Главная стр 1




Пояснительная записка

к учебному плану в рамках ФКГОС НОО

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Валуйки Белгородской области

на 2013 – 2014 учебный год
Учебный план начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки Белгородской области разработан на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации (ст.43).

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1(ред. от 01.04.2012) "Об образовании".

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 (зарегистрован в Минюсте РФ 30 января 2013 г., регистрационный № 26755) «Об утверждения федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 3013-2014 учебный год». «Об утверждения перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе и имеющих государственную аккредитацию и реализующие образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 15.01.2010 г. № 15987).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 г. № 2 « О внесении изменений в перечень организаций, осуществяющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе и имеющих государственную аккредитацию и реализующие образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям и части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312».

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 годы (распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148 – р).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».

  • Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года).

  • Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».

  • Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011 – 2015 годы», утверждённая постановлением Правительства Белгородской области от 02 октября 2010 г. № 325 пп (с внесёнными изменениями от 24.12.2012 г. № 549 – пп).

  • Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 24 ноября 2008 года № 2357 «Об утверждении положения о портфолио обучающихся».

  • Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года № 1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».

  • Письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 27 февраля 2009 года № 9-06/547-ИВ «Об использовании в работе инструктивно-методического письма по ведению классных журналов».

  • Областная программа «Основы духовно - нравственного воспитания населения Белгородской области на 2011-2013 г.г.», Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. № 345-пп.


Учебный план для 1 – 4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 4 классы – 35 учебных недель.

В МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области в 2013- 2014 учебном году обучающиеся 4 классов обучаются по стандартам 2004 года.

В школе осуществляется вариативность начального образования путём использования в общеобразовательном учреждении следующих УМК, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, областным экспертным советом департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области:


  • «Начальная школа ХХI века», под редакцией Виноградовой Н.Ф. (1 класс – комплект);

  • «Школа России», под редакцией Плешакова А.А. (1 класс – комплект)

  • Система общего развития Л.В. Занкова. (2 класса – комплекта)

На первой стадии обучения ставятся следующие задачи:

  • развитие ключевых профессиональных компетентностей (коммуникативной, информационной, рефлексивной) учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня;

  • совершенствование профессиональных умений в реализации системно-деятельностного подхода, современных образовательных технологий;

  • обновление и расширение психологических знаний учителей начальных классов по возрастной психологии;

  • совершенствование профессиональных умений педагогов в области проектирования индивидуальных траекторий развития младших школьников на основе педагогической диагностики и планируемых результатов освоения образовательных программ;

  • совершенствование профессиональных умений в области проектирования и проведения современного урока в начальной школе, ориентированного на развитие личности младшего школьника, формирование универсальных учебных действий, реализация системно-деятельностного подхода;

  • совершенствование системы мониторинга качества образования в начальной школе.

Образовательная область «Филология»

Образовательная область «Филология» включает такие учебные предметы, как «Русский язык», «Литературное чтение» , «Иностранный язык».

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.



Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев и т.д.

Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

«Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует: общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой.

Предметная область «Математика и информатика»

Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

На ступени начального общего образования этот предмет Математика является основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач),систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности.

Изучение учебного предмета «Информатика» в 4 классе ведётся модульно в рамках предмета «Технология».

Предметная область «Обществознание и естествознание»

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.

Учебный предмет «Окружающий мир» изучается в IV классе по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным, введён модуль «Краеведение».

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-_ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности: умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий: овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.

В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 классов с их согласия и  по выбору родителей (законных представителей), на основании письменного заявления – в объеме 1 часа в неделю изучается один из шести модулей данного предмета основы православной культуры.

Цель модуля: ознакомить школьников 4 класса с историей, культурой и основными ценностями православных христиан.

Модуль «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.


Изучение данного модуля не только расширит общий кругозор обучающихся, но окажет воспитательное воздействие на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы РФ, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.

Предметная область «Искусство» представлена учебным предметами изобразительное искусство, музыка.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Развивающий потенциал этих предметов связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных учебных действий.

Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.
Предметная область «Физическая культура»

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.



Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий: основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте ;освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Предметная область «Технология»

Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров).

Учебный план 4 - классов включает две составляющие части: инвариантную и вариативную.



Инвариантная часть устанавливает: состав обязательных для изучения учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

Вариативная часть представлена числом часов, отводимых на обеспечение интересов образовательного учреждения, индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Региональный компонент отведен на изучение предметов: Православная культура (1час.) и ОБЖ (1 час.).

Школьный компонент используется на увеличение часов предметов инвариантной части учебного плана: Русский язык (2 час.) и Литературное чтение (1 час.).



Учебные предметы

Количество часов в неделю


IV

Федеральный компонент




Русский язык

3

Литературное чтение

2

Английский язык

2

Математика

4

Окружающий мир

2

Музыка

1

ИЗО

1

Технология

2

Физическая культура

3

Основы религиозных культур и светской этики

Основы православной культуры



1

Итого:

21

Православная культура

1

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Итого:

23

компонент образовательного учреждения

Русский язык

Литературное чтение

(6-дневная учебная неделя)




2

1

предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (6-дневная учебная неделя)

26


Смотрите также:
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1(ред от 01. 04. 2012) "Об образовании"
140.29kb.
Закон от 10 июля 1992 года №3266-1 Об образовании
1874.71kb.
Законом РФ от 10. 07. 1992 n 3266-1 (ред от 03. 12. 2011) "Об образовании"
6069.2kb.
Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»
33.33kb.
Программа по географии составлена в соответствии с требованиями: Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 22. 02. 2011г.) «Об образовании»
508.6kb.
Закон РФ от 10. 07. 1992 n 3266-1 (ред от 29. 12. 2010) "Об образовании"
68.57kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
266.51kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
497.6kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
163.8kb.
Т. И. Габович Приказ по школе №56\3
811.55kb.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-i "Об образовании"
64.52kb.
Закон РФ от 10. 07. 1992 n 3266-1 (ред от 10. 07. 2012) "Об образовании"
1994.15kb.