Главная стр 1
скачать

1


Инвариантная

(обязательная) часть



Количество занятий в неделю

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготови-тельная группа

1.1

Познавательно-речевое направление с осуществлением коррекционной направленности

4

3

3

4

6





Образовательные области:



















Познание

2

2

2

2

3




Коммуникация

1

0,5

0,5

1,5

2




Чтение художественной литературы

1

0.5

0.5

0,5

1


1.2

Социально-личностное с осуществлением коррекционной направленности










1

1




Образовательные области



















Социализация

-

-

-

0,5

0,5




Труд

-

-

-

0,25

0,25




Безопасность

-

-

-

0,25

0,25

1.3

Художественно-эстетическое направление развития

4

4

4

4

4





Образовательные области:



















Музыка

2

2

2

2

2




Художественное творчество

2

2

2

2

2


1.4

Физическое воспитание

2

3

3

3

3





Образовательные области



















Здоровье



















Физическая культура

2

3

3

3

3

1.5

Коррекционное направление

-

1

2

3

3





Итого:

10

11

12

15

17

2

Вариативная часть (модульная)

-













Итого:



















Всего:

10

11

12

15

17



Пояснительная записка к учебному плану.

Базисный учебный план составлен в соответствии с рекомендуемым учебным планом ДОУ, утверждённым приказом Минобрнауки Мурманской области от 30.04.2010 г № 905, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на основе содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения» под редакцией Л.И.Плаксиной детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Учебный план регулирует деятельность педагогического коллектива, определяет объем учебной нагрузки для каждой возрастной группы: Продолжительность одного занятия в группе: Ранний возраст (2-3 года) - 10 мин. Младшая группа (3-4 года) - 15 мин. Средняя группа (4-5 лет) - 20 мин. Старшая группа (5-6 лет) - 25 мин. Подготовительная группа (6-7 лет) - 30 мин

Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течение недели, определены в соответствии с инструктивно-методическим письмом МО РФ от 14.03.2000г. за № 65\23 – 16, а также в соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» от 22.07.2010г. В учебном плане отражаются основные компоненты коррекционно-педагогической работы со слабовидящими детьми в виде спланированных и специально организованных занятий, которые реализуют следующие основные задачи:


- укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
- формирование определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков.
- формирование психологического базиса для развития высших психических функций (ВПФ) и предпосылок к школьному обучению;
- формирование нравственно-этической сферы, создание условий для эмоционально-личностного становления;
- социальная адаптация. Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с депривацией зрения. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в их развитии. Образовательный процесс ДОУ строится с учётом принципа интеграции образовательных областей и основывается на комплексно-тематическом принципе построения. В детском саду используются разнообразные виды фронтальных занятий: интегрированные и комплексные.

1.Познавательно-речевое направление с осуществлением коррекционной направленности 1.2 Содержание образовательной области « Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной деятельности); формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Ребёнок и окружающий мир - Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим это расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, экологическое образование. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов.

ФЭМП Занятия по ФЭМП комплексные и проводятся совместно с воспитателем и учителем –дефектологом. В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это обусловлено тем, что у слабовидящих детей наблюдается ряд трудностей в обучении (осознание пространственно-временных отношений, восприятие сенсорных эталонов: цвет, форма, величина; чувство ритма, анализ и синтез). Поэтому, прежде чем формировать ЭМП необходимо (на основе диагностических данных) организовать пропедевтический период обучения, который станет основой для усвоения ребенком математических представлений в рамках программных требований.
ФЭМП является мощным инструментом
· для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
· для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
· развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций).
· подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.);

Конструирование – занятия по конструированию, являются важным средством зрительной коррекции и компенсации зрительной недостаточности слабовидящих дошкольников. Особое внимание уделяется плоскостному конструирование и конструированию из различных видов конструкторов, что позволяет сформировать реальные образы предметов окружающего мира.

Сенсорное развитие – занятия по сенсорному развитию в 1 младшей группе, имеют определённую специфику, связанную с особенностью зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Особенное внимание уделяется обогащению чувственного опыта детей в различных видах деятельности и обследованию предметов с выделением цвета, формы, величины, а также в установлении сходства и различия между предметами.

1.3. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Развитие речи Занятия по развитию речи имеют свою специфику в связи с тем, что из-за недостатка сенсорного опыта у слабовидящих детей наблюдается некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Для этого предусмотрены занятия предметно-практические характера по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализу предметов и функциональным действиям с ними. Подготовка к обучению грамоте Занятия по обучению грамоте проводятся в подготовительной к школе группе.
Дети знакомятся с явлениями языковой действительности - звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения. Формируют навыки послогового чтения.
Особое внимание уделяется :
- развитию ручной моторики и зрительно-моторной координации,
- развитию умения ориентироваться на нелинованном листе и на линованном (сначала на линованном в клетку, - затем в линейку),
- ознакомлению с образами печатных букв и их графическим начертанием,
- освоению техники написания элементов прописных букв.
Важнейшее место в структуре занятия по подготовке к обучению грамоте занимают упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии.

1.4. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

2. Социально-личностное направление с осуществлением коррекционной направленности

2.1. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

2.2. Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

2.3. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

3. Художественно-эстетическое направление Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству

3.1.Музыка В процессе музыкальных занятий детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах. Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.) Занятия проводит руководитель по музыкальному воспитанию, в I и II половине дня.

