Главная стр 1стр 2
скачать
Тематическое планирование по органической химии

для 10 класса (профильный и базовый уровень)


Часы, дата

Тема урока

Изучаемые вопросы

Требования к уровню подготовки учащихся

Эксперимент Таблицы

Оборудование



Задание на дом по учебнику



Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ. (профиль -15 часов), (базовый уровень – 4 часа).


1

Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе.

Причины многообразия органических соединений.



Урок изучения нового материала.


Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Причины многообразия органических соединений. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, одинарные и кратные связи. Гомология и изомерия.

Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.

Краткий очерк истории развития органической химии.


Знать понятия: пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, гомология.

Уметь составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Д. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.

Параграф 1, упр. 1-7.

2

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Комбинированный урок.



Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Предпосылки создания теории строения: работы предшественников(теория радикалов и теория типов), работы А.Кекуле и Э.Франкланда, участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере.



Знать теорию строения органических соединений.

Называть основные положения теории строения А.М.Бутлерова.

Определять гомологи и изомеры, принадлежность веществ к соответствующему классу.

Объяснять сущность основных положений теории строения А.М.Бутлерова

Уметь определять валентность и степень окисленияхимических элементов, изомеры и гомологи.


Портрет А.М.Бутлерова

Этан и бутан (орг. хим.)

Д. 1.Модели молекул CH4 и CH3OH; C2H2, C2H4 и C6H6; н-бутана и изобутана.

2.Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром.

3.Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей


Параграф 2, упр. 1-7.

3


Строение атома углерода.
Комбинированный урок.


Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p.

Электронные и электрографические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях.

Ковалентная химическая связь и ее разновидности: б и пи. Образование молекул H2, Cl2, N2, HCl, H2O, NH3,CH4, C2H4,C2H2.

Водородная связь.

Образование катионов NH4 и H3O.

Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.





Знать понятия: атом, атомные орбитали s и p.
Уметь определять тип химической связи, объяснять природу и способы образования химической связи.

Строение атома углерода.

Д. Шаростержневые и объемные модели молекул H2, Cl2, N2, H2O,CH4.



Параграф 3, упр. 1-5.

4

Валентные состояния углерода. Комбинированный урок.



Первое валентное состояние – sp3 – гибридизация – на примере молекул метана и других алканов. Второе валентное состояние – sp2 – гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние – sp – гибридизация – на примере молекулы ацетилена.

Геометрия молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.





Знать понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул.

Уметь определять тип химической связи, пространственное строение молекул,

объяснять природу и способы образования химической связи.



Д.1.Шаростержневые и объемные модели CH4, C2H4, C2H2.

2.Модель отталкивания гибридных орбиталей с помощью воздушных шаров.



Параграф 4, упр.1-4.


3-5

Классификация органических соединений. Комбинированный урок.



Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкодиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические.

Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.



Знать понятия: функциональная группа, углеродный скелет.

Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

Д.Образцы представителей различных классов органических соединений и их модели.

Параграф 5, упр.1-5.

6-7

Основы номенклатуры органических соединений. Комбинированный урок.



Номенклатура ИЮПАК и тривиальная.

Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп, алфавитный порядок.

Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры ИЮПАК.


Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.




Параграф 6, упр.1,2.

8

Изомерия в органической химии и ее виды. Комбинированный урок.

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия.

Пространственная изомерия и ее виды: геометрческая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.



Знать виды изомерии.

Уметь определять изомеры и вид изомерии по структурным формулам веществ.


Д. Шаростержневые модели молекул

Параграф 7, упр.1,2 (устно), упр.3-7 (письменно).

9

Обобщение и систематизация знаний по строению и классификации органических соединений

Решение задач на вывод формул органических соединений по его плотности и массовой доле элемента, составление моделей молекул, выполнение тестов.

Подготовка к контрольной работе.



Знать основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова,

понятия: гибридизация атомных орбиталей, пространственное строение молекул, функциональная группа, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия, пространственное строение молекул.



Уметь определять валентность и степень окисления химических элементов, изомеры, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,

Называть изученные вещества по «тривиальной « и международной номенклатуре,

Объяснять природу и способы образования химической связи.


Л. Изготовление моделей молекул веществ – представителей различных классов органических соединений




10

Контрольная работа №1

по теме «Классификация и номенклатура органических соединений».

Учет и контроль знаний по теме: «Строение и классификация органических соединений».











11

Типы химических реакций в органической химии. Реакции

радикальные и ионные.



