Главная стр 1




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О гражданской обороне
Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года

Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года


Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе прове­дения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

гражданские организации гражданской обороны - форми­рования, создаваемые на базе организаций по территориаль­но -производственному принципу, не входящие в состав Воору­женных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населе­ния и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной насе­ленный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных си­туаций в военное и мирное время.
Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны явля­ются:

обучение населения способам защиты от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

эвакуация населения, материальных и культурных ценнос­тей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуаль­ной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возник­новения опасностей для населения при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радио­активному, химическому биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий:

восстановление и поддержание порядка в районах, постра­давших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохра­нение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в воен­ное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.
Статья 3. Правовое регулирование в области граж­данской обороны

1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным за­коном, другими федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международ­ного договора.
Статья 4. Принципы организации и ведения граж­данской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными час­тями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Россий­ской Федерации по территориально -производственному принципу.

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом раз­вития вооружения, военной техники и средств защиты населе­ния от опасностей, возникающих при ведении военных дейст­вий или вследствие этих действий.

3. Ведение гражданской обороны на территории Россий­ской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской


Фе­дерации военного положения на территории Российской Фе­дерации или в отдельных ее местностях.
Глава II. Полномочия органов государственной вла­сти Российской Федерации в области гражданской обороны
Статья 5. Полномочия Президента Российской Фе­дерации

Президент Российской Федерации:

утверждает План гражданской обороны Российской Феде­рации;

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в от­дельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обо­роны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной полити­ки в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных зако­нов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживаю­щего на них населения и наличия организаций, играющих су­щественную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов мате­риально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации и указами Президента Российской Федерации;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.


Статья 7. Полномочия федеральных органов испол­нительной власти в области гражданской обороны

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации:

принимают нормативные акты в области гражданской обо­роны, доводят их требования до сведения организаций и кон­тролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной влас­ти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объек­тов, существенно необходимых для устойчивого функциони­рования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовно­сти технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий гражданской обороны;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Глава III. Полномочия органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов местно­го самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области граждан­ской обороны
Статья 8. Полномочия органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органов местно­го самоуправления в области гражданской обороны

Органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях:

организуют проведение мероприятий по гражданской обо­роне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;

осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обо­роны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку гражданских организаций граждан­ской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовно­сти к использованию технические системы управления граж­данской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населе­ния, материальных и культурных ценностей в безопасные рай­оны, их размещению, развертыванию лечебных и других уч­реждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функ­ционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны.




Статья 9. Полномочия организаций в области граж­данской обороны

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчиво­го функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников способам защи­ты от опасностей, возникающих при ведении военных дейст­вий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовно­сти к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, имеющие потенциально опасные произ­водственные объекты и эксплуатирующие их, а также имею­щие важное оборонное и экономическое значение или пред­ставляющие высокую степень опасности возникновения чрез­вычайных ситуаций в военное и мирное время, создают граж­данские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Правительством Россий­ской Федерации.


Статья 10. Права и обязанности граждан Россий­ской Федерации в области гражданской обороны

Граждане Российской Федерации в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми Российской Федерации:

проходят обучение способам защиты от опасностей, возни­кающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской оборо­ны.
Глава IV. Руководство гражданской обороной
Статья 11. Руководство гражданской обороной

1. Руководство гражданской обороной в Российской Феде­рации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных орга­нах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками граж­данской обороны указанных органов и организаций.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъ­ектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители орга­нов местного самоуправления, являющиеся по должности на­чальниками гражданской обороны.

4. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

5. Начальники гражданской обороны в пределах своих пол­номочий и в установленном порядке имеют право:

вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;

принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

издавать приказы по вопросам гражданской обороны.

Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

1. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установ­ленном порядке;

структурные подразделения федеральных органов исполни­тельной власти, специально уполномоченные на решение за­дач в области гражданской обороны;

структурные подразделения (работники) организаций, спе­циально уполномоченные на решение задач в области граж­данской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, уста­новленном Правительством Российской Федерации.

2. По согласованию между федеральным органом исполни­тельной власти, специально уполномоченным на решение за­дач в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Россий­ской Федерации, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Указанные органы комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, средства на содержание которых выде­ляются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Руководители указанных органов назначаются руководите­лем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской оборо­ны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.



Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны

В целях осуществления государственной политики в облас­ти гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, спе­циально уполномоченный на решение задач в области граж­данской обороны, и возлагает на него осуществление соответ­ствующего нормативного регулирования, а также специаль­ные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральный орган исполни­тельной власти, специально уполномоченный на решение за­дач в области гражданской обороны, имеет свои территори­альные органы, создаваемые в установленном порядке.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, определяются Правительством Россий­ской Федерации

Статья 14. Службы гражданской обороны

1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и го­родские службы гражданской обороны, а также службы граж­данской обороны организаций

2. Решения о создании служб гражданской обороны прини­маются Правительством Российской Федерации, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления и руководителями организа­ций в соответствии с их полномочиями
Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны
Глава V. Силы гражданской обороны

Статья 15. Силы гражданской обороны

1. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в вой­ска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие вой­ска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федера­ции, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасатель­ные формирования привлекаются для решения задач в облас­ти гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Основы деятельности войск гражданской обороны

1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и хо­лодное оружие.

2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтвержда­ющие их статус, и международные отличительные знаки граж­данской обороны.

3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут про­ходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих уп­равление гражданской обороной, в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации.

4. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданской обороны и граждан­ским персоналом социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирова­ние деятельности войск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Деятельность войск гражданской обороны осуществляет­ся с момента объявления состояния войны, фактического нача­ла военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, круп­ных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье насе­ления и требующих проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ.



Статья 17. Гражданские организации гражданской обороны

1. Гражданские организации гражданской обороны созда­ются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоя­щего Федерального закона Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации

2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизацион­ные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 18. Финансирование мероприятий по граж­данской обороне

1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федера­ции

2. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, меди­цинских и иных средств, понесенные органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органами мест­ного самоуправления и организациями, возмещаются в поряд­ке, определяемом Правительством Российской Федерации

Статья 19. Ответственность за нарушение законода­тельства Российской Федерации в области гражданской обороны

Неисполнение должностными лицами и гражданами Рос­сийской Федерации обязанностей в области гражданской обо­роны влечет ответственность в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации


Статья 20. Вступление в силу настоящего Федераль­ного закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

2. Иные нормативные правовые акты Российской Федера­ции подлежат приведению в соответствие с настоящим Феде­ральным законом

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

12 февраля 1998 года

28-ФЗ



Изменен на основании ФЗ от 09.10.2002 г. №123-ФЗ


Смотрите также:
Заведующий мдоу № с
89.81kb.
Классный час по гражданской обороне «Огонь друг и враг человека»
37.45kb.
Закон о гражданской обороне
130.9kb.
Закон о гражданской обороне
159.48kb.
Проведения Всероссийской тренировки по гражданской обороне 04 октября 2013 года
16.82kb.
Планирует и организует проведение мероприятий по гражданской обороне
79.25kb.
Положение о гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в мкоу «Голухинская сош»
180.18kb.
Методические рекомендации по организации подготовки и проведения объектовых тренировок по граждансой обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций
353.33kb.
Закон от 31 мая 1996 года №61 фз «Об обороне»
129.43kb.
"Гражданская оборона" (записывается на доске)
70.83kb.
«обучение населения по граждан-ской обороне и действиям в чрезвы-чайных ситуациях»
498.96kb.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
858.86kb.