3.2.Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение цели формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация). .
На занятии по продуктивным видам деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных, аппликационных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение этих видов деятельность имеет для формирования навыков планирования. На этих занятиях воспитатель проводит специальные коррекционные упражнения, где учит детей, с помощью карточек-заместителей наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Обучает приемам обследования, анализу строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. Таким образом, продуктивную деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. Они способствую формированию навыков предварительного планирования, развитию восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению.

4. Физическое направление Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 4.1.Физическая культура - кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия реализуются и специальные коррекционно-развивающие задачи: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в пространстве. Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову). Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т.е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения). Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных и достижений детей. Занятие проводит воспитатель по ФИЗО, в первой половине дня. 4.2.Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.


5. Коррекционное направление Содержание коррекционной работы направлено на выявление особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения, обусловленных недостатками в их физическом или психологическом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; возможность освоения детьми программы и их интеграции в образовательном учреждении).

Количество коррекционных занятий во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе увеличено за счёт занятий вариативной части учебного плана, что позволяет в полном объёме решать задачи психофизического развития ребёнка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Коррекционно-развивающем занятия во второй младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах проводятся с сентября по май в первую и вторую половину дня учителями- дефектологами. В начале учебного года с 1 по 15 сентября проводится углубленное обследование зрительного восприятия детей. Оценка результатов проводится с учетом программных требований возрастной группы, данные фиксируются в индивидуальных программах сопровождения слабовидящих дошкольников. В период медицинского и педагогического обследования учитель-дефектолог комплектует подгруппы детей, имеющих остроту зрения, ниже 0,4 . На КРЗ решаются следующие задачи:
формирование психологической базы для развития мышления и речи,
развитие общей и ручной моторики, развитие сенсорно-перцептивной деятельности,
формирование представлений об окружающем мире.
Для удобства планирования специалисты ориентируются на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы.
- Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность).
- Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности). И в первый и во второй тип занятий входят упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, различных видов восприятия.

Вторая младшая группа – 1 занятие в неделю (1 неделя – развитие зрительного восприятия, 2 неделя- ориентировка в пространстве, 3 неделя – развитие осязания и мелкой моторики, 4 неделя - социально-бытовая ориентировка). Средняя группа – 2 занятия в неделю (1 неделя – развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве; 2 неделя- развитие осязания и мелкой моторики, зрительное восприятие;3 неделя – социально-бытовая ориентировка, развитие зрительного восприятия ; 4 неделя- ориентировка в пространстве, развитие зрительного восприятия). Старшая группа - 2 занятия в неделю (1 неделя – развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве и развитие осязания и мелкой моторики; 2 неделя – социально-бытовая ориентировка, зрительное восприятие;3 неделя – социально-бытовая ориентировка, развитие зрительного восприятия;4 неделя- ориентировка в пространстве, развитие зрительного восприятия). Подготовительная к школе группа - 2 занятия в неделю (1 неделя – развитие зрительного восприятия; 2 неделя – социально-бытовая ориентировка, зрительное восприятие;3 неделя – со ориентировка в пространстве, развитие зрительного восприятия;4 неделя - социально-бытовая ориентировка, развитие зрительного восприятия). В июне учитель- дефектолог проводит только индивидуальную и подгрупповую работу. Организация работы с воспитанниками строится педагогами на основе лексических тем , обозначенных учителем –дефектологом с сентября по май. Коррекционно - развивающие занятия по развитию речи в старших и подготовительных группах проводятся с сентября по май в первую половину дня учителями- логопедами, количество занятий в неделю - 1 . В начале учебного года с 1 по 15 сентября проводится углубленное обследование речевого развития детей. Оценка результатов проводится с учетом программных требований данной возрастной группы. Узловым моментом обследования является выявление навыка свободного пользования развернутой связной речью. В период обследования учитель-логопед комплектует подгруппы из детей с однородными нарушениями речи и зрения не более 3-5 человек в каждой.



Старшая группа - в первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) проводится 2 занятия в месяц по формированию звукопроизношения и 2 занятия в месяц занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи ; во второй период (декабрь, январь, февраль, март) проводится 2 занятия в месяц по формированию звукопроизношения, 2 занятия в месяц по формированию лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи и в третий период ( апрель, май) проводится в месяц 2 занятия по формированию звукопроизношения , 2 занятие по формированию лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи .Занятия проводятся по подгруппам ( фронтально).

Подготовительная к школе группа - в первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) проводится 2 занятия в месяц по формированию звукопроизношения и 2 занятия в месяц занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи ; во второй период (декабрь, январь, февраль, март) проводится 2 занятия в месяц по обучению грамоте, 2 занятия в месяц по формированию лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи и в третий период ( апрель, май) проводится в месяц 2 занятия по обучению грамоте , 2 занятие по формированию лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи . Занятия проводятся по подгруппам ( фронтально). Индивидуальные логопедические занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно во всех периодах по составленному расписанию. В июне учитель- логопед проводит только индивидуальную и подгрупповую работу. Организация работы с воспитанниками строится педагогами на основе лексических тем , обозначенных учителем –логопедом с сентября по май.
скачать


Смотрите также:
Инвариантная (обязательная) часть
163.45kb.
Инвариантная часть, вариативная часть
29.3kb.
Инвариантная часть (обязательные предметы)
232.49kb.
I часть. Обязательная часть программы
1578.58kb.
Обязательная часть – на
41.05kb.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса
2073.1kb.
Инвариантная часть Блок Общепрофессиональные вопросы и задания
58.8kb.
Обязательная часть
1923.92kb.
1. Инвариантная часть
174.02kb.
1. Инвариантная часть
146.95kb.
1. Инвариантная часть
175.4kb.
Часть Обязательная Раздел
2166.14kb.