Главная стр 1стр 2
скачать


ББК 74.268.5 О 11

Одобрено Экспертным советом по образованию в сфере культуры и искусства при Минкультуры России. Протокол № 1 от 21.12.2011 г.

Автор-составитель: О.Аракелова, заместитель директора Департамента науки, образования и информационных технологий Минкультуры России, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Консультанты:

И.Е. Домогацкая, Генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук;

Д.К. Кирнарская, проректор по творческой и инновационной работе Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения;

И.Н. Новак, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ФГОУ СПО (техникум) «Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н.Румянцева (Карандаша)»;

  1. А. Чурбанов, заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО «Нижегородское театральное училище им. Е.А.Евстигнеева».

0 11 О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств : в 2 ч. : монография : сборник материалов для детских школ искусств / Авт.-сост. А.О. Аракелова. - Москва : Минкультуры России, 2012,-4.2. - 123 с.

Вторая часть монографии содержит рекомендации по составлению программ учебных предметов, проведению итоговой аттестации обучающихся, а также примерные учебные планы и графики образовательного процесса по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного, декоративно-прикладного, хореографического, циркового и театрального искусства.

При разработке данных рекомендаций автор основывался на многолетнем опыте деятельности детских школ искусств, статистических данных, существовавшей и существующей законодательной и нормативной правовой базы в области образования, в том числе образования в сфере культуры и искусства.

Монография предназначена для руководителей и педагогических работников детских школ искусств, детских музыкальных, хоровых, художественных, хореографических, театральных, цирковых и других школ, средних и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы в области искусств, работников органов управлений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, учебно-методических кабинетов и центров, а также читателей, интересующихся вопросами сохранения и развития системы образования в области искусства.

Технические редакторы: М.Г. Макиенко,

Я.В. Юсупова.

ББК 74.268.5

© Министерство культуры Российской Федерации, 2012



СОДЕРЖАНИЕ


ГЛАВА 1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ



    1. Программа учебного предмета разрабатывается образовательным учреждением по каждому учебному предмету самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее - ФГТ), а также учебными планами образовательного учреждения.

Согласно ФГТ программы учебных предметов являются частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств (далее по тексту - образовательная программа в области искусств).

Программы учебных предметов должны пройти обсуждение на заседаниях отделений (отделов) и методического совета образовательного учреждения.

Программа учебного предмета разрабатывается педагогическим работником или группой педагогических работников образовательного учреждения.

Программа учебного предмета выполняет следующие функции:



  • нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков.

    1. Программа учебного предмета должна содержать:

  • титульный лист;

  • пояснительную записку;

  • учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов);

  • содержание учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, систему оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.

  1. Титульный лист программы учебного предмета должен содержать:

полное наименование образовательного учреждения;

наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств;

год разработки программы.


  1. Оборотная сторона титульного листа программы учебного предмета должна содержать сведения о разработчике (разработчиках) программы и рецензентах. Рецензентов должно быть не менее двух из числа педагогических работников, один из которых может быть представителем другого образовательного учреждения, в том числе среднего профессионального или высшего профессионального образования, в котором реализуются профильные образовательные программы в области искусств.

  2. На оборотной стороне титульного листа программы должны содержаться сведения о рассмотрении данной программы на заседании отделения (отдела) и методического совета, а также ее утверждении с указанием даты.

  3. Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения, в котором дается характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

В пояснительной записке программы учебного предмета также указываются:

  • срок реализации учебного предмета;

объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия);

форма проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная);



  • цели и задачи учебного предмета.

В пояснительной записке могут быть отражены связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана образовательного учреждения (межпредметные связи), краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета и др.

  1. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов) должен отражать последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета, в том числе из расчета максимальной учебной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося, а также аудиторных занятий.

В образовательном учреждении могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др.


Учебно-тематический план может быть представлен следующим образом:

№ №

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

















  1. Раздел программы учебного предмета «Содержание учебного предмета» должен отражать объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета. Устанавливаемый программой учебного предмета объем знаний, умений и навыков по учебному предмету основной части образовательной программы должен быть не ниже уровня, предусмотренного ФГТ.