Урок изучения нового материала

Типы реакций в органической химии.

Знатьтипы реакций в органической химии.

Уметь определять типы реакций в органической химии.

Д.1.Взрыв смеси метана с хлором.

2.Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом.

3.Получение фенолоформальдегидной смолы и полимера.


Параграф 8, упр.1,2.

12

Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

Урок изучения нового материала

. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно–акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и элетрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих (нуклеофильные и электофильные) частиц и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.

Знать понятия: радикал, электрофил, нуклеофил. Уметь определять заряд иона, тип химической связи,

объяснять природу и способы образования химической связи.




Д.1.Взрыв гремучего газа.

2.Горение метана или пропан – бутановой смеси (из газовой зажигалки).

3.Взрыв смеси метана или пропан – бутановой смеси с кислородом (воздухом).


Параграф 9.

4-13

Решение задач на вывод формул органических соединений. Комбинированный урок

Решение задач на вывод формул органических соединений – основные типы задач.

Уметь решать задачи на вывод формул органических соединений.




Задачи ЕГЭ - С5.

14

Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.

Решение задач и упражнений, выполнение тестов.

Знать понимать понятия: радикал, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффект.

Уметь определять заряд иона, тип химической связи, изомеры, пространственное строение молекул, характер взаимного влияния атомов в молекулах.

Объяснять природу и способы образования химических связей, зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.









15

Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции в органической химии и строение органических соединений»














Тема 2. Углеводороды ( профиль 24 +2 часа), (базовый – 8)


1-5
1,2-16,17

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Комбинированный урок

Понятие углеводородов.

Природные источники углеводородов.

Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Октановое число бензинов.

Природный газ, его состав и практическое использование.

Каменный уголь. Коксование каменного угля.

Происхождение природных источников углеводородов.

Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов.

Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.



Знать природные источники углеводородов и способы их переработки.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, экономических, сырьевых, энергетических, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.




Д.1.Коллекция «Природные источники углеводородов».

2.Сравнение процессов горения нефти и природного газа.

3.Образование нефтяной пленки на поверхности воды.

4.Каталитический крекинг.



Параграф 10, упр. 1-11 (устно)

2-6
3-18

Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства.

Урок изучения нового материала

Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе.

Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.

Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей, карбоновых кислот, гидролиз Al4C3.


.Знать понятия: радикал, атомные орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия,

классификацию и номенклатуру алканов.



Уметь называть алканы,

Определять валентность, степень окисления, тип химической связи, пространственное строение, изомеры и гомологи, производить расчеты по химическим формулам и уравнениям.



Д.1.Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси.

2.Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание).

3.Разделение смеси бензин – вода с помощью делительной воронки

4.Получение CH4 из CH3COOHNa и NaOH.

5.Модели молекул алканов – шаростержневые и объемные.

Л.Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств – отношение к воде и жирам.



Параграф 11, упр. 1-4, 6-8.

4,5-19,20

Химические свойства алканов. Урок изучения нового материала

Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация парафинов. Применение парафинов. Получение водорода и непредельных углеводородов из предельных.

Механизм реакции радикального замещения, его стадии.

Практическое использование знаний о механизме (свободно – радикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве.


Знать. Основные типы реакций алканов.

Уметь определять типы химических реакций алканов, характеризовать строение и свойства углеводородов, объяснять природу и способы образования химической связи.

Д.1.Горение метана, пропан – бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.

2.Взрыв смеси СН4 с воздухом.

3.Отношение метана, пропан – бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору KMnO4.

4.Взрыв смеси СН4 и Cl2, инициируемый освещением.

5.Восстановление CuO, PbO или PbO2 парафином.

Л.1.Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи.

2.Изготовление моделей галогеналканов


Параграф 11, упр. 5, 9-11.

6-21

Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений»

Правила работы в лаборатории. Качественный анализ веществ.

Уметь выполнять химический эксперимент по получению веществ или распознавать органические вещества.

Л.1.Распознавание образцов алканов и алкенов.

2.Обнаружение воды, сажи, и углекислого газа в продуктах горения углеводородов.



Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений» по учебнику.

3-7.
7-22

Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение. Комбинированный урок

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов.

Поляризация пи-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном эффекте на примере молекулы пропена.



Знать понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы этилена, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия.

Уметь называть алкены, определять пространственное строение алкенов, изомеры и гомологи, типы реакций в органической химии, характеризовать строение и свойства алкенов.

