Главная стр 1
скачать

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ

5 класс


Технологическая карта

Раздел

Батик

Тема

Проект «Роспись на шёлке в технике «Шибори – треугольные складки».


Цели

Развитие интереса и умений к популярному виду декоративно-прикладного искусства – батику.

Ввести:


- алгоритм сложения платка;

- алгоритм выполнения узора.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

- создавать декоративные узоры на ткани при помощи складок и прессовки научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи складок и прессовки.



Основное содержание темы

Освоение, освоение алгоритма складывания « треугольных складок», выполнение узоров на ткани.

Термины и понятия

Батик, техника «Шибори».

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- интерес к истории развития батика;

- творческое отношение к выполнению проекта.


Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «Батик, техника «Шибори».

- определять назначение подарка и обосновывать свое мнение;

- определять материалы для изготовления проекта;

- анализировать готовое изделие, объяснять его назначение и презентовать;

- использовать приобретенные знания для создания и оформления подарка на праздник.

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с целью и планом;

- выполнять задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку задания;

- выполнять самооценку задания и самопроверку;

- контролировать и корректировать процесс выполнения своего изделия;

- проводить презентацию проекта.



Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, понятное для партнера;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- согласовывать позицию и находить общее решение;



- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

*Складывание ткани в технике треугольных складок

*Художественная раскраска платка


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Изобразительное искусство «Геометрические узоры», «Правила сочетания цветов».

Информатика

«Работа с интернет - ресурсами, презентацией».


Информационный материал:

Интернет сайты, блоги.



Демонстрационный материал:

Образцы: «платки, расписанные в технике «Шибори»».

Плакаты:

- правила техники безопасности при работе с утюгом, красками;

- репродукции картин по теме «Батик».

Интерактивный материал:

Презентация «Технология изготовления платка в технике «Шибори».



Оборудование:

  • Инструменты: бруски и формы для зажима ткани, утюг, фен, гладильная доска.

  • Материалы: шёлк (шифон), кисть (щетина), емкость для воды, краски по шёлку «Мурабу».

Фронтальная (Ф);

индивидуальная (И);

групповая(Г).


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание (постановка проблемы)

Планируемый результат

*Мотивировать к изучению темы.

*Стимулировать интерес к истории развития батика и развитие этого вида искусства в России.



Подарки своими руками - одни из лучших вариантов подарков по любому поводу. Сделать подарок своими руками – это знак того, что человек, который его получит, небезразличен и дорог вам. Что нужно сделать, если вы не обладаете нужным мастерством или художественными навыками?

Как сделать красивый и оригинальный подарок маме, бабушке, папе, дедушке, родным и близким, друзьям?



Личностные умения:

*Проявлять интерес:

- к изучению темы росписи на ткани;

- к истории возникновения батика и актуальности ручной росписи в наше время.



II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

«Роспись платка в технике «Шибори»

Цели:

*Стимулировать интерес к истории возникновения батика,

*Ввести понятия «Батик, техника «Шибори».

*Научить:

- технологии изготовления декоративных узоров на ткани при помощи складок и прессовки

- определять материалы для изготовления проекта;

- рассказывать о процессе изготовления изделия;

- выполнять изделие «Роспись платка в технике «Шибори»;

- выполнят учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и самопроверку задания;

- формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках диалога.




Сообщение учителя (сопровождается презентацией)

(Слайд 1) Орг. момент.

Добрый день, дорогие гости. Меня зовут Дина Юрьевна, я учитель технологии, преподаю внеурочную деятельность в начальной школе.

- Присаживайтесь поудобнее, очень рада вас видеть. Спасибо что пришли в нашу мастерскую и надеюсь на плодотворную работу и сотрудничество с вами.

(Слайд 2)

Приглашаю вас окунуться в историю возникновения батика. Слово «батик» - явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.



(Слайд 3)

Существует красивая легенда о батике - «искусстве, радующем глаз и освежающем душу». В незапамятные времена на вершину горы Аллу-Алу, что на острове Ява, спустился Батар Гуру и увидел, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок. И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканнейших тканей -- ба. И простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся воск свой из глубин лесных. Растопил он воск, ударил в барабан, сгустил разноцветные тучи и пустился в пляс по шелкам, оставляя причудливый узор - тик, тик, тик. До народа доносилось батик-тик, ба-тик-тик.

В каждый узор был заложен сакральный смысл, как это произошло, уже неизвестно, до нас дошли лишь способы окраски ткани и трактовка символов, которых насчитывается около тысячи.

С одним из таких способов мы с вами сегодня познакомимся.



(Слайд 4) Слово «шибори» - японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать». Главный секрет - это узел. Множество вариантов узлов и их комбинаций гарантирует бесконечное разнообразие получаемых рисунков. С помощью узелкового батика, или росписи в технике «Шибори», на ткани можно создать совершенно неповторимые узоры. Но для того, чтобы создать геометрический рисунок, художники использовали различные приспособления: бруски, зажимы и даже обыкновенные гладкие камушки.