Содержание учебного предмета должно соответствовать целям и задачам, поставленным ФГТ, с учетом:

создания условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира; выявления одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

Раздел «Содержание учебного предмета» должен отражать распределение учебного материала по годам обучения, содержать описание дидактических единиц по каждому разделу или теме учебного предмета, а также сведения о затратах учебного времени. Названия разделов и тем учебного предмета должны соответствовать учебно-тематическому плану (при его наличии).

Сведения о затратах учебного времени отражаются с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную, аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

При планировании самостоятельной работы обучающихся в программе учебного предмета указываются виды внеаудиторной работы, в число которых могут входить выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Согласно Ф1Т в программах учебных предметов должно быть отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.


  1. В разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» программы учебного предмета формулируются результаты учебного процесса в соответствии с ФГТ. Данный раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечивать программа учебного предмета.

Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, а также итоговую аттестацию обучающихся в случае, если по данному учебному предмету она предусмотрена ФГТ.

При планировании текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся необходимо руководствоваться Рекомендациями по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, опубликованными в Сборнике материалов для детских школ искусств «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (Москва, Минкультуры России, 2012. - 4.1).

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты и пр.), а также формы промежуточной аттестации (контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета.

Содержание текущего контроля знаний, умений и навыков, содержание промежуточной аттестации, условия их проведения должны быть отражены в программе учебного предмета.

В соответствии с ФГТ образовательным учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Разрабатываемые образовательным учреждением критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета.

В случае если ФГТ по учебному предмету предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, требования к ее содержанию определяются на основании соответствующих ФГТ и должны быть отражены либо в программе учебного предмета, либо в ином документе (локальном нормативном акте), который разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.

10. Программа учебного предмета включает в себя раздел «Методическое обеспечение учебного процесса», содержащий методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов организации образовательного процесса, самостоятельной работы обучающихся, способов достижения необходимого результата, описание тех или иных заданий и упражнений, а также перечень необходимого дидактического материала.

11. Заключительный раздел программы учебного предмета «Список литературы и средств обучения» должен содержать перечень учебной, учебно- методической, нотной и другой литературы (при необходимости - репертуарные списки), а также учебно-методических материалов, используемых при реализации и освоении учебного предмета, в том числе и для выполнения обучающимся домашнего задания.


Приложение 1.

Примерная форма титульного листа программы учебного предмета.

Полное наименование образовательного учреждения

Наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в

области искусств

Год разработки программы



Приложение 2.

«Рассмотрено» Методическим советом

образовательного учреждения



«Утверждаю» Директор - ФИО

(подпись)

(дата рассмотрения)

(дата утверждения)

Примерная форма оборотной стороны титульного листа программы учебного предмета.

Разработчик(и) - фамилия, имя, отчество, должность

Рецензент —фамилия, имя, отчество, должность Рецензент - фамилия, имя, отчество, должность


Приложение 3.

Примерная структура программы учебного предмета.

  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов).

  3. Содержание учебного предмета.

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  5. Формы и методы контроля, система оценок.

  6. Методическое обеспечение учебного процесса (в том числе методические рекомендации педагогическим работникам и рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся).

Список литературы и средств обучения.

ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

Согласно принятому Федеральному закону от 17.06.2011 г. № 145-ФЗ освоение дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств должно завершаться итоговой аттестацией обучающихся. Форма и порядок проведения данной аттестации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно- правовое регулирование в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

До июня 2011 года детские школы искусств, руководствуясь Законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 233, проводили итоговую аттестацию выпускников (выпускные экзамены) по своему усмотрению — то есть, данный вопрос мог регламентироваться исключительно уставом, внутренними локальными актами или учебными планами. Такая ситуация вполне была бы понятна для других учреждений дополнительного образования детей - станций юных натуралистов, кружков, дворцов детского творчества, домов детского и юношеского туризма и экскурсий, но только не применительно к детским школам искусств.