Д.1.Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов.

2.Объемные модели молекул алкенов.

3.Получение этена из этанола.

Л. Обнаружение в керосине непредельных соединений



Параграф 12, упр. 1, 2, 4.

8,9-23,24

Химические свойства алкенов. Комбинированный урок

Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалагенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств.

Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.



Знать понятия: индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, основные типы реакций, механизм реакции.

Уметь выполнять химический эксперимент по получению этилена и изучению его свойств,

определять типы реакций алкенов,

характеризовать строение и свойства органических соединений (алкенов).


Д.1. Обесцвечивание этеном бромной воды.

2.Обесцвечивание этеном раствора KMnO4.

3.Горение этена.

Л.Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.



Параграф 12, упр.3, 5-9.

4-8.
10-25

Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены».

Упражнения в составлении химических формул изомеров и гомологов веществ классов алканов и алкенов. Упражнения в составлении реакций с участием алканов и алкенов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами химических соединений. Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов. Решение экспериментальных задач.

Знать понятия: пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, основные типы реакций, механизм реакции, природные источники углеводородов и способы их переработки,

Вещества и материалы, широко используемые в практике (углеводороды)



Уметь называть углеводороды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, типы реакций в органической химии, характеризовать строение и свойства углеводородов, осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.




Тесты ЕГЭ по теме

11-26

Применение знаний и умений по решению расчетных задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания. Практикум.

Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания.

Уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.




Самостоятельная работа с тестами, подбор заданий

12-27

Практическая работа №2 «Углеводороды»

Правила работы в лаборатории. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Идентификация органических соединений (этилена, метана).

Уметь выполнять химические эксперименты по получению конкретных веществ (метан, этилен).




Практическая работа №2 «Углеводороды» по учебнику

5-9
13-28

Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства. Получение. Комбинированный урок

Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов.

Знать понятия: орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций в органической химии.

Уметь называть изученные вещества, определять пространственное строение молекулы, изомеры и гомологи, тип реакций,

Характеризовать строение и свойства органических соединений.



Д.1.Получение С2Н2 из СаС2, ознакомление с его физическими свойствами.

Л.Изготовление моделей алкинов и их изомеров.



Параграф 13, упр. 1-3, 5.

14,15-29,30

Химические свойства алкинов. Комбинированный урок

Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол.

Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов.



Знать природные источники углеводородов и способы их переработки,

Вещества и материалы, широко используемые в практике – углеводороды (ацетилен).



Уметь определять тип химической реакции, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, экономических, сырьевых, энергетических.


Д.1.Взаимодействие С2Н2 с бромной водой.

2.Взаимодействие С2Н2 с раствором KMnO4.

3.Горение ацетилена.

4.Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра.



Параграф 13, упр. 4,6-8.

6-10.
16-31

Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Комбинированный урок

Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства.

Взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.



Знать понятия: орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций в органической химии.

Уметь называть алкадиены,

определять изомеры, гомологи, типы химических реакций



Д.1.Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением пи-связей.

2.Деполимеризация каучука



Параграф 14, упр. 1-3.

17-32

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Комбинированный урок

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Многообразие видов синтетических каучуков, их специфические свойства и применение. Стереорегулярные каучуки.

Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.



Знать вещества и материалы, широко используемые в практике: каучуки, пластмассы, волокна.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, экономических, сырьевых,

Распознавание и идентификация важнейших веществ и материалов, охарактеризовать строение и свойства полимеров.



Д.1.Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением пи-связей.

2.Сгущение млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).

3.Обесцвечивание растворов KMnO4 и Br2.

Л. Ознакомление с коллекцией «каучук и резина».



Параграф 14, упр. 4-6.

18-33

Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства. Комбинированный урок

Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов ( «по скелету», цис-транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства С3Н6, С4Н8.

Знать понятия: орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций циклоалканов в органической химии.

Уметь называть циклоалканы,

определять изомеры, гомологи, типы химических реакций



Д.1.Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов.

2.Отношение циклогексана к растворам KMnO4 и Br2



Параграф 15, упр.1-4.

7-11

19,20-34,35

Ароматические углеводороды (арены). Строение молекулы бензола. Физические свойства и способы получения аренов.

Урок изучения нового материала

Бензол, как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение пи-связей. Получение аренов.

Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного пи-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола.



Знать понятия: орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, гомология, структурная изомерия, электрофил, основные типы химических реакций

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре, определять изомеры и гомологи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, экономических, сырьевых и энергетических.

