Главная стр 1
скачать
Знакомство с фольклором
на уроках музыки
в сельской школе


Учитель музыки МБОУ Слободищенская СОШ Дятьковского района Брянской области Попова Елена Валерьевна

Одной из задач музыкального образования в школе является передача ценного духовного опыта поколений, сохранение продолжение национальных традиций русского народа, приобщение детей к «золотому фонду» народной музыки. И в решении этой задачи неоспоримо значение русского народного творчества. Поэтому в своём выступлении я хочу остановиться на таком немаловажном вопросе как фольклор на уроках музыки.

Ни для кого не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сегодня переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Поэтому так важно сохранить преемственность, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, чувство любви к Отечеству, к своему народу, которые пока ещё живы в людях старшего поколения.

Что связывает современного человека с прошлым? Каково наше место в мире природы? На эти вопросы помогает ответить изучение истоков отечественной культуры, фольклора, нравов и обычаев своего народа. Соприкосновение с русской песней приносит большую душевную радость. Словно окроплённые живой водой пробуждаются в человеке все его светлые, добрые чувства. Как писал известный русский педагог С. Миропольский «Народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молоко матери для младенца...» Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчётливо не воспользоваться им на пользу школы. Таким образом, пытаясь расширить содержание программы Д. Б. Кабалевского именно в отношении русского народного музыкального творчества, я хочу поделиться с присутствующими своим практическим опытом в этом вопросе.

Народная песня звучит у нас на уроках с первого класса. В этом возрасте дети естественны, раскрепощены и с удовольствием впитывают фольклорный материал. Вначале это небольшие считалочки-напевки, потешки, игровые приговорки. С большим желанием участвуют дети в небольших простых играх, которые включают уже знакомый песенный материал и способствуют развитию творческой фантазии ребёнка.

Во втором, третьем классе приобщение к фольклорному творчеству носит более целенаправленный характер. Песенный и игровой материал немного усложняется. Детям предлагается сыграть различные роли в играх и песнях, что способствует раскрытию индивидуальных свойств и качеств ребёнка в условиях коллективной работы. Большое внимание я стараюсь уделить содержанию исполняемого песенного материала, богатству и выразительности народной русской речи, что в свою очередь влияет на эмоциональное исполнение, передающее отношение исполнителя к содержанию песни. На этом этапе происходит вовлечение детей в исполнительскую деятельность на простейших русских народных музыкальных инструментах: ложках, трещотках, бубне, ксилофоне. Народные инструменты вовлекают детей в особый мир звуков, создают благоприятную атмосферу для активной музыкальной работы. В четвёртом классе дети активнее знакомятся с разнообразием жанров и


стилей в русском песенном фольклоре, с русскими народными инструментами,
их прошлым. Огромный интерес детей здесь вызывает многообразие русских
обрядовых праздников. Особое внимание я уделяю нашим брянским
фольклорным традициям, которые помогают формировать понимание
особенностей мироощущения людей, живущих на своей «малой» Родине.
Большим помощником для меня в этой работе стала книга Е. К. Мониной и
Г. И. Рябова «Музыкальная культура Брянщины», где собран интересный
песенный фольклорный материал нашего края, большое внимание уделено
нашей музыкальной истории, есть интересные сведения о людях, которые
много сделали для сохранения народных песенных традиций Брянщины.

Работа по приобщению детей к народному музыкальному творчеству не замыкается в стенах школы, а имеет своё продолжение в сельском Доме культуры. Мы работаем в тесном сотрудничестве с увлечённым своим делом специалистом по фольклору. Ребята с огромным интересом и желанием участвуют в традиционных обрядовых праздниках, таких, например, как «Зимние святки», «Масленичная неделя», «Сороки», «Троица». Выступления детей можно увидеть и на концертах, посвящённых праздничным датам.



Занятия фольклором не должны носить обособленный характер, они не должны быть оторваны от современной жизни, от современных интонаций и ритмов. В конечном счёте освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений будет базироваться на здоровых музыкально-фольклорных представлениях, знаниях и навыках, что обеспечит правильную ценностную ориентацию школьников в огромном потоке музыкальной информации.
скачать


Смотрите также:
Знакомство с фольклором на уроках музыки в сельской школе Учитель музыки мбоу слободищенская сош дятьковского района Брянской области Попова Елена Валерьевна
36.21kb.
Доклад «Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки сельской школе»
81.26kb.
«Слушание музыки» как необходимый предмет для изучения в школе искусств Погодина Ирина Петровна, учитель музыки сош №54 г. Чебоксары Предмет «Слушание музыки»
935.02kb.
«Интегрированное обучение на уроках музыки» Обобщение опыта работы учителя музыки мбоу «Малодубенская сош»
52.17kb.
Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе»
98.51kb.
Литература. Приложение. Работы учащихся
284.44kb.
Устное народное музыкальное творчество на уроках музыки
77.49kb.
Духовно – нравственное воспитание и художественно – эстетическое образование. Н. В. Сибирцева
53.42kb.
Официальное наименование Учреждения
407.35kb.
Российская Федерация Брянская область
2973.96kb.
Конспект урока музыки в 4 классе Сахаровской средней общеобразовательной школы. ( учитель музыки Каплин А. А.) Тема урока : Близость русской и украинской музыки
21.67kb.
Доклад «Использование икт технологий как условие формирования ключевых компетенций на уроках музыки»
74.03kb.