Проведение выпускных экзаменов в детских школах искусств, а также выдача выпускникам свидетельства об окончании детской школы искусств всегда регламентировались нормативными актами. Последние из них - Положения о школах общего музыкального, художественного, хореографического образования, утвержденные приказами Минкультуры РСФСР в 1986 и 1990 годах. Положение 1990 года утратило силу в связи с выходом в 1992 году Закона РФ «Об образовании». Несмотря на это, практически все педагогические коллективы детских школ искусств страны сохранили традиции по проведению выпускных экзаменов у выпускников школ, понимая, что выстроенная «школьная система», с ее домашними заданиями, зачетами и экзаменами, в том числе и выпускными, формировалась десятилетиями и приносила желаемые результаты.

2. Целью итоговой аттестации является контроль (оценка) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации (далее - ФГТ).

Итоговая аттестация проводится для всех выпускников образовательных учреждений, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств (далее - образовательные программы в области искусств) в полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам учебного плана и допущенных в текущем году на основании приказа руководителя образовательного учреждения к итоговой аттестации.



    1. Для обучающихся, осваивающих образовательные программы в области искусств с дополнительным годом обучения, итоговая аттестация проводится по завершении полного срока обучения: при сроке освоения образовательной программы в области искусств 8 лет с 6. дополнительным годом обучения - по окончании 9 класса, при сроке освоения образовательной программы в области искусств 5 лет с дополнительным годом обучения - по окончании 6 класса.

При реализации образовательной программы в области искусств в сокращенные сроки или индивидуальным учебным планам итоговая аттестация проводится по завершении освоения указанной программы и индивидуального учебного плана в том же порядке.

    1. В соответствии с ФГТ образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает образовательную программу в области искусств, в которой одним из разделов является «Система и критерии оценок итоговой аттестации».

Система и критерии оценок итоговой аттестации должны разрабатываться образовательным учреждением с учетом не ниже установленного ФГТ уровня к минимуму содержания соответствующей образовательной программы. Результаты итоговой аттестации выставляются по пятибалльной шкале и заносятся в свидетельство об освоении образовательной программы в области искусств.

5. Образовательное учреждение определяет объем времени на подготовку и проведение итоговой аттестации, сроки проведения итоговой аттестации, условия подготовки и процедуру проведения итоговой аттестации, разрабатывает необходимые экзаменационные материалы. При этом объем времени на проведение итоговой аттестации, а также сроки проведения итоговой аттестации должны быть отражены в графике образовательного процесса и учебном плане образовательного учреждения.



    1. Экзаменационные материалы и содержание по каждому выпускному экзамену (программы, темы, билеты, исполнительский репертуар и др.) должны ежегодно разрабатываться соответствующим отделом (отделением) образовательного учреждения, рассматриваться на заседании методического совета и утверждаться руководителем образовательного учреждения не позднее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации.

Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических умений и навыков, а также уровень творческого развития выпускника в соответствии с установленными ФГТ минимумом содержания.

7. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Среди обозначенных в ФГТ требований предпрофессиональной направленности имеются и общие компетенции по истории искусств, являющиеся весьма важными для формирования у обучающегося кругозора, общекультурного уровня, интеллектуального и творческого развития.

Кроме регламентации процедуры, выявления уровня приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков итоговая аттестация выпускников детской школы искусств дает оценку многолетнему педагогическому труду, наивысший результат которого - воспитанная у ребенка любовь к искусству и потребность в творческой деятельности.

С целью обеспечения качества подготовки выпускников, преемственности образовательных программ детских школ искусств, средних и высших профессиональных учебных заведений, реализующих образовательные программы в области соответствующего вида искусства, к разработке и обсуждению содержания выпускных экзаменов могут привлекаться педагогические работники ДШИ, колледжей (техникумов) и вузов.

8. Прохождение итоговой аттестации считается успешным в том случае, если выпускник продемонстрировал знания, умения и навыки не ниже установленного ФГТ уровня. Итоговые аттестационные испытания не могут быть заменены оценкой, полученной обучающимся по итогам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Итоговая аттестация проводится по завершении учебных занятий по всем учебным предметам в виде концерта (академического концерта), исполнения программы, просмотра, выставки, показа, постановки, письменного и (или) устного ответа. Количество выпускных экзаменов и их виды по конкретной образовательной программе в области искусств устанавливаются ФГТ.