Д.1.Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов.

2.Разделение смеси «бензол – вода» с помощью делительной воронки.

3.Растворение в бензоле различных органических и неорганических (на пример, серы) веществ.

4.Экстрагирование красителей и других веществ (например, йода) бензолом из водных растворов.

Л.Ознакомление с физическими свойствами бензола. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии.


Параграф 16,упр.1,2.

21,22-36,37

Химические свойства бензола. Хлорирование и гидрирование бензола. Реакции замещения. Применения бензола и его гомологов. Комбинированный урок

Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрирование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов.

Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрирования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3 в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.



Знать важнейшие химические понятия: электрофил, основные типы химических реакций, электрофильное замещение.

Уметь определять характер взаимного влияния в молекулах, тип реакции, объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекулы.

Д.1.Горение бензола.

2.Отношение бензола к бромной воде и раствору.

3.Получение нитробензола.

4.Обесцвечивание толуолом раствора KMnO4 (подкисленного) и Br2.



Параграф16,упр.3-9.

8-12
23-38

Генетическая связь между классами углеводородов.

Применение знаний и умений.

Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов.

Уметь определять принадлежность вещества к различным классам органических соединений.

Составлять уравнения химических реакций по осуществлению превращений веществ.









24,25-39,40

Обобщение знаний по теме. Подготовка к контрольной работе.

Проверка и корректировка знаний и умений. Практикум.

Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и по продуктам сгорания. Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. Составление формул и названий углеводородов. Составление формул и названий углеводородов, их гомологов, изомеров. Решение расчетных задач на определение формул углеводородов по продуктам сгорания. Выполнение тестовых заданий.

Контроль знаний, умений навыков по теме «Углеводороды».

Л.1.Распознавание органических веществ.

2.Определение качественного состава парафина или бензола.

3.Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой.


Тесты ЕГЭ, подбор и решение заданий С3 и С5.

9-13.

26-41

Контрольная работа №3 по теме «Углеводороды».

Контрольная работа №1 (базовый уровень)

Контроль и учет знаний по изученной теме.

Контроль знаний, умений навыков по теме «Углеводороды».









Тема 3. Cпирты и фенолы (профиль 6 +1часов).

.

Тема. Кислородсодержащие соединения (базовый уровень 10 часов).


1-14

1-42.

Спирты. Состав, классификация и изомерия спиртов. Урок изучения нового материала

Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение.

Межмолекулярная водородная связь.

Особенности электронного строения молекул спиртов.


Знать важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, функциональная группа, структурная изомерия, индуктивный эффект, классификация и номенклатура органических соединений, вещества и материалы, широко используемые в практике: метанол и этанол.

Уметь называть изученные вещества, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекулах, объяснять природу и способы образования химической связи, зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.

Д.1.Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1.

2.Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярной формулой С3Н8О, С4Н10О



Параграф 17,упр.1-6.

2-15.
2,3-43,44,


Химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов. Комбинированный урок

Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная дегидратация, этирификация, окисление и дегидрирование спиртов.

Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола.



Знать важнейшие химические понятия: гомология, нуклеофил, основные типы химических реакций в органической химии.

Уметь определять изомеры, гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекуле,

типы химических реакций в органической химии.




Д.1.Количественное вытеснение водорода из спирта натрием.

2.Сравнение протекания горения этилового и пропилового спиртов.

3.Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином.

4.Получение простого эфира.

5.Получение сложного эфира.

6.Получение этена из этанола.

Л.1.Растворение глицерина в воде.

2.Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2.

3.Ректификация смеси вода-этанол (1-2 стадии).


Параграф 17, упр.7-15.

4-45


Способы получения предельных спиртов. Комбинированный урок

Получение спиртов из предельных (через галогенпроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола и этанола. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека.

Знать важнейшие химические понятия: гидролиз, нуклеофил, вещества и материалы, широко используемые в практике: метанол и этанол.

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре, определять изомеры и гомологи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни,

экологически грамотно вести себя в окружающей среде,

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.





Параграф 17

3-16
5,6- 46,47

Фенолы. Фенол. Строение, физические и химические свойства фенола. Применение фенола. Урок изучения нового материала

Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола.

Классификация ароматических гидроксисоединений. Способы получения фенола. Сравнение кислотных свойств ОН-содержащих веществ: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола.

Электрофильное замещение в бензольном кольце.

Применение производных фенола.