Роспись в технике «Шибори» является простейшей разновидностью батика, не требующей никаких труднодоступных специальных приспособлений. В качестве материала можно использовать хлопчатобумажные, шелковые, льняные ткани, даже бархат.



(Слайд 5) Типы изделий, расписанных в технике узелкового батика, -- платки, шарфы, блузы, сарафаны, занавески и т. д., а характерные узоры -- «дрожащие» круги, полосы, крапинки их комбинации.

Используемый метод можно охарактеризовать как «сырой по сырому», хотя можно работать и по сухому: при окраске сухой ткани границы окрашенных участков будут резкими, при окраске влажной ткани -- более плавными. Предварительный эскиз в этой технике не требуется, так как работа строится на импровизации. Для работы хорошо взять крепдешин или шифон, но и вещь из тонкого батиста, окрашенная узелковым способом, будет смотреться наиболее удачно.

Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру (окончательная отделка тканей, придающая им гладкость и лоск), которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.

Как мы уже выяснили слово «Шибори» означает «выкручивать», «прессовать». Эти действия являются основой техники росписи на шёлке «Шибори». Если сложить и сильно спрессовать ткань, а затем расписать объёмный свёрток, то окрасится преимущественно поверхность этого свёртка. В зависимости от плотности ткани, времени окрашивания, а также прессовки краска может глубже проникать в ткань. Тем самым достигаются различные оттенки цвета.

Сегодня мы научимся расписывать ткань с помощью треугольных складок и прессовки. Техника треугольных складок позволяет создавать композиции путём сложения ткани в «треугольный пакет» с дальнейшим использованием прессовки.

Для этого нам понадобятся:



  • бруски и формы для зажима ткани;

  • кисти из щетины;

  • краски по шёлку «Мурабу»

  • шёлк (шифон);

  • фун;

  • утюг;

  • гладильная доска

и чуть-чуть вашего терпения и фантазии.

 Задание1(З),

Повторить технику безопасности при работе с утюгом,феном.

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.

3. Ставить утюг на подставку.

4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

5. По окончании работы утюг выключить.

6. На рабочем месте не должно быть легковоспламеняющихся жидкостей и предметов.

7. Не перекрывать поступление воздуха через специальные воздухозаборники в корпусе фена, это приводит к перегреванию двигателя и поломке нагревательного элемента.

Повторить технику безопасности при работе с красками по батику.


  1. Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.

  2. На рабочем месте должны находиться только нужные для работы красители. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть эти этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.

Задание 2(П), (У).

Этапы подготовки к прессовке:

  1. Сложить ткань (квадрат - 54см) пополам и загладить складку утюгом.

  2. Каждые 9см сделать на шёлке складки по типу «гармошки». При этом необходимо каждую складку проглаживать утюгом.




  1. image6


    Снова через каждые 9 см сделать поперечные складки по всей длине и загладить их в одном направлении.

image3

4. В обратном направлении сделайте на ткани диагональные складки в виде «зигзага», проглаживая каждую складку утюгом.



В результате этого получается многослойная полоса ткани шириной 9 см, сложенная по типу «гармоники», поделенная поперечными складками и по диагонали.

image7



5.Соберите многослойную полосу в форму «треугольного пакета». При этом следите, чтобы «пакет» не распадался, а складки располагались параллельно друг другу.

Задание 3(П), (У).

Прессовка брусками.

  1. Прессовка брусками. Для прессовки брусками возьмите два деревянных бруска меньшего, чем сам «треугольный пакет», размера (например, 20x2,0x1,5 см), обклейте их со всех сторон скотчем, чтобы при окраске на них не попадал краситель. Затем разместите между ними «треугольный пакет» так, чтобы бруски располагались вдоль самой длинной стороны треугольника или поперек самой длинной стороны треугольника.image7



  1. Как можно сильнее сдавите бруски и закрепите по концам шнуром или саморезами, тем самым сделав прессовку. Свободные углы ткани можно закрепить прищепками.

Задание 4(П), (У).


  1. Роспись. Спрессованную ткань необходимо полностью намочить в воде.




  1. Составьте колеры 5-6 цветов среднего тона и кистями из щетин обильно нанесите их на все стороны «треугольного пакета», спрессованного брусками.


image4


  1. Кистями из щетины, не столь обильно, как на первом этапе, нанесите концентрированный краситель на все стороны «треугольного пакета».

image11


image4

image4


  1. Конструкцию с росписью оставьте в тарелке как минимум на сутки. Это время необходимо для оптимального вхождения красителя в ткань.