С целью подготовки к выпускным экзаменам и предоставления выпускникам консультаций необходимо в графике образовательного процесса предусмотреть перед выпускными экзаменами не менее одной недели (консультации можно проводить в счет резервной недели, предусмотренной ФГТ).


      1. Для проведения итоговой аттестации в детской школе искусств или ее филиале должны быть сформированы экзаменационные комиссии по каждой образовательной программе в области искусств. При этом одна экзаменационная комиссия вправе принимать несколько выпускных экзаменов в рамках одной образовательной программы в области искусств.

В своей деятельности экзаменационным комиссиям необходимо руководствоваться утвержденным Минкультуры России нормативным актом о форме и порядке проведения итоговой аттестации выпускников детских школ искусств, а также учебно-методической документацией, разработанной непосредственно детской школой искусств на основании ФГТ.

      1. В состав экзаменационных комиссий должно входить не менее пяти человек, в том числе председатель экзаменационной комиссии, заместитель председателя экзаменационной комиссии и иные члены экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии ведет протоколы выпускных экзаменов и в случае необходимости представляет в апелляционную комиссию необходимые материалы.

Председатель экзаменационной комиссии назначается учредителем образовательного учреждения из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование в области соответствующего вида искусства, и не являющихся работниками образовательного учреждения, в котором создается экзаменационная комиссия. При выборе той или иной кандидатуры в качестве председателя экзаменационной комиссии весьма важно, чтобы приоритет отдавался педагогическим работникам профильных колледжей/техникумов или вузов, в исключительных случаях, председателем экзаменационной комиссии может являться работник другой детской школы искусств, или работник учреждения культуры (театра, филармонии, концертной организации и др.). Назначать председателем экзаменационной комиссии работника учреждения дополнительного образования детей (кружков, студий, домов творчества и т.п.) не рекомендуется.

Поскольку многие детские школы искусств расположены вдали от профильных образовательных учреждений среднего или высшего профессионального образования, учредитель детской школы искусств может утверждать председателя экзаменационных комиссий по нескольким образовательным программам, но только в области одного вида искусства - например, одна кандидатура председателя по образовательным программам в области музыкального искусства.



      1. С целью заблаговременного оповещения родителей (законных представителей) выпускников, самих выпускников и преподавателей о сроках и процедуре проведения итоговой аттестации выпускников председатель экзаменационной комиссии должен назначаться учредителем образовательного учреждения не позднее 10 апреля текущего года. После выхода данного приказа издается приказ образовательного учреждения о полном составе экзаменационной комиссии.

      2. Основными функциями экзаменационных комиссий являются:

  • проведение выпускных экзаменов по каждой образовательной программе в области искусств по учебным предметам, установленным ФГТ;

  • определение соответствия уровня подготовки выпускника объему знаний, умений и навыков, установленному ФГТ;

  • разработка на основании результатов работы экзаменационной комиссии рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки обучающихся.

В обязанности председателя экзаменационной комиссии кроме оценки качества полученного выпускником образования входят организация и контроль за деятельностью экзаменационной комиссии, а также обеспечение единства требований, предъявляемых к выпускникам в процессе проведения выпускных экзаменов.

    1. Порядок и форма проведения выпускных экзаменов должны доводиться до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за три месяца до начала итоговой аттестации.

Порядок проведения итоговой аттестации должен предусматривать:

  • определение сроков проведения выпускных экзаменов, устанавливаемых приказом директора детской школы искусств (расписание проведения итоговой аттестации выпускников утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с председателем экзаменационной комиссии и доводится до сведения обучающихся заблаговременно, например не позднее, чем за две недели до начала работы экзаменационной комиссии);

  • возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств при проведении выпускных экзаменов;

  • наличие требований к выпускным экзаменам;

  • наличие разработанных критериев оценки выпускных экзаменов;

  • наличие правил подачи апелляции.

Между отдельными выпускными экзаменами должен быть предусмотрен перерыв не менее трех дней.