Знать важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы химических реакций, классификацию и номенклатуру фенолов, вещества и материалы, широко используемые в практике: фенол.

Уметь называть изученные вещества, определять характеристику среды в водном растворе, изомеры и гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы химических реакций,

Характеризовать строение и свойства фенолов, объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.



Д.1.Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре.

2.Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

3.Реакция фенола с FeCl3.

4.Реакция фенола с формальдегидом.

Л.1.Взаимодействие фенола с раствором щелочи.

2.Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты).

3.Взаимодействие фенола с бромной водой.

4.Распознавание водных растворов фенола и глицерина.



Параграф 18,упр.1-5.

7-48


Практическая работа №3 «Спирты и фенолы»

Свойства спиртов и фенола.

Знать Правила работы в лаборатории. Набор посуды и оборудования. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Синтез твердых и жидких веществ. Идентификация органических соединений.




Практическая работа №3 «Спирты и фенолы» по учебнику

II полугодие


Тема 4. Альдегиды и кетоны (профиль 7 +2 часа).


4-17.

1-49

Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекул и физические свойства альдегидов.

Урок изучения нового материала

Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия, номенклатура. Особенности строения карбонильной группы.

Физические свойства формальдегида и его гомологов.

Отдельные представители альдегидов и кетонов.


Знать важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия. Нуклеофил, основные типы химических реакций, классификацию и номенклатуру органических соединений, вещества и материалы, широко используемые в практике: ацетон, формальдегид, ацетальдегид.

Уметь называть изученные вещества,

определять: степень окисления, тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характеризовать строение свойства альдегидов и кетонов, объяснять природу и способы образования химической связи



Д.1.Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов.

Л.Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида



Параграф 19,упр.1-3, 12.

2,3-50,51

Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды. Комбинированный урок

Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)).

Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом.

Особенности строения и химических свойств кетонов.

Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение HCN и NaHSO3.

Галогенирование на свету. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере а-галогенирования альдегидов и кетонов по ионному механизму. Качественная реакция на метилкетоны.


Знать важнейшие химические понятия: основные типы химических реакций, мезомерный эффект, нуклеофил.

Уметь объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.


Д.1.Окисление бензальдегида на воздухе.

2.Реакция «серебряного зеркала».

3.Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). Л.1.Окисление этанола в этаналь.

2.Реакция «серебряного зеркала».

3. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

4.Получение фенолформальдегидного полимера



Параграф 19,упр.4-11, 13,14.

2-18.
4-52

Получение карбонильных соединений. Комбинированный урок

Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Применение муравьиного и уксусного альдегидов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование.

Знать вещества и материалы, широко используемые в практике: ацетон, формальдегид, ацетальдегид.




Параграф 19

5-53

Решение расчетных задач на вывод формул органических соединений, вычисления по термохимическим уравнениям.

Решение расчетных задач на вывод формул органических соединений, вычисления по термохимическим уравнениям, комбинированные задачи

Уметь Решать расчетные задач на вывод формул органических соединений, вычисления по термохимическим уравнениям, комбинированные задачи.




Тесты ЕГЭ, задания А30, В9, В10, С5

6-54

Практическая работа №4 «Альдегиды и кетоны»




Уметь проводить химический эксперимент по распознаванию органического вещества, получать органические вещества, относящиеся к альдегидам и кетонам.




Практическая работа №4 по учебнику.

7,8-55,56

Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях.

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, а так же на генетическую связь между классами органических соединений. Решение расчетных и экспериментальных задач.

Подготовка к контролю знаний (проверочной работе, зачету и т.д.)

Написание уравнений реакций с участием кетонов.


Знать важнейшие химические понятия по изученной теме.

Уметь применять полученные знания и умения для обобщения и систематизации изученного материала.

Экспериментальные задачи.

1.Распознавание водных растворов этанола и этаналя.

2.Распознавание водных ратворов глицерина, формальдегида и фенола


Тесты ЕГЭ, задания С3, С5, В6, В7.

9-57

Контрольная работа №4 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения».

Учет и контроль знаний учащихся по изученной теме.

Знать важнейшие химические понятия: понятия по изученной теме.

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении заданий итогового контроля по теме.








Тема 5. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (профиль 10 часов + 2).


3-19.
1-58

Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. Урок изучения нового материала

Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.

Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.



Знать важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, классификацию и номенклатуру органических соединений,

вещества и материалы, широко используемые в практике – органические кислоты.