  2. Разберите конструкцию и аккуратно разложите влажную ткань так, чтобы концентрированный краситель не отпечатался на светлых участках росписи. Участки ткани, находившиеся под брусками и треугольными формами, сохранят белый цвет, при этом количество белого цвета зависит от силы прессования.



image12

Задание 5(П), (У).
Закрепление краски
1.Закрепите ткань в горизонтальном положении и высушите феном.

  1. Прогладьте утюгом через бумагу.

  1. Выстирайте изделие в тёплой мыльной воде, просушите и носите с удовольствием!

Оцените работу, используя пятибалльную систему и критерии:

Критерии

Баллы

Аккуратность




Точность выполнения




Самостоятельность




Презентуйте свое изделие.

Личностные умения:

- проявлять интерес и готовность к участию в проекте;

- формироватьхудожественное самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру, выполнение изделий для быта и одежды.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий батик, роспись в технике «Шибори»;

- определять назначение подарка и обосновывать свое мнение;

- определять материалы для изготовления проекта;

- анализировать готовое изделие, объяснять его назначение и презентовать;

- использовать приобретенные знания для создания и оформления подарка на праздник.



Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с целью и планом;

- выполнять задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку задания;

- выполнять самооценку задания и самопроверку;

- контролировать и корректировать процесс выполнения своего изделия;

- проводить презентацию проекта.



Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, понятное для партнера;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- согласовывать позицию и находить общее решение;



- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

*Рассказывать:

-О легенде возникновения батика;

- о процессе изготовления изделия.

*роспись в технике «Шибори»


ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Цели:

*Установить степень освоения темы, а именно умения:

- распределять обязанности для выполнения задания;

- выполнять задание в соответствии с планом, алгоритмом;

- формулировать фразу о батике;

- определять последовательность технологического процесса по изготовлению изделия.



Контрольное задание (Г)

1. Закончите фразы: Батик – это …

«рисование горячим воском»..

Шибори– это …

означает «выкручивать», «вращать», «прессовать».

2. Определите последовательность технологического процесса росписи ткани, обозначьте её цифрами:



в

Прессовка брусками.




Роспись.




Закрепление краски.




Подготовка к прессовке.









Регулятивные умения:

- распределять обязанности для выполнения задания;

- выполнение задания в соответствии с планом и алгоритмом.

Предметные умения:

- формулировать фразу о батике;

- определять последовательность технологического процесса по изготовлению изделия.


III этап. РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.



Самоанализ

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1. Для меня важно знать историю развития батика, потому что …

2. Чтобы выполнить проект «Роспись платка в технике «Шибори», нужно…



Самооценка

II. Задание на самооценку.

1. Самооценка самостоятельности своей деятельности



c:\users\nataly\desktop\images.jpg


c:\users\nataly\desktop\images.jpg


c:\users\nataly\desktop\images.jpg


Я полностью справился с заданием самостоятельно.

Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…

Я не смог справиться с заданием. Мне надо еще поучиться…

2. Самооценка собственной деятельности в целом

Довольны ли вы своей работой на занятии?

Если вы очень довольны, то поднимите две руки.

Если довольны, то поднимите две руки и сложите их в рукопожатие.

Если не очень довольны, то поднимите одну руку.



Что вызвало затруднение? Почему?

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.



Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.



Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

*Соотнести полученный результат с поставленной целью.

*Оценить результат своей деятельности.



Цели темы:

Сформировать представление о росписи ткани .

Ввести алгоритм выполнения росписи.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

- выполнить проект «Роспись платка в технике «Шибори».



Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять интерес к созданию проекта «Роспись платка в технике «Шибори».



Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при создании изделия «платка в технике «Шибори».



Регулятивные умения:

- проводить презентацию проекта.



Коммуникативные умения:

- формулировать монологическое высказывание для представления проекта.



Предметные умения:

- применять изученные техники при создании проекта;



- выполнять изделие «платок в технике «Шибори».

Заполняется учителем по окончании изучения темы.




скачать


Смотрите также:
Занятие по технологии 5 класс Технологическая карта Раздел Батик
158.25kb.
Занятие по технологии 5 класс Технологическая карта Раздел
98.51kb.
Технологическая карта темы «Элементы теории вероятностей» 14 часов 10 11 класс
93.72kb.
«Генетическая связь между классами неорганических соединений» 8 класс
31.91kb.
Типовая технологическая карта
164.58kb.
Занятие № технологическая карта
154.48kb.
Технологическая карта урока
84.08kb.
#G0 технологическая карта на разработку грунта в котловане область применения
276.07kb.
Типовая технологическая карта на устройство мягкой кровли
494.62kb.
Технологическая карта на кирпичную кладку наружных стен и внутренних перегородок
629.56kb.
7 класс, «Достопримечательности Южного Урала». «По следам Пугачёва» Цель
43.99kb.
Технологическая карта создания фонда практических заданий дисциплины «Информатика» по специальности 060101 «Лечебное дело»
46.92kb.