Для организации итоговой аттестации администрация детской школы искусств обязана:



  • заблаговременно доводить до членов экзаменационных комиссий, выпускников и их родителей (законных представителей) содержание приказов;

  • не менее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации, утверждать исполнительский репертуар, концертные программы, темы, содержание билетов выпускных экзаменов;

  • проводить перед выпускными экзаменами консультации по вопросам проведения итоговой аттестации для выпускников и родителей (законных представителей).

    1. Во время проведения выпускных экзаменов членам экзаменационной комиссии должно предоставляться право задавать выпускникам дополнительные вопросы в соответствии с ФГТ к минимуму содержания образовательной программы в области искусств.

Присутствие посторонних лиц на выпускных экзаменах возможно с разрешения руководителя образовательного учреждения. При этом с целью получения выпускниками опыта творческой деятельности присутствие посторонних лиц на экзаменах, проводимых в виде концерта (академического концерта), исполнения программы, просмотра, выставки, показа, постановки считается целесообразным.

С целью выявления лиц, обладающих выдающимися способностями в области искусств, и содействия в их дальнейшем профессиональном самоопределении, на выпускных экзаменах вправе присутствовать представители образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в области искусств.



    1. Решение экзаменационной комиссии должно приниматься на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

Результаты выпускных экзаменов должны определяться унифицированными для всех детских школ искусств оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») и объявляться в тот же день после оформления протоколов заседаний соответствующих экзаменационных комиссий, за исключением результатов выпускных экзаменов, проводимых в письменной форме. Результаты экзаменов, проводимых в письменной форме, объявляются на следующий рабочий день после дня проведения выпускного экзамена.

    1. Выпускники или их родители (законные представители) могут подать письменное заявление об апелляции по процедурным вопросам проведения итоговой аттестации в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после проведения выпускного экзамена.

    2. Состав апелляционной комиссии должен заблаговременно (возможно одновременно с утверждением состава экзаменационной комиссии) утверждаться приказом директора детской школы искусств. С целью предотвращения конфликта интересов апелляционная комиссия должна формироваться в количестве не менее 3-х человек из числа работников детской школы искусств, не входящих в данном учебном году в состав экзаменационных комиссий, за исключением директора детской школы искусств, который может входить в состав экзаменационной комиссии и должен являться председателем апелляционной комиссии. Апелляция должна рассматриваться не позднее 1 рабочего дня со дня ее подачи только по вопросам процедуры проведения выпускного экзамена.

На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей экзаменационной комиссии, выпускник или его родители (законные представители), не согласные с ее решением.

Для рассмотрения процедурных вопросов по проведению выпускного экзамена секретарь экзаменационной комиссии должен направить в апелляционную комиссию протоколы по ведению выпускного экзамена, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении выпускного экзамена.

После рассмотрения апелляции апелляционной комиссией на основании проведенного голосования должно быть принято решение по вопросу о целесообразности повторной сдачи выпускного экзамена. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии, подписанное председателем данной комиссии, необходимо довести до сведения подавшего апелляционное заявление выпускника или его родителей (законных представителей) под роспись, в течение одного рабочего дня со дня заседания апелляционной комиссии.

В случае принятия апелляционной комиссией решения о повторном проведении выпускного экзамена при его проведении необходимо присутствие одного из членов апелляционной комиссии. Повторное проведение выпускного экзамена должно быть в течение 7 рабочих дней.



    1. Все заседания экзаменационных и апелляционных комиссий должны оформляться протоколами. В протоколы заседаний экзаменационных комиссий необходимо вносить мнения всех членов комиссии о выявленных знаниях, умениях и навыках выпускника, его творческих способностях, а также перечень заданных вопросов и характеристика ответов на них, прения, особые мнения и т.п. В протоколах экзаменационных комиссий может быть отмечено, какие недостатки имеются у выпускника в теоретической и практической подготовке.

Протоколы итоговой аттестации выпускников должны храниться в архиве образовательного учреждения, копии протоколов - в личном деле выпускника.

Отчеты о работе экзаменационных и апелляционных комиссий должны заслушиваться на педагогическом совете детской школы искусств и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества образования в образовательном учреждении представляться учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой аттестации.



