Главная стр 1
скачать
З А Н Я Т И Е 9

I. Лексический диктант


Определите слово по толкованию его значения:

? – тайный, скрытый, секретный, совершаемый узким кругом людей.

? - книж. чрезмерно мелочная строгость в соблюдении каких-либо принципов, правил нравственности // перен. непреклонный, прямолинейный образ мыслей, чрезмерно строгое отношение к чему-либо.

? – книж. должность, дающая хороший доход, но не требующая труда.

? – 1) показное стремление к чистоте и строгости нравов,

2) стремление очистить язык от излишних иноязычных слов, неологизмов, от естественного проникновения в литературный язык ненормированных элементов.

? – враг науки и просвещения. Что общего и что различного у него со словами мракобес, реакционер, ретроград?

? – 1) спец. сборник религиозных повестей о христианских мучениках,

2) книж. перечень пережитых кем-то страдания, мучений, а также перечень жертв преследований, гонений.

? – спец. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

? – 1) книж. обращение церковной собственности в государственную,

2) книж. освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.

^ II. Из истории слов и выражений


Что означает латинское по происхождению слово ФИЛИАЛ (в переводе «сыновний») в русском языке? Являются ли родственными слова ФИЛИАЛ и ФИЛИАЦИЯ? Что такое « ФИЛИАЦИЯ ИДЕЙ »?

Что объединяет слова: ФИЛАНТРОП, ФИЛАРМОНИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ФИЛОЛОГИЯ, БИБЛИОФИЛ? Каковы их значения?

Каково происхождение слов ФИЛОГЕНЕЗ и ОНТОГЕНЕЗ? Что они означают в русском языке?


^ III. Ошибки, приводящие к нарушению речевой логичности




Логичность речи – это строгое соответствие связей и отношений между частями текста (словами, словосочетаниями, предложениями), с одной стороны, связям и отношениям между предметами, явлениями объективного мира, обозначенными этими словами (логике вещей), с другой стороны - законам правильного мышления (законам логики: «закону тождества», «закону противоречия», «закону исключённого третьего»,«закону достаточного основания»).


1). Употребление слов, семантически несовместимых:

^ Он говорил без знаков препинания.



- Мне захотелось воочию услышать его голос.

- Вы уже говорилось об этом.

2). Смысловое смещение в тексте (подмена понятий):

- ^ Война… Это адское слово несёт непостижимые бедствия.

- Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

- Маяковский попросил начинающего поэта прочитать свои стихи.

3). Ошибки в логической сочетаемости частей высказывания:

- ^ Хочу выразить искреннюю благодарность врачу… Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом.

4). Неудачный порядок слов:

- ^ Горничная с накрахмаленной на голове наколкой.

- Рыбтрест начинает набор для экспедиционного лова юношей в возрасте до 25 лет.

5). Нарушение логических правил использования однородных членов:

- ^ Бомбоубежище было переполнено солдатами, мужчинами, женщинами и детьми.

- В школе студенты-практиканты организовали немало тематических вечеров, культпоходов, экскурсий, посещений кино, театров.

- Огромную помощь в строительстве вокзала оказали студенты и жители города.

- Наш партизанский отряд уничтожил множество боевой техники, вражеских солдат, огневых точек и другого военного имущества.

6). Избыточные выразительные средства:

- ^ Всё это придаёт огромное значение подготовке к сессии, к экзаменам.

- Он несколько грубоват.

7). Неправильно соединённые предложения:

- ^ На биофаке 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие из них существуют уже более 20 лет.

- Стало традицией дважды в год проводить вечера встречи сотрудников кафедры со студентами, на которых рассказывается о научных исследованиях, проводимых на кафедре.

8). Нарушение причинно-следственных отношений, нелогическое сопоставление и противопоставление:

- ^ Благодаря поисковой группе, раненый лётчик не погиб, а попал в госпиталь, где ему ампутировали руку.

- Председатель колхоза в течение трех суток, без сна и отдыха, руководил эвакуацией в далёкий тыл людей, колхозного имущества, так как это был необходимо для создания материальной базы отряда.

- Спортсмен получил за технику исполнения оценки, почти равные с победителями.

9) Абсурдные высказывания:

- ^ Когда Онегин стал юношей, он считался уже зрелым, хотя это было не по умственному развитию, а по физическому и в угоду своим потребностям и прихотям.

10). Примеры нарушения речевой логичности из сочинений абитуриентов:

- ^ Первым, кто затронул декабристское движение, был Грибоедов, он испытывал огромную любовь к народу.

- В связи с тем, что Чацкий потерпел поражение, можно сделать вывод, что Грибоедов верит в победу декабристов.

- Как пишет автор, Чацкий не побеждён, ибо вызвал если не полное обновление, то колебание старого общества.

- На мой взгляд, писатели кидаются из одной стороны в другую, преувеличивая там и тут.

- ^ В рассказе «Крыжовник» футлярность заключается в зацикленности иметь крыжовник.



- Шарлотта – это герой, который не имеет корней.

- Печорин принёс Грушницкому несчастье: он убил его на дуэли.

- На пути Татьяны встал Онегин, и она влюбилась в него.

- Прежде всего люди хотят быть здоровыми, химия помогает им.

- Роман Пушкина не просто бриллиант, а жемчужина русской литературы.

- Другой герой повести В. Астафьева – Гога, его трудно назвать человеком, он упал полностью.

- С ростом царя Петра растут преобразования в государстве.

- Пушкин жил в период декабрьского восстания на Сенатской площади и его последствий.

- Если в эфире прозвучит слово «война», мы все взлетим.

- Чехов смеётся над Шарлоттой Ивановной, когда она воображает себя культурной барышей. В этой сцене слышится призыв Чехова не утрачивать чувство национальной гордости.
скачать


Смотрите также:
Занятие 9 I. Лексический диктант
43.1kb.
Занятие «Большая игра
79.57kb.
Занятие 6 I. Проверочный диктант
42.74kb.
Занятие 7 I. Проверочный диктант
43.96kb.
«Традиции англоязычных стран», совершенствующий правильность произношения, интонации, обучающий умениюдавать оценку прослушанному, формирующий навыки подготовки презентации
23.09kb.
Занятие Петербург Достоевского Занятие Разочарование и чувство потрясённой справедливости Занятие 3
53.46kb.
Основные положения мкт
223.2kb.
140448, 190631, 270802 русский язык (диктант), математика (устно); для специальностей 151031,220703
182.55kb.
Контрольная работа по теме: «Царство Грибы»
47.11kb.
Итоговый контрольный диктант за год
16.56kb.
Занятие по семейному воспитанию. Занятие проведено в рамках методической недели
71.49kb.
Занятие по изобразительному искусству. Занятие проведено в рамках предметной недели «Путешествие в страну Знаний»
58.78kb.