Уметь называть изученные вещества, определять характеристику среды в водном растворе, изомеры и гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекулах,

характеризовать строение и свойства органических соединений.



Д.1.Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот (муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, стеариновой, бензойной).

2.Возгонка бензойной кислоты.

3.Отношение различных карбоновых кислот к воде.


Параграф 20, упр.1,14,16,17.

2,3-59,60

Химические свойства карбоновых кислот. Комбинированный урок

Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты.

Реакция этерификации, условия ее проведения.

Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием пи-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения бензойной кислоты.


Знать важнейшие химические понятия: основные типы химических реакций, кислотно-основные реакции в водных растворах.

Уметь определять характеристику среды в водном растворе, типы химических реакций в органической химии, характеризовать строение и свойства карбоновых кислот.

Д.1.Сравнение рН водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности.

2.Получение приятно пахнущего сложного эфира.

3.Отношение к бромной воде и раствору KMnO4 предельной и непредельной карбоновых кислот.

Л. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди(II), гидроксидом железа(III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла).



Параграф 20, упр.2-13, 15,18.

4-20.
4-61

Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители класса.

Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Важнейшие представители карбоновых кислот.

Знать понятие гидролиз, использовать приобретенные знания и умения для экологически грамотного поведения в окружающей среде, безопасной работы с веществами в лаборатории, в быту и на производстве. Уметь выполнять химический эксперимент по получению уксусной кислоты




Параграф 20

5,6-62,63

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства. Комбинированный урок

Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая).

Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.

Равновесие реакции этерификации – гидролиза, факторы, влияющие на него.

Решение расчетных задач на определение выхода продукта; установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).



Знать понятие гидролиз, этерификация, обратимость химических реакций, номенклатуру сложных эфиров.

Уметь определять типы химических реакций в органической химии, характеризовать строение и свойства сложных эфиров.

Д.1.Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот.

2.Получение сложного эфира.

Л.1.Ознакомление с образцами сложных эфиров.

2.Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам (например, красителям).

3. «Выведение» жирного пятна с помощью сложного эфира


Параграф 21

5-21.

7-64

Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты»

Свойства карбоновых кислот, получение сложного эфира.

Знать понятия: типы химических реакций.

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ, получению сложного эфира.




Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты»по учебнику.

7-22.
8,9-65,66

Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС. Комбинированный урок

Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла.

Мыла, объяснение их моющих свойств.

Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие о СМС.


Знать важнейшие химические понятия: состав и строение молекул, классификация и номенклатура, гидролиз водный и щелочной, вещества и материалы, широко используемые в практике – жиры и мыла.

Уметь определять типы химических реакций в органической химии, характеризовать строение и свойства жиров.

Д.1.Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водным растворам брома и KMnO4.

Л.1.Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

2.Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4.

3.Получение мыла.

4.Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.


Параграф 21, упр.1-12.

10,11-67,68

Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры».

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь между ними и углеводородами.

Решение расчетных задач.

Решение экспериментальных задач. Задачи на вывод формулы вещества.


Знать важнейшие химические понятия по пройденной теме.

Уметь вещества и материалы, широко используемые в практике.

Экспериментальные задачи.

1.Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия и силиката натрия.

2.Распознавание образцов сливочного масла и маргарина.

3.Получение карбоновой кислоты из мыла.



Тесты ЕГЭ, задания уровня А, В и С.

12-69

Контрольная работа по теме №4 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры».

Контроль знаний по изученной теме.

Уметь вещества и материалы, широко используемые в практике







скачать

следующая >>
Смотрите также:
Изучаемые вопросы
527.07kb.
Изучаемые вопросы
182.47kb.
Вопросы к зачету по курсу «микроэкономика»
39.34kb.
Изучаемые вопросы 8
705.23kb.
Тема урока Тип урока Изучаемые вопросы Демонстрация, эксперимент
322.3kb.
Контрольная работа по биологии в 9 классе Спецификация Назначение работы: остаточные знания курса биологии
171.35kb.
Тема: Стоячие волны. Акустический резонанс
45.76kb.
Основные математические понятия и факты
66.57kb.
Оценочные отношения, изучаемые в этике, имеют определённую структуру
21.76kb.
Проверки, изучаемые проблемы: Организация индивидуальной работы с детьми девиантного поведения
31.7kb.
Семинарских занятий по курсу «Гражданское право»
104.58kb.
Урок обобщения, повторения и закрепления по теме: "Первоначальные сведения о строении вещества"
45.12kb.