вследствие чего, регулирование отношений (управление) необходимо начинать с принятия акта или заключения договора уполномоченными лицами.

  3. При осуществлении управления дошкольным образовательным учреждением необходимо учитывать, что педагогические работники новым законом наделены более широким правовым статусом, чем прежде. Работодателю необходимо учитывать и защищать академические права и свободы работников ДОО, так например, именно заведующий или директор должен осуществлять защиту прав педагога на невмешательство третьих лиц (родителей, коллег) в проводимый им образовательный процесс, в том числе - разъяснять третьим лицам это субъективное право педагога. Также необходимо предоставлять педагогическим работникам, право открыто высказывать свое мнение и участвовать в управлении ДОО или территориальной образовательной организацией, в которую они входят.

  4. В отношение «Академических прав» педагогического работника, работодателю следует помнить, что каждое «Академическое право» порождает обязанность у работодателя. Например, право работника на профессиональную подготовку или повышение квалификации порождает обязанности работодателя направлять работника на соответствующую подготовку или повышение квалификации. Один раз в три года.

  5. Введение в действие нового закона «Об образовании в РФ» предполагает принятие множество нормативных актов различного уровня, (например нового Государственного стандарта дошкольного образования и ФГОС начального школьного образования, нового Типового положения о дошкольной образовательной организации на федеральном уровне) принципы регулирования образовательных правоотношений предполагают широкое привлечение общественности к принятию таких норм. В связи с чем, заведующий совместно с педагогическим коллективом должен принимать активное участие в общественном обсуждении указанных норм, перед их принятием, направляя возражения, предложения, и иные акты волеизъявления в адрес соответствующих органов исполнительной власти.

  6. Для правильного восприятия коллективом, проводимой государственной политики в области дошкольного образования и норм закона «Об образовании», на методических собраниях, помимо непосредственно норм закона «Об образовании», необходимо изучать основы «Гражданского права» и «Административного права», так как, в случае коллизий (они часто сопровождают принятие нового по содержанию закона), будут применяться принципы и нормы этих отраслей права.

  7. Новая государственная политика в области дошкольного образования предполагает возможность использования объектов, защищенных авторским правом в педагогической деятельности только с учетом норм «Гражданского права», это означает, что при использовании такого объекта, например авторской программы педагога, между автором (педагогом) и администрацией организации (заведующим) должно быть достигнуто соглашение, удостоверенное в установленном законом порядке.

  8. При обсуждении вопроса о размере оплаты присмотра и ухода за ребенком, необходимо учитывать экономические показатели как федерального уровня (МРОТ, потребительская корзина, потребительские индексы) так и показатели экономики субъекта федерации, так же необходимо учитывать соответствующую информацию органов местного самоуправления. Для обсуждения таких вопросов рекомендуется приглашать представителей органов местного самоуправления (глав управ, местных депутатов, советников) на соответствующий совет или собрание.

  9. В условиях реформирования системы образования рекомендуется закреплять внутренние правила образовательных организаций и все основополагающие моменты их деятельности в уставах или иных учредительных документах организации.

  10. В отношениях между работником и работодателем необходимо внимательно подходить к оформлению трудовых договоров (дополнительных соглашений) работников дошкольной организации или школы (учреждения), так как возникнет необходимость решить ряд вопросов, которые в переходный период не урегулированы локальными нормативными актами. Например, вопрос о том, кому принадлежит авторское право на программу дошкольного или непрерывного образования, разработанную работником на базе дошкольной организации или дошкольного отделения СОШ (учреждения).

В целом, качество правового воздействия нового закона «Об образовании в РФ» на систему управления дошкольным образованием можно оценить как высокое. Использование одного укрупненного нормативного источника вместо множества раздробленных, всегда положительно сказывается на формировании правосознания и правопонимания субъектов правоприменения, что, впоследствии, позитивно повлияет на общественное восприятие его норм и развитие ДОО в инновационном режиме. Однако во многом успешность и качество данного процесса будет зависеть от его методического сопровождения. Особенно это касается вопросов внедрения стандарта дошкольного образования.



следующая >>
Смотрите также:
Закон «Об образовании»
88.37kb.
Закон «Об образовании»
650.57kb.
Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 92. №3266-1 Редакция Федеральных законов от 13. 01. 96 №12-фз от 16. 11
621.25kb.
Закон об образовании Необходимость принятия нового закона об образовании Основными задачами нового закона об образовании являются
244.93kb.
Закон РФ "Об образовании" Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения [Закон "
63.09kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
497.6kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
163.8kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
266.51kb.
Закон РФ от 11. 03. 92 №2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях»
76.05kb.
Особенности нового закона об образовании Основными задачами нового закона об образовании являются
268.29kb.
Закона об образовании в РФ
196.69kb.
Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «О защите прав потребителей»
107.49kb.