    1. Лицам, не проходившим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность прохождения итоговой аттестации без отчисления из детской школы искусств, но не позднее шести месяцев начиная с даты, указанной на документе, предъявленном выпускником или его родителями (законными представителями).Лица, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, должны иметь право пройти итоговую аттестацию повторно не ранее, чем через шесть месяцев и не позднее, чем через год после прохождения итоговой аттестации впервые. В этом случае выпускник должен быть отчислен из образовательного учреждения и ему выдается справка.

Для прохождения повторной итоговой аттестации данное лицо должно быть восстановлено в детской школе искусств на период времени, не превышающий период, предусмотренный на итоговую аттестацию ФГТ к соответствующей образовательной программе в области искусств. При этом прохождение повторной итоговой аттестации более одного раза не допускается.

Нормой Федерального закона от 17.06.2011 г. № 145-ФЗ предусмотрено, что по окончании итоговой аттестации детская школа искусств должна выдавать выпускникам свидетельство, заверенное печатью образовательного учреждения. Форма этого свидетельства устанавливается Минкультуры России и является единой на территории всей страны. В случае, если обучающийся не завершил образование в детской школе искусств, не прошел итоговую аттестацию или получил на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, ему должна выдаваться справка об обучении в детской школе искусств по форме, установленной образовательным учреждением самостоятельно.





УТВЕРЖДАЮ РУКОВОДИТЕЛЬ ОУ ФИО

« »

МП

(подпись) 20 года
ГЛАВА 3. ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

ЗЛ.Примерный график образовательного процесса



Срок обучения - 5 лет


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств

1. График образовательного процесса

2. Сводные данн бюджету време неделях

ые п ни в

о

Классы




И




3

Новбрь

Декабрь

5

Я нварь

1

ФеВПИЛЬ

а я

М*рт

3

з

5

Апрель

i

Май

Нюнь

3

ИкШЬ

s

Август

к

н

X S

а ь

S

a <

Промежуточная аттестация

Резерв учебного времени

Итоговая аттестация

Каникулы

«

7

1

1

я

*

7

Я




I

1

а

Й

-




1

Я




I

2

я




Т

Я

1










1

Я







2

к




2

S

1

1







1







1

a

я




7

a

я

7



















1

























=

























-

-













-
















=






















Р

э

-



»

-

-

-

-

-

-




-

-

-

33

1

1

-

17

52

7.

























=

























-

-




























=






















Р

э

-





































33

1

1

-

17

52




























=

























-

-































=






















Р

э

=

-

-

-

-

-




-

-

-

-

-

-

33

1

1

-

17

52

4

























=

























-

-































=






















Р

э

=

-

-

-




-

-

-






-

-

-

33

1

1

-

17

52

5

























=

























-

-































=






















Р

ш

111





































33

-

1

2

4

40





































итого

165

4

S

2

72

24 8

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Заместитель директора по учебной работе гбоу спо «Нижегородское театральное училище им. Е. А. Евстигнеева»
506.46kb.
Инструкция №3 заместитель директора по методической работе общие положения
62.47kb.
Руководство за его работой осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебно-воспитательной работе
1567.28kb.
Я, Баталова Евгения Анатольевна, учитель математики моу сош №37 г. Томска, педагог основ проектирования и заместитель директора по учебной работе
228.08kb.
Образовательная программа моу липовской сош Пичаевского района Тамбовской области Программу
501.64kb.
Основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения Ужовской средней общеобразовательной школы
1496.74kb.
«Саянское медицинское училище» (гбоу спо «Саянское медицинское училище»)
217.05kb.
Шпаргалка по мастерству актера, Новосибирское государственное театральное училище, 2002 Здравствуй, дорогой старшекурсник!
192.19kb.
Паспорт программы Наименование программы: Программа муниципального образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №2 г. Калининска»
153.98kb.
Зам директора по Брединскому филиалу гбоу спо (ссуз)
280.07kb.
Рабочая программа по литературе (углубленное изучение), 7 класс на 2013 2014 учебный год Учитель: О. В. Доманевская Предмет
240.89kb.
Инструкция заместителя директора по инновационно-методической работе
54.53kb.